надежность внутренних и внешних связей организационной формы; гибкость и адаптивность организационной структуры управления; масштабы деятельности; наличие квалифицированного менеджмента и системы стратегического управления; формирование системы управления знаниями и инновационной деятельностью; разработка стратегии диверсификации услуг и форм обслуживания, повышения качества сервиса; компетентность и оперативность принятия решений;
— экономические: динамика объемов реализации по видам услуг; рост доли на рынке; снижение затрат; показатели себестоимости, рентабельности, прибыли;
— финансовые: платежеспособность; кредиторская и дебиторская задолженности; уровень налоговых платежей; коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, обеспеченности собственными средствами, оборачиваемости средств; рост рыночной стоимости (капитализации) компании; финансовые риски;
Список использованной литературы
1. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. /Под ред. Ю.П. Свириденко. — М., 2000-2001.
2. Соколин В.Л. Российский статистический ежегодник. - М. : СТАТ, 2004. - 722 с.
3. Радина О.И. Методы оценки эффективности объектов бытовой инфраструктуры региона.— Ростов н/Д: Терра, 2003. -120 с.
4. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятия сферы сервиса / М.В. Виноградова,
З.И. Панина.- М.: Изд-во “Торговая корпорация «Дашков и К0»’’, 2006. - 464 с.
5 Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. — М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.
6 Зайнашева З.Г., Шкабарня Г.В. Новые организационные формы хозяйствования и развития сферы услуг. - Уфа: Уфимск. гос. ин-т сервиса, 2004.— 191 с.
7. Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов.— М., Гос. изд-во словарей, 1953.— 776 с.
8. Алаев А.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. — М., 1983, с. 50
УДК 331: 152.3
Роль сервисной деятельности в реализации интересов личности
Т.А. Фоломкина
Образовательный центр ГОУВПО МО «КГПИ»
интереса представляют абстрактные, малореальные и обобщенные понятия. В литературе данные философские категории также даются в обобщенном виде, лишенные конкретного личностного характера.
С развитием сервисной деятельности понятия, составляющие интерес, получают более определенную направленность, связанную с реальной целесообразностью. Жизнь человека, составляющая главный компонент интереса, насыщается социальным оптимизмом. Известно, что каждый индивид готов испытывать и преодолевать любые трудности, если есть надежда и уверенность в завтрашнем дне. Однако ощущение
Значение и эффективность сервисной деятельности в большей степени раскрывается при реализации интересов личности.
Интерес индивида — понятие интегральное, т.к. предлагает создание условий в достижении устойчивой жизнедеятельности.
Социально-культурная направленность интереса отражает состояние людей в разнообразных жизненных ситуациях. Степень их мобильности и готовности к преодолению многочисленных трудностей исходит от интереса, в котором функционируют цели, определяющие характер жизни, судьбы и счастья.
В современных условиях названные компоненты
— социальные: активность, творчество, удовлетворенность и заинтересованность персонала; рост квалификации персонала; социальная обеспеченность и защита работников; стимулирование и развитие мотивации коллектива и др.
Вместе с тем общая оценка повышения уровня развития современной формы хозяйствования в сфере услуг может быть дана на основе следующих критериев:
1) устойчивый рост числа потребителей (клиентов, заказчиков, покупателей);
2) оптимизация прибыли;
3) высокая мотивация и стабильность коллектива;
4) динамичное увеличение инноваций.
Все это является результатом повышения конкурентоспособности сервисной компании и в то же время ее причиной и следствием.
такой уверенности не может быть результативным без помощи извне, т.е. без активного развития сервисной деятельности.
Сервисная деятельность, трансформируя многочисленные услуги, превращается в систему человекосберегающих процессов, технологий. В ней функционирует закон баланса интересов, где оптимизм жизнедеятельности определяется достигнутым успехом, результативностью. В этой связи, оптимизм людей формируется от своевременной помощи, финансовой обеспеченности, профессионального роста. Главная черта сервисной деятельности — это оперативность в реализации потребностей у людей. Известно, что потребность любого характера, согласно ее закону, должна быть удовлетворена. Отступление от данного закона, как и от любого другого, приводит к деформации, как индивида, так и всей системы социально-культурного развития.
Сервисная деятельность как организационнонаучная система превращает многочисленные услуги в защиту людей от нерационального использования времени. Ею создается устойчивость настроения, действенность клиентурного порядка с преодолением неоправданной дороговизны. В сервисной деятельности складываются технологии, при которых в большей степени раскрывается внутренний потенциал людей. Оперативная информация способствует развитию конкурентоспособности; сшитая по сезону одежда увеличивает радость в повседневной жизни; скоростной транспорт спасает от утомляемости и раздражительности. Сервисная деятельность в труде характеризуется развитием его культуры, где стимулирование формирует поиск инноваций, преодоление устаревающих процессов.
