Научная статья на тему 'РОЛЬ СХИМИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ (ТАРАСОВА) В ВОЗРОЖДЕНИИ КУРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ'

РОЛЬ СХИМИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ (ТАРАСОВА) В ВОЗРОЖДЕНИИ КУРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ЕПАРХИЯ / КУРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / КУРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кононов Дмитрий Леонидович

Исследована роль схимитрополита Ювеналия (Тарасова) Курского и Рыльского в возрождении Курской православной духовной семинарии. Показаны этапы возрождения Курской православной духовной семинарии: открытие Курского духовного училища, его преобразование в Курскую духовную семинарию. Исследована деятельность владыки Ювеналия по организации образовательного процесса в духовной семинарии: подбор педагогического коллектива семинарии, взаимодействие с Курским государственным педагогическим университетом. Приведены имена первых преподавателей духовной семинарии и приведен перечень дисциплин, которые они преподавали. Изучены условия, в которых находилась семинария, в первые годы после своего открытия. Показана деятельность владыки Ювеналия по улучшению материального положения духовной семинарии и расширению ее территории. Исследована деятельность заведующих пастырского, иконописного, регентского отделений по развитию Курской православной духовной семинарии. Изучена деятельность Андрея Михайловича Махоренко - первого заведующего регентским отделением по его развитию. Изучена деятельность протоиерея Валентина Гребенькова и протоиерея Александра Филина по развитию иконописного отделения духовной семинарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE METROPOLITAN BISHOP JUVENAL (TARASOV) IN THE REVIVAL OF THE KURSK ORTHODOX THEOLOGICAL SEMINARY

The role of metropolitan bishop Juvenal (Tarasov) of Kursk and Rylsk in the revival of the Kursk orthodox theological seminary is examined. The stages of the revival of the Kursk Orthodox Theological Seminary are shown: the opening of the Kursk theological college, its transformation into the Kursk theological seminary. The activity of lord Juvenal in the organization of the educational process in the theological seminary is explored: the selection of the seminary teaching staff, interaction with the Kursk State Pedagogical University. The names of the first teachers of the theological seminary and a list of the disciplines they taught are given. The conditions in which the seminary existed in the first years after its opening are studied. The activities of lord Juvenal to improve the financial situation of the theological seminary and expand its territory are shown. The activities of the heads of the pastoral, icon painting, and regency departments for the development of the Kursk orthodox theological seminary are investigated. The work of Andrey M. Makhorenko, the first head of the regency department for its development is shown. The activities of archpriest Valentin Grebenkov and archpriest Alexander Filin on the development of the icon painting department of the theological seminary are studied.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СХИМИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ (ТАРАСОВА) В ВОЗРОЖДЕНИИ КУРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 37.01

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-2-350-357

Роль схимитрополита Ювеналия (Тарасова) в возрождении Курской православной духовной семинарии

Дмитрий Леонидович КОНОНОВ

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33 kononov.dim@yandex.ru

Аннотация. Исследована роль схимитрополита Ювеналия (Тарасова) Курского и Рыльско-го в возрождении Курской православной духовной семинарии. Показаны этапы возрождения Курской православной духовной семинарии: открытие Курского духовного училища, его преобразование в Курскую духовную семинарию. Исследована деятельность владыки Ювеналия по организации образовательного процесса в духовной семинарии: подбор педагогического коллектива семинарии, взаимодействие с Курским государственным педагогическим университетом. Приведены имена первых преподавателей духовной семинарии и приведен перечень дисциплин, которые они преподавали. Изучены условия, в которых находилась семинария, в первые годы после своего открытия. Показана деятельность владыки Ювеналия по улучшению материального положения духовной семинарии и расширению ее территории. Исследована деятельность заведующих пастырского, иконописного, регентского отделений по развитию Курской православной духовной семинарии. Изучена деятельность Андрея Михайловича Махоренко - первого заведующего регентским отделением по его развитию. Изучена деятельность протоиерея Валентина Гребенькова и протоиерея Александра Филина по развитию иконописного отделения духовной семинарии.

