Научная статья на тему 'РОЛЬ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / ОБЩЕСТВО / ВЫБОР ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ШКОЛЬНЫЙ И ВУЗОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КИРГИЗСКИЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субанов Турсун Тажибаевич, Кошуева Кайратгул Баатырбековна

Труд - сущность человеческой жизни, с ним связаны счастье и самореализация. Вслед за Н.К. Крупской авторы уверены, что верный выбор профессии приводит к возникновению интереса к труду. Если профессия не интересна, то человек может обесценить ее, снизить уровень заинтересованности других, а его собственные результаты труда будут неудовлетворительными. Часть выпускников педагогических специальностей не работают по профессии. На это влияет не только низкий материальный стимул, тяжелые условия работы труда учителя, но и отсутствие у некоторых выпускников любви к профессии. Реформа высших и средних педагогических учебных заведений, предпринятая в Кыргызской Республике, призвана изменить ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субанов Турсун Тажибаевич, Кошуева Кайратгул Баатырбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCHOOL AND UNIVERSITY MANAGEMENT IN THE CAREER GUIDANCE OF STUDENTS TO PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Labor is the essence of human life, happiness and self-realization being associated with. Following N.K. Krupskaya, the authors believe that the right choice of profession leads to the emergence of interest in work. If the profession is not interesting, then a person can devalue it, reduce the level of interest of others, and his own work results will be unsatisfactory. Some graduates of pedagogical specialties do not work in the professional field. This is influenced not only by the low financial incentive, or hard labor conditions, but also by the lack oflove for the profession among some graduates. The reform of higher and secondary pedagogical educational institutions undertaken in the Kyrgyz Republic is designed to change the situation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Турсун Субанов, Кайратгул Кошуева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 10.3749 2/ETN0.2021.64.1.022

Роль школьного и вузовского менеджмента в профориентации будущих педагогов

Труд — сущность человеческой жизни, с ним связаны счастье и самореализация. Вслед за Н.К. Крупской авторы уверены, что верный выбор профессии приводит к возникновению интереса к труду. Если профессия не интересна, то человек может обесценить ее, снизить уровень заинтересованности других, а его собственные результаты труда будут неудовлетворительными. Часть выпускников педагогических специальностей не работают по профессии. На это влияет не только низкий материальный стимул, тяжелые условия работы труда учителя, но и отсутствие у некоторых выпускников любви к профессии. Реформа высших и средних педагогических учебных заведений, предпринятая в Кыргызской Республике, призвана изменить ситуацию.

Ключевые слова: труд; общество; выбор профессии учителя русского языка; школьный и вузовский менеджмент; профориентация; киргизские вузы.

Непростое социально-экономическое положение в современном Кыргызстане выявило самый незащищенный слой населения — представители педагогических специальностей. Из-за низкой заработной платы и сложности условий работы учителя не мотивированы к работе по специальности, растет текучка педагогических кадров. Например, если раньше многие сельские школы республики нуждались в учителях русского языка и литературы, то теперь и городские, и районные образовательные учреждения также испытывают нехватку в специалистах. Нередко русский язык и литературу преподают не филологи, а педагоги других специальности. В свою очередь, это приводит к снижению качества

Субанов Турсун Тажибаевич,

кандидат экономических наук, доцент, директор Департамента международных связей и инвестиций, Ошский гуманитарно-педагогический институт (Ош, Кыргызская Республика), stursun@inbox.ru

Кошуева Кайратгул Баатырбековна,

старший преподаватель, Ошский гуманитарно-педагогический институт (Ош, Кыргызская Республика)

£ ° образования и количества потенциальных абитуриен-| || тов-филологов, желающих учиться в вузах и колледжах.

Чтобы решить эту проблему, важно организовать си-

§ ! стемную и последовательную профориентационную ра» I боту в школе, со школьной скамьи направлять в профес-» Ц сию учителя русского языка и литературы учеников, § | хорошо владеющих и интересующихся русским языком § "о и в то же время способных стать учителями. Тем выпуск-э » никам школ, которые уже выбрали профессию учителя £ в профессиональных учебных заведениях, необходимо

Ш освоить не только педагогику и психологию, но и дать

| возможность расти в профессии, стать мастером своего

I дела. Данная проблематика выявляет необходимость

•Ц исследования состояния школьного и вузовского ме-

неджмента в образовательных учреждениях страны [1, | с. 86-91].

¡у Сегодня в Кыргызской Республике ситуация со ста-

новлением молодых учителей русского языка оставляет желать лучшего. Значительная экономическая миграция в РФ и страны СНГ, экономические и культурные связи постсоветского пространства делают русский язык — язык межнационального общения — крайне востребованным. Сегодня более миллиона граждан Кыргызстана живут и работают на территории Российской Федерации.

