Научная статья на тему 'Роль сервисных отношений в достижении социальной устойчивости в Республике Ингушетия'

Роль сервисных отношений в достижении социальной устойчивости в Республике Ингушетия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / БИЗНЕС / СЕРВИС / УСТОЙЧИВОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Банхаев А. И.

Роль сервисных отношений отражается в создании малых предприятий и формировании партнерских отношений. Сервис становится важной организующей силой в стабилизации социальной ситуации и устранении социальных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service Relationships for Sustainability in the Republic of Ingushetia

The purpose of the service relationship is the establishment of small businesses, where the customer becomes a partner. Service has become a significant organizing force in resolving conflict situations.

Текст научной работы на тему «Роль сервисных отношений в достижении социальной устойчивости в Республике Ингушетия»

УДК 316.334.5

роль сервисных отношений в достижении социальной устойчивости в республике ингушетия

Банхаев А.И.,

аспирант, преподаватель, [email protected],

Филиал Московской современной гуманитарной академии, г. Назрань, Республика Ингушетия

The purpose of the service relationship is the establishment of small businesses, where the customer becomes a partner. Service has become a significant organizing force in resolving conflict situations.

Роль сервисных отношений отражается в создании малых предприятий и формировании партнерских отношений. Сервис становится важной организующей силой в стабилизации социальной ситуации и устранении социальных конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, бизнес, сервис, устойчивость взаимоотношений.

В соответствии с официальными данными, в Республике Ингушетия (РИ) по итогам 2007—2008 годов зафиксирован количественный рост многих показателей. Например, в 2007 году по сравнению с предыдущим годом доход на душу населения возрос на 144,7%, а реальные денежные доходы по отношению к

2006 году составили 146,4%. Выросло число предпринимателей, больше приобреталось жилья [1]. Отмечено увеличение покупательной способности населения, что якобы обусловлено ростом заработной платы. Однако приведенные официальные данные можно подвергнуть сомнению.

В реальности, по сообщению федеральных служб, в некоторых городах и районах РИ сохраняется высокий процент безработных. Они составляют 43% к трудоспособному населению (193 тыс.). В экономике занято едва 11— 12%. В республике трудно отличить реальную численность от формально-статистической. Такое положение в учете занятости населения не может принести утешение и спокойствие, сложно регулировать рынок труда и эффективность производства. Отсутствие четкой социально-экономической, демографической статистики порождает многочисленные провокационные суждения, усиливает состояние конфликтности от её семейного характера до политического.

С 2004 года Ингушетия находится в затяжном социально-экономическом кризисе. Жи-

тели городов и поселков из-за постоянных вылазок боевиков-террористов не могут чувствовать себя защищенными. Упадок экономики, отрыв власти от народа довели республику к началу 2009 года до грани катастрофы. Бедность, бездеятельность властных структур во главе с экс-президентом М.Зязиковым увеличили миграционные процессы в Россию, рост преступности и безысходность среди народа. Возрождение нашей республики должно начаться с внедрения сервисных отношений, в основе которых лежат активизация творческого потенциала людей, сохранение и защита отдельно взятого человека, развитие социальнокультурных процессов, формирование нравственных основ в экономике.

Любая кризисная ситуация не может разрешиться без поиска методов преодоления с отсталостью, безысходностью, поэтом необходимо обратить внимание на роль такого социального института как сервис. В сервисе заложена гуманизация, защита людей от бедности. В сфере сервиса действуют законы стабилизации, гуманизма. Известно: если о человеке заботятся, дают возможность ощутить свою необходимость в самореализации, то снижается необходимость возвращаться к военным внутренним конфликтам. В сервисе сосредоточены законы творческих инициатив, законы партнерских отношений и клиентурный порядок. Сервис — это сердечность отношений в процессе удовлетворения инди-

видуальных потребностей с учетом реальных возможностей [2].

Республика обладает огромными возможностями. Имеются запасы нефти, производство которой достигало 300 тыс. тонн (сейчас её добывают лишь 90 тыс.). Сохранилось целлюлозно-бумажное производство, работают полиграфические и издательские предприятия. Республика имеет собственную базу химического, минерального производства. К формированию экономической базы относятся выпуск готовой металлургической продукции, электронного и оптического производства, а также комплектация машин, оборудования. Республика сохранила производство электроэнергии.