Ключевые слова: Курская епархия. Курское духовное училище. Курская православная духовная семинария, образовательный процесс, педагогический коллектив

Для цитирования: Кононов Д.Л. Роль схимитрополита Ювеналия (Тарасова) в возрождении Курской православной духовной семинарии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 2. С. 350-357. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-350-357

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-2-350-357

The role of the metropolitan bishop Juvenal (Tarasov) in the revival of the Kursk orthodox theological seminary

Dmitriy L. KONONOV

Kursk State University 33 Radishcheva St., Kursk 305000, Russian Federation kononov.dim@yandex.ru

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Кононов Д.Л.. 2022

Abstract. The role of metropolitan bishop Juvenal (Tarasov) of Kursk and Rylsk in the revival of the Kursk orthodox theological seminary is examined. The stages of the revival of the Kursk Orthodox Theological Seminary are shown: the opening of the Kursk theological college, its transformation into the Kursk theological seminary. The activity of lord Juvenal in the organization of the educational process in the theological seminary is explored: the selection of the seminary teaching staff, interaction with the Kursk State Pedagogical University. The names of the first teachers of the theological seminary and a list of the disciplines they taught are given. The conditions in which the seminary existed in the first years after its opening are studied. The activities of lord Juvenal to improve the financial situation of the theological seminary and expand its territory are shown. The activities of the heads of the pastoral, icon painting, and regency departments for the development of the Kursk orthodox theological seminary are investigated. The work of Andrey M. Makhorenko, the first head of the regency department for its development is shown. The activities of archpriest Valentin Grebenkov and archpriest Alexander Filin on the development of the icon painting department of the theological seminary are studied.

Keywords: Kursk eparchy, Kursk theological college, Kursk orthodox theological seminary, educational process, teaching staff

For citation: Kononov D.L. Rol' skhimitropolita Yuvenaliya (Tarasova) v vozrozhdenii Kurskoy pravoslavnoy dukhovnoy seminarii [The role of the metropolitan bishop Juvenal (Tarasov) in the revival of the Kursk orthodox theological seminary], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 350-357. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-350-357 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В годы служения владыки Ювеналия на Курской кафедре священнослужителей не хватало, а необходимость в них была огромная, так как епархия развивалась и в ней шло открытие православных храмов и монастырей. Решая проблему подготовки священства, владыка принял решение возродить Курскую православную духовную семинарию.

КУРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ: ОТКРЬПИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

Архиерей начал возрождение духовной семинарии с открытия духовного училища. С этим предложением он обратился к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Священный синод Русской православной церкви поддержал инициативу владыки и дал благословение на открытие духовного училища.

Владыка Ювеналий начал работу по открытию духовного училища вместе со своим учеником Сергеем Поповым, который в то время проходил обучение в Ленинградской духовной академии. В марте 1990 г. он вызвал его из академии в Курск и предложил ему принять монашество. Он принял монашество с именем Иоанн. В апреле владыка Ювеналий рукоположил отца Иоанна в сан иеродиакона, а затем в иеромонаха. В июне 1990 г. иеромонах Иоанн был назначен ректором Курского духовного училища с возведением в сан игумена.

На 1 сентября 1990 г. в духовное училище поступило 40 человек. Воспитанники были из разных областей тогда еще единой страны: Курской, Белгородской, Липецкой, Харьковской, Запорожской.

Духовное училище было открыто с двумя отделениями - пастырским и регентским. Заведующим пастырским отделением стал иеромонах Афанасий (Медведь). Пастырское отделение стало для семинарии основным, так как ее целью является «подготовка священнослужителей Русской православной церкви»1. Развитию пастырского отделения уделялось большое внимание со стороны владыки Ювеналия и руководства семинарии.

Заведующим регентским отделением стал Андрей Михайлович Махоренко. Он с первых дней открытия отделения стал заботиться о его развитии. «Благодаря его стараниям школа получила обширную библиотеку нот, причем около 400 экземпляров были переписаны собственноручно самим заведующим с оригиналов»2.

Регентское отделение направлено на подготовку руководителей церковных хоров. Церковный хор необходим для совершения богослужения. Поэтому подготовке регентов в духовной семинарии уделялось большое внимание.

1 Курская православная духовная семинария. URL: https://www.kurskpds.rii/education/pastyrskoe-otde-lenie-abiturientam/ (дата обращения: 02.09.2021).

