на рынке. Ассортимент ОУ должен быть достаточно широк и иметь свойство постоянного обновления под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Цены на ОУ формируются под воздействием рынка: конкурентов и величины платежеспособного спроса. При этом критерием конкурентоспособности образовательной услуги и вуза в целом должна быть не цена продажи, а цена потребления образовательной услуги.
Основной функцией маркетинга ОУ является выявление потребности в специалистах в определенных сферах деятельности и разработка образовательных программ для подготовки таких специалистов. Таким образом, продуктом вуза является образовательная программа, которая представляет собой комплекс ОУ, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами вуза. Потребители ОУ - это непосредственные получатели услуг вуза (студенты) и те, кто принимает решение о приобретении ОУ (родители, абитуриенты и студенты). На принятие решения о выборе вуза и, следовательно, приобретении его ОУ оказывает влияние правильное позиционирование вуза и его ценовая политика. Ценовая политика вуза должна отвечать на вопрос, из чего складывается продажная цена ОУ и обоснованы ли при этом затраты покупателя. Современная ситуация на рынке труда требует от вузов серьезных маркетинговых исследований рынка
ОУ, которые должны усилить конкурентоспособность вузов и усовершенствовать образовательные технологии. Основными задачами маркетинга ОУ являются:
- исследование рынка труда для определения наиболее востребованных профессий и перспектив развития данных потребностей;
- изучение рынка ОУ и запросов потенциальных потребителей этих услуг;
- определение современных методов привлечения потенциальных потребителей ОУ;
- организация маркетингового подразделения в структуре вуза для максимального удовлетворения запросов потребителей ОУ.
Функции, которые выполняет сфера образования в общественной системе, долговременное воздействие на экономику в целом предполагают реализацию концепции социально-ответственного маркетинга. В условиях, когда работники образования вынуждены искать способы зарабатывать средства для себя, своей семьи и сохранения собственного образовательного учреждения, система в целом не может рассчитывать на социальную ответственность каждого из них. Сфере образования необходима помощь со стороны общества и государства, только тогда можно рассчитывать на социально ориентированную деятельность системы образования и развитие маркетингового подхода к исследованию рынка ОУ в России.
Библиографический список
1. Гуртов В.А., Питухин Е.А., Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. М.: Техносфера, 2007. 680 с.
2. Одинцова Т. Отдел маркетинга в инновационном вузе. // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 65-70.
3. Платошкина Г. Г. Стратегический маркетинг высшего образования. // Экономика образования. 2007. № 4. С. 14-20.
4. Saginova O/ Facilitations innovations in Higher Education in Transitional Economies. // Journal of Educational Management. //Vol. 22, # 4, 200B, p. 341-351.
УДК 504.06:658.5
РОЛЬ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИЙ
О.И.Горбунова1, М.В.Сенченко2
байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
2Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дана характеристика системы экологического менеджмента (СЭМ). Показана роль СЭМ в интегрированной системе менеджмента. Наглядно представлены сферы действия СЭМ и системы менеджмента качества на предприятии. Рассмотрены и обоснованы преимущества, получаемые предприятием при внедрении СЭМ наряду с СМК.
Ил. 1. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: система экологического менеджмента; стандарты серии ИСО 14000; управление; конкурентоспособность; преимущества; окружающая среда.
1 Горбунова Ольга Ивановна, кандидат технических наук, доцент, тел.: (3952) 747123. Gorbunova Olga Ivanovna, Candidate of technical sciences, associate professor, tel.: (3952) 747123.
2Сенченко Марина Васильевна, соискатель, тел.: 89501176318, e-mail: [email protected] Senchenko Marina Vasilievna, competitor for a scientific degree, tel.: 89501176318, e-mail: [email protected]
ROLE OF THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN THE INTEGRATED SYSTEM OF COMPANY MANAGEMENT
O.I.Gorbunova, M.V.Senchenko
Baikal State University of Economics and Law 11, Lenin St., Irkutsk, 664003. National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The authors characterize the environmental management system (EMS). They show the role of EMS in the integrated management system. They demonstrate the scope of the EMS and the quality management system (QMS) at an enterprise. The authors review and prove the benefits of the enterprise when introducing the EMS along with the QMS. 1 figure. 9 sources.