Как показывает практика, для мигрантов из Кыргызстана и стран СНГ в Российской Федерации действуют многие государственные программы по продвижению русского языка, культуры и литературы. На этом направлении на сегодняшний день с общеобразовательными и профессиональными учреждениями Средней Азии (Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана) работают многие педагогические вузы России. Например, в деле подготовки будущих русскоязычных педагогов для общеобразовательных

школ и дошкольных учреждений совместно с Ошским гуманитарно-педагогическим институтом (Кыргызстан) сотрудничают в рамках учебной, научно-методической и научно-исследовательской деятельности такие российские вузы, как Московский педагогический государственный университет, Шадринский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Томский государственный университет, Кемеровский государственный университет и др.

Особенно ценна помощь российских педагогических вузов в развитии программы академической мобильности студентов и обмену преподавателями при подготовке будущих педагогов. Сегодня академическая мобильность активно развивается и в других ведущих вузах Кыргызстана. В сотрудничестве с российскими вузами проводятся различные научно-методические симпозиумы, форумы, выставки-ярмарки российских вузов по приему абитуриентов. Немаловажную роль играет и посольство РФ в Кыргызстане.

Остановимся подробнее на проблемах школьного и вузовского менеджмента в профориентационном направлении. На сегодня в Кыргызстане не так много образовательных учреждений имеют опыт школьно-вузовского менеджмента по профориентации в школе и подготовке педагогов в вузе. Многие образовательные учреждения вынуждены самостоятельно изучать опыт работы зарубежных организаций, что не гарантирует успех. До тех пор, пока в стране не будет сформирована собственная адаптированная к местным реалиям и менталитету профориентационная система, эффективность будет крайне низка. Директора школ должны перестать думать о последствиях и начать думать о причинах неэффективности управления школой.

£ ° Так, в Великобритании, Венгрии, Норвегии,

| | Польше, Швеции, Украине и ряде других стран ответственность за дошкольное, начальное и среднее обра-

=с я

3

=5 зование полностью возложена на местные органы са-

моуправления. «Школы подчинены самоуправлениям институционально. В то же время они должны соблюдать политику образования, утвержденную на национальном уровне, национальные стандарты образования и соответственно формировать программы обучения. Ответственность самоуправлений включает также и ответственность за занятость и оплату труда учителей» [5]. В ряде стран используют систему регионального или центрального управления, эффективно влияющую на организацию деятельности школ. Например, типичная форма самоуправления применяется в Австрии, Чехии, Франции, Германии. Эффективность этой работы заключается в возможности строительства и ремонта школ, обеспечении школьным транспортом, учебниками и содержания школьных библиотек. « Часто встречаются структуры самоуправления школ, где представлены родители, но также включены представители местного самоуправления. Эти автономные структуры имеют значительные правомочия в решениях о распределении бюджета, ремонтах, выборочных элементах программы и даже по вопросам отбора учителей» [5].

Во всех развитых странах профориентационную работу проводят совместно со школьными психологами, которые помогают выявить возможности, таланты и склонности школьников. «Ученики зарубежных школ изучают широчайший спектр предметов: от классической цивилизации и психологии до робототехники и новейших бизнес-технологий. Они могут тренироваться в гребле или дебатах, играть в шахматы или посещать клуб любителей Шекспира. Чем старше становятся ученики, тем больше дисциплин они пробуют. Значит, там больше выбор, что им

интересно в качестве будущей профессии,, к чему у них есть склонности. В результате к 16 годам 90% зарубежных школьников уже знают, кем хотят стать. Кроме того, в средние школы Европы и Америки с учениками работают карьерные консультанты. Также учебные заведения сотрудничают с крупными компаниями. Школьники получают возможность работать на стартовых должностях на каникулах и ставить себе конкретные карьерные ориентиры» [3].

Что же должна включать деятельность школьного менеджмента по профориентационной работе среди учащихся? Какие же проблемы должны быть рассмотрены при организации эффективного школьного менеджмента?

Школьный менеджмент — это современная форма управления общеобразовательным учреждением. А.П. Егоршин описывает менеджмент образования как «самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов» [2, с. 115]. Согласно зарубежному опыту, эффективность внедрения системы школьного менеджмента зависит на 98% от управления и только 2% от исполнителя. У нас директорами школ работают не менеджеры, а бывшие учителя без управленческого опыта. Им необходимо повысить квалификацию, пройти курсы или переподготовку по школьному менеджменту. Менеджер — это руководитель, который должен быть свободен в принятии управленческих решений. На сегодняшний день только так директора школ могут качественно заниматься школьным менеджментом [4, с. 3].

