Научная статья на тему 'ПРОЕКТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДАМИАНА (ВОСКРЕСЕНСКОГО) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ ШКОЛ'

ПРОЕКТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДАМИАНА (ВОСКРЕСЕНСКОГО) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДАМИАН (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) / СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / КУРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ПАСТЫРСТВО / ПРОЕКТ ПАСТЫРСКИХ ШКОЛ / РЕВОЛЮЦИЯ / АРХИЕПИСКОП МИХАИЛ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Томачинский В.В.

Активная творческая деятельность священномученика Дамиана (Воскресенского) была связана со Смоленской духовной семинарией, где он был вначале преподавателем (1905-1907 гг.), а затем и ректором (1911-1918 гг.). Здесь им были подготовлены «Докладная записка» и «Проект пастырских школ», которые предлагали продуманную систему духовных образовательных учреждений для подготовки пастырей. Одной из главных задач архимандрит Дамиан видел воспитание самоотверженного, образованного и просвещенного духовенства, понимающего различные явления современности. Также он отмечал, что в ближайшем будущем пастырство станет подвигом, близким к мученичеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIEROMARTYR DAMIAN (VOSKRESENSKY) PROJECT FOR THE ORGANIZATION OF THEOLOGICAL SCHOOLS

The creative activity of the holy martyr Damian (Voskresensky) was associated with the Smolensk Theological Seminary, where he was a teacher (1905-1907), and then a rector (1911-1918). Here he prepared a "Memorandum" and "Project of Pastoral Schools", which proposed a well-thought-out system of spiritual educational institutions for training pastors. Archimandrite Damian saw one of the main tasks in the upbringing of a selfless, educated and enlightened clergy who could understand various phenomena of modern time. He also noted that in the near future, shepherding will become a feat close to martyrdom.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДАМИАНА (ВОСКРЕСЕНСКОГО) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ ШКОЛ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. С. 71-78

УДК 27.

Архимандрит Симеон (Томачинский Владислав Викторович); Московская духовная академия

Проект священномученика Дамиана (Боскресенскош) по организации Духовных школ

Аннотация: Активная творческая деятельность священномученика Дамиана (Воскресенского) была связана со Смоленской духовной семинарией, где он был вначале преподавателем (1905—1907 гг.), а затем и ректором (1911—1918 гг.). Здесь им были подготовлены «Докладная записка» и «Проект пастырских школ», которые предлагали продуманную систему духовных образовательных учреждений для подготовки пастырей. Одной из главных задач архимандрит Дамиан видел воспитание самоотверженного, образованного и просвещенного духовенства, понимающего различные явления современности. Также он отмечал, что в ближайшем будущем пастырство станет подвигом, близким к мученичеству.

Ключевые слова: священномученик Дамиан (Воскресенский); Смоленская духовная семинария; Курская духовная семинария; Пастырство; Проект пастырских школ; Революция; Архиепископ Михаил (Воскресенский).

В сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, живших в XX столетии, встречается немало тружеников академической науки, администраторов и преподавателей духовных школ. Первыми в этом ряду вспоминаются священномученик Иларион (Троицкий), многие годы посвятивший своей alma mater, Московской духовной академии, где он был профессором, инспектором и даже исполняющим обязанности ректора. Это и мученик Иван Васильевич Попов, профессор МДА и доцент Московского университета, автор замечательной монографии о блаженном Августине1 и многих других работ.

Усердным работником на педагогическом и научно-образовательном поприще был и священномученик Дамиан (Воскресенский), жизненный путь которого связан в том числе со Смоленской семинарией.

Главные вехи жизни священномученика Дамиана пролегают через Курскую землю: здесь он родился в 1873 году, окончил Курское духовное училище, затем Курскую духовную семинарию, здесь принял священный сан и здесь же впоследствии стал архиепископом. Еще будучи студентом, Дмитрий Воскресенский (так звали владыку до монашеского пострига) слушал вдохновенные слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, произнесенные им во время посещения Курской семинарии. Эти слова впоследствии принесли благой плод в жизни самого владыки Дамиана.

1 Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2005.

