Научная статья на тему 'Сервисная культура: истоки и уроки'

Сервисная культура: истоки и уроки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
720
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сервисная культура: истоки и уроки»

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

ФЕНОМЕН СЕРВИСА: ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

усложняется структура сферы услуг, но и повышается инновационная составляющая сервиса. Растет и число форм (например, культурные центры), в которых сливаются воедино несколько направлений социокультурного сервиса.

Можно сделать вывод, что формирование науки о сервисе, составной частью которого является сфера социокультурных услуг, должно базироваться на той научной базе, которая была создана в предыдущие годы как за рубежом, так и в СССР - России. При этом следует учитывать то обстоятельство, что не следует разрабатывать идеальную модель российского сервиса, полностью совместимую с аналогичными зарубежны-

ми моделями. И дело здесь не только в самобытности российской культуры и менталитета, но и в приоритетах и механизме социальной и культурной политики в Российской Федерации. Действия государства по поддержанию и развитию сферы социально-культурных услуг являются одновременно частью культурной политики и составной частью социальной политики правительства. Что свидетельствует о целесообразности применения понятия «социокультурный сервис» для сферы услуг, связанных с культурой, образованием, здравоохранением, физкультурой, спортом и туризмом вне зависимости от форм собственности.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Любивая А.И., Купчинова А.М. Социокультурный сервис за рубежом.

2

3

4

5

6

- СПб., 2005. - С. 21-22, 25, 77-80, 88-89, 93, 102.

США. Сфера услуг в экономике I Под ред. Е.А. Громова. - М., 1971. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. - М.:

Изд-во стандартов, 1994.

Альметев Г.В., Анохин И.В., Кужелев В.Е., Титов А.Г. Деятельность партии по развитию бытового обслуживания трудящихся. - М., 1993. - С. 4.

Крылов В.Г. Служба быта - забота общая. - М., 1980. - С. 6-7.

Сфера услуг: Проблемы и перспективы развитияI Под ред. Ю.П. Свириденко.

- Т. 1. Формирование сферы услуг. - М., 2000. - С. 3.

Жильцов Е.Н. Экономика сферы платных услуг. - Казань, 1996.

8 Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития I Под ред. Ю.П. Свириденко.

- Т. 3. Особенности функционирования отдельных отраслевых групп услуг.

- М., 2001. - С. 493, 496-497.

9 Любивая А.И., Купчинова А.М. Указ. соч. - С. 8.

10 Велединский В.Г. Социокультурный сервис. - СПб., 2004. - С. 11.

11 Любивая А.И., Купчинова А.М. Указ. соч. - С. 5.

12 Хорева Л.В. Современный этап постиндустриального развития общества II Общество, экономика, туризм: Сб. научных трудов. - СПб., 2001. - С. 5.

УДК 351.858

Сервисная культура: истоки и уроки

В.В. Хмелев

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Сервисная культура как вид реального гуманизма возникла в эпоху талиона (регулятора межличностных отношений при становлении римского права). Наряду с возмещением ущерба «око за око», был вписан принцип «Serve me, servebo tu» (ты мне делаешь добро, я тебе сделаю добро). Развитие данного принципа стало предпосылкой золотого правила: «относись к людям так, как ты желаешь, чтобы они относились к тебе». Названные действия определяли сервисную культуру с ее реальной значимостью. Сотворение Добра (ser-vi) диктовало заповеди: прощение, справедливость, любовь к ближнему [1].

Формирование Добра в развитии раннехристианской морали подкреплялось законами природы человека, его сердечностью. Динамика «ser-vi» на российской почве укрепила принцип сердечности в основе жизнедеятельности. В дальнейшем на каждом историческом этапе «ser-vi» добавлялся гуманистическими положениями, создав начало нравственности.

Во времена Сократа (около 470-399 гг. до н.э.) «ser-vi» (сила добра) выражалась в принципе «благоволение к друзьям», что соответствовало заповеди любви к ближним. В последующие периоды исторического развития обогащение «ser-vi» (действенного добра) представляло уже слияние как заповеди любви, так и взаимодействия, что несло равенство среди людей в процессе их обмена.