Проведенный нами опрос директоров школ, классных руководителей, учителей русского языка, старшеклассников, позволил выявить следующие проблемы:

I 5

з Э

В системе профориентационной работы место педагогической направленности не определено, связанные с ней мероприятия проводятся хаотично, вне графика. Большинство руководителей школ, учителей не уделяют должного внимания педагогической ориентации, отделяют ее от учебно-воспитательной работы. Практически во всех школах профориентация сосредоточена в основном на медицинских, экономических, строительных, сервисно-обслуживающих специальностях. Лишь каждый пятый педагог сельской школы ориентирует своих учеников на профессию учителя. В городских школах учительская профессия упоминается только на классных часах и изредка во время занятий.

Примерно 75 % учителей русского языка на вопрос «Направляете ли вы учащихся на специальность учителя русского языка, если да, то как вы это делаете?» не смогли ответить утвердительно. Это означает, что они не заинтересованы в этой работе.

Внеклассные и внешкольные мероприятия, особенно по русскому языку и литературе, не связаны с готовностью учащихся к выбору профессии учителя. Общественно-педагогические формы работы, формирующие первичные педагогические навыки, со старшеклассниками практически не ведутся.

Большинство школ не имеют связи с педагогическими вузами или колледжами. Из школ, которые мы исследовали, налажены отношения с вузами или ссузами лишь у каждой десятой. Однако и в этих школах не проводится совместных профориентационных мероприятий на основе последовательных планов. Руководство школ считает, что профориентация будущих абитуриентов - это работа вузов и ссузов. При этом педагогические вузы и ссузы считают, что это работа школ, раз в школе требуются квалифицированные специалисты, имеющие подготовку в сфере мно-

гоязычного образования. Таким образом, этот вопрос не теряет остроты.

• Выездные консультации, проводимые в сельских и горных районах страны по профориентации педагогическими вузами, обычно ограничиваются объявлением о правилах приема по специальностям и уточнением лиц, подлежащих зачислению без конкурса.

• Не всем сельским и горным школам предоставлены возможности организовать обучение русскому языку и литературе из-за нехватки педагогических кадров. По статистике, среди отдаленных сельских школ только в 10-13% есть учителя русского языка и литературы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что профо-риентационная работа в Республике Кыргызстан пока организована недостаточно эффективно. В общеобразовательных школах необходимо больше уделять внимания профориентации к педагогическим специальностям, в частности, к такому направлению, как филология (русский язык и литература).

Для повышения интереса к профессии учителя русского языка и литературы особое внимание следует уделять работе педагогического коллектива. Например, учитель русского языка должен последовательно проводить профориентационную работу, формируя небольшую группу детей из классов, интересующихся данной профессией. Он побуждает детей выполнять определенные виды внеклассной и внешкольной работы по русскому языку и литературе. На первом этапе (78-й кл.) эта работа включает:

• помощь учителю в проверке тетрадей учащихся 45-х классов;

• подготовку наглядных и дидактических материалов к уроку русского языка;

• проведение дополнительных (индивидуальных и групповых) занятий по русскому языку с младшими школьниками;

£ £ • помощь учителю в проведении классных и общих школьных | | вечеров на русском языке;

| | • руководство кружком.

§ | На втором этапе (в старших классах) предлагаются

| 1 такие формы работы:

£ | • организация и проведение викторин, олимпиад и других | мероприятий по русскому языку в 5-6-х классах;

| | • руководство кружком русского языка в 5-6-х классах; ^ • подготовка и инсценировка рассказов на различные темы

^ в 5-6-х классах;

>. • посещение уроков русского языка учителей начальных

^ классов.

й На заключительном этапе, в выпускном классе,

I можно разрешить проводить фрагменты урока после

! посещения класса более одного раза. Наиболее способ-

§ ным и мотивированным ребятам можно разрешить

ведение всего урока. Это значительно повышает самооценку, усиливает интерес к профессии учителя.

Значительную роль в повышении интереса к русскому языку и желании его преподавать играет организация специальных классов с углубленным изучением русского языка. Изучив ответы выпускников классов с углубленным изучением русского языка, можно сделать следующие выводы. Учащихся этих классов условно можно разделить на четыре группы:

1. Абитуриенты, успешно выбравшие одну профессию. Для них русский язык — это средство для достижение своей цели в приобретении профессии (врач, экономист, юрист и т. д.).

2. Абитуриенты, выбравшие филологию, чтобы стать учителями русского языка.

3. Абитуриенты, выбравшие филологическое направление, но через год или два решившие сменить специальность. Как правило, они хорошо вла-

деют русским языком, интересуются общественной жизнью, но еще не определились с будущей профессией.

