Научная статья на тему 'Новая стратегия Ингушетии: развитие на основе знаний'

Новая стратегия Ингушетии: развитие на основе знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Албаков М. И., Гаджиев Г. Н., Чеченов М. Х.

Складывающаяся сегодня общественно-политическая и социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе, сохраняющаяся угроза дестабилизации обстановки на Юге России и целостности страны, недостаточная эффективность принимаемых мер как со стороны федерального центра, так и региональных властей актуализирует проблемы разработки эффективных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ в Южном федеральном округе, вынуждает искать дополнительные импульсы развития местных экономик, снижения угрожающих масштабов бедности и безработицы. В Республике Ингушетия, являющейся в этом отношении наиболее депрессивной в северокавказском регионе, по заказу Правительства республики Общественным фондом "Технологии XXI века" разработана Стратегия экономического развития и сокращения бедности в Республике Ингушетия на 2005 2015 годы под общим названием "Ингушетия в XXI веке: развитие на основе знаний". Стратегическая цель реализации Стратегии экономического развития и сокращения бедности (СЭРСБ) определяется как создание условий и механизмов формирования личности с высоким уровнем образования, профессионализма, нравственности, позволяющими обеспечивать себе высокий уровень доходов и достойное социальное положение, возможность интеграции в российскую и мировую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая стратегия Ингушетии: развитие на основе знаний»

9(24) - 2005

Приоритеты развития

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ИНГУШЕТИИ: РАЗВИТИЕ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ

М.И. АЛ БАКОВ, кандидат экономических наук, исполнительный директор Общественного фонда «Технологии XXI века»

Г.Н. ГАДЖИЕВ, кандидат экономических наук

М.Х. ЧЕЧЕНОВ, кандидат экономических наук

Складывающаяся сегодня общественно-политическая и социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе, сохраняющаяся угроза дестабилизации обстановки на Юге России и целостности страны, недостаточная эффективность принимаемых мер как со стороны федерального центра, так и региональных властей актуализирует проблемы разработки эффективных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ в Южном федеральном округе, вынуждает искать дополнительные импульсы развития местных экономик, снижения угрожающих масштабов бедности и безработицы.

В Республике Ингушетия, являющейся в этом отношении наиболее депрессивной в северокавказском регионе, по заказу Правительства республ ики Общественным фондом «Технологии XXI века» разработана Стратегия экономического развития и сокращения бедности в Республике Ингушетия на 2005 — 2015 гг. под общим названием «Ингушетия в XXI веке: развитие на основе знаний».

Здесь определена новая миссия региона: Республика Ингушетия — демократическое государство, формирующее высокообразованного и нравственного человека, равноправного члена российской и мировой общественной, культурной и экономической системы на основе органичного взаимодействия самобытных традиций, современной системы образования и конкурентоспособной экономики. Цель реализации Стратегии экономического развития и сокращения бедности (СЭРСБ) определяется как создание условий и механизмов формирования личности с высоким уровнем образования, профессионализма, нравственности, позволяющими обеспечивать себе

высокий уровень доходов и достойное социальное положение, возможность интеграции в российскую и мировую среду. Это определяет шесть основных задач СЭРСБ:

1) создание современной системы образования, отвечающей мировым стандартам, и эффективной системы здравоохранения;

2) насыщение современными знаниями всех сфер экономической и социальной жизни общества путем обеспечения широкого и равного доступа к источникам обширной и достоверной информации;

3) достижение конкурентоспособности эконо-• мики посредством технологического перевооружения, оптимизации государственного вмешательства, развития рыночных принципов и многообразия форм собственности;

4) создание благоприятной среды для ускоренного развития малого предпринимательства и сферы услуг;

5) формирование и развитие информационных технологий как высокотехнологичной и трудоемкой отрасли, имеющей глобальный рынок сбыта, и ключевого элемента новой экономики;

6) улучшение качества жизни населения на основе роста доходов, стимулирования здорового образа жизни, культа образования в согласии с традициями народа.

Основным показателем успешности реализации СЭРСБ является преодоление массовой бедности во всех ее проявлениях: низком уровне доходов, образования и здоровья нации, нестабильности и уязвимости развития, отрыве власти от общества.

