Научная статья на тему 'Модель формирования правовой компетентности будущего учителя'

Модель формирования правовой компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая компетентность / учитель / модель / профессиональная подготовка / квалификация / компоненты / legal competence / teacher / model / professional training / qualification / components.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Д. Бабаева, М. Д. Бабаев

В данной статье рассматривается проблема формирования правовой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в педагогических высших учебных заведениях. Дается определение и сравнение термину «правовая компетентность учителя», так как она находится на границе двух наук – педагогики и юриспруденции. В научной статье определяются уровни правовой компетентности учителей, работающих в школе, в Ошском областном институте усовершенствования учителей. Среди них проводилось анкетирование, результаты которого отражены в данной статье. Определение модели и ее основных компонентов, критериев реализовано нами в учебном процессе в ходе преподавания правовых дисциплин. По данной модели характеризуется формирование умений, необходимых для профессиональной деятельности при воспитании правовой культуры студентов. Представленный материал позволяет сделать вывод, что формирование правовой компетентности будущих учителей повысить их правовые умения, знания, нравственно-правовую культуру и компетенции в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMING LEGAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER

The paper discusses a problem of forming legal competence in future teachers in the process of training in pedagogical higher educational institutions. The definition and comparison of the term “legal competence of the teacher” is given, since it is located on the border of two sciences – pedagogy and jurisprudence. The research defines levels of legal competence of teachers working at the school, at the Osh Regional Institute for the Improvement of Teachers, and conducted a survey among them. The results are reflected in the article. The definition of the model and its main components, criteria are implemented by researchers in the educational process in legal disciplines. According to this model, the formation of the skills necessary for professional activity in the education of students’ legal culture is characterized. The material allows to conclude that the formation of the legal competence of future teachers to increase their legal skills, knowledge, moral and legal culture and competencies in professional activities

Текст научной работы на тему «Модель формирования правовой компетентности будущего учителя»

Страница «Практика» содержит планы практических занятий по дисциплине, которые включают рассмотрение методических вопросов, типов задач по данной теме, решение задач, в том числе и из школьных учебников. Для этого предусмотрена связь со школьным учебником по информатике и ИКТ.

В разработанном ЭУММ по дисциплине «Методика обучения информатике» по разделу «Представление информации» последовательно рассмотрены все основные вопросы, формирующие профессиональные компетенции бакалавров.

Разработанный ЭУММ может быть использован:

1. При проведении мультимедийной лекции;

2. При проведении лабораторных и практических занятий;

3. Для текущего контроля знаний в виде тестирования.

4. Для проведения итогового тестирования на зачетах и экзаменах.

5. Для самостоятельной работы обучаемых.

Как показывает практика, использование электронного учебно-методического модуля в процессе обучения студентов бакалавриата приводит

Библиографический список

к положительным результатам, прежде всего, вызывают интерес. Самостоятельная работа с электронными ресурсами, на наш взгляд, позволяет студенту не только развивать информационную компетентность, но и заниматься в своем индивидуальном темпе, активизирует самостоятельное мышление и способствует более эффективному усвоению учебного материала.

Использование преподавателями в обучении электронных учебно-методических модулей в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Знания, умения, навыки и компетенции формируются гораздо эффективней путем вовлечения обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебно-методические модули являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

1. Алиева Л.М., Шайхилаева Н.Г Роль электронного учебно-методического комплекса в обучении студентов бакалавриата. Наука и образование. Сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «НАУКА и просвещение», 2018: 151 - 154.

2. Линевич Л.А. Электронный учебно-методический комплекс как средство развития комплексных умений студентов. Барнаул, 2009.

3. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Под редакцией С.Я. Батышева. Москва: АПО, 2009: 454 - 455.

4. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

References

1. Alieva L.M., Shajhilaeva N.G. Rol' 'elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa v obuchenii studentov bakalavriata. Nauka i obrazovanie. Sohranyaya proshloe, sozdaem buduschee: sbornik statej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: MCNS «NAUKA i prosveschenie», 2018: 151 - 154.

2. Linevich L.A. 'Elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks kak sredstvo razvitiya kompleksnyh umenij studentov. Barnaul, 2009.