Сервисная деятельность в труде — это достижение баланса с окружающим миром через отношение к делу с душой. Ротация работающего человека — один из важнейших принципов деятельности и стимул к повышению индекса человеческого потенциала (ИЧП). Элементы сервисной деятельности (внимание к успехам труда, достойная заработная плата, создание зон отдыха) позволяет людям совершенствовать свой выбор: «болеть — не болеть»; «изобретать — не изобретать»; «исполнять — не исполнять». В реализации таких «пар» формируется активная или пассивная личность. Её действия насыщаются самореализацией, зарождается осознанная целесообразность. Творческое состояние, рождаемое под влиянием сервисной деятельности, создает у личности увлеченность новым проектом, устремленность и поиск единомышленников, престижности.
В отсутствии сервисной деятельности, при нереализуемых потребностях и дефиците времени, происходит стагнация личности. В современных условиях российского общества из-за отсутствия социального оптимизма, т.е. уверенности в завтрашнем дне, не уменьшается число суицидов, алкоголиков и преступников. Пагубным остается увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, что снижает развитие сервисной деятельности в укреплении жизнестойкости ин-
дивида, отдельных социальных групп.
Другой компонент интереса, как уже отмечалось, это наличие судьбы. Сервисная деятельность с ее богатым потенциалом выводит это понятие из мистики и экзальтированного субъективизма. Судьба в интересах личности — это своевременная реализация потребностей людей; реализация импринтинга (предрасположенности). Замечено, что в развитии ребенка важное место занимают своевременно используемые раздражители, которые становятся условием пробуждения способностей детей. Если ребенка не научить говорить в двух-трехлетнем возрасте, он не будет владеть связной речью. Такой же процесс происходит с развитием личности. Если не будут своевременно реализованы способности в овладении навыков труда, обучения, эстетического восприятия, то неизбежно в человеке погибнет гений, талант. Судьба в повседневной жизни людей насыщается своевременным стимулированием, формированием реальных целей. В судьбе устраняется утопизм, где «должное» становится преобладающим фактором над реально «возможным».
Изучение собственных возможностей и использование их в раскрытии своей жизнедеятельности происходит только в условиях сервисной деятельности. Ее очередной закон связан с неравенством биосистем. Функции данного закона предопределили поиск равновесомости компонентов, обусловливающих жизнедеятельный процесс. Люди, усваивая потребление энергии извне, приумножают ее, и превращают в свою собственную. К таким видам энергии относятся: информационная, солнечная, биологическая, материальноэстетическая, культурно-образовательная. Суммар-ность видов энергии вела к созданию или освоению объектов окружающего мира. В этом процессе сервисная деятельность (эффективное развитие услуг и их реализация на основе закона исполнения) создавала новые виды потребностей, стимулировала переход от успеха к успеху. Однако при ослаблении закона освоения энергии извне или из-за отсутствия условий удовлетворения потребностей, люди могли лишь выживать, теряя духовно-нравственный потенциал. При такой ситуации нарушился баланс взаимоотношений между человеком и окружающим миром. Развитие личности сдерживалось, возникало отчуждение. И как следствие, неудовлетворенность в растущих потребностях развивала агрессивность, конфликтность, эгоцентризм, полярность в материальном благосостоянии населения. Показателем данного процесса остается отсталость социальной сферы, где услуги приобретают монополистский характер. В этой связи возникает дефицитная медицина, торговля, недоступность жилья, снижение качества жилищно-коммунального хозяйства.
Начавшиеся реформы по совершенствованию социальной сферы в 90-х гг. ожидаемого результата не приносят. Дефицит в организации жизнедеятельности людей российского общества остается непреодолимым. Одна из причин неудавшихся реформ — это преобладание меркантилизма над гуманизмом, приоритет
либеральной экономики без регулирования ценообразования и заниженная роль сервисной деятельности. Сервисная деятельность используется паразитически, как средство для увеличения прибыли, но не для формирования устойчивого социально-культурного пространства. Возникла ситуация, где сервис внедряется как элитное обслуживание, без формирования качества жизни среди большинства населения. В условиях деформации социальной системы судьбы людей превращается в бесконечные межличностные конфликты.
