Научная статья на тему '20-летие возрождения Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью. Страницы истории'

20-летие возрождения Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью. Страницы истории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (С МИССИОНЕРСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ) / THE BELGOROD THEOLOGICAL SEMINARY (WITH MISSIONARY ORIENTATION) / ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ФЕОКТИСТ (МОЧУЛЬСКИЙ) / BISHOP PHEOCTIST (MOTSCHULSKY) / КУРСКО-БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / KURSK AND BELGOROD DIOCESE / АРХИЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ И ЗАРАЙСКИЙ ИРИНАРХ / ARCHBISHOP OF RYAZAN AND ZARAI / КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / KIEV THEOLOGICAL ACADEMY / МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ / METROPOLITAN OF MOSCOW / IRINARKH / MACARIUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куренков Алексий

Статья посвящена истории становления, развития и последующего возрождения Белгородской духовной семинарии, открывшейся в конце 18 столетия. В конце 19 в. Семинария переводится в Курск, а в 1918г. закрывается советской властью. В статье описываются события, сопровождающие возрождение семинарии в конце 20 в. в статусе миссионерской. Приводятся сведения о выдающихся выпускниках и преподавателях семинарии. Подробно описывается современный этап развития семинарии. Делаются выводы о ключевых задачах духовной школы сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 20th anniversary of the revival of the Belgorod theological seminary with missionary orientation. Pages of history

He article is devoted to the history of formation, development and subsequent revival of the Belgorod Theological Seminary, opened at the end of the 18th century. At the end of the 19th century the seminary was transferred to Kursk, in 1918 it was closed by the Soviet power. In the article events that accompanied the revival of the seminary at the end of the 20 century in the status of the missionary are described. It is told about the outstanding graduates and teachers of the seminary. The current stage of development of the seminary is described in detail. Conclusions about key tasks of the theological school nowadays are given.

Текст научной работы на тему «20-летие возрождения Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью. Страницы истории»

Научные труды и доклады преподавателей семинарии

20-летие возрождения Белгородской духовной семинарии с

миссионерской направленностью. Страницы истории

УДК 26/28

Протоиерей Алексий Куренков магистр богословия (зарубежная степень),

ректор БДС (с м/н), доцент кафедры миссиологии БДС (с м/н) Россия, г.Белгород bpds@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена истории становления, развития и последующего возрождения Белгородской духовной семинарии, открывшейся в конце 18 столетия. В конце 19 в. Семинария переводится в Курск, а в 1918г. закрывается советской властью. В статье описываются события, сопровождающие возрождение семинарии в конце 20 в. в статусе миссионерской. Приводятся сведения о выдающихся выпускниках и преподавателях семинарии. Подробно описывается современный этап развития семинарии. Делаются выводы о ключевых задачах духовной школы сегодня.

Ключевые слова: Белгородская Духовная семинария (с миссионерской направленностью); преосвященный Феоктист (Мочульский); Курско-Белгородская епархия; архиепископ Рязанский и Зарайский Иринарх; Киевская духовная академия; митрополит Московский Макарий.

The 20th anniversary of the revival of the Belgorod theological seminary with missionary orientation. Pages of history

Archpriest Alexiy Kurenkov MD (foreign degree), Rector of the BOS (with m/o) assistant professor of the Department of missiology of the BOS (with m/o)

Russia, Belgorod bpds@mail.ru

Annotation. The article is devoted to the history of formation, development and subsequent revival of the Belgorod Theological Seminary, opened at the end of the 18th century. At the end of the 19th century the seminary was transferred to Kursk, in 1918 it was closed by the Soviet power. In the article events that accompanied the revival of the seminary at the end of the 20 century in the status of the missionary are described. It is told about the outstanding graduates and teachers of the seminary. The current stage of development of the seminary is described in detail. Conclusions about key tasks of the theological school nowadays are given.

Key words: The Belgorod theological seminary (with missionary orientation); bishop Pheoctist (Motschulsky); Kursk and Belgorod diocese; Irinarkh, Archbishop of Ryazan and Zarai; The Kiev theological academy; Macarius, Metropolitan of Moscow.