Key words: environmental management system; standards of ISO 14000 series; management; competitiveness; benefits; environment.
В современном мире в условиях рыночной экономики руководству предприятий (организаций) для успешного осуществления деятельности необходимо учитывать требования и пожелания всех заинтересованных сторон (партнеров, контролирующих органов, общества и т.д.), на основании чего формируются основные цели предприятия:
- производить качественную продукцию, реализуемую на рынках;
- получать максимально возможную прибыль;
- обеспечивать занятость и соответствующий уровень оплаты труда;
- гарантировать качество окружающей среды.
Реализации настоящих целей на предприятии способствует внедрение интегрированной системы менеджмента.
Интегрированная система менеджмента (ИСМ)
- это система менеджмента организации, направленная на изготовление качественной продукции (услуг) и основанная на интеграции систем функционального и процессного управления путем применения стандартов, ориентированных на системы менеджмента при условии выполнения требований экологических и социальных нормативов и законодательства [1].
Таким образом, интегрированная система менеджмента представляет собой часть системы общего менеджмента, которая отвечает требованиям двух и более стандартов и функционирует как единое целое. Как правило, основу ИСМ составляют стандарты ИСО серий 9000 и 14000 (т.е. система менеджмента качества и система экологического менеджмента).
Система менеджмента качества (СМК) - часть системы менеджмента организации, позволяющая контролировать и координировать процессы планирования, обеспечения и улучшения качества производимой продукции или услуг в какой-либо организации [2]. Основной мотив для внедрения СМК - стремление повысить эффективность производственных операций, добиться улучшения качества продукции. Система экологического менеджмента (СЭМ) - часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами [3]. СЭМ представляет собой современный подход к учету приоритетов охраны окружающей среды при планировании и осуществлении деятельности организаций [4].
В качестве базового, системообразующего элемента в интегрированной системе менеджмента выступает стандарт ИСО 9001. Именно внедрение и функционирование СМК позволяет повысить качество выпускаемой продукции (услуг) предприятия за счет контролирования процессов на каждом этапе создания продукции. Следствием улучшения качества является повышение конкурентоспособности предприятия.
Однако система экологического менеджмента, созданная на основе стандартов серии ИСО 14000, также играет немаловажную роль в ИСМ. СЭМ позволяет контролировать негативное воздействие каждого этапа производственной деятельности на окружающую среду, а также планировать деятельность предприятия таким образом, чтобы минимизировать данные воздействия. Без учета экологической составляющей на каждом этапе производственного процесса невозможно создать конкурентоспособную продукцию.
Основным показателем конкурентоспособности, определяющим успех продукции на мировом рынке, является «экологическое качество», т.е. степень соответствия продукта и параметров технологии его производства требованиям, обеспечивающим экологическую безопасность окружающей среды, жизнедеятельности и потребности человека [5].
Безусловно, оба мнения являются верными. Однако внедрение только одной из систем менеджмента (СЭМ или СМК) на предприятии не позволит добиться максимального уровня конкурентоспособности продукции (услуг).
Большинство публикаций, посвященных проблеме интегрированных систем менеджмента, описывают отдельные элементы методологии формирования ИСМ, основанные на механическом сопоставлении требований различных стандартов на системы менеджмента, что накладывает определенные ограничения на их использование. Среди ряда работ по данной теме наиболее полными и научно обоснованными являются PAS 99:2006 «Спецификация общих требований системы менеджмента как структура для интеграции» [6] и AS/NZS 4581:1999 «Интеграция систем менеджмента - Руководство для частных, правительственных и общественных организаций» [7]. При этом необходимо отметить, что PAS 99:2006 содержит унифицированные требования к интеграции систем менеджмента без раскрытия их в контексте общих
подходов и принципов формирования ИСМ. В свою очередь, AS/NZS 4581:1999 содержит руководящие указания по использованию ряда элементов и принципов интеграции систем менеджмента без рассмотрения их в аспекте практического применения и использования принципов управления качеством.