В современных условиях российского общества более 70% пенсионеров влачат жалкое существование, в стране по-прежнему высокая преступность, а около 50% работающего населения находятся у черты бедности. В большинстве регионов прожиточный минимум достигает 5 тыс. рублей при растущей дороговизне и инфляции.
С преобладающей бедностью рушатся традиционные основы русской нации. Одна из них — соборность уже давно вышла из лексикона. Соборность в национальном характере русского человека — это любовь к малой родине, к сохранению культурно-этнической, территориальной специфики. Соборность — это обустройство «для себя» в единстве «с другими и для других» (формирование землячества). Соборность в своем содержании определяла судьбу многочисленных поколений, где проявлялась красота взаимоотношений через ритуальность и гостеприимство (с хлебом, солью встречают дорогих гостей). Самобытное творчество развивалось для удовольствия и радости других. Организация зрелищной состязательности открывала таланты людей, создавала эффекты удивления, положительную подражательность. Соборность создавала в округе взаимопомощь, солидарность в решении многих хозяйственных делах, в ней формировалась этика добрососедства. До сих пор в некоторых малых городах, селениях проводятся «престольные праздники» с танцевальной и музыкальной развлекательностью. Судьба людей определялась моралью и нравственностью окружающего близкого мира. Патриотизм, возвышенная гражданственность, святость родной земли укреплялись через любовь к окружающей природе. В соборности русского человека происходило слияние его души с простором.
Простой русский человек — это не синоним примитивности, а человек простора, где шел процесс освоения и защиты от недругов или стихийных бедствий. В освоении простора раскрылась потребность к воле и свободе. Осознание личностного достоинства происходило через диалогичность, духовное богатство, через самоуправление и самореализацию многих социальных групп (купечество, ремесленники, строители).
В соборности как национальном русском интересе раскрывались признаки сервисной деятельности. Складывалась система устранения одиночества и отчужденности. Тесное взаимодействие закладывало святость через любовь к земле («мать — сыра земля»), о единстве труда и морали. Следует вспомнить запо-
веди русского купечества, где в полной мере отражены законы клиентурного порядка. Должные заповеди были приняты в 1912 г., вновь подтверждены в 1995 г на Всероссийской конференции предпринимателей:
— люби и уважай людей;
— уважай право частной собственности;
— уважай власть;
— живи по средствам;
— будь честен и правдив;
— будь верен своему слову;
— будь целеустремлен (4).
Внедрение клиентурного порядка как организационной основы сервисной деятельности требует повышения реальной заработной платы, развития инфраструктуры.
Судьбы людей при сервисной деятельности предполагают совершенствование индивидуального труда, связанного с освоением и приумножением многообразных форм собственности (интеллектуальной, ассоциативной, кооперативной, личностной). Стимулирование индивидуального труда активизирует роль личности, ее способностей.
Клиентурный порядок, реализуемый в сервисной деятельности, развивает ее субъекты. Малый бизнес как система социально-экономического развития решает многие межличностные проблемы, а главное
— в нем решается проблема рабочих мест, совершенствуется система занятости, преодолевается малоэффективная паразитарно-стагнирующая система «распределения по труду» как основа уравниловки и нивелировки личностного участия в производственных отношениях. «Распределение по труду» не только ослабляет заинтересованность в его эффективности, оно снижает функциально-духовные качества работников. В распределении по труду не учитывает геноэкономический фактор: национальное мастерство, упорство, самостоятельность.
Сервисная деятельность на предприятии малого бизнеса активизирует социальное участие, поможет осознать собственную значимость. Для русского человека социальное участие раскрывается через реальность приобщения к духовно-нравственным ценностям: уважение к авторитету, истории, верности слову, целенаправленности; а проявляется через диалог «человек-человек», «человек-природа», где вновь раскрываются ментальные качества, которые выражают их судьбу, их социально-культурные нормы, специфику социального опыта.
Социальный смысл данных ценностей предотвращает пагубные, ошибочные действия. В настоящее время развитие малого бизнеса, сохранение покупательной способности неизменно приведет людей к оседлости, к устранению маргинальности, снижению аморальности.
Значение сервисной деятельности в судьбах людей раскрывается в развитии национального богатства. Ее проявление расширяет устои национального характера, увеличивая российское новаторство, где осуществляется принцип «врагам на устрашение, друзьям на
удивление». В свое время, исходя из этого положения, в России возникала национальная архитектура, преобразовывались региональные центры Урала, Сибири, Дона. До сих пор привлекает иностранцев Эрмитаж, Третьяковская галерея, сотни национальных музеев, гостиничные дворы, спортивные сооружения. На локальном уровне разрастались научные, художественные центры, театры, университеты.(3)
Сервисная деятельность позволяет показать богатство национальной культуры, создать рабочие места для увеличения благосостояния жителей России делает возможным современное развитие туризма. Туризм своей социально-культурной направленностью дает импульс к гуманизации экономических отношений; реализует интегральные направления культурноценностных аспектов.