3. 'Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3 t. Pod redakciej S.Ya. Batysheva. Moskva: APO, 2009: 454 - 455.

4. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

5. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 37.092.39:51

Babaeva A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Osh State Law Institute (Osh, Kyrgyz Republic), E-mail: babaeva.kk1@mail.ru

Babaev M.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Osh State University (Osh, Kyrgyz Republic), E-mail: mbabaev.77@mail.ru

MODEL OF FORMING LEGAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER. The paper discusses a problem of forming legal competence in future teachers in the process of training in pedagogical higher educational institutions. The definition and comparison of the term "legal competence of the teacher" is given, since it is located on the border of two sciences - pedagogy and jurisprudence. The research defines levels of legal competence of teachers working at the school, at the Osh Regional Institute for the Improvement of Teachers, and conducted a survey among them. The results are reflected in the article. The definition of the model and its main components, criteria are implemented by researchers in the educational process in legal disciplines. According to this model, the formation of the skills necessary for professional activity in the education of students' legal culture is characterized. The material allows to conclude that the formation of the legal competence of future teachers to increase their legal skills, knowledge, moral and legal culture and competencies in professional activities.

Key words: legal competence, teacher, model, professional training, qualification, components.

АД. Бабаева, канд. пед. наук, доц., Ошский государственный юридический институт, г. Ош, E-mail: babaeva.kk1@mail.ru

МД. Бабаев, канд. пед. наук, доц., Ошский государственный университет, г. Ош, E-mail: mbabaev.77@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В данной статье рассматривается проблема формирования правовой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в педагогических высших учебных заведениях. Дается определение и сравнение термину «правовая компетентность учителя», так как она находится на границе двух наук - педагогики и юриспруденции. В научной статье определяются уровни правовой компетентности учителей, работающих в школе, в Ошском областном институте усовершенствования учителей. Среди них проводилось анкетирование, результаты которого отражены в данной статье. Определение модели и ее основных компонентов, критериев реализовано нами в учебном процессе в ходе преподавания правовых дисциплин. По данной модели характеризуется формирование умений, необходимых для профессиональной деятельности при воспитании правовой культуры студентов. Представленный материал позволяет сделать вывод, что формирование правовой компетентности будущих учителей повысить их правовые умения, знания, нравственно-правовую культуру и компетенции в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: правовая компетентность, учитель, модель, профессиональная подготовка, квалификация, компоненты.

Политические, экономические и социальные изменения в Кыргызской Республике оказывают свое влияние и на систему образования, растет требование к качественной профессиональной подготовке специалистов. Отмечено, что современная экономика требует изменения условий высшего образования для повышения качества образования в вузах, и для улучшения профессиональной подготовки необходимо "разработать и внедрить государственные образовательные стандарты нового поколения, основанные на компетентностной модели,

дающей возможность выпускнику быть конкурентоспособными в современном мире, привлекать работодателей к разработке квалифицированных требований к выпускникам. Реализуются определенные меры по созданию условий для защиты прав и свобод граждан, отраженных в Конституции Кыргызской Республики, Законе "Об образовании" Кыргызской Республики, "Концепции укрепления взаимоотношений между народами и этносами в Кыргызской Республике", "Концепции молодежной политики Кыргызстана", "Концепции воспитания детей и молоде-

жи в Кыргызской Республике до 2020 года" и других официальных нормативных документах [1, с. 12].

Реформы, проводимые в Кыргызской Республике, создание демократических институтов по защите интересов граждан, а также деятельность национальных программ, Концепции повышения правовой культуры населения Кыргызстана, развитие институтов гражданского общества, проведение мониторинга и план реализации полученных результатов по правовым вопросам - все перечисленное является подтверждением того, что молодое поколение Кыргызской Республики в будущем овладеет правовыми знаниями в просвещении граждан.

В настоящее время главной задачей вузов Кыргызстана является подготовка высококвалифицированных кадров педагогов с развитой правовой компетентностью. Актуальным на сегодняшний день является то, чтобы учителя освоили профессиональные компетенции по преподаваемым дисциплинам, включая и правовую.