4. Абитуриенты с наименьшим интересом к филологии. Так как они хорошо знают русский язык и считают, что поступить на филологические специальности легко, то сначала выбирают это направление, а потом оставляют его под предлогом «не понравилось». Для третьей и четвертой групп старшеклассников необходимо придумать модели, имитирующие работу учителя, раскрыть некоторые секреты педагогического мастерства, убедить в красоте труда учителя, провести индивидуальные и совместные беседы. Это может помочь им выбрать эту профессию или позволить им понять, что они должны попробовать другую профессию.

В таких классах директорам школ было бы лучше выделить специальные часы (из внеклассных нагрузок) для изучения отдельных теоретических вопросов педагогики, психологии, методики преподавания русского языка, организовать практическую работу в качестве стажировки в младших классах. Это позволило бы школьному менеджменту работать эффективнее.

В последние годы в целях профориентации педагогические вузы Кыргызской Республики проводят выездные совещания в отдаленных районах. Пока собственно профориентация нередко ограничивается предоставлением учащимся информации по специальностям в вузе, чтением лекций и уточнением списков выпускников, которые могут проходить вне конкурса. В реальности эта форма работы вузов имеет широкий спектр возможностей. К таким группам должны были присоединиться методисты, учителя, психологи, сотрудники районного и областного отделов просвещения, представители учреждений усовершенствования

<5 с

И

учителей, лучшие студенты района. План работы дол-| | жен быть предварительно согласован с соответствующими учреждениями. Представители вузов (деканат „ | филологического факультета, кафедры педагогики §1 и психологии и др.) могли бы изменить свое отношение к такой форме деятельности, как выездные профориен-о тационные мероприятия.

* тт

0 <1 Другой вид деятельности — дневные и вечерние ! " школы молодых филологов. Их цель — привлечь абиту-^ риентов на специальность «Русский язык и литера-

1 тура». Необходимо придать профессионально-педаго-

* гическую направленность программе этих школ, й включить в нее больше уроков, которые повысят инте-I рес к работе с детьми, а также рассмотреть возмож-| ность проведения практики с младшими классами.

с? Итак, в планы школьного менеджмента должны быть

I? включены не только вопросы усиления учебно-методи-

ческой работы, но и профориентация. При переподготовке в педагогических вузах директоров школ особое внимание должно уделяться изучению школьного менеджмента, имеющего двухступенчатую систему образования (управленческую и педагогическую). Эта система, согласно требованию подготовки, должна включать такие направления, как управление стратегией развития, организация системы управления, управление учебно-методическим процессом и организационно-воспитательной деятельностью. Для повышения эффективности профориентационной работы среди школьников директорам школ будет очень полезно освоить систему управления довузовской подготовкой [2, с. 161-163], что, в свою очередь, окажет существенную помощь руководителям в эффективном управлении образовательным учреждением.

Литература:

1. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результат. М.: Дело, 1995. 234 с.

2. Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг, экономика образования. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 624 с.

3. Какие профессии будут востребованы через 5-7 лет // IQconsultancy: образование за рубежом. 2017. URL: https://www.iqconsuLtancy.ru/articles/kakie-professii-budut-vostrebovany-cherez-5-7-Let/ (дата обращения: 30.11.2020).

4. Тамарская Н.В. Школьный менеджмент (аспект трудоустройства). Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 33 с.

5. Управление образовательной системой в Кыргызской Республике. Аналитический обзор. Бишкек, 2016. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/ documents/UNTC/UNPAN017645.pdf (дата обращения: 30.11.2020).

Tursun Subanov,

Ph.D in Ecomomics, Associate Professor, Director of the Department of international relations and investments, Osh Humanitarian and Pedagogical Institute (Osh, Kyrgyz Republic), stursun@inbox.ru

Kairatkul Koshueva,

Senior lecturer, Osh Humanitarian and Pedagogical Institute (Osh, Kyrgyz Republic)

The role of school and university management in the career guidance of students to pedagogical specialties

Labor is the essence of human life, happiness and self-realization being associated with. Following N.K. Krupskaya, the authors believe that the right choice of profession leads to the emergence of interest in work. If the profession is not interesting, then a person can devalue it reduce the level of interest of others, and his own work results will be unsatisfactory. Some graduates of pedagogical specialties do not work in the professional field. This is influenced not only by the low financial incentive, or hard labor conditions, but also by the lack oflove for the profession among some graduates. The reform of higher and secondary pedagogical educational institutions undertaken in the Kyrgyz Republic is designed to change the situation.

Keywords: labor; society; choice of profession of a Russian language teacher; school and University management; career guidance; Kyrgyz universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.