Данная отрасль увеличивает востребованность художников, архитекторов, музыкантов, ученых-исследователей. Степень организации туризма изменяет инфраструктуру как крупных, так и малых городов. Как известно, в современном мире туризм уже превысил 10% валового национального продукта (ВНП). Каждый девятый работающий в мире занят в сфере туризма. Тенденция расширения сфера туризма будет постоянно увеличиваться и перемещаться в сторону северной части России.
Благодаря этому мир узнает о российском Севере как колыбели Русского национального государства. Активизация генетической памяти русского народа не только сможет повысить его притягательную силу, но и роль русской самобытности с утверждением этнической культуры с развитием ее жизнестойкости. В туризме развивается тенденция к внедрению «вопрошающей активности», где преобладают: личностное восприятие чарующей природы с озерами, таежной поэтизацией; ослабление изоляционности и варваризации людей, заброшенных из-за техноцизма; наличие творчества. Раскрывается ценность многочисленных процессов; восприятие людей не «героями» или «злодеями», а человеческими созданиями, с пониманием их мотивации в действиях; происходит устранение общих декларативных подходов к жизнедеятельности, совершенствование диалогичных взаимоотношений.
Через развитие «вопрошающей активности» происходит соприкосновение культур, образуется действенность холизма, при котором часть дополняет, совершенствует единое, общее. Через холизм достигается автономия объектов цивилизационного пространства. Всем известно, что Эрмитаж — это не только российское достояние, это и часть общей планетарной культуры, определяющей высоты творчества.
Становление туризма — это насыщение сервисной деятельности объектами экономического пространства и формирование профессионального уровня его организаторов. Возникающие клиентурные качества агентов туризма активизируют познание права, специфику жизни людей других стран, их культурно-духовные ценностей. Они, удивляясь чужому, совершенствует свой личностно-национальный интерес — расширяют сфе-
ру услуг (нетоварное производство), получают объем обновленной информации, демонстрируют профессиональную культуру на межличностном уровне; укрепляют научно-профессиональные контакты; обогащают свою гражданственность через создание элементов открытого общества; реализуют искусство «слушать других».
Туризм может раскрыть традицию русского народа, поможет преодолеть его отрыв от своих корней. Развитие туризма интегрирует многочисленные потребности, создает синтез культурных ценностей с жизнестойкостью. Подкрепление социальной сферы туризмом расширяет ее эффективность и надежность в очеловечивании современного российского общества. Формирование малого бизнеса, туризма расширяют клиентурные связи, превращая отдельного индивида в инициативную личность. С развитием гражданского общества теряют почву аморальные действия, их вытесняет свободно-творческое поведение. Судьба людей определяется творческим началом, а не рабской исполнительностью с деформацией своей души.
В интересе людей обязательным компонентом проявляется категория счастья. В поисках счастливой доли они не только меняют место проживания, профессии, мир увлечений, но и систему ценностей. Организация их жизнедеятельности пронизывается многочисленными экспериментами.
В отсутствии необходимых элементов сервиса и сервисной деятельности многие люди становятся конформистами, инициаторами разводов, отказываются от детей. В условиях многочисленных дефицитов возникает узкая специализация, формируются безликие индивиды, складывается нивелировка людей, ускоряется их естественно-духовная деформация. Счастье предполагает необходимую гендерную социализацию, где на смену homo faber (человек работающий) приходит homo ludens (человек играющий). В этой тенденции функционируют процессы, обусловленные тем, что люди живут, чтобы работать или работают, чтобы жить. В homo faber люди теряют свою неповторимость, их труд превращается в хроническую усталость, что влечет за собой многочисленные заболевания и раннюю смерть. В связи с этим индивид перестает принадлежать самому себе, он становится элементом массы, толпы с механистическими действиями, теряет самобытность и неповторимость. В условиях формирования homo ludens начинает формироваться человечность в человеке, люди через свою неповторимость обретают счастье как фактор востребованности.
Для достижения собственного счастья человеку необходима сервисная деятельность как система человекосберегающих технологий. В сервисной деятельности через своеобразные услуги (транспорт, оперативность обслуживания, выбор товаров, достойная заработная плата, преодоление монополизма в создании товаров) складываются стимулы для интеллекта, в котором проявляются методы, средства для самоуважения индивида.