По видам деятельности можно считать более благополучными добычу полезных ископаемых, производство электрооборудования, кирпичное производство. Тираж газет составляет 1,6 млн экз. Выпускаемые электрические насосы не потеряли своей конкурентоспособности, их реализация постоянно увеличивается. Несмотря на сложности финансирования, в РИ сохраняется динамика строительных работ по вводу социальных объектов.

РИ располагает огромными природными богатствами (нефть, мраморовидный известняка, доломит, нерудные строительные материалы, кирпичные глины, минеральные и родниковые воды, лесные ресурсы (140 тыс. га), в республике черноземные плодотворные почвы). Природно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства. Ингушетия располагает энергетическими ресурсами, которые по предварительным расчетам составляют 1,5 млрд кВт/ч. В РИ развивается железнодорожный, автомобильный и воздушный виды транспорта. Объём перевозок сохраняет свою стабильность [3].

Однако население Ингушетии страдает от безработицы, отсутствия эффективной экономики, низких доходов, от неразвитой инфраструктуры, от того, что постоянно пропадают люди. Как отмечает бывший президент республики Руслан Аушев, развитие промышленности в Ингушетии затормозилось из-за того, что в неё перестали вкладывать деньги. В республике вместо подъема наблюдается упадок

[4].

Таким образом, в РИ проявилось яркое противоречие: власть считала, что она достигла успеха и реализовала необходимые права и

свободы, а люди остаются в беднейшем состоянии, в страхе, теряя уверенность в возможности нормальной жизни. Указанное противоречие стало явным после издания во Франции книги экс-президента Ингушетии М. Зязико-ва «Традиционная культура Ингушетии: история и современность».

В книге преувеличиваются успехи социально-экономического развития республики и не отражается подлинное положение жизни людей на её территории, кризис власти.

Преодоление разрыва между народом и властью начал деятельность новый глава Ингушетии Ю.-Бек Евкуров. Его посещение жителей районов Ингушетии преследовало главную цель — услышать голос уставшего народа. Все процессы, направленные на переорганизацию республики, новый руководитель видит в улучшении жизни населения республики. Первые шаги по исправлению предшествующей ситуации заключаются в том, чтобы люди обрели душевное спокойствие, поверили местным органам управления и федеративной власти, преодолели вражду между семействами.

Действия Ю.-Бек Евкурова — это реализация программы доверия, при которой достигается уверенность в устойчивости социально-экономических и культурноорганизационных мер в жизнедеятельности республики. Его внимание обращено на возвращение достойной жизни всем социальным группам данного региона. Доверие власти — не только политические акции, это укрепление социальных связей между людьми, единство в поддержке преобразований на пути к гражданскому обществу, поиск выхода из затянувшегося кризиса.

Доверие, создаваемое обновленным руководством, всегда было и остается началом развития сервисных отношений как обеспечения баланса интересов между властью и народом, между человеком и его окружающим миром, обществом. В России доверие к власти всегда оставалось сложным явлением. В 90-е годы оно приблизилось к уровню 34%, критическим показателем считается уровень 33%[5]. В нашей республике, согласно социологическим исследованиям, отсутствие доверия оказалось источником активизации оппозиции, обострением конфликтов. Преодоление такого состояния возможно при изменении

социально-политических взаимоотношений. Как известно, сервисные отношения — это действия немеркантильного характера, они раскрывают реальность гуманизации межличностных отношений. Ожидаемый порядок от власти, как считают жители нашего региона, это начало возрождения человекосберегающих процессов.

Главный признак сервисных отношений — формирование системы партнерства, в котором складываются устойчивые взаимоотношения, база творческого участия работающей части населения и особенно молодежи.

Сервис как сфера проявления сердечности и человеколюбия отражает образ жизни, при котором защита индивида складывается из трудового участия и достойной заработной платы. Однако массовая безработица не позволяет думать о какой-либо устойчивости. Рассказы бывшего президента М.Зязикова о наличии правовых норм в нашей жизни не соизмерялись с ростом безработицы. Республика при своем природном и интеллектуальном богатстве дошла до уровня выживаемости, при котором бедность устраняет необходимость культурно-нравственных норм. Действия боевиков на нашей территории — иллюстрация того, как бедность формирует преступные наклонности у одних и ощущение безысходности у других. Проводимые преобразования в республике не обеспечили пока устойчивой жизнедеятельности. Сервисные (человекосберегающие) процессы должны давать свои результаты при наличии малого бизнеса как самой важной формы активности.