Каковы возможные варианты развития региона. Страны и регионы, которым удалось добиться наибольших успехов в борьбе с бедностью, использовали модель роста, в основе которой лежит интенсивное использование трудовых ресурсов, и инвестировали средства в усиление человеческого потенциала малоимущих. Оба эти элемента необходимы: первый предоставляет бедным возможности для использования труда — ресурса, имеющегося у них в изобилии, а второй непосредственно повышает их благосостояние и усиливает их способность использовать вновь созданные возможности. В сочетании они могут улучшить жизнь большинства бедных в Ингушетии.

Обоснована модернизация политики развития, фундаментально трансформирующая основные характеристики роли государства в социально-экономическом становлении республики и принципы государственной политики в данной области. Роль государства должна быть усилена по следующим направлениям:

• развитие сферы знаний на местном уровне;

• создание поддерживающей инфраструктуры;

• совершенствование институциональной среды;

• развитие рыночной конкуренции;

• актуализация приоритетных направлений

СЭРСБ;

• формирование и развитие отрасли информационных технологий.

В целом роль государства и экономике должна трансформироваться в недирективно направляющую частное предпринимательство на основе партнерства для обеспечения приоритетов СЭРСБ, создавая органично встроенную в рыночные отношения систему стимулов.

На протяжении обозримого будущего социальные функции государствадолжны, безусловно, превалировать. Основную статью бюджетных расходов должны составлять социальные программы. Центральное место в социальной политике должно быть отведено инвестициям в развитие человека. Эффект отданного рода инвестиций хотя и не прямой, тем не менее в настоящих условиях практически незаменим для республики. При этом должна быть создана обоснованная и адаптированная к условиям Республики Ингушетия (РИ) система оценки эффективности социальных инвестиций.

Соотношение социальных и экономических государственных программ выражается в двуединой стратегии развития, направленной на инвестирование в людей и расширение их возможностей, с одной стороны, и улучшение инвестиционного климата - с другой. Несмотря на доминирование

социальных расходов, большего внимания будет требовать экономическая политика, которая должна быть основательно перестроена на новых принципах. С этой точки зрения акцент правительства на экономику должен быть и в будущем поддержан, что должно выражаться не в наращивании государственного сектора, а в фундаментальной реформе самой экономической политики.

Основополагающий принцип государственной полити ки развития в Ингушетии на ближайшее деся-тилетие выражается формулой: ответственность государства наступает там, где заканчиваются возможности общества. Следуя этому принципу, государство сохраняет присутствие во всех сегментах хозяйства, в которых стихийные механизмы самоорганизации неэффективны и не способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей общества. Государство должно максимально точно соблюдать данный принцип: нетерпимы разрывы между ответственностью государства и возможностями общества, равно как и их наложение. Действия государствадолжны быть направлены на развитие возможностей общества и сокращения таким образом собственной ответственности. На всем протяжении подъема экономики граница между ответственностью государства и возможностями бизнеса должна сдвигаться в пользу последних, расширяя поле их реализации.

Правительство должно руководствоваться телеологическим принципом при формировании государственной политики развития, предполагающим преимущество поставленной цели над достигнутым уровнем развития и ресурсной базой. На основе данного принципа необходимо пересмотреть ограничения социально-экономического роста на предмет их возможной трансформации в позитивные условия развития Ингушетии. Например, малые размеры хозяйства и слабое влияние на экономику страны дают свободу в принятии той или иной государственной экономической политики региона; недостаток ресурсов означает легкость выбора приоритета развития; высокая безработица — мощный нереализованный потенциал роста; небольшая территория — высокую управляемость, а также мобильность людских ресурсов; неразвитость производственной инфраструктуры - возможность сразу использовать новейшие технологии и форсировать ряд этапов.

Необходимо принципиально сокращать прямую финансовую помощь, и в первую очередь бюджетное кредитование и другие формы помощи, имеющие возвратную основу. В подобных случаях общий коррупционной сбор, включая фискальные органы,

составляет не менее 30%, что в сумме с процентной ставкой делает для добросовестных заемщиков бессмысленным участие в соответствующих программах правительства. В продолжение данного подхода необходимо не подменять, а развивать финансовый сектор, направляя те же ресурсы на сокращение трансакционных издержек, страхование рисков, снятие различных барьеров между предпринимателями и финансовыми институтами.