Сегодня мы наблюдаем определенное духовное возрождение и проявление интереса ко многим сторонам церковной жизни. Опираясь на трудный исторический путь становления отечественного духовного образования, мы можем определить, каким путем и в каком направлении необходимо двигаться сегодня для того, чтобы успешно решать задачи в сфере подготовки будущих пастырей Церкви. История Белгородской семинарии начинается еще в XVIII веке.

В 1721 году в Белгороде при архиерейском доме было открыто училище для «церковнических детей». Этот год можно считать официальным началом духовного образования на Белгородчине. Епископ Епифаний (Тихорский), возглавивший Белгородскую епархию в 1722 году, был одним из виднейших церковных иерархов того времени.

В 1787 году преосвященный Феоктист (Мочульский), назначенный на Белгородскую кафедру, открыл в Белгороде семинарию на базе духовного училища. При этом он, как и его предшественники, столкнулся с проблемой низкого уровня образования духовенства. Епископ старался не допускать рукоположения в священный сан недостойных кандидатов, обращал внимание ученых пастырей на важность гомилетики, был озабочен благолепием церковной службы в храмах Белгородской епархии и,

соответственно, стройностью нотного пения, чтобы было все «благообразно и по чину» (1Кор.14:40). Но основное внимание преосвященного было уделено духовным учебным заведениям. Главным требованием преосвященного Феоктиста было повышение качества образования. Предпочтение отдавалось предметам, которые необходимы для пастырского служения (например, катехизис, церковный устав и пение, искусство произнесения проповедей) [1, а 228]. Устройство Белгородской семинарии стало главным делом епископа Феоктиста на Белгородской кафедре. Он позаботился, прежде всего, об экономическом положении Белгородской духовной школы. Прежнее здание семинарии совсем обветшало, потому преосвященный принял решение построить новый корпус. За короткий срок владыка приобрел близлежащие земельные участки и дома, расширив территорию семинарии. Улучшив материальное положение Белгородской семинарии, епископ Феоктист дополнил ее образовательную программу. Был открыт риторический класс, философский и богословский классы, и к 1790 году в семинарии стал преподаваться полный семинарский курс.

К концу XVIII века, когда Курско-Белгородская епархия окончательно оформилась в своих границах, Белгородская семинария стала центральным духовным учебным заведением епархии и стала именоваться Курской (хотя и находилась в Белгороде). В период пребывания владыки Феоктиста на кафедре в Белгородской семинарии сменилось несколько ректоров. Первым ректором семинарии стал игумен Белгородского Николаевского монастыря Иустин. Одним из выдающихся выпускников этого периода истории семинарии в Белгороде был Яков Попов, в последствие архиепископ Рязанский и Зарайский Иринарх.

К началу XIX века стало понятно, что русская духовная школа находится далеко не в отрадном состоянии, для улучшения которого необходима централизованная организация духовно-образовательной системы. Начало реформы было положено указом императора Александра I (1807 г.) о создании особого Комитета об усовершенствовании духовных училищ и обеспечении приходского духовенства. Все духовные учебные заведения делились на четыре разряда: академии, семинарии, уездные училища и приходские училища. Преподавательский состав семинарий пополнялся также из выпускников соответствующей академии.

Задачей семинарий была подготовка своих воспитанников для поступления в духовную академию, а также для государственной службы. Из учебной программы семинарии были исключены естественные науки, сельское хозяйство, медицина, катехизис, Библейская история, церковная археология и добавлены основное богословие, педагогика с практическими занятиями, усиленное изучение классических языков, философии, математики и Священного Писания [2]. Изучение латинского, греческого и древнееврейского языков было обязательным, немецкого и французского -факультативным [3]. Для того, чтобы определенным образом содействовать религиозно-нравственному воспитанию учащихся, при семинариях учреждалась должность духовника. Во главе духовной школы, согласно Уставу, стояло Семинарское правление, находившееся в ведомстве епархиального архиерея. Учебный процесс духовной семинарии находился в ведомстве ректора семинарии, воспитательная работа - в ведомстве инспектора, а экономические вопросы - в ведомстве эконома, причем эконом и инспектор находились в подчинении у ректора, который имел право лично следить за действиями каждого члена Правления. Основой преподавания должен был стать упор на самостоятельную работу учеников, их сочинения, сопровождаемые критикой преподавателя.