Малый бизнес — это укрепление связей между людьми, развитие партнерства в поисках источников жизнестойкости. Понятия «малый бизнес» и «активность», тесно переплетаясь, формируют сервисные отношения. Преодоление дефицита услуг в многочисленных направлениях по обустройству нашей республики уменьшит безработицу. К таким услугам можно отнести строительство дорог, жилья, внедрение туристских центров, природоохранные мероприятия, создание спортивных сооружений, мест отдыха и развлечений, продажа минеральной воды, создание и обслуживание лечебниц.

Отмечая возможности занятости, можно заранее предвидеть возражения о том, что для создания рабочих мест в РИ нет денег и законов. Однако авторитетная власть при фе-

деральной помощи должна уметь обходиться минимальными средствами. Можно сослаться на опыт японцев, которые выработали принцип «уметь наклоняться за каждым зернышком». Такая экономия выросла в культуру бережливости и самоорганизации. Сильная власть не прибегает к насилию, она изыскивает стимулирующие факторы для накопления человеческого капитала.

Одним из таких средств остается формирование малого бизнеса. В РИ это путь для преодоления массовой безработицы. Как уже давно известно, безработица отражает дефицит грамотного социально-экономического и политического управления. Безработица — показатель нарушений прав человека. Люди без работы — это нарушение баланса, обеспечивающего устойчивость жизни среды обитания. Место избранного проживания развивает наши потребности, наполняя их энергетическими ресурсами, существующими в системе «Человек—Природа—Общество». Отдельный индивид, чьи потребности не могут реализоваться без энергетической подпитки, становится инициатором преобразований, хранителем ценностей. Если индивид не может получить своевременную поддержку в удовлетворении потребностей, он становится опустошенным, безынициативным и агрессивным. За сохранение своей жизни он начинает бороться, вступая в конфликт с окружающим его миром.

Согласно законам синергетики, снижение малейшего импульса энергии от человека ведет к усилению энергии стихийности, хаотичности [6]. Вне созидания, работы люди теряют заложенный в них природой интеллект. Для совершенствования умственного развития необходим некоторый диапазон действия, т.е. постоянное осуществление целей, форм творческой активности. Наиболее эффективным здесь является эмоциональный интеллект. Однако без стимулирования и достойного осуществления коэффициент умственного подъема может вытесняться иррациональными вспышками, необузданными эмоциями. Динамика действий без умственной рационализации у индивидов превращается в разрушение среды обитания.

По сводкам органов внутренних дел, в республике продолжает сохраняться высокая преступность. Фраза «В Ингушетии стреляют, убивают и похищают людей» становится

дежурным описанием ингушских событий в СМИ. Факты умышленных убийств и покушений на жизнь людей, хотя и имеют тенденцию к снижению, но их по-прежнему много, недостаточно снижается численность краж, угон автомобилей. Ухудшается экологическая обстановка. Продолжается сброс загрязненных сточных вод, выброс твердых веществ и ядовитого газа в атмосферу городов и районов. Отмеченные явления не способствуют улучшению системы жизнедеятельности, а проблемы сервиса и сервисных отношений не освещаются в газетах и журналах: сейчас не до сервиса.

Однако покупательная способность отдельных групп заметно увеличилась, в Ингушетии появляются автомобили иностранных марок, строятся роскошные особняки.

Официальные власти, как уже отмечалось, считают, что в республике обеспечено относительное социальное благополучие, при этом никто не говорит о влиянии безработицы на устойчивость жизнедеятельности республики. Исходя из исследований эмоциональной возбудимости, можно утверждать, что действия в состоянии аффекта одного индивида по своей разрушительной деятельности могут сравниться с взрывом тринитротолуола. В раздражении ущербная личность, суммируя обиды, ощущая свою ненужность и безысходность, ненависть к окружающим может даже без использования специальных средств, подвергнуть окружающую среду разрушению с силой до 500 кг [7]. Состояние эмоционального напряжения обычно позитивно воспринимается у артистов, спортсменов, которые свои эмоции направляют на достижение успеха. Безработный же воспринимается как «недочеловек», ему нередко отказывают в уважении, не считаясь с накалом его чувств, с импульсом «кинетической энергии».