Вскоре после окончания Курской семинарии, в 1896 году Дмитрий Воскресенский женился и был рукоположен в священный сан. В этом браке у него родилось двое детей, но весной 1901 года его супруга, Ольга Михайловна Воскресенская скончалась. Молодому священнику-вдовцу не так легко было совладать с обрушившимся на него горем, и тогда он нашел выход в служении академической науке.

Отец Димитрий Воскресенский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, а позднее стал и вольнослушателем Петербургского археологического института1. В 1904 году ректор академии епископ Сергий (Страгородский) совершил в академическом храме монашеский постриг иерея Димитрия. Обращаясь к ново-постриженному, владыка Сергий сказал: «Принимая монашество, ты неминуемо и с полным сознанием должен был определить себя на служение Царству Божию, на неустанные усилия достигнуть его»2.

В 1905 году, после окончания Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия, иеромонах Дамиан (Воскресенский) определением Святейшего Синода был направлен в Смоленскую духовную семинарию преподавателем литургики3. Как сообщали «Смоленские епархиальные ведомости», отец Дамиан, помимо литургики, в 1905—1907 гг. преподавал здесь также гомилетику и практическое руководство для пастырей4.

Однако время было смутное, и многие семинарии бунтовали, требуя реформы духовного образования, в первую очередь доступа детей из духовного сословия к светским университетам. Не стала исключением и Смоленская семинария, которая из-за революционных настроений учащихся была временно закрыта 11 октября 1905 года. Занятия возобновились 11 января 1906 года5.

Иеромонах Дамиан часто сослужил епископу Смоленскому Петру (Другову), говорил в свою череду проповеди в кафедральном соборе, а когда возобновилась учеба, приступил к преподавательским трудам. Одну из его лекций 19 апреля 1906 года, как сообщают «Смоленские епархиальные ведомости» посетил и епископ Петр6.

Иеромонах Дамиан недолго пробыл в Смоленске, и уже в начале 1907 года был назначен смотрителем Старооскольского духовного училища в Курской епархии. Здесь он также преподавал пространный катехизис и церковный устав. Однако по прошествии нескольких лет, 27 июля 1911 года, отец Дамиан был назначен ректором уже знакомой ему Смоленской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита7.

1 Дамиан (Воскресенский), архиеп. Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Предисловие архим. Симеона (Томачинского); жизнеописание, комм. и сост. иерея Владимира Русина. Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 21.

2 Там же. С. 24.

3 Там же. С. 29.

4 Там же. С. 32.

5 Там же. С. 29.

6 Там же. С. 31.

7 Там же. С. 41.

Ректором Смоленской семинарии священномученик Дамиан пробыл до 25 апреля 1918 года, когда его избрали епископом Переславским, третьим викарием Владимирской епархии. В Смоленске отец Дамиан оставил после себя не только добрую память, но и ряд духовно-нравственных сочинений, созданных в этот период, который стал особенно плодотворным в литературном отношении. Они опубликованы в сборнике, составленном трудами преподавателя Курской духовной семинарии священника Владимира Русина.

Так, архимандрит Дамиан, на тот момент уже опытный преподаватель и администратор, много размышляет о желательном устройстве духовных школ. В своей «Докладной записке», опубликованной в апреле 1917 года в «Смоленских епархиальных ведомостях», ректор делится своими соображениями по вопросам внешней и внутренней организации семинарии, которую предлагается именовать пастырским училищем.

«Пастырскую школу будущего, разумеется, необходимо связать с общей средней школой (7 или 8 лет обучения) и высшей духовной школой (3 года), и срок обучения в пастырском училище необходимо ставить в связи с решением этих вопросов», — пишет архимандрит Дамиан. И далее формулирует важнейший тезис: «Наше время повелительно требует, чтобы пастыри были просвещенные люди не только богословски, но и знали современное умонастроение и жизнепонимание общества. Только при этом условии они явятся подлинными руководителями пасомых. Главное, конечно, чтобы кандидаты священства выносили из училища целостное христианское жизнепонимание и мировоззрение»1.

В проекте предлагается сделать пастырскую школу открытой для всех сословий, а детям духовенства, напротив, разрешить учиться в светских учебных заведениях. Архимандрит Дамиан ясно понимает, что «в ближайшем будущем пастырство не на словах лишь, но на деле явится подвигом, может быть даже близким к мученичеству, и мало посему найдется добровольцев на этот подвиг». Эти слова стали пророческими, и священномученик Дамиан доказал их примером своей жизни и смерти.

