Раздел 8 ЭКОНОМИКА
Ведущие эксперты раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ВЕРА СТЕПАНОВНА СТАРОДУБЦЕВА - кандидат экономических наук, доцент (г. Горно-Алтайск)
УДК 331.101
Demidko E. V, Goman E.U. FORMATION OF LABOUR POTENTIAL OF THE REGION. The thesis, that the employment potential, as a factor influencing the quality of socio-economic development of the region in present time we have no doubts. Hence, revealing regularities of its development is an important task in the study of the processes associated with the transformation of qualification-demographic structure of the region.
Key words: social-economic development of region, labour potential, research potential, labour, labour facility, human capital, production-economic structure.
Е.В. Демидько, канд. эконом. наук, доц. кафедры «Менеджмент, финансы и право» Института психологии и управления ГОУВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», г. Хабаровск, E-mail: evgdem@yandex.ru; Е.Ю. Гоман, аспирант Дальневосточной академии государственной службы, E-mail: gomanelena@rambler.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Тезис о том, что трудовой потенциал, как фактор, влияющий на качество социально-экономического развития региона в настоящее время уже не вызывает сомнений. Следовательно, выявление закономерностей его формирования является важной задачей при исследовании процессов, связанных с трансформацией квалификационно-демографической структуры региона.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, трудовой потенциал, научно-технический потенциал, рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческий капитал, производственно-экономическая структура.
Для создания инструментов формирования положительной динамики социально-экономического развития региона (далее - СЭРР) необходимо выявить причины и закономерности его изменения. Как показывает анализ, использование классических моделей и теорий не позволяет это осуществить с требуемой эффективностью и результативностью [1]. Методологически, для решения данной проблемы необходим подход, основанный на комплексном рассмотрении взаимосвязи базисных факторов и элементов СЭРР и его результатов: трудового и научно-технического потенциала; системы социально-экономических показателей; индикаторов уровня качества жизни населения. Данный подход может позволить как выявить причины динамики показателей СЭРР и их внутренние корреляции, так и определить возможности для повышения качества жизни населения региона. В рамках указанной проблематики в данной статье рассматривается процесс формирования его трудового потенциала.
Проблематика трудового потенциала рассматривалась многими зарубежными и российскими исследователями на протяжении многих десятилетий. Результаты этих исследований можно свести к двум превалирующим концепциям, различающимся подходами в определении сущности трудового потенциала и его оценке.
Одни авторы характеризуют трудовой потенциал региона как совокупную способностью её трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и обеспечения посту-
пательного развития экономики [2]. Данное определение, автором которого является Г. Д. Кулагина, указывает на необходимость рассмотрения трудового потенциала как в количественном аспекте - численность трудовых ресурсов, так и в его качественном аспекте - эффективности их использования. Г. Д. Кулагина также указывает, что понятие «максимально возможный в данных экономических и социальных условиях объем продуктов и услуг» не поддается объективной оценке. К тому же изменение структуры промышленности региона меняет и величину максимально возможного выпуска продуктов и услуг, следовательно, в соответствии с данной концепцией, это будет означать и изменение трудового потенциала, хотя количественно и качественно состав и структура населения может оставаться постоянной.
Другие исследователи считают, что трудовой потенциал -это резервы наращивания потенциала рабочей силы и повышения эффективности ее использования [3]. Возможности улучшения образовательной и профессиональной структуры трудовых ресурсов выражаются в повышении ее теоретических знаний, практических навыков и квалификации в целом. Развитие социальной инфраструктуры региона, улучшение качества и доступности ее услуг позволяют населению перераспределить свои усилия с решения бытовых проблем на задачи личностного и профессионального роста, что, как правило, повышает социальную ответственность населения, его позитивное отношение к труду. Что касается демографической структуры населения, то она является основой для формирования социально-трудового потенциала региона и харак-
теризует возможности улучшения трудового потенциала региона через изменение количества реального и потенциального трудоспособного населения. В данной концепции трудовой потенциал практически невозможно оценить количественно по причине множества факторов, которые сами сложно поддаются количественной оценке.