Складывающаяся сервисная культура вбирала

нравственные принципы этики Канта, Спинозы. Спиноза защищал положение о желании другому того же блага, к которому сам стремишься. В правилах Спинозы (1632-1677) по отношению к сервису был уже задействован принцип разумного желания блага для других.

Дальнейший этап развития сервисной культуры (культура взаимоотношений) отражал специфику социально-экономических отношений (обмен, достижение прибыли). Возрастающая система «ser-vi» проникала в мир технического развития, архитектуры, опираясь на аксиому «золотого сечения», где соотношение меньшего к большему составляло число «1,68». Данная величина становилась универсальной в укреплении жизнедеятельности, она определилась показателем в преодолении разрыва между максимальным и минимальным. Число золотого сечения (1,68), сливаясь с «ser-vi», создавали основу равновесомости, устойчивости и гармоничности. Данные аспекты противостояли разрушительным действиям, сохраняли или реанимировали жизнестойкость социально-культурных процессов.

С большей силой сервисная культура проявилась при развитии философии ненасилия, созданной Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским и Мохандасом Ганди [2]. Они придали сервисной культуре законы ее воспроизводства: закон баланса интересов; закон реализации потребностей; закон социальной мобильности; закон социальной индификации; законы души; закон единс-

18

ФЕНОМЕН СЕРВИСА: ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

тва человека и природы*.

М. Ганди определял Добро (ser-vi) как взаимоотношения на основе согласия, самосовершенствования через преодоление насилия. Бога он считал Истиной, т.е. формирование мира через гармонию единства «человека - природы - общества».

Названные законы дали импульс к дальнейшему обобщению сервисной культуры. Наш соотечественник Шторх Г. наполнил ее сервисной экономикой, при которой услуги рассматривались как условие увеличения богатства. Он считал услуги человекосберегающим фактором при оперативном их осуществлении [3].

Возросшая роль сервисной культуры начала проявляться при открытии закона о неравенстве биосистем, о формировании энергетических ресурсов для жизнедеятельности индивидов. Данный закон был подмечен Вернадским В.И., который распространил его на социальные процессы и эффективность личностной деятельности.

Закон неравенства биосистем стал импульсом к развитию правовых, культурно-образовательных, морально-психологических аспектов в сервисной культуре. Функции отмеченных направлений предопределяли поиск равновесомости компонентов, обусловливающих жизнедеятельный процесс. Развивающаяся энергия данных структур выражалась в обустройстве окружающей среды. Люди, занятые в обустройстве мира, могли достигать результата через переработку энергии, поступающей извне. Получая энергию, они приумножали собственную [4]. Однако, теряя способность к ее восприятию, человек мог погибнуть. В данном процессе взаимообогащения энергией извне «ser-vi» становилось источником жизнестойкости. В результате творческой переработки энергии, полученной извне, сформировались социальные институты как нормы поведения в организации жизнедеятельности. Их взаимодействие сформировало социальную систему общества (наличие организационных принципов).

Действия возникшей социальной институциональ-ности насыщали общество практической целесообразностью. Например, институт права не может обойтись без защиты человека, не прибегая к достижению рав-новесомости между индивидом и обществом. Институт семьи не может функционировать без совершенствования человечности (забота о другом) и также без проявления эмпатии, толерантности. Законы сервисной культуры не могут себя проявить и повлиять на сознание без идеологии альтруизма. В ней отражается социальный оптимизм, преодоление отчуждения и одиночества.

Апьтруизм как идеология сервисной культуры способствует устранению деформаций межличностных отношений, преодолевая остроту конфликтов.

Альтруизм как один из феноменов в возрождении человечности в человеке раскрывается через демисти-кацию (обустройство среды обитания, малой родины). Она становится почвой для осуществления реальных замыслов в самореализации людей.