Рост «кинетической энергии» изменяет самосознание индивида во взаимоотношениях с окружающим миром, определяя устойчивость и индивида, и окружающего мира. Безработный, не создавая социально-культурных ценностей, подрывает жизнестойкость взаимоотношений. Не планируя цели в своей жизни, теряя способность к выбору средств, люди без определенного занятия теряют ритмичность своего бытия, становятся агрессивными, склонными к авантюризму. Одиночество, разочарование, уныние увеличивают хрони-

ческую усталость безработного. В межличностных отношениях преобладает конфликтность и ощущение собственной ущербности. Сам безработный становится источником деградации среды обитания. Он воспринимает себя как неудачника, отсюда угнетенное эмоциональное состояние, в котором преобладают злость и ненависть, оно парализует здравый смысл людей. От безработных трудно защищаться, им необходима реабилитация. Потребность в получении минимального материального блага (дохода) опирается на культ силы, при этом духовный потенциал признается ненужным. Безработный активизируется охлократическими устремлениями (поскольку ощущает себя частью обезличенной толпы). Он присоединяется к себе подобным, теряя ответственность за свои поступки. Действия безработных могут обернуться насилием, беспределом по отношению к другим людям. Они не могут самореализоваться даже на минимальном уровне. Как показывает статистика причин самоубийств, 1% безработных на 4% увеличивают смертность.

На территории РИ из 273,9 тыс. чел. трудоспособного населения, 54 тыс. — безработные. Среди безработных — 24% молодежи от 18 до 27 лет. Число безработных в большей степени составляют внутренние переселенцы. Остается большой разрыв между принятыми на учет по безработице и снятыми с учета. В 2007 году признано безработными 3844 человека, снято 2577 [10, 11]. Однако сложившаяся ситуация не может такие данные подтвердить. Безработица — это бич РИ. Человек без работы на нашей территории — это потенциальный и реальный разрушитель жизнедеятельной устойчивости, скрытый участник боевых действий.

Развитие сервиса в РИ — это «скорая помощь» для дальнейшего совершенствования её социально-экономических отношений. Обеспечение работой людей — важнейшее условие для активизации их творческого потенциала, защиты и обогащения жизнедеятельности. Степень занятости изменяет характер повседневности. В ней неизбежно отражаются поиски форм, методов в достижении единства, созидательности для укрепления среды обитания, своей малой родины.

Ослабление самореализации людей в этом процессе приводит в РИ к многообразию вульгарно-утопическим устремлениям: «выйти из состава России», «воссоединиться с Чеч-

ней», «вернуть тоталитарный режим». Вектор поведения безработного ведет к размыванию социальной структуры. Деформация социальной структуры населения поддерживается неустроенностью вынужденных переселенцев, их медленным трудоустройством. В республике по-прежнему плохо организован учет материальной обеспеченности населения. Например, многие семьи, имея свои дома, получают субсидии для оплаты коммунальных услуг из федерального бюджета. При этом домов с центральным отоплением всего 12%, канализацией охвачено менее 50%.

В системе организационных процессов не наблюдается тенденция роста производства. Люди в большей степени стремятся работать в административно-управленческих структурах. В социальной сфере из всего трудоспособного населения занято 45%, тогда как по всей стране этот показатель равен 17%, в системе управления занято 18% против 5% по России [14].

Сейас в РИ продолжается рост безработицы и расхищение государственных денег.

Однако отсутствие стратегии по преодолению кризисных ситуаций, расширяет условия для дестабилизации противоправных действий. В республике нет последовательной программы по преодолению безработицы и по стабилизации устойчивого положения (достойная зарплата и постоянное повышение материального положения). В связи с этим не снижается заболеваемость населения, из года в год растет задолженность за услуги коммунальному хозяйству. Число самоубийств в

2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось в 5 раз. Одновременно с этим исчезают базы отдыха, санатории, профилактории, не расширяют свои возможности туристские, спортивно-физкультурные организации. В республике слабо внедряется реабилитационная практика для инвалидов и граждан с психическими отклонениями. Отсутствие заботы о людях, ослабление организации сервиса как человекосберегающего процесса приводят к аморальным поступкам. В лесах не снижаются пожарные ситуации, разорение садово-дачных строений. Проведённое в январе—марте 2008 года исследование показало следующие пре-облажающие признаки настроения у населения (было опрошено 250 респондентов, характеристики поведения располагаются от самого частого признания к самому редкому):

1) неприязнь к окружающим людям;

2) негодование к веселью своих сверстников;

3) ненависть к роскоши;

4) злоба к мотовству;

5) зависть и неприязнь к особнякам и роскошным автомобилям;

6) равнодушие к зрелищным мероприятиям;

7) обида от отказа в работе;

8) устремленность к одиночеству;

9) пассивность к действиям;

10) избегание встреч со знакомыми.