2 Актовая речь ректора Курской духовной семинарии. URL: https://www.kiirskpds.ru/articles/aktovaya-rech-rektora-kurskoy-dukliovnoy-seminarii/?splirase_id= 13094 (дата обращения: 02.09.2021).

«Первые годы существования регентского отделения наблюдался огромный интерес к новой специализации - регентское дело, однако это сталкивалось с проблемой полного отсутствия на тот момент централизованных учебных программ. За первые пять лет преподавателями были составлены и успешно апробированы учебные программы и методические пособия по целому ряду музыкальных дисциплин»3.

На регентском отделении Курской духовной семинарии велась подготовка регентов на высоком уровне. Благодаря грамотно организованному образовательному процессу на регентском отделении «преподаватели и воспитанницы регентского отделения в качестве представителей Курской духовной семинарии в 1997-2000 гг. делегировались на Всероссийские Церковно-певческие съезды, организованные Московской духовной академией при участии протоиерея Михаила Фортунато»4.

Курское духовное училище после своего открытия располагалось на территории Сер-гиево-Казанского собора г. Курск. Его помещений не хватало, чтобы в них можно было организовать обучение такого количества обучающихся. Поэтому сразу после открытия училища владыка Ювеналий обратился к главе Курской области Василию Ивановичу Шутееву с просьбой передать духовному училищу здание при Свято-Троицком храме на улице Максима Горького. Глава области удовлетворил эту просьбу.

В первый год архиерей вместе со своими сподвижниками активно работал над становлением и развитием духовного училища, и, благодаря его деятельности, через год после открытия оно было преобразовано в духовную семинарию, что позволило увеличить число воспитанников и воспитанниц в ней. В связи с преобразованием были изменены сроки обучения: на пастырском отделении он стал составлять 4 года, а на регентском - 3 года.

3 Там же.

4 Там же.

По благословению владыки Ювеналия ректором семинарии архимандритом Иоанном в Курской православной духовной семинарии в 1992 г. было создано новое - иконописное - отделение. Вначале отделение открылось как иконописный класс с 3-годичным курсом обучения. Первым руководителем иконописного отделения стал «нынешний настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца протоиерей Валентин Гребеньков»5.

Вторым руководителем иконописного отделения в 1995 г. был назначен протоиерей Александр Филин, который и сегодня продолжает его возглавлять.

Открытие иконописного отделения имело большое значение в развитии духовной семинарии, так как позволяло обеспечить подготовку высокопрофессиональных иконописцев. Важно отметить, что «курские иконописцы успешно зарекомендовали себя как большие мастера в церковном искусстве. Так, в 1997 г. профессорами Петербургской академии художеств экспозиция иконописного отделения Курской семинарии на ежегодной Всероссийской выставке церковно-прикладного творчества и иконописи была единодушно отмечена как лучшая. Центром выставочной композиции стала икона канонического письма «Спас в силах»6.

В 1999 г. Курская духовная семинария перешла на пятилетнее обучение и получила статус высшего духовного учебного заведения.

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

На протяжении всех лет после открытия семинария развивалась. В ней шел рост числа обучающихся, что требовало улучшения материальной базы семинарии.

В классах обучалось по 35 человек. Семинаристы спали на двухъярусных кроватях, жили в маленьких тесных кельях, трапеза проходила в 2 смены, и все равно семинария уже не могла разместить всех на своей тер-

5 Актовая речь ректора Курской духовной семинарии. URL: https://www.kurskpds.ru/articles/aktovaya-rech-rektora-kurskoy-dukliovnoy-seminarii/?splirase_id= 13094 (дата обращения: 02.09.2021).

0 Там же.

ритории, из-за чего некоторые курсы отправляли на обучение даже в монастырь Коренная Пустынь, которая находится в 26 километрах от города.

Зная, в каких тяжелых условиях живут и обучаются семинаристы, владыка Ювеналий начал работать над расширением территории духовной семинарии. По его настоятельной просьбе духовной семинарии передали здание бывшего детского сада на улице 50 лет октября. После передачи в здании началась реконструкция, которая длилась полтора года. Чин освящения нового здания семинарии совершил проректор по учебной работе протоиерей Никодим Ермолатий. На освящении присутствовал сам владыка Ювеналий [1]. В этот торжественный момент проректор по воспитательной работе Владимир Николаевич Криволапов сказал: «Сегодняшний день для нас очень радостный. Наконец-то у нас есть свой родной дом, где можно и учиться, и молиться, и жить»7.