Правовая компетентность педагога - это эффективное использование в профессиональной деятельности нормативно-правовых актов, кроме этого готовность и способность передачи правовых знаний учащимся, а также ценностных правовых убеждений.

Теоретические основы подготовки учителя исследованы известными зарубежными (А. Дистерверг, Я.А. Коменский и др.) и российскими педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин и др.), отечественными учеными (Э.М. Мамбетакунов, Н.А. Асипова, А. Алимбеков и др.).

Проблемы формирования профессиональной компетентности, усовершенствования методических знаний, навыков учителей при повышении их квалификации в Кыргызской Республике исследованы Ш.А. Алиевым, Дж. У. Байсаловым, И.Б. Бекбоевым, Д.Б. Бабаевым, К.Д. Добаевым, А. Мамытовым, Л.П. Кибарди-ной и др.

Несмотря на то, что теоретическая база вопросов формирования профессиональной компетентности будущих учителей в педагогике исследованы в полной мере, практические вопросы формирования правовой компетентности не исследованы в достаточной степени.

Проблема исследования показала, что в формировании молодой личности усугубляется ситуация, связанная с низким уровнем правовой культуры, склонностью к противоправному поведению. Все это зависит от уровня развития правового сознания, от того, насколько глубоко освоены такие ценности, как права и свободы человека. Именно такие требования и относятся к правовой компетентности будущего учителя. От того, какие знания и умения получат студенты вузов в процессе обучения, зависит, насколько они будут обладать правовыми ценностями и компетенциями в будущем.

В педагогической науке термин правовая компетентность определяется уровнем его правосознания и освоением нравственных правовых норм. С юридической точки зрения в правовой компетентности акцент ставится на правовое воспитание и формирование правовой культуры педагога.

Во-первых, термин «компетентность» вместе с тем, что выражает одним словом традиционное триединство «знания, умения, навыки», также выполняет функцию преемственности, объединяющую его компоненты. Согласно определению, «компетентность в широком смысле - это углубленное знание предмета или освоенное умение». Но самое важное для педагогической науки то, что понятие

компетентность формируется через самостоятельное восприятие разносторонних знаний [2, с. 192].

В толковом словаре С.И. Ожегова слово «компетентность» интерпретируется как: 1) информированность, осведомленность; 2) авторитетный в какой-то области; а компетенция как 1) круг вопросов и явлений, обладание определенными знаниями; 2) права и полномочия личности. В этой связи некоторые исследователи рассматривают термины компетентность и компетенция с педагогической точки зрения как синонимы [3, с. 256].

В то же время в педагогической литературе некоторые авторы разделяют «фактические (осуществляющиеся на практике) и вероятностные (возможные)» компетенции, в качестве фактической компетенции понимают объем прав, использующийся субъектом в жизни. O.A. Панова считает, что в качестве «фактической компетенции нужно понимать реальный правовой статус субъекта образовательных отношений, утвержденных местными нормативными правовыми актами» [4, с. 18].

С точки зрения юридической науки можно говорить о «фактической и вероятностной компетентности» определенного субъекта, в том числе учителя (студента). В качестве юридического понятия компетентность всегда фактическая, т.е. закреплена в действующих нормативных актах.

В правовой литературе понятие компетентность в узком смысле имеет узкоспециальное значение. В юриспруденции компетенция во многих случаях объясняется как набор полномочных прав, обязанностей и ответственностей определенного человека. В юридической науке термин компетентность объясняется как набор полномочных прав, ответственность и обязанность личности. Несмотря на это, объем и характер компетентности остается неизменным. При правовой подготовке будущего педагога в его личностной, профессиональной деятельности правовая компетентность считается основным вопросом.

При профессиональной подготовке будущих учителей процесс формирования у них правовой компетентности является неотъемлемой частью воспитания личностных и профессиональных качеств педагога. Поэтому в процессе формирования правовой компетентности студент в соответствии с содержанием правовой информации развивается с учетом внутренних особенностей, характеристик и интересов личности. Студенты не только осваивают правовые знания в результате восприятия задач, стратегий учебной деятельности и методов их применения, но и развивают интегративные характеристики, являющиеся основой для формирования нового уровня в социальном поведении и личностной позиции.

