Научная статья на тему 'Семинария в Белгороде в правление архиепископа Феоктиста (Мочульского)'

Семинария в Белгороде в правление архиепископа Феоктиста (Мочульского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / THE BELGOROD THEOLOGICAL SEMINARY / АРХИЕПИСКОП ФЕОКТИСТ (МОЧУЛЬСКИЙ) / ARCHBISHOP FEOKTIST (MOTSCHULSKY) / БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / BELGOROD DIOCESE / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RELIGIOUS EDUCATION / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кивелев М.Н.

Статья посвящена деятельности архиепископа Феоктиста (Мочульского) по развитию духовного образования в Белгородской епархии в 18-19 в. Рассматривается работа архиепископа по обустройству Белгородской семинарии, организации учебного процесса в ней, открытие духовных школ, привлечение благотворителей. Приводятся биографические сведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Seminary in Belgorod during management of Archbishop Feoktist (Motschulsky)

The article is devoted to the activity of Archbishop Feoktist (Motschulsky) in development of religious education in the Diocese of Belgorod in 18-19. The work of the Archbishop about development of the Belgorod seminary, organization of educational process in it and opening of religious schools, as well as attraction of philanthropists are described. Biographical information is given.

Текст научной работы на тему «Семинария в Белгороде в правление архиепископа Феоктиста (Мочульского)»

4. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Т. 1. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956.

5. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. - М.: АСТ, 2004.

6. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1995.

7. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Академический Проект, 2012.

8. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Издат. группа Прогресс, 1993.

9. Тарасов О.Ю. Иконаиблагочестие. Очерки иконного дела в императорской России. - М.: Прогресс-культура, 1995.

10. Языкова И.К. Богословие иконы. - М.: Изд-во Общедоступного Православного университета, 1995.

11. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т 2. М.: Правда, 1990.

12. Успенский Б.А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1973.

13. Бычков В.В. Икона и русский авангард. Книга неклассической эстетики. - М.: ИФ РАН, 1998.

14. Рафаил, архимандрит. Язык православной иконы. - М.: Сатисъ,

1997.

15. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. -М.: Северный паломник, 2006.

Семинария в Белгороде в правление архиепископа Феоктиста (Мочульского)

УДК 26/28

Кивелев М.Н. магистр богословия Италия, Рим mkn990@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена деятельности архиепископа Феоктиста (Мочульского) по развитию духовного образования в Белгородской епархии в 18-19 в. Рассматривается работа архиепископа по обустройству Белгородской семинарии, организации учебного процесса в ней, открытие духовных школ, привлечение благотворителей. Приводятся биографические сведения.

Ключевые слова: Белгородская духовная семинария; архиепископ Феоктист (Мочульский); Белгородская епархия; духовное образование; просвещение.

59

The Seminary in Belgorod during management of Archbishop Feoktist (Motschulsky)

Kivelev M.N., master of theology Italy, Rome mkn990@mail.ru

Annotation. The article is devoted to the activity of Archbishop Feoktist (Motschulsky) in development of religious education in the Diocese of Belgorod in 18-19. The work of the Archbishop about development of the Belgorod seminary, organization of educational process in it and opening of religious schools, as well as attraction of philanthropists are described. Biographical information is given.

Key words: the Belgorod theological seminary; Archbishop Feoktist (Motschulsky); Belgorod diocese; religious education; enlightenment.

Архиепископ Феоктист Мочульский (1787-1818) правил Белгородской епархией более 30 лет, дольше, чем все его предшественники. Труды преосвященного по благоустройству Харьковского коллегиума и Белгородской семинарии увековечили его память, как, пожалуй, самой яркой фигуры в деле устроения духовного образования Белгородской епархии.

Архиепископ Феоктист родился в 1729 году на территории современной Западной Украины, принадлежавшей тогда Польскому королевству. Окончил Переяславскую семинарию, затем Киевскую духовную академию, где принял монашеский постриг. В 1761 году был назначен законоучителем в Сухопутный кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Затем в период с 1767 по 1784 гг. в сане архимандрита поочередно занимал должность настоятеля шести монастырей: Глуховского Петропавловского, Гамалеевского в Черниговской епархии, Киевского Михайловского, Ростовского Иаковлевского Зачатиевского, Полтавского Крестовоздвиженского, Калязинского Макариево-Троицкого. В 1784 году был рукоположен во епископа и поставлен на Севскую кафедру, в деле управления которой уже принимал участие в качестве помощника ее первого архиепископа Евгения (Булгариса): архиепископ Евгений, грек по происхождению, нуждался в русскоговорящем помощнике. Эту

кафедру преосвященный Феоктист занимал в течение 3-х лет, и главной его заботой было благоустройство духовных школ и училищ. При нем курс Севской семинарии был дополнен богословским классом. В 1787 году преосвященный Феоктист был назначен на Белгородскую кафедру, которой правил до конца своих дней.