В 2000 г. в новое здание «переехало пастырское отделение. В нем была открыта домовая церковь во имя преп. Сергия Радонежского. (Сейчас здесь располагается иконописное отделение семинарии.)»8.

Работая над развитием духовной семинарии, владыке Ювеналию удалось вернуть в ведение Русской православной церкви местечко Знаменская роща - бывшую резиденцию Курских архиереев. Это случилось в октябре 2001 г.

По мысли владыки, в этом месте должно было расположиться пастырское отделение духовной семинарии. Но для переезда в это живописное место города Курска и саму Знаменскую рощу, и здания, находящиеся на ее территории, предстояло привести в надлежащий порядок, поскольку все находилось

7 Курская православная духовная семинария. URL: https://www.kurskpds.niMstory/istoriya-seminarsko-go-klirama-apostola-ioanna-bogoslova-v-znamenskoy-ro-shche/ (дата обращения: 16.10.2021).

8 Актовая речь ректора Курской духовной семинарии. URL: https://www.kurskpds.ru/articles/aktovaya-rech-rektora-kurskoy-dukliovnoy-seminarii/?splirase_id= 13094 (дата обращения: 02.09.2021).

в плачевном состоянии: не было ни дверей, ни окон, ни батарей, ни труб, ни линолеума.

Благодаря трудам митрополита Ювена-лия (Тарасова), трудам рабочих, семинаристов и добровольцев удалось выполнить ремонт «здания бывшего приюта с храмом, архиерейского дома, бывшей гостиницы и трех дачных домиков»9. Проделанная работа позволила частично переехать пастырскому отделению духовной семинарии в Знаменскую рощу.

Сюда переехали семинаристы старших курсов для проживания и помощи в ремонте, так как предстояло еще много потрудиться до полного восстановления всей территории.

Территорию Знаменской рощи, здания и помещения удалось привести в порядок к 1 сентября 2003 г., и благодаря этому сюда полностью переехало все пастырское отделение.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Владыка Ювеналий особое внимание уделял организации образовательного процесса в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Первое, что необходимо было сделать для его организации, - подобрать педагогический коллектив.

В качестве преподавателей архиерей пригласил прежде всего священников, которые имели высшее духовное образование, окончили духовные академии, имели большой жизненный и пастырский опыт. Протоиерей Николай Давыдов, настоятель Никольского храма, читал курсы Нового Завета, догматического богословия, общецерковную историю. Отец Михаил Шурпо, который возглавлял отдел катехизации и которого владыка Ювеналий называл «курским Златоустом», читал курсы литургического богословия и гомилетики. Отец Никодим Ермолатий читал курсы нравственного богословия, цер-

9 Курская православная духовная семинария. URL: https://www.kurskpds.niMstoiy/istoriya-semmarsko-go-klirama-apostola-ioaima-bogoslova-v-znamenskoy-ro-

shche/ (дата обращения: 16.10.2021).

ковного устава. Отец Николай Якимович читал курсы сектоведения, сравнительного богословия, катехизиса. Отец Владимир Бойко преподавал историю Русской православной церкви. Архимандрит Варнава - Ветхий Завет. Протоиерей Виктор Шушкевич читал курс библейской истории. Протоиерей Анатолий Зайшлый - этики и эстетики. Иеромонах Афанасий (Медведь) - церковнославянский язык и логику. Протоиерей Михаил Го-енко - курс практического руководства для пастырей. Он подготовил пособие для семинаристов по этому курсу. «Отец Михаил был первым и добрым инспектором семинарии. Сергей Павлович Пискарев, бывший в то время его помощником, вспоминает: «В общении с воспитанниками отец Михаил скорее был отцом, чем администратором... Воспитанники семинарии с доверием относились к батюшке и перенимали его жизнелюбие и доброту» [2, с. 13]. В семинарии преподавал и сам ректор игумен Иоанн. Он читал курсы по основному богословию и Священному Писанию (Ветхому Завету).

