Научная статья на тему 'Стандартизация и сертификация интегрированных систем менеджмента'

Стандартизация и сертификация интегрированных систем менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / STANDARDIZATION / CERTIFICATION / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS / GLOBALIZATION OF THE WORLD ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодин Виктор Семенович

Показано, что законы рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики требуют от современного бизнеса постоянного баланса между максимально возможным удовлетворением запросов всех заинтересованных сторон, конкурентным давлением и безусловным соблюдением законодательных и отраслевых требований. Поддержание такого баланса гарантирует предприятиям перспективу устойчивого и успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION AND CERTIFICATION OF INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS

The author demonstrates that the laws of market relations under the conditions of globalization of the world economics require modern business to maintain a permanent balance between the maximum possible meeting the requirements of all concerned sides, competitive pressure and absolute compliance with legislative and industry requirements. Maintaining of such a balance guarantees enterprises a prospect of steady and successful development.

Текст научной работы на тему «Стандартизация и сертификация интегрированных систем менеджмента»

УДК 621.01(07)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА В.С.Колодин1

Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина,11.

Показано, что законы рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики требуют от современного бизнеса постоянного баланса между максимально возможным удовлетворением запросов всех заинтересованных сторон, конкурентным давлением и безусловным соблюдением законодательных и отраслевых требований. Поддержание такого баланса гарантирует предприятиям перспективу устойчивого и успешного развития. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: стандартизация; сертификация; интегрированные системы менеджмента; глобализации мировой экономики.

STANDARDIZATION AND CERTIFICATION OF INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS V.S. Kolodin

Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St, Irkutsk, 664003.

The author demonstrates that the laws of market relations under the conditions of globalization of the world economics require modern business to maintain a permanent balance between the maximum possible meeting the requirements of all concerned sides, competitive pressure and absolute compliance with legislative and industry requirements. Maintaining of such a balance guarantees enterprises a prospect of steady and successful development. 3 sources.

Key words: standardization; certification; integrated management systems; globalization of the world economics.

Законом о стандартизации понятие стандартизации формулируется как деятельность по установлению норм, правил, характеристик (далее - требования) в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Законы рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики требуют от современного бизнеса постоянного баланса между максимально возможным удовлетворением запросов всех заинтересованных сторон (акционеров, инвесторов, потребителей, органов государственного управления, общества), конкурентным давлением и безусловным соблюдением законодательных и отраслевых требований. Достижение и поддержание такого баланса гарантирует предприятиям перспективу устойчивого и успешного развития, а поэтому во многих случаях является корпоративной целью. Для ее достижения топ-менеджмент использует стратегические программы, в том числе ориентированные на внедрение стандартизированных требований для разработки, поддержания и развития формализованных систем менеджмента, имеющих международное признание. Последние рассматриваются в качестве реальных и действенных

инструментов для увеличения прибылей и расширения возможностей организации за счет системного управления рисками и постоянного улучшения. В результате этого, все стороны, заинтересованные в деятельности предприятия, вправе ожидать:

а) повышения конкурентоспособности продукции;

б) снижения издержек;

в) увеличения прибыли, рентабельности, оборотных средств и скорости окупаемости инвестиций;

г) смягчения воздействия на окружающую среду;

д) снижения профессиональных рисков и последствий от несчастных случаев на производстве;

е) обеспечения социальной защищенности персонала.

В настоящее время большинство организаций находятся на разных стадиях внедрения, сертификации и дальнейшего развития систем менеджмента в соответствии с требованиями различных международных стандартов и/или технических условий и спецификаций, например: ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, ISO/TS 16949, ISO 22000, ISO/IEC 27001, ISO/IEC 20000 и др. Например, в России и странах СНГ в течение последних 10 лет наблюдается устойчивый рост организаций, которые работают в данном направлении.

Анализируя понятие стандартизации, следует иметь в виду, что государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Государственные стандарты должны содержать: требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества,

1Колодин Виктор Семенович, доктор экономических наук, заведующий кафедрой логистики и коммерции, тел.: 89643547579. Kolodin Victor Semenovich, a doctor of economic sciences, the head of the Chair of Logistics and Commerce, tel.: 89643547579.

44

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (41) 2Q1Q

требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии (в ред. Федерального закона от 27.12.95 N 211-ФЗ); требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции; правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно -технические правила и нормы. Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий. Содержание требований государственных стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают.

Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 90009004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г. и обновленных в 2008 г.

Стандарт ИСО 9000 содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы. Стандарт ИСО 9004 — это методические указания для общего руководства качеством на предприятии (фирме), а стандарты ИСО 3001—9003 - это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.

В ИСО 9000 подчеркивается, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества — предмет общего руководства. Но если речь идет о заключении контракта, то состояние системы обеспечения качества у экспортера служит мерой доверия к нему со стороны контрагента, мерой уверенности в надежности партнера. В связи с этим в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у экспортера на соответствие одному из стандартов ИСО 9001—9003 до заключения контракта. Оценку может проводить либо сам импортер, либо нейтральная организация по договоренности сторон. Оценка не понадобится, если система сертифицирована и контрагент признает сертификат соответствия.

Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт

воплощен в стандарте: «петля качества» начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом.

Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы.

Характерной особенностью для значительного числа организаций, решающих проблемы стандартизации, является их стремление внедрить на предприятии сразу или последовательно несколько моделей системы менеджмента. В качестве наиболее типичного примера можно рассматривать практику разработки системы менеджмента качества (СМК) на базе требований ISO 9001, системы экологического менеджмента (СЭМ) на базе требований ISO 14001 и/или системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда (СМПБОТ) на базе требований OHSAS 18001.

Часто эти системы функционируют как независимые автономные модели, которые ориентированы на удовлетворение требований различных заинтересованных сторон, например:

1. Система менеджмента качества (ISO 9001) должна в первую очередь отвечать интересам потребителей предприятия за счет удовлетворения их требований.

2. Система экологического менеджмента (ISO 14001) должна отвечать интересам общества в целом за счет минимизации негативного воздействия от производственной деятельности предприятия на окружающую среду.

3. Система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда (OHSAS 18001) должна отвечать интересам персонала предприятия за счет минимизации рисков в области производственной безопасности.

Однако практика неоспоримо свидетельствует, что одновременное функционирование нескольких автономных систем, как правило, сопряжено с рядом проблем:

а) дублирование отдельных требований порождает внедрение нескольких процедур, одинаковых по целям (например: процедуры управления документацией и записями, процедуры управления внутренними аудитами и др.);

б) возникновение противоречий между приоритетностью в требованиях различных систем менеджмента (например: статус и роль представителей руководства по качеству и экологической безопасности; ресурсы на обеспечение качества и реализацию экологических программ и др.);

в) отсутствие единого действенного механизма или наличие одновременно нескольких, но плохо сочетающихся между собой механизмов реагирования на дестабилизирующие факторы внешней и внутренней среды организации.

Как следствие вышеперечисленные проблемы неизбежно приводят к появлению конфликтности между различными системами менеджмента, сопровождающейся снижением управляемости бизнесом, отторже-

нием персоналом требований документов систем менеджмента, и порождают эффект «лебедя, рака и щуки», что далеко не лучшим образом сказывается на эффективности функционирования таких системы менеджмента.

При этом практически в любом из международных стандартов ISO можно выделить общие элементы, которыми целесообразно управлять унифицированным способом, используя интегрированный подход. Это обстоятельство оправдывает желание объединить данные системы в единую интегрированную систему менеджмента (ИСМ) с большей или меньшей степенью интеграции. Кумулятивный эффект от интеграции общих требований к системе управления предприятием позволит эксплуатировать эти системы менеджмента с максимальным эффектом.

Зачастую под термином «интеграция систем менеджмента» ошибочно понимается механическое объединение требований различных стандартов на системы управления, которые внедряет предприятие. При этом игнорируется необходимость создания единого механизма, позволяющего достигать цели организации за счет выполнения требований применяемых стандартов на системы менеджмента.

В то же время философия современного менеджмента выделает три основных аспекта, которые обеспечивают устойчивое развитие бизнеса любой организации:

1. Соответствие результатов деятельности (например, продукции, воздействий на внешнюю среду и персонал) требованиям заинтересованных сторон и применимым законодательным и отраслевым требованиям.

2. Управление рисками организации при реализации ее стратегии и достижении поставленных целей.

3. Интеграция всех процессов, реализуемых в компании, в единую консолидированную систему, представляющую собой целостный механизм управления организацией.

Таким образом, к основным причинам необходимости интеграции систем менеджмента можно отнести: достижение соответствия всем применимым требованиям; управление рисками организации; улучшение имиджа организации; снижение непроизводственных затрат; улучшение взаимодействия с контролирующими, законодательными и надзорными органами; снижение загрязнения окружающей среды; уменьшение вероятности возникновения инцидентов и аварий; улучшение условий труда и безопасности на рабочем месте; требования акционеров и инвесторов.

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) представляет собой совокупность не менее двух систем менеджмента, отвечающих требованиям двух и более стандартов систем менеджмента, ориентированных на различные заинтересованные стороны и функционирующих в организации как единое целое.

ИСМ обеспечивает большую согласованность действий внутри организации, усиливая тем самым синергетический эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше,

чем простая сумма отдельных результатов. В целом он заключается в следующем:

1) ИСМ минимизирует функциональную разобщенность персонала в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента.

2) Создание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем создание нескольких параллельных систем. Затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.

3) ИСМ позволяет лучше учитывать баланс интересов внешних сторон организации, чем при наличии параллельно функционирующих систем.

4) Достижение большей «прозрачности» и управляемости, т.к. число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах.

5) Объем документов в интегрированной системе значительно сокращается по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах. В интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации.

6) Повышается эффективность объединенной системы менеджмента за счет использования совместных действий в интегрированной системе, таких как определение политики, планирование, подготовка персонала и т.д. Больше внимания уделяется общим целям бизнеса.