Таким образом, у населения РИ усиливается неприязнь к окружающим людям. Носители пониженного тонуса создают аффект психологической воронки «плохо мне — пусть будет плохо и другим». Наличие такого состояния порождает отрицательные реакции, поиск эффективных методов психотерапии.

Одним из методов и средств борьбы с этими явлениями могут стать сервисные отношения, сервисная деятельность. Оба направления отражают роль и значение социального института сервиса (СИС), в котором проявляются законы равновесомости, устранение кризисных ситуаций. Важный закон СИС — это реализация потребностей индивида, который направлен на своевременное получение энергетики извне. Этот закон открыл В.И. Вернадский и распространил его на социальные процессы. В ходе проявления этого закона индивид, получая энергию, трансформирует её в действия, которые обеспечивают его жизнестойкость. Другим законом является закон баланса интересов. Сущность названного закона обеспечивает взаимодействие индивида со средой обитания. В интересах каждого человека проявляются устремления к жизни, судьбе и счастью. Без влияния помощи извне эти категории не могут осуществиться и защитить индивида. Жизнь может состояться лишь при наличии социального оптимизма. Люди, уверенные в завтрашнем дне (социальный оптимизм), готовы выдержать любые испытания, а потерявшие надежду на улучшение своей жизни, добровольно уходят из жизни. Помощь в реализации судьбы необходимо оказывать своевременно.

Однако не полученные вовремя импульсы помощи затрудняют или парализуют устремления индивида. Его судьба может не состояться. С категорией счастья связано наличие нашей востребованности. Если люди никому не нужны, они теряют духовно-нравственные и физические качества. Отверженные люди

становятся балластом для общества, или пополняют ряды аморальных типов.

Предупреждением подобных явлений может стать улучшение сферы сервиса. Данный социальный институт становится критерием гуманизма других социальных институтов. Он своей целенаправленной гуманизацией преодолевает деформацию всей социальной системы. Компоненты системы через гуманизм достигают положения равных среди равных. Однако господство техноцизма, затратная экономика, ослабляя гуманизацию в сфере социально-производственных отношений, вытеснили институты семьи, права, культуры, образования на вторичный, придаточный уровень.

Социальный институт сервиса обеспечивает сбалансированные отношения, снижая источники бедности, безработицы, преступности. Отмеченные черты в деградации системы рождены следствием упадка человечности в человеке. Человечность, сердечность в сервисе способствуют укреплению партнерства, клиентурных отношений. Сервисные отношения укрепляют и расширяют значение сервисной деятельности. Являясь средством реализации человекосберегающих процессов, сервисные отношения уменьшают воздействие кризисных явлений, обогащают межличностные отношения.

Отмеченные процессы ярче всего иллюстрируются в результативности малого предпринимательства, взаимоотношении людей со структурами власти, в укреплении конституционных норм.

Малое предпринимательство в Ингушетии делает первые шаги. По статистике, к началу

2008 года количество малых предприятий увеличилось в 6,2 раза по сравнению с 2002 годом. Объём продукции достиг 1 млрд 806 млн руб. [13]

Активность проявляют предприятия стройиндустрии, бытового обслуживания, розничной торговли. Развитие отмеченных видов бизнеса формирует клиентурные отношения, уменьшает число безработных.

Однако, как и в других регионах, потенциал малого бизнеса далеко не исчерпан. Продолжаются неурядицы с налоговой службой, платой за аренду помещений, количеством проверяющихся служб. Сервисные отношения характеризуются мозаичностью. Покупатели, потребители и заказчики удовлетворе-

ны оперативностью, возможностью выбора, достижения качеством выполненных работ в строительстве, обустройстве индивидуально -го жилья, ремонте техники, пошиве индивидуальной одежды, увеличением обслуживания компьютеров, дистанционным обучением.

Малый бизнес обретает динамичное обновление в сотрудничестве агентов с клиентами. Малый бизнес в Ингушетии становится условием сохранения рода в виде такого образования как «тухкум». «Тухкум» (в пер. «яйцо», «семья») — термин, обозначающий кровнородственное образование. Развитию ингушского сервиса как способа защиты от различных трудностей социально-экономического характера способствует то, что в РИ сохранились традиции института гостеприимства. В сущности, гостеприимство — это акт обращения с человеком на уровне благородства, вплоть до самопожертвования. В наших общениях гость считается, как и на всём Кавказе, «посланцем Аллаха». Хозяин целиком и полностью отвечает за гостя, ухаживая за ним, и этому придается особое значение. Клиент для малого предприятия также становится дорогим гостем. Гость может появиться неожиданно, но он никогда не является неожиданностью для предпринимателя или хозяина. Гостеприимство стало ярко проявляться во взаимоотношениях по обслуживанию заказчиков, превращая их в клиентов (постоянных потребителей), сотоварищей по бизнесу, по успеху в развитии своего дела.