В демистикации заложены организационные основы преодоления маргинальности. Создавая развитую инфраструктуру, люди не могут покидать свою малую родину (от добра добра не ищут).

Наряду с демистикацией в сервисной культуре проявляется деонтология (профессиональное совершенствование). В деонтологии раскрываются фун-

кциональные качества сервисной культуры. В ней закладываются образцы социального действия (самореализация, инициатива, оценочные подходы, реакция на стимулирование, адаптация к реформированию). Демистикация, развивая сервисные элементы, активизирует социальное творчество, укрепляет поддержку и внедрение эргономики (связь человека с машиной).

Сервисная культура через деонтологию, опираясь на отмеченные явления, спасает людей от изоляции, индивидуализма, обнажая грабительскую сущность либерализма (нерегулируемую экономику).

На современном этапе сервисная культура позволяет извлечь некоторые уроки из кризисного состояния российского общества. Отсутствие равновесомости между социальными институтами приводит к деформации социальной системы. С этим связано наличие бедности, преступности и межличностных конфликтов. Забвение нравственных законов наполняет межличностные отношения борьбой за выживание, борьбой за справедливость. Например, просчеты в распределении сохраняют неустойчивость в жизнедеятельности. Разрыв между бедными и богатыми возможен 1:5, но не как у нас - 1:15. Такое положение влечет не только нарушение социальной справедливости, но и игнорирует закон разумной достаточности.

Сервисная культура, отстаивая равновесомость и взаимодействие, предполагает наличие клиентурных отношений. Создаваемый ею клиентурный порядок требует доверия, преодоления необоснованной дороговизны, сохранения платежеспособности клиентов, качественного обслуживания (не выгодно обманывать).

В клиентурном порядке на основе сервисной культуры возникает яркость впечатлений, достигается устойчивость социального настроения (деньги тратятся с улыбкой), устраняется отчуждение.

Сервисная культура, раскрывая свои потенциальные возможности, гуманизирует технический прогресс. В данном направлении внедрение культуры труда связано с развитием человека-производителя. Известно, что человек устремлен к статусу - быть хозяином своего положения. Во внедрении технологических процессов человек перестает быть придатком машины, сокращается человекоемкость производства (травмирование, инвалидность). В труде осуществляется устойчивость системы «человек - природа - общество».

С учетом сервисных отношений гуманизация общества определяется коэффициентом полезности: K = N/R (N - выбор средств; R - достигаемый результат). Иначе говоря, закон баланса системы отражает соответствие «внешнего» «внутреннему». Наличие данного положения устраняет абсурдность, при которой результат оказывается далек от цели (хотим лучшего, а получается как всегда - плохо). При отсутствии многовариантности, без альтернатив и альтруизма, неизбежно возникает кризис (несоответствие компонентов в жизнедеятельности). В связи с этим правомерно делается вывод: «кризис в головах людей, т.е. как думаем, так и живем».

Сервисная культура, реализуя законы, формирует своих субъектов. Ее субъекты - это не авторитарные личности с ограниченным интеллектом (не умеющие предвидеть последствия), а это личности, которые отстаивают индивидуальные позиции «истины» и «правды». Личность формирует богатство, а не толпа с

Характер статьи не позволяет в полной мере раскрыть содержание названных законов.

19

ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007

РЕТРОСПЕКТИВА

единым способом мышления. Ценности личности при сервисной культуре - жить по справедливости, сохраняя и приумножая социальный оптимизм, устраняя бездумное подчинение. «ser-vi» как «благо» в реальной жизни неотделимо от справедливости (вознаграждение по уровню способностей). В «благе» раскрывается очищение души с внедрением клиентурных отношений и профессиональной этики. Сервисная культура объединяет в единое целое профессиональную этику с человечностью, вследствие чего возникает приоритет устойчивого настроения, высокий уровень качества продукции с ее эстетической и этической направленностью.