7) Интеграция способствует также уменьшению конфликтности и вероятности возможных противоречий между вопросами, связанными с качеством, экологией и безопасностью, более целостному подходу к повышению рентабельности, более эффективному использованию ресурсов, улучшению слаженности процесса обмена информацией, исключению дублирования процессов. Переход к риск-менеджменту становится актуальным и необходимым.

Таким образом, от интеграции систем менеджмента можно ожидать следующие основные выгоды для бизнеса: улучшенное планирование и повышение эффективности деятельности; обеспечение целостного подхода к управлению рисками; уменьшение степени конфликтности между системами; уменьшение дублирования и бюрократии; повышение результативности и эффективности внутренних и внешних аудитов; использование перспективных возможностей улучшения; экономия ресурсов; улучшение взаимоотношений с заинтересованными сторонами; повышение качества информации для принятия решений; рост деловой репутации и поддержка со стороны учредителей.

На сегодняшний день отсутствует какой-либо международный стандарт, определяющий общие требования, руководящие указания и подходы к созданию ИСМ и формирующий единую структуру для интеграции систем менеджмента. Данное обстоятельство приводит к тому, что интеграция систем менеджмента зачастую носит формальный характер и не приносит ожидаемых результатов и выгод.

46

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (41) 2010

Необходимо отметить, что большинство публикаций, представленных как в отечественной, так и в зарубежной литературе, описывают элементы методологии формирования интегрированной системы менеджмента, основанной только на трех стандартах (ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007), что накладывает определенные ограничения на использование данных наработок. В зарубежной литературе среди ряда работ по данной теме наиболее полными и научно обоснованными (по мнению автора) являются:

1) Общедоступные технические условия, разработанные Британским институтом стандартов (BSI) PAS 99:2006 «Спецификация общих требований системы менеджмента как структура для интеграции» («Specification of common management system requirements as a framework for integration»).

2) Объединенный стандарт Австралии и Новой Зеландии AS/NZS 4581:1999 «Интеграция систем менеджмента - Руководство для частных, правительственных и общественных организаций» («Management system integration - Guidance to business, government and community organizations»).

При этом необходимо отметить, что PAS 99:2006 содержит унифицированные требования к интеграции систем менеджмента без раскрытия данных требований в контексте общих подходов и принципов формирования ИСМ. В свою очередь, AS/NZS 4581:1999 содержит руководящие указания по использованию ряда элементов и принципов интеграции систем менеджмента в контексте только трех стандартов (ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007) без рассмотрения их в аспекте практического применения.

В 2008 году Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» была опубликована работа, посвященная интеграции систем менеджмента, в которой была представлена унифицированная модель с требованиями к ИСМ, сформированная на основании лучшего отечественного и зарубежного опыта, в том числе и практических наработок ведущих специалистов Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» [1,2].

В качестве основы для интеграции предлагается использовать модель структуры системы менеджмента, представленную в ISO Guide 72:2001 [1]. В ней можно выделить шесть унифицированных общих элементов для интеграции систем менеджмента:

1. Политика.

2. Планирование.

3. Внедрение и функционирование.

4. Оценка показателей деятельности.

5. Улучшение.

6. Анализ со стороны руководства.

Наряду со специфическими требованиями к системе менеджмента, в каждом стандарте содержатся эти шесть элементов. Поэтому именно они могут послужить хорошей основной для модели интегрированной системы менеджмента [1,3].

Представленная ниже модель интеграции определяет общие требования, содержащиеся в стандартах системы менеджмента, и предназначена для проведения анализа и внедрения общим способом двух или более стандартов системы менеджмента (рисунок). Те требования стандартов, которые не являются общими, должны рассматриваться как специфические, в дополнение к тем, которые рассматриваются в настоящей модели.

\ \ \ \ \ \ \ ч \ \ \

Ï 1 m H

s о o

ф £о О О se ^ ф ФЗ 2 ао S ® es ^ i- о x 1i i 5 S ° l|S i =5 ; ОО ï s° 4,0 N H 4 o X o s

s© u M ïsS i Ïï So ф M í £o ■O s <rt ' iïï rao— ü s о 1-

ц о ¡Г S s S О S «Ю s о

s S о Si

s и и Ю а

Общие принципы, подходы и требования

к интеграции систем менеджмента ^

Архитектура интегрированной системы менеджмента

Шесть общих вышеупомянутых элементов следует рассматривать через цикл Р-й-О-Л, который используется в качестве методологической основы практически всех моделей менеджмента.

Стандартизация в системах менеджмента качества, иных системах менеджмента реализуется в процессе сертификации. Взаимосвязь между структурными элементами интегрированной системы менеджмента определяется циклом Деминга Р-й-О-Л.

Библиографический список

1. Марцынковский Д.А., Владимирцев А.В., Марцынковский О.А. Руководство к интеграции систем менеджмента / Ассоциация по сертификации «Русский Регистр». СПб, 2008. 124 с.

2. ISO Guide 72:2001. «Guidelines for the justification and development of management system standards»;

3. Марцынковский Д.А. Методология планирования системы менеджмента качества: методическое пособие. СПб: Издание УМЦ «Регистр-Консалтинг», 2007. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.