В семинарии преподавали и светские педагоги. Так, Сергей Павлович Пискарев вел курсы истории поместной церкви и истории России. Игорь Александрович Припачкин, директор Курской картинной галереи, преподавал церковное искусство. Евгения Вадимовна Осмун, дочь русских эмигрантов, «три года преподавала в семинарии английский язык и была старшим помощником инспектора по регентскому отделению» [3, с. 85].

В семинарии преподавали вузовские педагоги: доктор филологических наук, профессор Владимир Николаевич Криволапов -он читал курс словесности; доктор педагогических наук, профессор Владимир Михайлович Меньшиков преподавал православную педагогику и нравственное богословие, доктор исторических наук, профессор Александра Юрьевна Друговская вела историю; доктор философских наук, профессор Виталий Иванович Колядка преподавал философию; кандидат педагогических наук, доцент Галина Андреевна Геллер читала курсы педагогики и православной педагогики; кандидат

психологических наук, доцент Татьяна Ильинична Сурьянинова - курс психологии; Ольга Николаевна Воробьева преподавала немецкий язык; Римма Евгеньевна Березни-кова - латинский и греческий языки, Юрий Владимирович Хомутине кий - пение, Юрий Александрович Таранов - религиоведение, Юрий Александрович Бугров - краеведение.

Преподавателями семинарии со временем стали и ее выпускники. «В 2001 г. учебу в семинарии завершил ее нынешний духовник и преподаватель литургики игумен Мельхиседек (Крахмалев). Краткое учебное пособие по «Богослужебному уставу», составленное отцом Мельхиседеком, вот уже несколько лет выручает семинаристов не только при подготовке к экзаменам, но и при подготовке к богослужению» [2, с. 22].

Владыка Ювеналий всегда заботился о том, чтобы преподаватели семинарии проходили повышение квалификации. Для этого он отправлял педагогов семинарии в Московскую духовную академию. По благословению владыки Ювеналия преподаватели участвовали в педагогических конференциях, знакомились с педагогическим опытом других епархий.

Владыка всегда поддерживал преподавателей семинарии. Регулярно проводил с ними встречи и даже чаепития. Это позволяло ему в неформальной обстановке общаться с ними. К праздникам он дарил педагогам подарки - это было важной моральной поддержкой для них, особенно в то время.

Продолжая говорить про образовательный процесс, важно отметить, что владыка Ювеналий регулярно приезжал в семинарию, устраивал собеседование с семинаристами, всегда присутствовал на приемных и выпускных экзаменах.

«В 1999 г. в связи с переходом на пятилетнее обучение семинария получила статус высшего духовного учебного заведения»1", благодаря чему в «образовательный процесс были введены новые дисциплины: риторика,

10 Курская православная духовная семинария. URL: https://www.kurskpds.ruAiistory/istoriya-seminarii/ (дата обращения: 16.10.2021).

византология, миссиология, апологетика, экономика прихода и др. Перестройка учебного процесса коснулась также регентского и иконописного отделений. Здесь дополнительно были введены психология, педагогика, церковное искусство, православная этика и эстетика»11.

Для организации образовательного процесса в духовной семинарии необходимо было обеспечить обучающихся учебной, научной и методической литературой. Владыка приложил немалые усилия, чтобы ее приобрести.

Решая вопрос обеспечения воспитанников семинарии литературой, трудами владыки Курская духовная семинария заключила договор о совместной научной, педагогической и культурно-просветительской деятельности с Курским государственным педагогическим университетом. Благодаря договору Курский государственный педагогический университет (КГГТУ) предоставлял возможность семинаристам пользоваться своей научной библиотекой. В то же время преподаватели и студенты университета получали возможность пользоваться фондом семинарского собрания книг.

Заключенный договор предоставлял возможность будущим пастырям проходить обучение в университете заочно на историко-педагогическом и филологическом факультетах и получать высшее светское образование. Также договор позволял семинаристам проходить в университете курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и получать дополнительно к основному образованию квалификацию «преподаватель православной культуры с вручением квалификационного свидетельства»12.

Договор имел большое значение для преподавателей семинарии. Благодаря ему преподаватели семинарии, имеющие высшее светское образование, получили возможность обучаться в аспирантуре КГПУ.