Реализация СЭРСБ должна в итоге привести к отступлению от методов функционирования индустриального общества, актуализации проблемы по расширению и равномерному распределению информации, переходу от накопления физического капитала к накоплению знаний.

При выборе механизмов реализации СЭРСБ необходимо учитывать, что, следуя заложенному базовому принципу, новая политика развития направлена на расширение возможностей самого общества на основе саморегулирования. Это означает, что механизмы реализации СЭРСБ не должны находиться в противоречии со встроенными стихийными механизмами развития самого общества, главный из которых конкуренция. Динамичное развитие конкуренции требует от государства обеспечения равного и широкого доступа к образованию, информации и правительственным программам поддержки предпринимательства. Оказание государственной поддержки необходимо поставить на соревновательную основу, насколько это не противоречит целям самой помощи. Это в определенной мере относится и к социальной помощи, которая частично должна быть переведена на систему фантов.

Наиболее общим механизмом реализации СЭРСБ должен стать общественный договор между государством и обществом, основанный на двусторонней формуле: политическая стабильность государства - экономическая свобода общества. В обмен на политическую стабильность государство обязуется обеспечить высокую степень свободы предпринимательства, сократить административные барьеры, создать ясные и обоснованные правовые институты. Общество берет на себя непосредственное решение проблем экономического развития, а также финансирование правительственных социальных программ посредством налоговых и других установленных законным путем отчислений в государственный бюджет.

В условиях слабости гражданского общества, неправительственных организаций и СМИ государству для завоевания общественного доверия необходимо действовать через аппарат государственных служа-

щих, и в первую очередь через низшее его звено, которое должно стать разветвленной, пронизывающей все общество сетью хорошо информированных сторонников и проводников новой политики. Высокая оценка действий правительства со стороны самих государственных служащих сможет внушить обществу необходимые уверенность и доверие.

Механизм стимулирования предпринимательской деятельности должен включать два ключевых блока: информационный и финансовый. Во-первых, необходимо обеспечить свободный доступ к экономической информации и знаниям, издержки которого должно понести государство, реализуя свою ведущую роль в развитии сферы знаний. Во-вторых, финансовая поддержка предпринимательства, обоснованная высокими инвестиционными рисками, должна отвечать следующим требованиям:

направлена, по существу, на компенсацию рисков;

- доступна широкому кругу предпринимателей; быть небольшой относительно общего объема инвестиций конкретного проекта; обладать стимулирующим характером; быть основанной на объективной рыночной оценке проекта.

Как показывает практика, целесообразно использовать такие формы, как субсидирование процентной ставки, налоговый кредит и др.

Для Ингушетии, где уровень применяемых технологий производства значительно ниже имеющихся мировых разработок, решение проблемы инновационного обновления экономики состоит в большей степени не в создании или адаптации передовых технологий, а в изменении качества и структуры спроса, которое сделает экономически обоснованным инновационное развитие. Механизм государственной поддержки инновационного предпринимательства в долгосрочном периоде должен быть направлен на совершенствование спроса покупателей посредством повышения уровня их образования и материального дохода. Тактически данный механизм должен предусматривать государственную поддержку компаниям, делая продвигаемые ими новые инновационные товары более доступными для потребителей в Ингушетии.

Согласност. ЮКонституции РИ,«...недра,другие природные ресурсы на территории Республики Ингушетия являются ее собственностью». В настоящее время реализация данной статьи приобрела форму государственной собственности на основные предприятия добывающей промышленности. Однако экономическая сущность реализации данного

права собственности в процессе добычи заключается в изъятии части стоимости в пользу государства, а именно — природной ренты. Имея в собственности большую часть добывающих предприятий, государство практически не нуждается в специальном механизме изъятия природной ренты, так как вся прибыль, включая и ренту, остается в распоряжении собственника, т.е. самого государства. Но такая крайняя и негибкая форма, как государственная собственность, имеет значительные недостатки. Во-первых, обоснование издержек производства на нерыночной основе создает большие сложности для определения величины природной ренты в единице продукции. Во-вторых, природная рента зачастую присваивается не собственником (государством), а менеджментом компаний путем необоснованного увеличения расходных статей. С другой стороны, не создав механизма перераспределения природной ренты, невозможно обеспечить цивилизованную и справедливую приватизацию добывающей промышленности. Таким образом, создание механизма извлечения природной ренты и ее дальнейшего инвестирования в технологичный сектор и социальные программы является актуальным уже сегодня, а в будущем должно стать существенным дополнением общего механизма реализации стратегии развития.