Сервисная деятельность по своим законам равно-
весомости формирует специфический душевный мир мужчин и женщин. Она определяет их качественные черты, формирует линию поведения.
В ней происходит становление гендерной социализации, где женщинам даются «корни», а мужчинам «крылья». Сервисные технологии увеличивают и приумножают в девушке, женщине обаяние, от нее ожидают яркую привлекательность, улыбчивость, в ней сохраняется и раскрывается соблазн, то есть неповторимая индивидуальность, достигается гармония одежды с фигурой, походка с радостью жизни.
Поведение мужчины — это система беспрерывных коррекций. Известно, что мужчины склонны к агрессии, к случайному сексу, устремленности к власти. Средством ограничения мужчин может быть влияние женщины, развитие вкуса, выразительной одежды, спортивной элегантности. В действиях мужчины необходимо воспитывать сдерживающую силу эмоционального накала.
Однако слабая роль сервисной деятельности, отставание сервисных технологий ослабляет проекцию гендерных качеств. Вид женщин и мужчин оставляет желать лучшее. Несмотря на то, что наши модельеры опережают своим мастерством Европу, у себя на родине им не удается внедрять свое искусство в широкие социальные группы, помочь людям освободиться от вульгарности, накопленной безвкусицей, традиционным стилем одежды импортного производства.
При дефиците сервисных технологий, женщины подвергаются серьезным интеллектуальным и физическим нагрузкам, а потому они в 3 раза больше страдают от анемии, в 10 раз больше подвержены гипертонии. Современные женщины во время родов подвергаются операционному вмешательству почти в 20 раз больше по сравнению с прошлым столетием.
Служба сервисных отраслей — это организация и достижение удовольствия (деньги тратить с улыбкой), создание системы индивидуального комфорта с условиями душевного спокойствия. Изобретательность службы сервиса — это формирование стиля жизни (чувство вкуса, меры, культуры одежды, гигиена тела).
Люди службы сервиса призваны быть неустанными новаторами этики, познание психологических особенностей людей, а также конкретной социальнопоселенческой структуры. Профессионалы сервисной деятельности — это инициаторы развивающегося
социально-культурного партнерства с уплотненными межличностными отношениями. Оперативность в обслуживании, корректность и предупредительность в их деле возвышает человека, поддерживая в нем собственное достоинство, обогащая его оптимизмом и жизнедеятельностью. Их профессионализм укрепляет культуру общения. Развитие личности, ее востребованность будет поддерживаться здоровьем, творчеством, информированностью, что, безусловно, требует необходимого личностного социального времени. Думается, что субъекты сервисной деятельности тогда выполняют свои профессиональные обязанности, когда к их труду добавится 20% того, чего ждут от них люди (5).
Внедрение такой традиции в сервисную деятельность становится основой семейного счастья. Известно, что люди чаще прощают профессиональные ошибки, но не остаются равнодушными к грубости, неаккуратности, холодности, категоричности и т.д.
Клиент в сервисной деятельности больше всего оценивает усердие, от которого складывается устойчивое социальное настроение, преодолевается психологическая воронка «плохо мне, пусть будет плохо другому». Хорошее настроение, как отмечают психологи, стимулирует возникновение добрых мыслей, принятию разумных решений, располагает к созидательному труду.
Сервисная деятельность в реализации интересов личности преодолевает противоречие социальных отношений, которые скалываются между индивидуальностью и массовыми действиями и вкусами.
Средствами преодоления такого противоречия должны стать: 1) устранение в обществе «гуманитарной» слепоты; 2) внедрение самоуправления; 3) развитие искусства «слушать всех»; 4) отдавать предпочтение не тому, как человек живет, а как он должен жить (усиливая в людях оптимизм, интеллект, роль души); 5) формировать стратегию в жизнедеятельности «прошлое—настоящее—будущее».
Сервисная деятельность — это постоянное творчество, раскрываемое через влюбленность в гармонию жизнедеятельных процессов, творческую культуру по совершенствованию социально-личностных позиций. Внедрение ее функций и законов способно обеспечить устойчивость межличностных отношений, устраняя суицид, сиротство и преступность.
Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А. Самопознание.— Л.,1991.
2. Гачев ГД. Наука и национальная культура.— Ростов н/Д., 1992. - 87 с.
3. Ионин Л.Г Социология культуры. — М.,2004. - 215 с.
4. Концепция российских предпринимателей // Известия. 18 августа 1995 г.
5. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. — СПб.,1997. — 241 с.