В результате Александровской реформы духовные школы всех степеней стали находиться в ведомстве трех округов, которые возглавляли действовавшие на тот момент духовные академии: Киевская, Московская и Санкт-Петербургская. Курская семинария в Белгороде находилась в ведомстве Киевской духовной академии.

Следует отметить тот факт, что, несмотря на все трудности, студенты Курской семинарии отличались довольно высокой успеваемостью.

В семинарии в начале XIX века обучался Николай Иванович Савченко, сын ректора семинарии протоиерея Иоанна Савченко, будущий архиепископ Черниговский и Неженский Нафанаил. Также необходимо назвать таких студентов, как, например, А.А. Ильинский, будущий архиепископ Тверской и Кашинский Евсевий, Ф.А. Праведников, в будущем епископ Новгород-Северский Феофилакт. Выдающимся выпускником Белгородской семинарии в эти годы был Михаил Петрович Булгаков, будущий митрополит Московский Макарий, великий богослов и церковный историк, автор монументального труда «История Русской Церкви». Он был, пожалуй,

самым выдающимся студентом семинарии за всю историю ее существования. Существенное влияние на становление митрополита Макария, как церковного ученого, оказала именно семинария в Белгороде.

К числу выдающихся преподавателей 30 - 60-х годов XIX века можно отнести П.Я. Красина, Д.С. Любицкого, священников К. Букасова и М. Лонгинова. Также добрую память оставили о себе преподаватели Н. Трофимовский, В. Ключарев, А. Шереметинский и П. Азбукин. К числу выдающихся выпускников этого периода можно отнести преосвященного Вениамина (Платонова), преосвященного Ианнуария (Вознесенского), преосвященного Владимира (Никольского), протоиерея Александра Иванцова-Платонова, Николая Рождественского, протоиерей Николая Маркова.

Следует отметить, что в начале 60-х годов XIX века при семинарии появилась «ученическая библиотека».

В целом же 60-е годы XIX столетия - это «период великих реформ», так или иначе затронувших и сферу духовного образования. К этому времени в духовно-образовательной системе накопился целый ряд проблем, в первую очередь, «многопредметность» учебной программы. В результате реформенных преобразований было упразднено Духовно-учебное управление, но был создан Учебный комитет.

Накануне следующей реформы духовного образования Учебным комитетом были изданы программы практически по всем предметам семинарского курса, с приложением объяснительных записок, а также ряд методической документации по организации учебного процесса и полномочиям семинарского начальства. Проводить реформенные преобразования в духовных учебных заведениях Курской епархии выпало на долю преосвященного Сергия (Ляпидевского). Был введен новый Устав, согласно которому управлением семинарии занимались распорядительное собрание и педагогическое собрания. Постепенно обновился учебный курс. Во второй половине XIX столетия вместо медицины, сельского хозяйства и естественной истории в семинарскую программу вводилась педагогика. Важным событием для Курской епархии того периода стало начало издания «Курских епархиальных ведомостей».

Выпускники семинарии получили право поступать в государственные университеты. Необходимо отметить, что в эти годы семинаристы стали увлекаться книгами и идеями, «не согласными с

задачей семинарского образования» [4, а 649], что ставило особые задачи перед администрацией и преподавателями семинарии.