Главным делом архиепископа Феоктиста на Белгородской кафедре стало устройство Белгородской семинарии. Преосвященный Феоктист позаботился, прежде всего, об экономическом положении Белгородской духовной школы. Прежнее здание семинарии совсем обветшало2, потому преосвященный принял решение построить новый корпус, а семинарию временно перевести в помещение духовной консистории, а консисторию в свою очередь - в архиерейский дом, и открыл классы до риторики. В 1788 году к Курской епархии были причислены четыре города с их уездами из Севской (ныне Орловской) епархии, и ученики тех городов и уездов из Севской семинарии не только низших классов, но и обучавшиеся философии и богословию, поступили в Белгородскую семинарию, вследствие чего тогда были открыты классы философии и богословия[1, с. 353-357]. За короткий срок владыка Феоктист приобрел близлежащие земельные участки и соседние дома, расширив, таким образом, территорию семинарии. Кроме того, было построено новое здание, в котором семинария оставалась до перевода в Курск. Также был построен особый «сиротский дом», в котором проживали воспитанники семинарии. Корпус представлял собой довольно большое каменное двухэтажное здание, простирающееся в длину до 15 ив ширину до 12 саженей [4, ^342]. Средства для строительства этого нового здания в размере около 12000 руб. были собраны трудами владыки Феоктиста,

2 Духовная школа в Белгороде существовала с 1722 года. В 1726 году школа была перенесена в Харьков, где получила свое дальнейшее развитие как Харьковский коллегиум, который некоторое время был одним из самых крупных учебных заведений юга России и ставился в один ряд с Киевской духовной академией. На протяжении периода с 1726 по 1787 гг. школа в Белгороде продолжала существовать, но при этом неоднократно меняла свой статус. В документах того времени она упоминается то как славяно-латинская

школа, то как гимназия. При еп. Аггее (Колосовском, 1774-1786), предшественнике преосв. Феоктиста, было проведено очередное преобразование школы и она получила статус малой семинарии, но, по замечанию прот. Ф. Титова, опубликовавшего на страницах газеты Курские епархиальные ведомости обширную статью по истории Курской семинарии, в 80-е годы XVIII столетия «Белгородская семинария <...> если не прекращала совсем своего существования, то, по крайней мере, была низводима на степень низшего училища» (Титов Ф. Духовные школы Белгородско-Обоянской епархии. - Курские епархиальные ведомости. - С. 527).

сумевшего привлечь благотворителей, в числе которых был помещики Курской губернии надворный советник Алеей Григорьевич Изъединов и секунд-майор Андрей Васильевич Выродов [4, ^342], чей предок так печально прославился в период управления епархией свт. Иоасафом (Горленко). При этом пособие из казны составило всего 2140 рублей[4, ^342].

В свое время питомцы семинарии прославили своих благотворителей в следующих стихах: Гаданий дар прияв от Бога, Державный псалмопевец рек: «Блаженна, нища и убога «Разумеваяй человек!»» Блажен и в летах настоящих; Но сколь достоин будет вящших Наград в сословии святом, Покоясь во дворех превечных Со ангелы и со Христом

Благопримерны меценаты! Вам сладостны плоды наук: Вы милости прияв богаты От Божиих всещедрых рук, Ущедрили и нас богатно Счастливы ныне мы стократно! Ценою таковых щедрот Во славу вам, а нам к отраде Устроен будет дом в Белграде Для нас и будущих сирот.

Теперь еще мы юны дети, И младолетствуя умом, Не можем вас достойно пети За зиждимый нам вами дом. Сердца вам в жертву посвящаем И глас молений возсылаем, Да Вышний от щедрот своих Добра земныя вам удвоит И дом превыше звезд устроит;

Дом вечный - в светлостях святых!3

Улучшив, таким образом, материальное положение Белгородской семинарии, епископ Феоктист дополнил ее образовательную программу. В 1787 году в семинарии был открыт риторический класс, в 1788 г. - философский, в 1790 г. - богословский класс. Таким образом, к 1790 году трудам преосвященного в Белгородской духовной школе стал преподаваться полный семинарский курс4. В 1799 году, когда Курско-Белгородская епархия окончательно оформилась в своих границах, Белгородская семинария стала центральным духовным учебным заведением епархии и при этом именовалась Курской, хотя и продолжала оставаться в Белгороде.