Однако ректор Смоленской семинарии уверен, что пастырство в России не оскудеет: «Стоит поэтому начать живую работу над появлением скрытых в Церкви сил, кроющихся в таких ее глубинных истоках, как наше юношество, отзывчивое на всё идеальное, святое, высокое, [которое] пойдет сознательно и охотно на тяжкий труд подготовки к тернистому пастырскому служению»2.

В одной из своих проповедей на торжестве в Смоленской семинарии архимандрит Дамиан, обращаясь к выпускникам, подчеркивал: «Те из вас, что займут места народных учителей, псаломщиков, потом будут рукоположены во диаконы и пресвитеры, представляют из себя «род избранный, людей, взятых в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их в чудный Свой свет» (1 Петр 2:9). Побуждаемые

1 Дамиан (Воскресенский), архиеп. Докладная записка // Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 378.

2 Там же. С. 378.

неохладевающим чувством благодарности к Богу, выйдут они, эти избранники, каждый на свое дело с утра жизни до позднего ее вечера»1.

По содержанию учебных программ священномученик Дамиан высказывает два принципиальных пожелания: первое — чтобы «Новому Завету как первооснове христианства дать доминирующее положение в пастырском училище»; второе — не отводить особого места истории и обличению старообрядчества, «так как, видимо, близок час объединения единых по крови и духу и православных людей старого и нового обряда»2.

В конкретных вопросах и деталях проекта ректор архимандрит Дамиан не настаивает на том или ином решении, но передает его на суд педагогов Смоленской семинарии, а потом на обсуждение местного епархиального съезда духовенства и мирян и на суд Всероссийского съезда педагогов духовной школы.

Позднее, в том же 1917-м году, архимандрит Дамиан разработал более детальный «Проект пастырских школ», опубликованный в «Смоленских епархиальных ведомо-стях»3.

По этому проекту, пастырское училище для подготовки священников должно быть учреждено в каждой епархии (пункт 1). При этом пастырские школы подчиняются Святейшему Синоду и финансируются им: «Пастырские училища состоят в высшем ведении Св. Синода; от него они получают и утвержденный устав, и средства к содержанию из Государственного казначейства, пропорционально числу приходов в епархии, и во всяком случае обеспечивающие содержание личного состава и зданий училищ»4. В текущих вопросах училище подчиняется органам епархиального управления, от которого получает средства на содержание студентов (п. 2).

Учебно-воспитательными вопросами занимается Педагогический Совет, куда входят все преподаватели и представители епархии (пп. 3—4). (В современных семинариях это Общее собрание, тогда как реальную власть осуществляет Ученый совет.) Текущими хозяйственно-бытовыми делами ведает Хозяйственный Комитет из четырех членов (п. 5). Обе этих структуры возглавляются ректором, но все вопросы решаются сообща.

Любопытно, что, по этому проекту священномученика Дамиана, ректор — выборная должность. «Ректор избирается Советом училища из лиц с высшим богословским образованием, известный своею пастырскою и административною опытностью и состоит в сане архимандрита или протоиерея. Избрание его утверждается

1 Дамиан (Воскресенский), архиеп. Речь перед благодарственным молебствием 8 июня 1913 года окончившим курс воспитанникам Смоленской духовной семинарии // Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 264.

2 Дамиан (Воскресенский), архиеп. Докладная записка... С. 378.

3 Дамиан (Воскресенский), архим. Проект пастырских школ // Смоленские епархиальные ведомости. 1917. № 9. С. 244-248.

4 Дамиан (Воскресенский), архиеп. Проект пастырских школ // Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 379.

Св. Синодом» (п. 6)1. Таким образом, сама корпорация рождает своего предводителя, а Синод лишь утверждает этот выбор.

Также обращает на себя внимание положение о том, что не менее половины преподавателей должны быть в священном сане (п. 7). При этом они приписаны к храму при пастырском училище и «сторонних обязанностей не несут» (п. 9). Это означает, что преподаватели-священники всецело посвящают себя трудам в духовной школе и получают достаточное жалованье, чтобы прокормить себя и свою семью, а не искать дополнительных заработков на стороне. К сожалению, в современных семинариях это крайне редкое явление.