Курский период в деятельности семинарии начался с 1879 года, но окончательно духовная семинария была переведена из Белгорода в Курск в 1883 году. После переезда семинарии в Курск в Белгороде продолжало работу духовное уездное училище, на базе которого в 1906 году епископом Питиримом было открыто отделение Курской духовной семинарии, действовавшее до октябрьского переворота 1917г. Семинарские классы при Белгородском духовном училище были открыты в первую очередь для помощи Курской духовной семинарии «в ее разрежении при недостатке наличных средств епархии» [5, а 252]. По предложению белгородских депутатов, было решено перевести параллельные классы Курской семинарии в Белгород. В 1908 г. при Белгородском училище было решено открыть 4-й класс семинарии. В начале XX века Белгородское духовное училище продолжало оставаться многолюдным. В 1913 году в семинарских классах всего обучался 161 человек [6, а 426-429]. К 1917 году Белгородское училище с семинарскими классами представляло собой учебный комплекс из трех двухэтажных каменных корпусов, спортивного зала, прачечной, бани, флигеля и различных надворных построек [7, а 203].

В 1918 году Курская духовная семинария была закрыта

« " ТЛ

советской властью, а в здании разместилась артиллерийская школа. В 1926 году семинарские корпуса были переданы ведомству народного образования, и в них разместилась школа имени И.Сталина. В годы войны здание бывшей семинарии сильно пострадало в результате боев, и на рубеже 1940-1950-х гг. оно было снесено.

18 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Определением Священного Синода Русской Православной Церкви образована Белгородская и Старооскольская епархия. Управляющим назначен епископ Белгородский и Старооскольский Преосвященный Иоанн (Попов).

С 17 июля 1996 года начинается новая история семинарии -было принято решение об открытии в Белгороде Православной Духовной Семинарии с миссионерской направленностью, которое в торжественных условиях состоялось 28 сентября 1996 г. Ректором был назначен епископ (ныне Митрополит) Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Открывать семинарию приехал Патриарх Алексий II.

Данное событие, на наш взгляд, правильнее назвать возрождением, так как семинария в Белгороде (главное учебное заведение Курской и Белгородской епархии в дореволюционный период) первоначально была учреждена с именем Белгородская. К делу возрождения духовной школы в Белгороде приступил епископ Иоанн (Попов), будущий Митрополит, который в течение четырех лет на каждом курсе вел по 2-3 предмета: это и Библейская история, и Основное богословие, и Священное Писание Ветхого и Нового Завета, и Гомилетика, и Каноническое право.

К началу 1996-1997 учебного года семинария была практически полностью укомплектована и готова к работе. Следует отметить, что преподавательский состав сформировался благодаря подготовительному отделению Курской духовной семинарии и коллегам епископа Иоанна, среди которых, например, были С.П. Пискарев, О.Н. Воробьева, а также выпускники первого выпуска Курской семинарии И.В. Кутепов, И.В. Борчук, С.Н. Веретенников, А.И. Тригер и др.

В 2001 году был проведен капитальный ремонт фасада главного корпуса семинарии, а также благоустроена окрестная территория: к семинарии был сделан удобный автомобильный подъезд, устроена красивая клумба и установлен памятник святителю Иоасафу Белгородскому, который позже был перенесен на аллею возле Марфо-Мариинского женского монастыря, а на его место установлен памятник митрополиту Макарию (Булгакову).

В 2006 году в Белгородской семинарии была оборудована епархиальная телестудия «Просветитель».

В 2007 году построено новое четырехэтажное общежитие. Стоит заметить, что многие семинаристы параллельно обучаются на заочном отделении государственных вузов, в основном на историческом и социально-теологическом факультетах Белгородского государственного университета, и это прекрасный опыт для будущих пастырей и миссионеров.

В 2011 г. в семинарии, в рамках общецерковной реформы высшего духовного образования, началась перестройка учебного процесса, связанная с переходом на систему бакалавриата по типу западной системы высшего образования, но с сохранением традиций православной высшей духовной школы. По благословению Высокопреосвященного Иоанна реформы возглавила рабочая группа,

которую возглавил проректор по учебной работе (ныне ректор) протоиерей Алексий Куренков.