До конца жизни владыка Феоктист не переставал заботиться о Белгородской семинарии, вникал во все ее нужды, как хозяйственные, так и учебные. Еще в 1787 году, когда в семинарии еще не было высших классов, им была составлена программа для каждого года обучения. Он, как правило, сам выбирал для семинарии начальников и учителей, лично почти каждый день посещал классы, просматривал домашние задания студентов и собственной рукой делал поправки. Для усовершенствования преподавания он написал несколько учебников, в числе которых:

1. Драхма от сокровищ Божественных писаний, т. е. сокращение правил при чтении Священного Писания.

2. Краткое наставление к сказыванию проповедей.

3. Четверо-частный дар юным священно и церковно-служительским детям Курской епархии, то есть краткое объяснение

a. О церковном уставе

b. О Пасхальных кругах

а О ирмологийном пении

3 Эти стихи хранились в библиотеке Курской семинарии под №1189; печат. в Курске, 1803 г. См.: Архангельский М. Курская духовная семинария // Труды губернского статистического комитета. - Вып. 1. - Курск: Типография Губернского правления, 1863 -С. 342-343.

4 Согласно Духовному регламенту, полное семинарское образование предполагает восьмилетний курс: «1. Грамматика купно с Географиею и Историею. 2. Арифметика и Геометрия. 3. Логика или Диалектика, и едино то двоименное учение. 4. Риторика купно или раздельно с стихотворным учением. 5. Физика, присовокупя краткую Метафизику. 6. Политика краткая Пуффендорфова, аще она потребна судится быть, и может она присовокупитися к Диалектике. 7. Богословия. Первые шесть по году возьмут, а Богословия два года».

d. О внешнем богослужении

4. Детское словенословие и песнопение, то есть грамматика, логика и риторика и поэзия с нотным пением.

5. Сокращение энциклопедии и самократчайшия правила латинской грамматики.

6. Наставления учителю ирмолойного пения [2, ^234].

В организации учебного процесса в семинарии архиепископ Феоктист делал акцент на «наглядности и понятности». Он даже придумал игры для студентов с литературным оттенком, предназначенные для периода майских рекреаций: ученики писали речи, разговоры или священные комедии [1, ^341-342]. Вскоре семинария стала соперничать с Харьковским коллегиумом по благоустройству и уровню образования. Преосвященный даже ставил Белгородскую школу в образец коллегиуму: «В Белгородском сиротском доме более семидесяти учеников содержится, а в Харьковском и пятидесяти, сказывают, нет; ежели подлинно так, то стыдно и грех чиноначальникам Харьковской семинарии за нерадение о сиротах <...> Харьковская семинария негодует, что более учеников в Белгородской. Причина тому та, что здесь смотрение лучше и люботщательнее. Ученики хотя малы, однако понимают, где их любят и об них пекутся» [2, ^235-236].

Постоянно следя за успехами в учебе, преосвященный Феоктист еще с большей бдительностью наблюдал за нравственностью учеников. Учителя должны были смотреть за поведением своих учеников не только в классах, но и на всех «пунктах их жизни», и если замечали какую-нибудь малейшую оплошность, то строго их выговаривал. Однажды преосвященный заметил какого-то ученика из низших классов, который шел, небрежно надев картуз, - и на другой же день сделал формальный выговор учителю того класса, которому принадлежал ученик, приказав объявить о том всей семинарии.

Даже в каникулярный период и во время праздников Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения, когда ученики обычно разъезжались по домам, преосвященный не оставлял их без надзора. По его распоряжению, на билете, выдаваемом ученику из правления семинарии, те лица, к которым отправлялся ученик, обязаны были письменно свидетельствовать, хорошо ли вел себя тот ученик, постоянно ли ходил в храм Божий, прилежно ли занимался чтением, пением и уставом церковным, а в Страстную Седмицу исповедовался ли и приобщался ли Святых Таин. Такое свидетельство на билете

ученика подписывалось всем причтом церковным, а если родитель или родственник ученика был приходской священник, то свидетельство причта церковного утверждалось подписью благочинного [1, ^342].