Уроки сервисной культуры в том, что если человек с его духовным потенциалом невостребован обществом, то жизнь людей обречена на деградацию и вымирание. Ни один закон не может быть реализован, если он не подкреплен законом сервисной культуры. Исходя из названых тезисов можно сказать, что сервисная культура - это культура человекосберегающих процессов, где действуют законы равновесомости, гармоничности и реального гуманизма (альтруизма). Сервисная культура пока во многом предстает как явление виртуальное и поэтому несет на себе потребно-прогностический характер с ожиданием своего времени.

Список использованной литературы

1. Ст. Талион // Словарь Ф.А. Брокгауза и И.Е. Ефрона. - Т 20. - М., 2006.

2. Философия ненасилия: Л.Н. Толстой «О жизни, о новом жизнепонимании». - М., 1911; Достоевский Ф.М. Бесы. - Т 5. - М., 1975; М. Ганди //В кн. «Великие мыслители XX в.» /Автор-составитель А. Логрус. - М., 2002.

3. Шторх Г. Курс политической экономии. - Т. 1. - СПб., 1881. - С. 291-292.

4. Вернадский В.И. Живое вещество. - М., 1978.

УДК 008

Взгляды на астрологию в Московской Руси

XVI века

Д.Ю. Бадеев

Институт археологии Российской академии наук, г. Москва

Историками науки было уже немало написано и сказано о развитии научных знаний и представлений в Московской Руси XVI века. Однако как быть с теми знаниями, которые сегодня выходят за рамки наших представлений о науке, да и в XVI веке отношение к ним было неоднозначным. До последнего времени историческая наука определяла важность того или иного явления в истории, исходя из современных на тот момент знаний и взглядов, и, не найдя аналогий, зачисляла некоторые из них в разряд незначительных или малозначимых факторов, влияющих на ход исторического процесса. Такая участь постигла и астрологию. Вплоть до XIX в. астрология считалась «ересью», а позже - «лженаукой», что и явилось причиной для исключения этих знаний и представлений о них из числа объектов изучения.

Если обратиться к отечественной историографии, освещавшей проблему развития астрологии в Московской Руси, то здесь можно выделить три направления, которые отметил в своей работе «Астрология сквозь призму историографии истории астрономии» Кузаков В.К. С одной стороны, часть исследователей обращала особое внимание на негативные стороны астрологии, которая, по их мнению, «отвлекала» силы от изучения реальностей естественного мира природы. С другой, находились ученые, считавшие необходимым отметить в этом явлении элементы рациональности, способствовавшие отображению реалий природы. Большинство же историков науки были осторожны

в своих высказываниях, они лишь фиксировали сам факт существования астрологии. Предложенный В.К. Кузаковым подход к анализу историографии данной темы имеет один недостаток: он не отображает процесса развития знаний по астрологии в отечественной исторической науке.

После ослабления церковной цензуры во второй половине XIX - начале XX века первыми, кто взялся за изучение проблем бытования астрологии на Руси, были русские филологи-слависты (Тихонравов Н.С., Перетц В.Н., Сперанский М.Н., Соболевский А.И., Пыпин А.Н. и др.), опубликовавшие большую часть текстов ложных и отреченных книг. Особо интересны работы Сперанского М.Н. и Перетца В.Н. Эти авторы публиковали памятники «отреченной литературы», давая им характеристику и выражая свое отношение к астрологии. Первый считал, что в астрологии соединились языческое гадание и христианское миропонимание и что основой были «общечеловеческие психологические черты» - стремление знать свою судьбу. Перетц В.Н., публикуя «Гром-ники» и «Лунники», писал о том, что данный источник в свое время был популярен потому, что основывался на изучении реальных явлений природы.

В советский период интерес к астрологии был связан, в первую очередь, с изучением становления и развития научных знаний в Московской Руси. Практически все историки астрономии, так или иначе, касались астрологии. Даниил Святский в 1927 г. опубликовал статью, посвященную литературе новгородско-московской

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.