С 2013 года в рамках реформы учебного процесса появились две кафедры - библейской теологии и миссиологии. В 2014 году произошло выделение еще одной кафедры - общих дисциплин. С начала 2015 года в Белгородской семинарии открылась магистратура с миссионерской специализацией, начали работу курсы подготовки специалистов в области миссионерской деятельности, на 1 курсе очного и заочного отделений семинарии был введен общий и обязательный для всех семинарий Русской Православной Церкви учебный план, семинария получила очередную лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности в связи с изменениями в уставе [8, а 5].

С момента основания семинарии ректор, преподаватели и студенты семинарии принимают участие в международных, межвузовских и межобластных научно-практических богословских конференциях, в Рождественских и Иоасафовских чтениях, в подготовке и проведении всех съездов епархиальных миссионеров, начиная с 1996 года. В семинарии регулярно проводятся студенческие научные конференции, куда приглашаются студенты и преподаватели других семинарий и государственных вузов. С 2014 г. в семинарии была введена традиция проведения заседаний постоянно действующего Богословского клуба. Также при семинарии действует студенческое научное общество. Белгородская семинария тесно сотрудничает с теологическим факультетом БелГУ, с Белгородским Государственным институтом культуры и искусств, Белгородским университетом кооперации, экономики и прав, Юридическим институтом, Белгородской Сельскохозяйственной Академией, Белгородским государственным технологическим университетом. Семинария осуществляет духовно-просветительскую деятельность среди таких учебных учреждений среднего профессионального образования, как Белгородский индустриальный колледж, Белгородский медицинский колледж.

В библиотеке семинарии большое количество полных собраний сочинений авторов-классиков и подборок литературы по самой разнообразной тематике. Также представлены разнообразные энциклопедические и справочные издания. Многие ценные и редкие издания были переданы библиотеке в качестве пожертвований и

подарков. На сегодняшний день библиотечный фонд Белгородской семинарии составляет более 20 000 томов, при этом библиотека продолжает пополняться и совершенствоваться. В 2013-2015 гг. был создан ее электронный каталог. Студенты семинарии также могут в полном объеме пользоваться электронной библиотекой БелГУ.

С 2000 года в качестве приложения к газете «Белгородские епархиальные ведомости» начала выходить газета «Семинарский вестник» и ежемесячно выходил журнал «Миссионерское обозрение». Издание до 2010 года имело статус научно-богословского журнала, и полностью готовилось на базе семинарии в нем публиковались статьи, посвященные истории православной миссии, деятельности сектантов, статьи богословского характера, а также дневники, воспоминания и отчеты миссионеров.

В 2007 году была официально утверждена Священным Синодом «Концепция Миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», составленная авторским коллективом сотрудников Синодального Миссионерского отдела и преподавателей Белгородской семинарии.

В 2009 году было издано первое в Русской Православной Церкви пособие по Миссиологии, рекомендованное Синодальным миссионерским отделом для использования в качестве учебного пособия в духовных учебных заведениях РПЦ.

В 2013 году накануне дня прославления святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, великого миссионера Русской Православной Церкви, просветителя Сибири и Америки и небесного покровителя Белгородской Духовной семинарии, был издан сборник на русском и английском языках «Святое Белогорье: история и современность». Также был издан словарь «Настольная книга миссионера».

Кроме того, необходимо отметить, что преподаватели семинарии являются авторами (или соавторами) научных монографий, учебных пособий. Благодаря участию в межрегиональном проекте в настоящее время ректор семинарии протоиерей Алексий Куренков и заведующая учебно-методическим отделом семинарии Т.А. Полетаева входят в Международный научно-экспертный совет по духовно-нравственной безопасности Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ) при президенте России.