В пастырское училище принимаются лица с законченным средним образованием (п. 10), а выпускники училища «имеют право на пресвитерство и поступление в трехгодичные духовные академии» (п. 11). Таким образом, пастырские училища по данному проекту в целом соответствуют современным семинариям.

Далее в проекте подробно изложены условия обучения и воспитания, с выделением количества часов на различные дисциплины (пп. 12-19). В п. 20 обращает на себя внимание такое пожелание: «Во внеклассное время желательно ввести ознакомление студентов с: а) новейшей русской литературой; б) новейшей русской историей; в) основами государственного права и учением социализма»2. Мысль о необходимости для будущего пастыря быть начитанным и образованным человеком, а также разбираться в современных общественных умонастроениях, красной нитью проходит через все размышления отца Дамиана. По всей видимости, она стала результатом его размышлений и многолетнего опыта работы в семинарии.

Наконец, «необязательные предметы в училище - иконописание, пчеловодство, гигиена и рациональное ведение сельского хозяйства» (п. 21).

В целом, предложенный архимандритом Дамианом проект пастырских школ носит продуманный и жизненный характер. Правда, реальность быстро внесла свои коррективы, и через год-два большинство семинарий были просто закрыты.

Русская пословица говорит: «Собираешься умирать - сей рожь». Священному-ченик Дамиан трезво смотрел на мир и не витал в облаках. В том же 1917-м году в семинарском храме он произнес яркую проповедь о революции, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице3.

«В исполинское тело России вошел легион бесов, он крутит и мутит всё на необъятном просторе Руси». Развивая этот образ, отец Дамиан прямо говорит: «Наша родина катастрофически идет к погибели». Он прекрасно понимает, что речь идет не просто об изменении конституции, политического устройства или общественных институтов: «Предстоит еще религиозная революция - остается свергнуть строите-

1 Там же. С. 380.

2 Там же. С. 382.

3 Дамиан (Воскресенский), архиеп. Религиозная революция (Слово, сказанное в семинарской церкви в Неделю 23-ю по Пятидесятнице). // Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 383-386.

лям новой русской жизни владычество Божие, освободиться от веры и Церкви, приобрести право каждому быть своим богом».

Далее ректор Смоленской семинарии описывает уже происходящие бесчинства в разных городах России. Но отец Дамиан напоминает, что восстание против Бога, религиозная революция — не новое явление на земле, «оно старо, как сам наш грешный мир»1. Однако на русской почве всегда дело доходит до крайностей, до самого предела, что и показала дальнейшая история.

Священномученик Дамиан не только размышлял о пастырском служении и призывал к этой высокой миссии молодые сердца, но и сам показал своим примером, что значит «быть верным до смерти» (Откр 2:10). По приговору тройки УНКВД по Ленинградской области он был расстрелян 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох, недалеко от Медвежьегорска.

Вслед за отцом по тернистому пастырскому пути пошел и его старший сын, ставший архиепископом Казанским Михаилом (Воскресенским). О младшем сыне сведений недостаточно, но в одном из писем сестре в 1921 году владыка Дамиан отмечал: «Проживает он все-таки в Даниловом монастыре и охраняет он честное свое добро»2.

Священномученик Дамиан своими трудами подготовил немало пастырей Церкви, а его размышления о духовных школах не теряют своей актуальности и в наши дни.

Список источников и литературы

1. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Предисловие архим. Симеона (Томачинского); жизнеописание, комм. и сост. иерея Владимира Русина. Курск: Курская духовная семинария, 2020.

2. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Речь перед благодарственным молебствием 8 июня 1913 года окончившим курс воспитанникам Смоленской духовной семинарии // Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский: Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 264—267.

3. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Докладная записка // Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский: Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 376—378.

4. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Проект пастырских школ // Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский: Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 379—382.

5. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Религиозная революция (Слово, сказанное в семинарской церкви в Неделю 23-ю по Пятидесятнице). // Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский: Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 383—386.

1 Там же. С. 385.

2 Дамиан (Воскресенский), архиеп. Письмо епископа Дамиана сестре // Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 407.

6. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Письмо епископа Дамиана сестре // Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский: Духовное наследие (Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов). Курск: Курская духовная семинария, 2020. С. 406—407.

7. Дамиан (Воскресенский), архим. Проект пастырских школ // Смоленские епархиальные ведомости. 1917. № 9. С. 244-248.