Закономерно, что большинство механизмов поддержки развития республики используют как инструмент сферу знаний, что еще раз обращает внимание наеесистемнуюрольврешении широкого спектра социальных и экономических проблем региона. Например, механизм структурной перестройки, одно из главных направлений которой для И н гушети и состоит в увел ичен ии дол и затрат труда в валовом продукте, не будет состоятельным, если он не будет включать активной и непосредственной поддержки государством программ подготовки рабочих кадров. Низкая степень развития сферы знаний и большое число проблем, так или иначе замкнутых на ней, наряду с другими аргументами, позволяют прогнозировать сверхэффективность инвестиций в эту сферу для общества в целом.

Приоритеты СЭРСБ, реализация которых будет осуществляться далее в виде республиканских целевых программ, следующие: «Новое образование», «Здоровье нации», «Занятость населения», «Предпринимательский и инвестиционный климат», «Сельские территории», «Малые предприятия», «Электронная Ингушетия».

В современном состоянии система образования Ингушетии является фундаментальным фактором, непрерывно и массово воспроизводящим бедность и

неравенство в РИ. Даже самые тактически удачные программы борьбы с бедностью в принципе не могут дать долговременного устойчивого положительного результата при существующей системе образования. Реформа образования — это не ведомственная, отраслевая, а общенациональная задача.

Для всей сферы образования в целом основными проблемами являются:

1) неэффективная экономика образования: очевидно затратная, нецелевая, социально безадресная, во многом подверженная коррупции и при этом слабо поддающаяся счету, как не имеющая адекватной системы оценки эффективности инвестиций;

2) замкнутость системы образования, порождающая широкий круг проблем: отсутствие взаимосвязей сферы образования с рынком труда, усиливающее безработицу и бедность; слабый контроль эффективности расходов вследствие его осуществления силами исполнителя, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему финансовому оскудениюданной сферы; неадекватный процесс участия заинтересованных сторон в управлении (государства, бизнеса, родителей, студентов); слабая преемственность образовательного процесса как результат замкнутости отдельных уровней внутри самой системы образования;

3) устаревшие методы и отсталое содержание образования, что в значительной степени также является результатом замкнутости данной сферы и ориентации не на нужды общества, а на самовоспроизводство; не проводится целенаправленной работы по отбору и адаптации российского и мирового опыта, развитию собственных традиций; неразвиты стандарты образования;

4) несоблюдение принципа справедливости в предоставлении образования. Система образования — один из важнейших механизмов снижения и предотвращения бедности. Различия в доступе к образованию в Ингушетии проявляются во все большей мере при одновременном увеличении значения человеческого капитала для устойчивого развития общества и вероятности появления такого феномена, как «унаследованная бедность», т.е. передача бедности из поколения в поколение;

5) неэффективность образования как системы, поддерживающей социализацию в рыночной среде и гуманизацию общественно-экономи-ческих отношений.

В конечном счете современный характер функционирования образовательного комплекса при-

водит к формализации государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, общего среднего и профессионального образования. Граждане республики в существенной степени поражены в конституционном праве на получение полноценного образования, которое закреплено в ст. 42 Конституции РИ.

Ключевыми приоритетами новой стратегии развития сферы образования являются его доступность и качество.

Ограниченные ресурсы республики не позволяют в обозримом будущем создать завершенную систему образования всех уровней — от дошкольного до поствузовского, что требует обоснованной расстановки акцентов усилий государства в данной сфере. Основным принципом построения политики в сфере образования, которая определяет соответствующее распределение ресурсов государства, должны быть развитие конкуренции и свободный выбор граждан, обеспеченный реальными возможностями.