В основу модели интегрированной системы менеджмента положены девять принципов ИСМ, которые были сформированы на базе принципов управления качеством, изложенных в стандартах ISO серии 9000, концепции всеобщего управления качеством (TQM) и с учетом принципов и моделей интеграции систем менеджмента, а также управления рисками: баланс интересов участвующих сторон; лидерство руководства; ориентация на достижение целей; вовлеченность персонала; соответствие законодательным и другим требованиям; подход, основанный на управлении рисками; процессный подход; системный подход к менеджменту; принятие решений, основанных на фактах; постоянное улучшение [8].
Системы менеджмента качества и экологического менеджмента имеют много общего (стандарты ИСО 14000 базируются на стандартах ИСО 9000). По оценкам консалтинговых фирм, внедряющих на предприятиях СМК и СЭМ, до 70% информации и процедур управления в обеих системах являются идентичными [9], что наглядно представлено на рисунке, анализируя который, можно сделать вывод, что для организаций (предприятий), успешно внедривших СМК, СЭМ вряд ли принесет что-либо новое в подходы управления. Однако данный вывод является не совсем верным, поскольку СЭМ более четко, детально рассматривает производственный (технологический) процесс с точки зрения негативного воздействия на окружаю-
щую среду, применяя процессный подход.
СЭМ, прежде всего, ориентирована на то, чтобы все подсистемы предприятия гарантировали защиту окружающей среды от их негативного воздействия через управление экологической составляющей. Внедрение и функционирование СЭМ на предприятии способствует рассмотрению экологических проблем в совокупности с другими видами деятельности: транспортной, закупочной, производственной, финансовой и пр. С внедрением СЭМ усиливается очень важный принцип экономической эффективности природоохранной деятельности - принцип предотвращения загрязнения. Суть этого принципа заключается в следующем: наиболее эффективно снизить негативное воздействие на окружающую среду возможно за счет влияния на процессы, его вызывающие, - первопричину воздействия. Это особенно важно для российских предприятий (организаций), где, с точки зрения руководителей, меры по охране окружающей среды имеют более низкий приоритет по сравнению с производственными задачами. Такой подход сформировался в конце ХХ в., когда в России получили распространение методы охраны окружающей среды «на конце трубы» (зачастую дорогостоящие меры по очистке отходящих газов, сточных вод, ограничению попадания загрязняющих веществ в окружающую среду, несоблюдение которых вызывало несоответствие с природоохранным законодательством). Внедрение СЭМ позволяет изменить данное мнение, а вместе с ним -подходы управления и организацию производства, позволяя устранить причины вредного воздействия.
СЭМ играет роль структуры, в которой поиск и применение методов предотвращения загрязнения принимают регулярный и систематический характер,
Адлшн истративко-угсракленческин an парат предприятия
Отдел га качеству
Поставщики
Сырье, материалы
TI
Производственный проиеос
Возвратные ресурсы
_ Направление материальных
потоков
— Контроль
— Коорлкнашся
— — СЭМ - - СМК
Выход |
Продукция 1
Маркировка уровня качества Г
_ Jm
Потребители
п
1_________
Экологическая L . . _ * . _ . . _•
маркировка
отходы выбросы сбросы
II III I
в окружзкхцучо среду
Санитарная промышленная лаборатория
Лаборатория очистных сооружений
Отдел охраны окружающей среды
Взаимодействие СМК и СЭМ на предприятии
т.е. СЭМ приносит для предприятия рисковые преимущества - уменьшается вероятность нарушения природоохранного законодательства, наложения штрафов и других видов административной и иной ответственности; готовность к действиям во внештатных ситуациях обуславливает меньшую вероятность возникновения таковых.
Организационные меры, связанные с контролем производственного процесса, выбором сырьевых материалов, вторичным использованием или переработкой материалов (отходов), логистикой производства и др., играют в СЭМ очень важную роль. Именно эти методы являются основным инструментом СЭМ по снижению воздействия на окружающую среду. Оптимизация использования сырья и ресурсов способствует снижению себестоимости продукции и увеличению обеспеченности сырьем (такие преимущества внедрения СЭМ получили название ресурсные).