В целом, анализируя исследования по проблематике трудового потенциала, можно сделать вывод о том, что процесс его формирования зависит от множества элементов и факторов. Во-первых, это «трудовые ресурсы» и «рабочая сила», т. е. люди, которые по своим психофизиологическим и профессиональным качествам могут предложить услуги на рынке труда. Во-вторых, «человеческий капитал», т.е. накопленный профессиональный опыт, знания, умения, обеспечивающие возможность человека участвовать в трудовом процессе. В-третьих, факторами трудового потенциала являются: рост
численности и качества трудовых ресурсов; рационализация их распределения по профессиям, территориям, секторам экономики; эффективность использования трудовых ресурсов, удельный вес экономически активного населения в численности трудовых ресурсов, а также доля занятых в численности экономически активного населения, его мотивация к труду, трудовая и территориальная мобильности. Вместе с тем, трудовой потенциал при совместном рассмотрении его с технологической структурой региона, более адекватен рассматриваемой проблематике, чем рабочая сила или трудовые ресурсы, так как его изменение непосредственно влияет на изменение производительности производственно-экономической системы региона.
Основываясь на вышесказанном, автором предлагает следующий процесс формирования трудового потенциала (см. рис.1).
НАСЕЛЕНИЕ РЕГИОНА
Рис. 1. Процесс формирования трудового потенциала
В приведенном на рисунке 1 процессе под трудовым потенциалом региона понимается совокупность рабочих и инженерно-технического персонала, создающих добавленную и потребительную стоимости. Количественно трудовой потен-
циал региона равен числу указанных работников, а качественно - долей работников, работающих в высокотехнологичных и наукоемких отраслях региона.
Особый интерес при рассмотрении трудового потенциала представляет сформировавшаяся квалификационно-демографическая структура человеческого капитала и ее дальнейшая трансформация посредством производственно-экономической структуры региона в качество и количество трудового потенциала. При этом наличие «критической массы» накопленного опыта и знаний, проблемных направлений и требующих решения задач в научно-технических областях существующей производственной структуры региона может генерировать новые идеи и научные направления. В свою очередь это будут способствовать как к росту научно-технического потенциала региона, так и к увеличению качества трудового потенциала и перехода их новый уровень, что объективно должно приводить к повышению конкурентоспособности региона.
В краткосрочном периоде трудовой потенциал можно повысить за счет снижения структурной безработицы и приведения сформированной совокупности количества и качества трудовых ресурсов в соответствие с текущими потребностями производственно-экономической структуры региона.
В долгосрочном периоде повысить трудовой потенциал, исходя из представленного на рисунке 1 процесса, можно путем:
- устранения или снижения степени воздействия факторов, отрицательно влияющих на воспроизводство и здоровье населения;
- улучшения системы здравоохранения, структуры питания;
- изменения мотивационного паттерна и социальных предпочтений населения в сторону положительного отношения к труду;
- организации систем профессионального образования и переподготовки в соответствии с текущими и перспективными потребностями региона;
- повышение доли научно-технических производств в регионе.
Несколько слов о мотивационном паттерне (мотипаттере) - интегрированных ценностных ориентациях населения региона к труду [4]. Мотипаттеры могут быть самого различного уровня. Мотипаттер организации формирует качество совокупного работника с определенным типом мотивации к труду (качество труда, заработок, карьерный рост, престиж, социальный статус и т.д.). Мотивационный паттерн труда, формирующийся на национально-государственном уровне, определяет уровень иерархии трудовой мотивации:
- низшую, где труд представляется обязанностью, обусловленной необходимостью зарабатывать себе на жизнь;
- промежуточную, при которой труд считается такой же жизненной ценностью как семья, отдых, здоровье и т.д.;
- высшую, когда труд для человека является инструментом самовыражения, куда он стремится вложить все свои знания и опыт, независимо от оплаты.