Необходимо понимать, что выбор учреждения дошкольного и среднего общего образования резко ограничен в первую очередь территориальной близостью. Соответственно конкуренция в данном секторе сферы образования фактически отсутствует и в ближайшем будущем вряд ли возникнет по объективным причинам. Однако большинство выпускников средних школ РИ лишены свободы выбора вуза по причине низкого уровня полученного общего образования. Иными словами, средняя школа стабильно генерирует массу будущих студентов вузов Ингушетии, а значит, последние не ощущают конкуренции со стороны более сильных вузов других регионов РФ. При этом совершенно очевидно, что искомого уровня образования населения можно достигнуть именно при его завершении в лучших вузах страны. В свою очередь, возникновение реальной конкуренции в борьбе за выпускников, ее поощрение могут дать лучший результат и для процесса обновления самой высшей школы Ингушетии.

Таким образом, достижению высокого образовательного уровня населения, его конкурентоспособности в качестве человеческого ресурса как высшей цели функционирования системы образования соответствует абсолютная приоритетность среднего общего образования, которое должно выпускать учащихся, ориентированных на учебу в лучших вузах страны и мира. Недопустимо финансирование в ущерб средней школе более высоких стадий образования.

Указанный приоритет должен привести не просто к перераспределению объемов финансирования в пользу дополнительной поддержки

среднего общеобразовательного звена системы образования. В первую очередь необходимо:

1) создание новой эффективной системы управления данной сферой;

2) обновление содержания образования и подходов к обучению.

Новая система управления отраслью должна изменить отношение к расходам на образование как к социальной нагрузке бюджета, они должны рассматриваться как инвестиции. Во-первых, это актуализирует вопрос разработки системы индикаторов эффективности государственных инвестиций в образование, которая в настоящее время отсутствует. Во-вторых, необходимо разделить функции исполнения программных мероприятий в области развития образования и контроля их реализации. При этом функция контроля должна исполняться группой внешних экспертов, независимых от исполнителя. Особенно важно, чтобы в указанной группе значительное участие принимали члены представительных органов власти и эксперты службы статистики РИ.

Необходимо активно способствовать формированию попечительских советов образовательных организаций, что призвано усилить внимание местного сообщества к проблемам развития и нуждам образования, обеспечить приток в образовательные организации дополнительных ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль за деятельностью администраций учебных заведений.

Управление сферой образования должно быть перестроено с учетом большого значения:

• фондов поддержки образования (образовательных организаций), аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы;

• системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии региона;

• условий, прежде всего налоговых, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку образования.

Процесс обновления содержания образования и подходов к обучению должен быть основан на понимании того, что главная компетенция современного человека — готовность и способность учиться и переучиваться в течение всей жизни. Во-первых, необходимо изменить методы обучения, увеличив вес тех из них, которые формируют

способности учеников логически мыслить и ясно выражать мысли. Во-вторых, учащиеся должны приобрести практические навыки анализа информации и самообучения. Роль самостоятельной работы должна быть резко повышена. Указанные два основных аспекта модернизации процесса обучения позволят перейти от формирования «ученика запоминающего» к «ученику мыслящему», от знания информации к ее пониманию. Приоритетными должны стать точные дисциплины, и в первую очередь математика, родной и иностранные языки, уверенное владение ПК.

Для того чтобы сфера образования Ингушетии функционировала на порядок эффективнее, она должна превратиться в единое образовательное пространство с сильными горизонтальными связями, что позволит успешнее решать проблемы территориального неравенства в получении образования и отставания сельских школ. Преодоление границ отдельной школы для общения и обменазнаниями, расширение поля конкуренции до межшкольного приведет не только к выравниванию уровней образовательных учреждений, но и поднимет общий уровень системы образования республики. Этому будет способствовать регулярное проведение многоуровневых олимпиад, временные обмены преподавателями, разделение между преподавателями разных школ процесса обучения и проведения экзамена, оценка обезличенных работ (с указанием кода вместо имени ученика), проведение семинаров и конференций в целях обмена опытом между преподавателями РИ, организация общих летних школ.

Важным направлением является подготовка и переподготовка кадров с целью обучения новым методам преподавания. С учетом этого должна быть усовершенствована система аттестации преподавателей. Необходимо вести целенаправленную работу по повышению социального статуса школьного учителя, формированию уважительного отношения общества к данной профессии.

