Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СХИМИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ (ТАРАСОВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СХИМИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ (ТАРАСОВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православие / духовно-нравственное воспитание / основы православной культуры / нравственность / религиозная традиция. / Orthodoxy / spiritual and moral education / fundamentals of Orthodox culture / morality / religious tradition.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононов Д. Л.

В статье рассматривается деятельность схимитрополита Ювеналия (Тарасова) по организации духовно-нравственного воспитания в Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF SCHEMITROPOLIT YUVENALI (TARASOV) ON THE ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE KURSK REGION

The article deals with the activity of schemitropolit Yuvenali (Tarasov) on the organization of spiritual and moral education in the Kursk region.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СХИМИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ (ТАРАСОВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 372.82

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СХИМИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ (ТАРАСОВА) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2021 Д. Л. Кононов

аспирант кафедры педагогики и профессионального образования e-mail: kononov. dim @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается деятельность схимитрополита Ювеналия (Тарасова) по организации духовно-нравственного воспитания в Курской области.

Ключевые слова: православие, духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, нравственность, религиозная традиция.

ACTIVITY OF SCHEMITROPOLIT YUVENALI (TARASOV) ON THE ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

IN THE KURSK REGION

© 2021 D. L. Kononov

Post-graduate student of the Department of Pedagogy and Professional Education

e-mail: kononov. dim @ yandex. ru

Kursk State University

The article deals with the activity of schemitropolit Yuvenali (Tarasov) on the organization of spiritual and moral education in the Kursk region.

Keywords: Orthodoxy, spiritual and moral education, fundamentals of Orthodox culture, morality, religious tradition.

Духовно-нравственное воспитание - это воспитание души и сердца человека. Оно позволяет сформировать в человеке духовную сферу, нравственные идеалы и мировоззрение.

Сегодня вопросам духовно-нравственного воспитания посвящены многие научные исследования. Особый интерес для изучения представляют региональные системы духовно-нравственного воспитания, которые во многом заложили основу для создания современной системы духовно - нравственного воспитания в нашей стране.

Ключевую роль в организации духовно-нравственного воспитания в Курской области сыграл схимитрополит Ювеналий (Тарасов). Благодаря его труду в Курской епархии возродились древние обители, были восстановлены разрушенные храмы, открылись воскресные школы, обновлена работа Курской духовной семинарии, организована православная гимназия, а также была создана система духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных и профессиональных школах.

Духовно-нравственное воспитание возможно осуществлять только на основе религиозной традиции. Об этом владыка Ювеналий говорил: «Можно ли выстроить духовно-нравственное воспитание вне православия? Ответ однозначен: нет, нет и тысячу раз нет! Потому что нравственность вне ее духовных корней, фундаментальных ценностей так же невозможна, как плоды вне дерева» [Ювеналий (Тарасов), схимитрополит 2008: 48].

Он многократно отмечал, что православие оказало огромное влияние на жизнь русского народа, его историю, а также сыграло важнейшую роль в формировании воспитания и образования в нашей стране. В одном из своих докладов он сказал, что значение православия для русского народа и государства состоит в том, что это «живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в образах его лучших сынов: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников» [Ювеналий (Тарасов), схимитрополит 2006: 67].

Схимитрополит Ювеналий начал свою деятельность по организации системы духовно-нравственного воспитания в Курской области в 90-е гг. XX столетия. Это время тяжелых испытаний как для нашей страны, так и для народа. В то время народ России оказался в состоянии духовной опустошенности, что стало причиной роста аморализма, преступности, алкоголизации, наркомании среди населения.

Тяжело переживая это состояние народа, владыка указывал, что выйти из него можно только возвратившись к православию. Этому учит нас наша история: русский народ всегда выходил из смут и трудностей только тогда, когда обращался к православной вере. Поэтому владыка отмечал, что «возвращение к православию есть главное условие спасения русского народа» [Там же: 69]. И поэтому, утверждал архиерей, надо дать возможность русскому человеку и особенно детям прийти к православной вере.

Митрополит Ювеналий в своем докладе «Мы обязаны спасти наших детей» говорил, что сегодня в нашей стране среди молодежи большое количество наркоманов, алкоголиков, что все это ведет к моральной и физической гибели молодого поколения. А для спасения русской молодежи необходимо полноценное духовно-нравственное воспитание, что предполагало формирование у неё способности жить в соответствии с высшими ценностями и быть невосприимчивой ко злу. Поэтому, чтобы оградить наших детей от зла, сформировать в них духовно-нравственный иммунитет, необходимо было создать систему духовно-нравственного воспитания, начиная с детских садов, основой которой стало бы системное преподавание основ православной культуры. Безусловно, этот процесс необходимо было продолжать в школе.

Также владыка Ювеналий говорил о необходимости «перестройки других школьных предметов с учетом духовно-нравственных констант России и полноценной воспитательной работы, выстроенной на основе традиционных духовно - нравственных ценностей» [Ювеналий (Тарасов), схимитрополит 2006: 129].