Одним из инструментов повышения трудового потенциала региона, нацеленного на долгосрочную перспективу, может быть создание системы образования, основанной на центрах,
Библиографический список
объединяющих учреждения профессионального образования отдельной или смежных групп отраслей. Деятельность этих центров должна быть основана на планах развития региона и, следовательно, главным условием для функционирования указанных центров является наличие долгосрочных программ развития региона, однозначно определенных как качественно, так и количественно, структурированных по времени и направлениям, учитывающих все аспекты внешней и внутренней среды региона.
Цель функционирования таких центров - обеспечение потребностей региона в высококвалифицированных специалистах различного уровня. Сущность их функционирования -разработка и координация системы образования региона для достижения следующих основных задач:
■ обеспечение количественных потребностей региона в кадрах необходимой специализации, что предполагает наличие актуальной и системной информации по следующим аспектам регионального развития, а также тенденций и перспектив в их изменении:
- отраслевая структура и кадровая обеспеченность отраслей;
- уровень безработицы, возрастная и половая структура, квалификация, навыки и опыт незанятых в региональной экономике;
- демографическая структура региона.
■ подготовка высококвалифицированных специалистов, что предполагает системность их теоретических знаний и практических навыков по основным аспектам их профессиональной деятельности, а также тенденций и перспектив их изменения в регионе по следующим основным направлениям:
- технология производства работ;
- средства и предметы труда, применяемые при производстве работ;
- организация и экономика труда;
- нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности.
■ формирование информационной образовательной среды региона на основе современных технологий, что
должно основываться на:
- требованиях к структуре, содержанию и технологии образовательных программ;
- количестве пользователей образовательных программ;
- возможностях пользователей образовательных программ.
В заключение необходимо отметить, что, так как уровень трудового потенциала непосредственно влияет на значение такого важного показателя функционирования экономики региона - валовой региональный продукт, проблема повышения трудового потенциала является одной из первоочередных задач для всех уровней государственного управления при управлении социально-экономическими процессами в регионе. Тезис о том, что «рынок сам все рассудит и поставит на места» в контексте данной статьи является необоснованным.
1. Демидько, Е.В. О применении экономических методов и моделей для анализа причин динамики социально-экономического развития региона. // Власть и управление на востоке России. - 2008. - № 44 (3).
2. Кулагина, Г.Д. Макроэкономическая статистика. - М.: МЭСИ, 1998.
3. Тонышева, Л.Л. Социально-трудовой потенциал территории: выбор стратегии развития // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2004. - № 3-4.
4. Шкуркин, А.М. Мотипаттеры Камчатки. Теория и практика управления бизнесом, финансами и кадрами / А.М. Шкуркин, Я.В. Ганич // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава кафедры «Менеджмент, финансы и право» по итогам 51 и 52-ой конференций преподавателей ДВГГУ. - Хабаровск: ДВГГУ, 2008.
Bibliography
1. Demidjko, E.V. O primenenii ehkonomicheskikh metodov i modeleyj dlya analiza prichin dinamiki socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona. // Vlastj i upravlenie na vostoke Rossii. - 2008. - № 44 (3).
2. Kulagina, G.D. Makroehkonomicheskaya statistika. - M.: MEhSI, 1998.
3. Tonihsheva, L.L. Socialjno-trudovoyj potencial territorii: vihbor strategii razvitiya // Nalogi. Investicii. Kapital. - 2004. - № 3-4.
4. Shkurkin, A.M. Motipatterih Kamchatki. Teoriya i praktika upravleniya biznesom, finansami i kadrami / A.M. Shkurkin, Ya.V. Ganich // Sbornik nauch-nihkh trudov professorsko-prepodavateljskogo sostava kafedrih «Menedzhment, finansih i pra-vo» po itogam 51 i 52-oyj konferenciyj prepodavateleyj DVGGU. - Khabarovsk: DVGGU, 2008.
Статья поступила в редакцию 20.07.11