В целях определения уровня сформированности правовой компетентности учителей, работающих в школе, в Ошском областном институте усовершенствования учителей среди педагогов - слушателей курсов повышения квалификации был проведен анкетный опрос. Характер самооценки правовой компетентности педагогов определен с помощью вопросов, включенных в соответствующий раздел анкеты. В анкетном опросе приняли участие 126 учителей. Из них 13 мужчин, 113 женщин. Все с высшим образованием, в том числе с 5-летним стажем - 48, с 10-летним стажем - 62, со стажем более 15 лет - 16 человек.

С помощью вопросов анкеты выявлено следующее: 50% респондентов отметили особую необходимость правового образования. 80% выразили заинтересованность вопросами правового воспитания и формирования правовой компетентности учителя. 70% учителей отметили недостаточный уровень своей теоретической и практической подготовки в данной отрасли.

Таблица 1

Компоненты Содержание

Мотивационно-ценностный компонент - правовые знания; - понимание правовых ценностей в своей жизни; - понимание необходимости соблюдения правовых норм, законов; - понимание необходимости соблюдения правовой деятельности в образовательных учреждениях (защита прав детей, родителей, учителей и правовое образование и др.); - наличие интереса и мотивов к выполнению правовой деятельности.

Содержательный компонент - овладение сответствующими знаниями по всем отраслям права; - понимание значимости права; - освоение правовых основ своей профессии, знание прав по защите детей, правовому образованию и воспитанию; - знание способов, средств, форм, технологий и методов правового образования и воспитания; - освоение методов и способов предупреждения правонарушений и преступлений среди детей, не достигших совершеннолетия.

Деятельностно-рефлексивный компонент - готовность работать с правовой информацией и умение анализировать документы, связанные с правовыми нормами, вопросы социального значения; - готовность к применению правовых знаний в разрешении создавшихся ситуаций в профессиональной деятельности и умение их применить; - выполнение своих обязанностей сознательно и на правовой основе; - умение планировать и организовывать правовую деятельность; - умение применять средства, формы, методы и технологии защиты прав детей, не достигших совершеннолетия; - умение создавать правовую среду; - умение сознательно применять права и свободы; - активное участие в правовой деятельности, умение контролировать свою деятельность.

Компоненты правовой компетенции и содержание

Рис. 1. Модель формирования правовой компетентности учителя

Анализ ответов, полученных на вопросы анкеты, выявил, что, хотя педагоги точно и ясно знают свои профессиональные обязанности, они не до конца понимают значения правовых знаний в качестве средства реализации собственных правовых интересов. А также определено, что они плохо знают нормативную базу образовательных учреждений, не умеют использовать правовые механизмы при защите своих законных интересов, отстаивании прав и свобод родителей и учащихся, не интересуются целенаправленным использованием правовых отношений и активным их применением.

В рамках курсов повышения квалификации учителей в ходе освоения курса «Правовые основы деятельности учителей общеобразовательных организаций», проводимого согласно программе курсов педагогов, определены уровни сформи-рованности правовой компетентности учителей, работающих в школе, и состояние дальнейшего развития. Определено, что с повышением уровня правовой подготовки через обучение теоретическим знаниям учителя этой группы давали себе субьективную оценку [5, с. 65].

В целях определения уровня правовой подготовки будущих учителей проведен анализ учебных программ вузов. В результате анализа ответов на вопросы анкеты выделено три основных компонента правовой компетентности будущих учителей: мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностно-рефлексивный, обозначены следующие их значения (табл. 1).

В соответствии с профилем педагогических факультетов профессиональное образование, формирование в качестве специалиста и овладение профессией проводится на разных уровнях в результате освоения соответствующих программ. Дисциплины, преподаваемые студентам, обучающимся по педагогическим специальностям, условно можно разделить на четыре блока.

• Общегуманитарные и социальные-экономические дисциплины. Основная цель данных предметов - это развитие мировоззрения будущего учителя.