Для контроля качества образовательного процесса в Белгородской семинарии архиепископ Феоктист требовал составлять ежемесячный отчет по каждому классу об объеме прочитанного по каждому предмету материала. Из этого отчета видно, что дисциплины, фактически преподававшиеся в семинарии, практически полностью соответствовали программе, составленной преосвященным Феоктистом. Притом акцент в образовании, также как и в Харьковском коллегиуме, делался на письменные работы.

О масштабе Белгородской школы в этот период можно судить также по данным, приведенным в истории Белгородской семинарии, составленной преподавателями семинарии по приказу преосвященного Феоктиста. Согласно этому изданию, на которое ссылается А.С. Лебедев, в учебную программу, помимо приведенных в отчете дисциплин, входили также геометрия, механика и врачебная наука. Преподавателей было 12 человек, учащихся - 960, в числе которых были и дети дворян, а в период с 1791 по 1805 гг. выпускниками Белгородской семинарии стали более 1000 учеников разных классов.

Также архиепископ Феоктист открывал подготовительные славяно-греко-латинские школы, окончив которые дети поступали в Белгородскую семинарию. Для поддержания этих школы преосвященный изыскивал пожертвования из среды благотворителей, а также монастырей и духовенства вверенной ему епархии. Известно, что Курский Знаменский монастырь жертвовал на духовные школы 300 руб. ежегодно, сам преосвященный также выделял некоторую сумму из своих личных средств. Усердие архиепископа Феоктиста доходило до того, что он сам иногда оставался без денег. В письме к своему племяннику, харьковскому губернскому землемеру, по поводу строительства нового дома для нужд духовных школ владыка Феоктист писал: «Сожалею, что я вам в том ныне пособить не могу; теперь у меня нет ни полушки в наличности, какия у меня деньги были, отослал я в приказ общественного презрения в пользу бурсаков и полу-бурсаков, быть имеющих при уездных училищах» [2, ^243].

ТЛ « "

В одном из своих распоряжений преосвященный также предписывал учредить начальные российские школы при каждом

приходе, чтобы «малолетние церковно-служительские дети от пяти до шести лет обучались российской грамоте самолегчайшим образом» [2, ^243], и предписывал благочинным и духовным правлениям определить на каких приходах возможно учреждение таких школ. Такие школы были учреждены еще распоряжением епископа Иоасафа (Миткевича), но, судя по всему, дело их устроения не было доведено до завершения.

Преосвященный Феоктист также практиковал оригинальный способ привлечения внимания общественности к вверенным его попечению духовным школам: организовывал торжественные акты и ученические диспуты, которые обязательно сопровождались обращением учащих и учащихся к знатным лицам с одами и приветственным речами. Он лично принимал участие в организации подобных мероприятий.

Например, по случаю практически каждого приезда в Харьков светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического архиепископ Феоктист распоряжался устраивать торжественные акты, которые, судя по предписаниям преосвященного, готовились самым тщательным образом. Так в ордере по поводу организации торжеств в честь именин князя владыка Феоктист предписывал устроить акт, «который бы можно было отослать в Яссы для напечатания» [2, ^245].

А в 1798 году преосвященный представил самому императору Павлу I «приношение от питомцев Белгородской семинарии» - оду Павлу I и «Историю о древнем Саркелле, нынешнем Белгороде». В истории «о древнем Саркелле» были такие строчки:

Здесь изъясняются ныне тайны Божества, Познание причин, наука естества. Меж риторством простым и риторством церковным Здесь учат составлять речь родом стихотворным; Здесь учат разуметь, что мусикии тон, Здесь учат и тому, чему учинил Невтон. Здесь учат, что добро и что от зла навета, Внушают здесь и то, что было в прежни лета; Здесь зрим на хартии изображен мир весь. Здесь учат и тому, в чем славен Апеллес; И изъясняются языки здесь: славянский, Латинский, греческий, французский и германский.

Языки разные, но сердце в нас одно, И чувствие души с языками равно; Устами вопием: сколь мы благословенны, Открыты зря для нас науки здесь священны! И сердцем купно мы возносимся к тому, Виновник Первейший кто счастия сему. Виновник же Первейший сему есть Петр Великий, Открыл в России он с науками языки: Подобно милостьми других монарших рук В России счастие возвысилось наук; Но вящше ныне о сем печется Павел Первый, Отечества Отец, Отец сынов Минервы.