В учебный план семинарии в настоящее время входят педагогическая (включая катехизаторскую) и миссионерская (включая

социальную) практики, а в производственную практику входят богослужебная и научно-исследовательская практика. С конца 2000 года в г. Анадырь (Чукотка) начал действовать Православный миссионерский центр, устроенный по принципу миссионерского стана, в котором несли послушание выпускники Белгородской семинарии. С тех пор было открыто 14 миссионерских станов, куда регулярно отправляются небольшие командировочные группы: священнослужитель Белгородской епархии и студент Белгородской семинарии. В настоящее время большинство семинаристов за время своего обучения хотя бы один раз отправляются в такую миссию. Продолжительность командировки составляет около 6 месяцев. Миссионерская практика осуществлялась в Якутии, на Камчатке, в Архангельской области, республике Карелии, совершались поездки в Пензенскую область, а также в Калмыкию и Адыгею. По благословению руководителя Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна в Саянск прибыли клирик Белгородской и Старооскольской епархии и студент семинарии. С 2009 года отец Агафангел (Белых) трудился над устройством миссионерского стана «Спасский» в поселке Тикси. На сегодняшний день это - самый успешный миссионерский стан, который 9 сентября 2016 года посетил святейший патриарх Кирилл. В Белгородской семинарии проходят обучение студенты из многих епархий (например, Орловской и Ливенской, Криворожской, Московской, Николаевской, Майкопской и Адыгейской, Чимкентской и Акмолинской, Харьковской, Донецкой, Абаканско-Кызыльской, Курской, Липецкой и Елецкой, Петрозаводской, Новокаховской, Екатеринбургской, Владимир-Волынской, Ростовской, Бердянской, Сыктывкарской, Симферопольской, Воронежской, Ижевской и других), а также и иностранцы. Кроме студентов из Украины и бывших республик Советского Союза, Киргизии, Армении и Таджикистана, в Белгородской семинарии с 2001 года обучались граждане Индонезии, Китая, Филиппин. Так, отец Иоасаф, в миру Маркус Тандибиланг - один из первых иностранных студентов семинарии. Он родился в Индонезии. Сегодня отец Иоасаф продолжает миссионерское служение и является православным священником Московского Патриархата в Индонезии. Его усилиями в

« « л

мусульманской стране действует уже 4 прихода, насчитывающих в общей сложности около 200 прихожан.

Особо следует сказать о том, что в новейшей истории семинарии есть два выпускника, ставших епископами. Так в 1996 г. в Белгородскую семинарию поступил Китаев Виталий Александрович (ныне - Софроний, епископ Губкинский и Грайворонский), которую окончил в 2000 г. Во время обучения он участвовал в миссионерской экспедиции в Республику Саха - Якутия, принимал участие в съездах епархиальных миссионеров. С 2014 года является заведующим кафедрой миссиологии Белгородской Православной Духовной семинарии.

В 2004 году Белгородскую семинарию окончил Масленников Алексей Александрович (ныне - Иосиф, архиепископ Роменский и Бурынский, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата). В 2013 году состоялась встреча епископа Иосифа с воспитанниками Белгородской семинарии, в ходе которой владыка подчеркнул «важное значение лет, проведенных в стенах Духовной школы, благодаря которой была создана неоценимая база для проповеди Христианства в первые годы его служения», а также выразил сожаление по поводу того, что как и в Украинской, так и в Русской Православной Церкви «существует недостаток Живого Слова, подкрепленного живым примером», поэтому «наша задача -возжигать и нести это Слово пастве» [9].

С 2013-2014 года семинария провела первый набор на программу бакалавриата. Студенты в основной своей массе принимают священный сан и пополняют ряды женатого духовенства. За всю двадцатилетнюю историю возрожденной Белгородской семинарии несколько человек приняли монашеский постриг. С 1999 года по 2016 год семинария выпустила 848 человек1.

6 октября 2016 года, в день празднования юбилея Белгородской семинарии - 20-летия ее возрождения, на территории семинарии была открыта и освящена митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном памятная звонница митрополита Макария (Булгакова).

Таким образом, подход к духовному образованию в Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) весьма серьезный: разработаны, утверждены и успешно действуют программы, соответствующие современным требованиям. В течение всей истории существования Белгородской

1 Данные отдела образования и документоведения Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 20 июня 2016 г.

15

семинарии задачи православного духовного воспитания и образования были одними из самых первоочередных в деятельности архипастырей и пастырей нашей Церкви.