Библиографический список

Знакомит учителя с общемировой культурой, в том числе правовой, с изучением различных языков и миром искусства.

• Психолого-педагогический блок. Профессиональная подготовка в этой части направлена на повышение правовой сознательности будущего учителя, развитие явно выраженных аналитических, рефлексивных и проецирующих способностей в педагогической деятельности.

• Специальный и предметный блок. Включает в себя основные учебные дисциплины профессионального образования согласно специальности.

• В четвертой части согласно специфике подготовки специалиста высшими учебными заведениями запланированы специальные курсы.

Нами создана модель формирования правовой компетентности будущих учителей, включающая в себя ее основные компоненты, показатели, критерии и уровни (схема 1). Таким образом, можно сделать вывод о том, что обладание определенными профессиональными и личностными качествами, в том числе компетенциями, обязанностями в сфере своей деятельности свидетельствует о профессиональной компетентности специалиста.

В дальнейшем с целью решения проблемы формирования правовой компетенции будущего учителя необходимо совершенствовать образовательные стандарты и программы для педагогических специальностей вузов Кыргызской Республики. Кроме этого, разработать методические и учебно-методические пособия при подготовке нормативно-правовых документов в образовании, а также формировании правовой сознательности и правовой культуры в направлении профессиональной подготовки будущих учителей. Организовать специальные сайты нормативно-правовой направленности в вузах, способствующие формированию правовой компетентности будущих учителей; используя новые информационно-коммуникативные технологии, располагать материалы, соответствующие правовой компетентности педагогов. Для непрерывного правового образования педагогов рекомендуется составить дополнительные модули правового содержания к программе курсов повышения квалификации учителей.

1. Концепция развития образования Кыргызской Республики до 2020 года. Бишкек, 2012.

2. Захаров В.В. К вопросу о подготовке учителей права. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2002: 192 - 194.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1981: 255 - 256.

4. Панова О.А. Формирование правовой компетентности педагогов современной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

5. Бабаева А.Д. Правовая культура как важный фактор формирования правовой компетентности будущего учителя. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; № 4: 62 - 65.

References

1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya Kyrgyzskoj Respubliki do 2020 goda. Bishkek, 2012.

2. Zaharov V.V. K voprosu o podgotovke uchitelej prava. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakiicheskoj konferencii. Moskva, 2002: 192 - 194.

3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. Moskva, 1981: 255 - 256.

4. Panova O.A. Formirovaniepravovojkompetentnostipedagogovsovremennojshkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

5. Babaeva A.D. Pravovaya kul'tura kak vazhnyj faktor formirovaniya pravovoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 4: 62 - 65.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 371

Vasiltsov V.S., postgraduate, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS FOR ANIMATION AND TEACHING ACTIVITIES. The article discusses nature and specificity of the process of training students, future specialists, for animation and pedagogical activity. Its characteristic features as innovative pedagogical activity are revealed, the structure and significance within the framework of art education are described. In addition, a comparison is made with project activities. The article concludes that the process of professional preparation of students for animation and pedagogical activity today is based on the development of: creative and innovative potential; innovative abilities; design skills and design culture; animation and visual skills; skills in working with digital technologies; psychological and pedagogical abilities of a future specialist.

Key words: professional training of students, animation and pedagogical activity, art education, animation skills, design skills, animation and pedagogical culture.

В.С. Васильцов, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К АНИМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается сущность и специфика процесса профессиональной подготовки студентов, будущих специалистов, к анимационно-педагогической деятельности. Выявляются ее характерные особенности как инновационной педагогической деятельности, описывается структура и значение в рамках художественного образования. Помимо этого, проводится сопоставление с проектной деятельностью. В заключение статьи делается вывод о том, что процесс профессиональной подготовки студентов к анимационно-педагогической деятельности сегодня базируется на развитии творческого и инновационного потенциала; инновационных способностей; проектных навыков и проектной культуры; анимационных и изобразительных умений; навыков работы с цифровыми технологиями; психолого-педагогических способностей будущего специалиста.

Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов, анимационно-педагогическая деятельность, художественное образование, анимационные навыки, проектные умения, анимационно-педагогическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.