По мнению владыки Ювеналия, духовно-нравственное воспитание должно указать, каким должен быть человек, просветить его сознание, показать дорогу добра, приучить поступать соответственно нравственным нормам - то есть показать человеку идеал совершенства. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский, таким идеалом является христианство. Архиерей говорил, что нравственность - это прежде всего путь достижения святости. Человек может стать нравственным через проявление добродетелей, любви, святости, через общение с Богом. Человек, удаляющий себя от греховного мира и приближающий себя к Богу, становится нравственным.

Владыка Ювеналий важнейшим средством организации духовно-нравственного воспитания считал введение в школу курса «Основы православной культуры».

Кононов Д. Л. Деятельность схимитрополита Ювеналия (Тарасова) по организации духовно-нравственного воспитания в Курской области

Необходимо отметить, что школьная система образования в нашей стране в тот период оказалась в мировоззренческом вакууме, так как советская идеология была разрушена, а новая еще не создана. В этой ситуации российская школа сняла с себя воспитательную функцию, оставив за собой только образовательную. Введение основ православной культуры в школьную программу позволяло восстановить содержательную основу воспитания.

Важно отметить, что в Курской области региональные органы власти поддерживали инициативу по организации духовно-нравственного воспитания. В 1995 г. глава администрации Курской области В.И. Шутеев подписал постановление, согласно которому были утверждены «Основные направления развития образования Курской области на 1995-2000 гг.». В этом документе говорилось, что одним из «важнейших направлений развития образования является работа по возрождению традиционной российской культуры, духовности и нравственности, упрочение связей светского и духовного образования, разработка на этой основе новых путей развития школы. Важнейшим пунктом этого документа стало положение о включении основ православной культуры в образовательное пространство региона» [Меньшиков 2016: 87].

В декабре 1996 г. глава администрации Курской области А.В. Руцкой подписал постановление «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области». Этим постановлением была заложена нормативная и правовая основа для преподавания православной культуры в школах области. Постановление также одобряло совместную деятельность между «Епархиальным управлением Курской области Московского патриархата Русской православной церкви и комитетом по образованию администрации области; Епархиальным управлением Курской области Московского патриархата Русской православной церкви и Курским государственным педагогическим университетом; Курским государственным педагогическим университетом и Курской духовной семинарией; Курским государственным педагогическим университетом и Курской православной гимназией во имя Феодосия Печерского» [Постановление главы администрации... 1996].

Работа по введению нового курса фактически начиналась с нуля, так как учебная дисциплина «Основы православной культуры» никогда не преподавалась в российской школе. При введении этого курса, как и при организации всего нового, были противники этого предмета. Против выступали руководители органов образования, директора школ, люди с атеистическими убеждениями. Они утверждали, что никогда основы православной культуры не будут преподаваться в школе.

Необходимо отметить, что верующие люди тоже высказывали свои опасения, которые сводились к следующему: дети будут изучать православную культуру, а не Закон Божий, а поэтому дети будут получать искаженные знания о православной вере. Владыка Ювеналий принял во внимание это замечание и дал на него свой ответ: «Да, новый предмет не предполагает молитвенную практику, но он дает возможность познакомить детей с их родной верой» [Ювеналий (Тарасов), схимитрополит 2006: 45]. В своем ответе владыка также сказал, что для детей нашего региона изучение православной культуры - это единственная возможность изучать православную веру, так как тогда было мало воскресных школ, и единственным местом, где дети могли изучать православие, была школа.

Владыка Ювеналий, конечно, понимал, что предпочтительней было бы ввести в школьную программу Закон Божий. Но владыка осознавал, что в светской школе можно преподавать только культурологический курс, в преподавании которого было очень важное преимущество: поскольку этот предмет исключал религиозную практику, то он не требовал жесткой конфессиональной принадлежности ребенка, и поэтому этот

курс могли изучать дети всех конфессий и дети из неверующих семей. Благодаря этому фактически все дети Курской области получили возможность знакомиться с православной культурой.

Большинство педагогов, учеников и родителей хотели изучать православную культуру. А поскольку этот курс вводился в школьную программу в форме факультатива с добровольным посещением, то есть все, кто не хотел изучать новый предмет, имели право его не посещать, именно этот подход и дал возможность начать преподавание нового курса.

Для введения нового курса необходимо было провести большую организационную работу. Предстояло написать учебную программу, создать учебные пособия, подготовить преподавателей, решить многие другие задачи.

Для решения этого вопроса по благословению владыки Ювеналия на базе Курского государственного педагогического университета была создана Лаборатория русской школы, которая стала работать над подготовкой учебной литературы, нормативной документации, а также учителей основ православной культуры.

Предстояло провести большую работу, для того чтобы убедить руководителей, учителей, общественность, родителей в том, что новый курс необходим в школе. Для этого проводились совещания, конференции, семинары с учителями и руководителями. Важно подчеркнуть, что владыка сам принимал участие в этой важной и ответственной работе.

В мае 1997 г. департаментом образования администрации Курской области было разослано инструктивное письмо «Об организационном обеспечении изучения православной культуры в образовательных учреждениях Курской области» руководителям органов управления образованием. В письме отмечалось, что «успешное выполнение областной программы изучения православной культуры возможно только при ее правильном организационно-методическом обеспечении» [Некрасов 1997]. Директорам и учителям предлагалось самим определить форму изучения православной культуры и после этого выбрать преподавателей по этой дисциплине.