Все указанные направления деятельности Белгородской семинарии (духовно - просветительская, педагогическая, миссионерская, социальная и другие) продолжают успешно осуществляться в новом тысячелетии. В семинарии сильный преподавательский состав: есть кандидаты и доктора наук, имеющие как богословское, так и светское образование, магистры богословия, преподаватели с академическим духовным образованием или высшим духовным образованием (ПСТБИ, ПСТГУ). Также привлекаются к преподаванию представители профессорского состава Белгородского государственного университета, приглашаются преподаватели Москвы, Курска, Петербурга, что является хорошей базой, фундаментом в деле успешного обучения. Выпускники, окончившие семинарию в священном сане, сегодня осуществляют свое служение во многих епархиях Русской Православной Церкви как в России, так и за ее пределами.

Белгородская семинария является учебным заведением с углубленным изучением миссионерского служения. Семинария готовит будущих священнослужителей. Студенты изучают литургику, Священное Писание, катехизис, нравственное богословие, патрологию, гомилетику, общецерковную историю, историю России, историю Русской Православной Церкви и Поместных церквей, практическое руководство для пастырей, сектоведение, пастырское богословие, педагогику, психологию, догматическое богословие, основное богословие, церковное право, церковное пение, философию, историю религий и другие предметы, а также учат русский, английский, церковнославянский, латинский, греческий языки... Добавлен предмет «миссиология», состоящий из трех курсов -«Введение в миссиологию», «История миссии», «Принципы и методы миссионерской деятельности», а также этнография, современная апологетика, феноменология религии, естествознание, спецкурс по основам экономических знаний и по экранным искусствам в миссионерском служении. Изучаются «Основы информационных технологий». Студенты участвуют в богослужениях, поют на клиросе, несут послушания в качестве пономарей. Петь в хоре - одно из самых почетных семинарских послушаний. Преподаватели и студенты семинарии принимают активное участие в проведении различных

внеклассных, внешкольных и общешкольных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Главная задача нашего духовного учебного заведения, преподавателей семинарии - воспитать будущего пастыря в христианском духе, духе живой церковности и любви, чтобы в дальнейшем он смог стать настоящим духовным наставником, образцом для своей паствы (с трезвым взглядом на реалии церковной жизни) и смог совершать свое служение во славу Божию на том месте, куда будет поставлен, всегда помня миссионерскую присягу, которую русские миссионеры давали в XIX веке: «.. .учить и во всем поступать, как Церковь наша Православная содержит учить. Выполнять дело Божие не вымышляя . не употребляя ни малейшего ни в чем насилия: но чистосердечно, бескорыстно, снисходительно, с истинною кротостию и христианской любовию».

Список литературы

1. Лебедев, А.С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности [Текст]/А.С.Лебедев. - Харьков: Типо-Литография «Печатное дело», 1902.

2. ГАКО. Ф. 792. Оп. 1 «Духовные семинарии, училища и церковноприходские школы Курской губернии».

3. Смолич, И. История Русской Церкви. 1700-1917 гг. [Электронный ресурсУ/И.Смолич.-URL: (дата обращения 01.12.16г.).

4. Титов, Ф. Духовные школы Курско-Белоградской епархии (18671884 гг.). История Курской семинарии [Текст]// КЕВ - № 34 - 1897.

5. Журнал Епархиального съезда духовенства 1907 года [Текст]// КЕВ - №14 - 1907.

6. Разрядный список учеников I, II, III и IV параллельных классов Курской духовной семинарии при Белгородском духовном училище // КЕВ - №2728 - 1913.

7. Крупенков, А.Н. Пройдемся по старому Белгороду[Текст]// А.Н.Крупенков - Белгород: Константа, 2011.

8. Годовой отчет Белгородской Духовной семинарии с миссионерской направленностью за 2015 г. [Текст]// Сост. Т.А.Полетаева. - Белгород, 2016.

9. Преосвященнейший Иосиф, епископ Роменский и Бурынский, встретился с воспитанниками Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) [Электронный ресурс]//БПДС.-URL:http://www.bel-seminaria.ru/node/365 (дата обращения 01.12.16г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.