11 Курская православная духовная семинария. URL: https://www.kurskpds.niAiistory/istoriya-semmarsko-go-klirama-apostola-ioanna-bogoslova-v-znamenskoy-ro-shche/ (дата обращения: 16.10.2021).

12 Там же.

Духовная семинария и КГПУ сочли возможным проводить совместные заседания ученых советов по обсуждению вопросов духовно-нравственного воспитания; повышению общекультурного и нравственного уровня студентов педуниверситета и воспитанников семинарии; совершенствованию учебно-воспитательного процесса, а также организовывать совместные встречи и взаимные посещения занятий преподавателей педуниверситета и семинарии, наладить совместную просветительско-педагогическую работу студентов педуниверситета и семинарии.

КГПУ должен был: организовать по просьбе администрации семинарии занятия по истории культуры, музыки, литературе; оказывать помощь в улучшении психолого-педагогической подготовки воспитанников семинарии. Консультировать преподавателей семинарии по вопросам педагогики и дидактики высшей школы, знакомить их с новыми достижениями психолого-педагогической науки, новыми технологиями образования и воспитания. Принять участие в разработке системы педагогических практик в духовной семинарии.

Следует также отметить, что владыка одним из первых в России ввел в образовательный процесс семинарии психолого-педагогические дисциплины. А благодаря тому, что их вели преподаватели КГПУ, они велись на высоком уровне.

В целом же сотрудничество с университетом позволило повысить качество образования в семинарии, что положительно сказалось на подготовке будущих пастырей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, схимитрополит Ювена-лий (Тарасов) сыграл ключевую роль в возрождении Курской духовной семинарии. Благодаря ему духовная семинария развивалась и получила в свою собственность новые помещения. Владыка грамотно организовал образовательный и воспитательный процесс в семинарии, что обеспечило высокий уровень подготовки будущих священно- и церковнослужителей.

Возрождение духовной семинарии имело большое значение для развития Курской епархии, сегодня митрополии, так как ее открытие позволило начать подготовку священнослужителей, которых не хватало в период служения владыки.

Владыка Ювеналий является человеком, благодаря которому сегодня в Курской митрополии и действует духовная семинария, а это, в свою очередь, положительно влияет на ее жизнь и развитие, так как обеспечивает митрополию церковными кадрами и делает ее одним из духовных образовательных центров России.

Список источников

1. Штукина Л.Н. Новоселье духовной семинарии // Курские епархиальные ведомости. 1999. № 11-12 (декабрь).

2. Русин В., иерей. Семена веры. Возрождение Курской духовной семинарии в 1991-2021 гг. Курск: РО ДОО ВО «Курская духовная семинария Курской Епархии Русской православной церкви»; Старый Оскол: ООО ИПК «Кириллица», 2021. 32 с.

3. Штукина Л.Н. Быть светом миру. Курск: Призма, 2019. 360 с.

References

1. Shtukina L.N. Novosel'ye dukhovnoy seminarii [Rector's Speech from the Kursk Theological Seminary], Kurskive eparkhial'nvve vedomosti [Kursk Eparchial Bulletin], 1999, no. 11-12 (December). (In Russian).

2. Rusin V., priest. Semena very. Vozrozhdeniye Kurskov dukhovnoy seminarii v 1991-2021 gg [Seeds of Faith. Revival of the Kursk Theological Seminary in 1991-2021]. Kursk, Kursk Theological Seminary of the Kursk Eparchy of the Russian Orthodox Church Publ., Staryy Oskol, "Kirillitsa" Publ., 2021, 32 p. (In Russian).

3. Shtukina L.N. I hi' svetom mini [To be a light to the world]. Kursk, Prizma Publ., 2019, 360 p. (In Russian).

Информация об авторе

Кононов Дмитрий Леонидович, аспирант, кафедра педагогики и профессионального образования, Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-6705-8018, копопоу.dim(й)yandex.ru

Information about the author

Dmitriy L. Kononov, Post-Graduate Student, Pedagogy and Vocational Education Department, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, ORCID: 00000002-6705-8018, kononov.dimiSJyandex.ra

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 24.12.2021 Одобрена после рецензирования и доработки 16.03.2022

Принята к публикации 18.03.2022

The article was submitted 24.12.2021 Approved after reviewing and revision 16.03.2022 Accepted for publication 18.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.