С 15 июня по 15 июля 1997 г. прошла подготовка учителей основ православной культуры. На базе Курского государственного педагогического университета были организованы подготовительные курсы, а также курсы повышения квалификации. После их прохождения учителям выдали свидетельства о праве преподавать новую дисциплину.

В августе 1997 г. вместе с педагогическими конференциями по другим учебным дисциплинам были организованы секции по православной культуре, на которых обсуждались вопросы по преподаванию православной культуры в школе.

Проделанная работа позволила ввести с 1 сентября 1997 г. курс «Основы православной культуры» в 300 школах Курской области. Это был первый шаг в организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Курской области.

Организация преподавания нового курса требовала большого числа педагогов. И поэтому уже в 1997 г. обучение прошло на четырех потоках. Три потока обучались на базе Курского педуниверситета и один поток в Курчатове. Всего для преподавания новой дисциплины были подготовлены 261 преподаватель и 68 священников. Также была намечена выездная подготовка преподавателей православной культуры в районах области.

В 1997 г. проходили встречи работников образования с духовенством Курской епархии. Священники принимали участие в августовских педагогических конференциях, специально встречались с начальниками муниципальных отделов

Кононов Д. Л. Деятельность схимитрополита Ювеналия (Тарасова) по организации духовно-нравственного воспитания в Курской области

образования, директорами школ. Программа постепенно принималась населением, властями, детьми и педагогами.

Важную роль в организации духовно-нравственного воспитания играла просветительская деятельность владыки Ювеналия в средствах массовой информации. Владыка еженедельно выступал на курском радио, и один раз в две недели на телеканале «Такт». Стали издаваться «Курские епархиальные ведомости». Вся эта деятельность способствовала развитию духовно-нравственного воспитания в нашем регионе.

Через два года после введения курса количество школ, в которых преподавали православную культуру, сократилось с 300 до 226. Такое положение не могло не тревожить владыку, поэтому он проводил работу по расширению преподавания этого курса в школах области. Благодаря его деятельности основы православной культуры в 2001/2002 уч. г. изучались уже в 325 школах. А к 2004 г. к концу его архиерейского служения курс основы православной культуры преподавался в 70% школ Курской области.

Введение этого курса принесло свои добрые плоды. Владыка отмечал, что основы православной культуры положительным образом влияют на нравственное и эмоциональное состояние детей. Также владыка говорил, что православная культура оказывает положительное влияние на отношение между детьми, дети становятся более добрыми, они узнают о взаимопонимании и взаимопомощи. Владыка обращал внимание на то, что через детей к вере приходят родители. Положительное влияние курса на детей отмечали и учителя, которые преподавали эту дисциплину. Они отмечали, что дети стали обращать внимание на социальные проблемы, у них появлялось желание развивать и совершенствовать свою личность, дети начинали обретать смысл своей жизни.

На занятиях дети узнавали о Боге, о заповедях, о послушании, получали знания о Священном Писании, знакомились с житиями святых. Изучение основ православной культуры позволило узнать детям о таких добродетелях как: милосердие, справедливость, любовь, патриотизм и т.д. Все это позволяло сформировать в детях духовно-нравственный иммунитет. Деятельность владыки Ювеналия по организации духовно-нравственного воспитания в Курской области сыграла важную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в Курской области.

Схимитрополит Ювеналий прекрасно понимал, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить на всей территории нашей страны, потому что каждый ребенок должен знать свою веру, свою культуру. Для решения этого вопроса он, когда появлялась такая возможность, обращался к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, министрам образования РФ, президенту Российской академии образования и даже приглашал их посетить Курскую область, для того чтобы познакомить их с региональным опытом преподавания православной культуры, который мог бы стать образцом для создания единой системы духовно-нравственного воспитания в нашей стране. И можно сказать, что во многом эта работа послужила основой организации духовно-нравственного воспитания в других регионах России.

Таким образом, к концу архиерейского служения схимитрополита Ювеналия в Курской области уже сформировалась в определенной мере целостная система духовно-нравственного воспитания. И главную роль в ее создании, безусловно, сыграл схимитрополит Ювеналий.

Библиографический список

Меньшиков В.М. Православная культура и развитие российского воспитания и образования. Курск, 2016. 432 с.

Некрасов В. Инструктивное письмо «Об организационном обеспечении изучения православной культуры в образовательных учреждениях Курской области». Курск, 1997.

Постановление главы администрации Курской области от 15.12.96 №675 «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области».

Ювеналий (Тарасов), схимитрополит. «Мы обязаны спасти наших детей» // Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления) / Курский государственный университет. 2-е изд., расширен. и доп. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006.-225 с.

Ювеналий (Тарасов), схимитрополит. «Восстановление системы православного просвещения подрастающего поколения - важнейшая задача современного образования» // Там же.

Ювеналий (Тарасов), схимитрополит. «Сегодня Россия испытывается на верность своим детям...» // Духовно-нравственное воспитание. 2008. №1. С. 1-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.