8. Карнасевич В.Г., Реутов В., свящ. Новомученики и исповедники земли Курской. Курск, 2006. 156 с.

9. Попов И.В. Труды по патрологии. Т 2. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2005. 776 с.

Archimandrite Symeon (Tomachinskiy Vladislav Victorovich),

Moscow Theological Academy

St. Damian Voskresensky's "Project of Pastoral Schools"

Abstract: The creative activity of the holy martyr Damian (Voskresensky) was associated with the Smolensk Theological Seminary, where he was a teacher (1905-1907), and then a rector (1911-1918). Here he prepared a "Memorandum" and "Project of Pastoral Schools", which proposed a well-thought-out system of spiritual educational institutions for training pastors. Archimandrite Damian saw one of the main tasks in the upbringing of a selfless, educated and enlightened clergy who could understand various phenomena of modern time. He also noted that in the near future, shepherding will become a feat close to martyrdom.

Keywords: Saint Damian (Voskresensky); Smolensk Theological Seminary; Kursk Theological Seminary; Shepherding; Project of Pastoral Schools; Revolution; Archbishop Michael (Voskresensky).

References

Damian (Voskresenskii), arkhiep. Dukhovnoe nasledie (Propovedi. Ocherki. Pis'ma. Pro-tokoly doprosov) [Spiritual heritage (Sermons. Essays. Letters. Interrogation protocols)]. Kursk, 2020.

Damian (Voskresenskii), arkhiep. 2020. Rech' pered blagodarstvennym molebstviem 8 ii-unia 1913 goda okonchivshim kurs vospitannikam Smolenskoi dukhovnoi seminarii [Speech before the thanksgiving prayer on June 8, 1913 for the graduates of the Smolensk Theological Seminary]. Dukhovnoe nasledie (Propovedi. Ocherki. Pisma. Protokoly doprosov) [Spiritual heritage (Sermons. Essays. Letters. Interrogation protocols)]. Kursk, 2020, pp. 264-267.

Damian (Voskresenskii), arkhiep. 2020. Dokladnaia zapiska [Memorandum]. Dukhovnoe nasledie (Propovedi. Ocherki. Pis'ma. Protokoly doprosov) [Spiritual heritage (Sermons. Essays. Letters. Interrogation protocols)]. Kursk, 2020, pp. 376-378.

Damian (Voskresenskii), arkhiep. 2020. Proekt pastyrskikh shkol [The project of pastoral schools]. Dukhovnoe nasledie (Propovedi. Ocherki. Pis'ma. Protokoly doprosov) [Spiritual heritage (Sermons. Essays. Letters. Interrogation protocols)]. Kursk, 2020, pp. 379—382.

Damian (Voskresenskii), arkhiep. 2020. Religioznaia revoliutsiia (Slovo, skazannoe v seminarskoi tserkvi v Nedeliu 23-iu po Piatidesiatnitse) [Religious Revolution (Word spoken in the seminary church on the 23rd week after Pentecost)]. Dukhovnoe nasledie (Propovedi. Ocherki. Pis'ma. Protokoly doprosov) [Spiritual heritage (Sermons. Essays. Letters. Interrogation protocols)]. Kursk, 2020, pp. 383—386.

Damian (Voskresenskii), arkhiep. 2020. Pis'mo episkopa Damiana sestre [Bishop Dami-an's letter to his sister]. Dukhovnoe nasledie (Propovedi. Ocherki. Pis'ma. Protokoly doprosov) [Spiritual heritage (Sermons. Essays. Letters. Interrogation protocols)]. Kursk, 2020, pp. 406-407.

Damian (Voskresenskii), arkhim. Proekt pastyrskikh shkol [The project of pastoral schools]. Smolenskie eparkhial'nye vedomosti — Smolensk Diocesan Bulletin, 1917, no. 9, pp. 244-248.

Karnasevich V.G., Reutov V., sviashch. Novomucheniki i ispovedniki zemli Kurskoi [New Martyrs and Confessors of the Kursk Land]. Kursk, 2006.

Popov I.V. Trudy po patrologii. Lichnost' i uchenie blazhennogo Avgustina [Works on pa-trology. Personality and Teachings of Blessed Augustine]. Sergiev Posad: Moskovskaia duk-hovnaia akademiia, 2005, vol. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.