Император в ответном письме выразил благодарность преосвященному и отметил «успехи учения и словесность российскую, в недрах вверенной вам паствы процветающую» [2, ^247].

Сами школы также регулярно устраивали преосвященному подобные торжественные акты. Так, в 1809 году архиепископу Феоктисту в день его тезоименитства, 9 января, была преподнесена ода от воспитанников Белгородской семинарии:

Так в день четвертый года нова

И Феоктиста Бог нарек,

Да свет в нем церковь зрит Христова,

Так в лепоту Его облек,

Облекши в сан преосвященства

Для нас, для нашего блаженств,

Для тех приятнейших утех,

Какия Феб, в лучах багрия,

И в самом знаке Водолея

Лиет на земнородных всех.

Преосвященный, как и его предшественники, столкнулся с проблемой низкого уровня грамотности духовенства. Своими распоряжениями он категорически запрещал предлагать для рукоположения в священный сан недостойных кандидатов. Архиепископ Феоктист также обращал внимание ученых пастырей на необходимость произносить проповеди. Также предметом заботы

преосвященного было благолепие церковной службы в храмах Белгородской епархии, в особенности стройное и правильное нотное пение.

Преосвященный Феоктист продолжал поддерживать отношения с Харьковской школой и ее преподавателями уже после преобразования ее в университет. Наиболее близок он был с профессором русской истории Гавриилом Петровичем Успенским, к которому обращался с просьбой «учинить строгую корректуру» составленной им ранее славянской грамматики[2, с.253]. Харьковский университет в свою очередь 30 августа 1815 года избрал архиепископа Феоктиста своим почетным членом.

Еще одним примечательным эпизодом в биографии преосвященного Феоктиста является активное участие в работе Библейского общества. В частности, он всячески побуждал к сбору пожертвований на деятельность общества, также участвовал в открытии отделения Библейского общества в Курске и даже в посмертном завещании определил сумму для Санкт-Петербургского, Московского и Курского библейских обществ.

Преосвященный Феоктист правил Белгородской епархией более 30 лет. Он долгие годы страдал диабетом, болезнь доставляла ему большие хлопоты особенно в последние годы жизни, владыка часто жаловался на бессонницу и болезнь ног. Чувствуя, что недуг усиливается, преосвященный намеревался даже оставить управление епархией, о чем заявлял в письмах в Святейший Синод, однако не получал удовлетворения своей просьбе и был оставлен на кафедре. Преставился преосвященный 30 апреля 1818 года. В духовном завещании, составленном незадолго до смерти, он, помимо прочего, завещал 100 рублей ученикам Курской семинарии «на казенном коште воспитывающихся, и сиротам, обучающимся в семинарии, на две трапезы» [2, с.286].

Список литература

1. Архангельский М. Курская духовная семинария. // Труды губернского статистического комитета. - Вып. 1. - Курск: Типография Губернского правления, 1863. - С. 337 - 353.

2. Лебедев А.С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. - Харьков: Типо-Литография «Печатное дело», 1902.

3. Титов Ф. Духовные школы Белгородско-Обоянской епархии. - Курские епархиальные ведомости.

4. Труды губернского статистического комитета. - Вып. 1. - Курск: Типография Губернского правления, 1863.

5. Духовный регламент. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1340

Антилатинская полемика А.С. Хомякова и её значение для современного православного сравнительного богословия

УДК 26/28

Кирюхин В.В., кандидат богословия преподаватель кафедры библеистики и богословия БДС (с м/н)

Россия, г.Белгород vadddim2 @yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена русскому религиозному философу и мыслителю 19 в. А.С. Хомякову. Рассматривается учение А.С. Хомякова о Церкви. Анализируются богословские статьи А.С. Хомякова полемического характера, в которых раскрывается православное учение о Церкви Христовой. Делается вывод о том, что богословское наследие А.С. Хомякова имеет большую ценность, поскольку дает ответы на многие вопросы, понимание которых необходимо для определения сфер возможного сотрудничества и степени допустимости сближения Православия с католицизмом.

Ключевые слова: А.С. Хомяков; богословие; религиозная философия; русское богословие; святоотеческое Предание; экклезиология; Русская Православная Церковь; православие.

Anti-Latin polemics of A.S. Khomyakov and its meaning for modern Orthodox comparative theology

Kiryukhin V.V., theology Ph.D. lecturer of the department of Bible study and theology of the BOS (with m/o)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.