Система экологического менеджмента построена на механизме тактического планирования. Планирование и последовательное улучшение составляют значимую часть требований ИСО 14000. На предприятиях, внедривших СМК, часто тактическому планированию не уделяется достаточного внимания. Развитие СЭМ и создание интегрированной системы менеджмента на таких предприятиях способствует обеспечению практического, а не только формального соответствия СМК требованиям ИСО 9000 (например, за счет постановки и достижения целей в области качества).
Таким образом, при внедрении СЭМ на предприятии совершенствуется управление предприятием, повышается его устойчивость (благодаря улучшению качества выпускаемой продукции; повышению уровня конкурентоспособности; снижению издержек, связанных с воздействием предприятия на окружающую среду; увеличению инвестирования) и мобильность (благодаря повышению эффективности производства, признанию продукции на международном уровне и мировом рынке). Такие преимущества можно отнести к системным преимуществам внедрения СЭМ.
Следствием системных преимуществ, проявляющихся в повышении устойчивости и управляемости предприятия, являются рыночные преимущества, связанные с инвестированием, кредитованием и страхованием. Для кредитора, инвестора, страховщика сотрудничество с более надежной организацией означает меньший риск - меньшую вероятность страховых выплат.
Библиографический список
Также существенным преимуществом внедрения СЭМ на предприятиях является снижение платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Особенно актуально данное преимущество для предприятий Иркутской области, республики Бурятия, расположенных в Байкальской природоохранной территории, и предприятий районов Крайнего Севера. Платежи за негативное воздействие этих предприятий на окружающую среду вдвое больше платежей предприятий других районов.
Результаты внедрения СЭМ и осуществляемой в ее рамках экологической деятельности проявляются также в повышении трудоспособности и снижении заболеваемости работников и членов их семей.
Внедрение СЭМ на предприятиях (организациях) всего мира приводит к повышению экологической культуры и более внимательному отношению к окружающей среде как на производстве, так и в частной жизни.
Проанализировав все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
внедрение СЭМ наряду с СМК на предприятии позволяет добиться максимального уровня конкурентоспособности данного предприятия за счет учета экологической составляющей на каждом этапе создания продукции (услуги), так как с внедрением СЭМ на предприятии повышается «экологическое качество» продукции (услуг);
СЭМ детально рассматривает производственный процесс с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду, позволяя реализовать принцип предотвращения загрязнения;
СЭМ рассматривает и реализует варианты решения производственных задач с минимальным отрицательным воздействием на окружающую среду, что способствует снижению платежей за негативное воздействие;
внедрение СЭМ и формирование ИСМ на предприятии положительно сказывается на здоровье и экологической культуре его сотрудников и всего населения района, расположенного около данного предприятия.
Таким образом, внедрение СЭМ на предприятиях и формирование ИСМ приобретает в настоящее время особую актуальность, так как обуславливает повышение культуры управления.
1. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учеб. пособие / под ред. М.А. Федотовой. М.: КНОРУС, 2007. 344 с.
2. Овсянко А.Д. Менеджмент качества: разрушая стереотипы. Режим доступа:
http://www.cfin.ru/management/iso9000/stereo.shtml
3. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
4. Дайман С.Ю. Системы экологического менеджмента: практический курс. М.: Форум, 2008. 336 с.
5. Ходынски А. Разработка и управление стратегией предприятия. М.: Бельско-Бяла, 1998. 191 с.
6. PAS 99:2006. «Specification of common management system requirements as a framework for integration», © BSI 31 August 2006.
7. AS/NZS 4581:1999. «Management system integration -Guidance to business, government and community organiza-tions».
8. Марцынковский Д.А., Владимирцев А.В., Марцынковский О.А. Руководство к интеграции систем менеджмента // Ассоциация по сертификации «Русский Регистр». СПб, 2008. 124 с.
9. Думова И. И. Региональное развитие и экологический менеджмент на предприятии. Новосибирск: Гуманитарные технологии, 2001. 74 с.