Сервисные отношения в современной Ингушетии могут с наибольшим успехом снизить кризисные ситуации, ослабить напряженность в межличностных отношениях. Активность властных структур во многом могла бы преодолеть изоляционность, которая снижает сервисные процессы. Большинство людей, оставаясь без работы, смогли бы начать малое предпринимательство. Сервисные процессы, реализуемые через услуги ремонтных бригад, грузовых перевозок, строительство турбаз и гостиниц, приносили бы доход в республиканский доход. Для их активизации необходима организационно-разъяснительная работа.

Среди людей сформировались выжидательные настроения, помощь из государственного бюджета рассматривается как обязательная и необходимая.

Среди населения рост бедности не вызывает социально-общественной активности. Тра-

диции взаимопомощи для улучшения жилищных условий забыты. Все заботы перекладываются на государство в расчете на федеральные средства

Остается проблема «прозрачности» финансирования. Сервисные отношения в республике не стали средством улучшения материального и культурного уровня, они не изменяют устаревших традиций в образе жизни. Отсутствие малого предпринимательства сохраняет узость делового пространства, сдерживает добросовестную конкуренцию. В малом предпринимательстве, которое всё-таки пробивает себе дорогу, преимущество сохраняется за людьми административных структур. В республике без дотаций и инвестиций в малое предпринимательство, федеральное финансирование остается малоэффективным.

Однако антикоррупционные процессы все-таки начали развиваться в городах и районах Ингушетии. Получили по заслугам важные чиновники, которые злоупотребляя служебным положением, «построили» не те социальные объекты.

Республика нуждается в сервисных отношениях не только для пополнения бюджета и приобретения дохода, через внедрение сервисных структур и благодаря урокам бизнеса изменяются отношения внутри общества. В торговле внедряются кассовые аппараты. Реконструкция и обслуживание спортивных сооружений приводят к тому, что подростки, увлеченные спортом, получают обновленные спортивные комплексы. Создание рабочих

мест приведет к активизации работы прачечных, парикмахерских, исправит положение в учреждениях образования и медицине. Из-за массовой безработицы остаются невостребованными такие услуги, как дошкольное образование, связь, обустройство территории, услуги по лечению и восстановлению здоровья (рекреации). По мощности учреждений медицинского профиля РИ отстает от федерального уровня в 3,5 раза, по численности врачей - в 2 раза. Известно, что без развития культурнопоселенческих территорий не достигнет реализации правовой базы, которая отражена в республиканской Конституции. Развитие сервисных структур, которые начали свои шаги в укреплении образования, торговли, спорта, услугах транспорта через несколько лет обеспечат накопление человеческого капитала, обеспечивая гуманистические гарантии для трудового населения.

Однако финансовые сложности затрудняют формирование малого бизнеса, что снижает степень его значимости в укреплении межличностных отношений. От малого бизнеса, как показывает исторический опыт, возникают предпосылки к укреплению цивилитарно-го порядка. Начало культуры в обеспечении интереса индивида, формирует устойчивость взаимоотношений. Изоляция заменяется толерантностью, поддержкой и радостью созидания.

Литература

1. Статистический бюллетень. Магас. 2007. № 10.

2. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии — науки синергийного типа. М., 2008. С. 239-241.

3. Доклад о социально-экономическом положении РИ. Магас, 2007. С. 49

4. Аушев Р. Ю. Евкурова ждет тяжелейший экзамен // Московский комсомолец. 10 ноября 2008 г.

5. ОлейникА.К. Издержки и перспективы реформ России: институциональный подход. М., 1997. С. 40.

6. Пригожин И. СтингерсИ. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой. М., 1986. 482 с.

7. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии - науки синергетического типа. М., 2008. с. 40.

8. Доклад о социально-экономическом положении РИ за январь-октябрь 2007 г. Магас, 2007.

9. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. Спб, 2003. С. 183.

10. Ингушетия в цифрах. Статистический сборник. Магас,2007. С.36.

11. Доклад о социально-экономическом положении РИ. Магас, 2007.

13. РИА «Новости». Январь, 2008.

14. Якунин В.И., Ронк В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государстивенной экономической политики. М., 2007. С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.