В целях привлечения квалифицированных кадров в сельские школы должны предоставляться низкопроцентные жилищные ссуды, а также разработан механизм их погашения отчислениями из заработной платы учителя. Целесообразно использовать механизм списания части кредиторской задолженности по результатам достижений учеников на олимпиадах.

Взаимодействие с системой образования РФ должно идти по двум уровням. Во-первых, интеграция на уровне среднего общего образования, которая принципиально не отличается от внутри-

региональной интеграции. Наиболее значимым мероприятием в этом направлении должно стать участие республики в экспериментальном проекте МО РФ «Информатизация системы образования». Во-вторых, установление связей между средней профессиональной и высшей школами России. В этой связи необходимо приложить максимальные усилия для успешного внедрения ЕГЭ вРИ, а также обеспечить возможность заочного обучения учеников средних школ в специальных подготовительных школах при соответствующих вузах.

Создание единого образовательного пространства требует внедрения современных ИКТ. Вопрос оснащения компьютерной техникой и средствами телекоммуникации должен быть поставлен как принципиальный и решен стопроцентно. При этом решение данного вопроса можно признать успешным, когда вся техника будет активно использоваться в процессе обучения.

Одним из наиболее важных проектов для развития образования в Ингушетии является строительство Национальной библиотеки, которая должна быть оснащена исчерпывающим набором современных информационных ресурсов и высокоскоростным доступом в Интернет. Национальная библиотека должна проектироваться с учетом того, что она станет крупнейшим в республике центром культуры, знаний и информации.

Анализируя отрасль здравоохранения в республике, следует признать, что существующая материально-техническая база недостаточна для оказания своевременной и квалифицированной медицинской помощи населению. Низкая обеспеченность республики объектами здравоохранения и медицинским персоналом, практически отсутствие медицинского обслуживания во многих населенных пунктах приводят к неравенству доступа жителей к медицинским услугам и существенному снижению их качества.

По причине отсутствия эффективной системы мониторинга здоровья населения и профилактики заболеваний растет удельный вес запущенных заболеваний, лечение которых требует более значительных затрат, а само течение болезней становится более тяжелым и длительным.

Особо следует отметить, что в Ингушетии самый высокий в РФ коэффициент младенческой смертности. Тяжелая ситуация сложилась в службе родовспоможения и детства, связанная с отсутствием детских лечебных учреждений, родильных домов, слабой лечебно-диагностической и реанимационной помощи новорожденным и детям.

В целом развитие отрасли в республике характеризуется низкой эффективностью работы медицинских организаций, отсутствием конкуренции и соответствующих материальных стимулов, наличием теневого рынка медицинских услуг из-за неурегулированности вопроса их оплаты, недостаточностью мер по широкому применению современных и эффективных технологий в области профилактики, диагностики и лечения больных, практическим отсутствием государственного контроля за качеством и стоимостью лекарственных средств и медицинских препаратов, ориентацией здравоохранения на меры лечебного характера в ущерб профилактике заболеваний. Как и в советский период, сегодня больше внимания в развитии здравоохранения обращается на оказание стационарных медицинских услуг населению — строительство больниц, увеличение количества коек.

Среди внешних факторов, ухудшающих здоровье населения, можно отметить следующие: низкая платежеспособность значительной части населения, отсутствие возможности самообеспечения полноценным питанием, снижение доступности для населения качественной питьевой воды, ухудшение экологии, недостаточность государственных инвестиций в систему здравоохранения, неразвитость страхового рынка по социальным вопросам, рост наркомании, употребление алкоголя, курение.

В развитии здравоохранения основной упор будет сделан на переход от «лечения» многих распространенных заболеваний к их «профилактике и лечению», основное внимание здравоохранения будет направлено на устранение причин возникновения болезней, а не только на борьбу с их последствиями.

Новая стратегия развития здравоохранения в республике будет проводиться по трем ключевым направлениям:

1) создание и развитие эффективной системы мониторинга состояния здоровья населения;

2) создание и развитие эффективной системы профилактики и лечения болезней;

3) наращивание материально-технической базы отрасли, строительство и реконструкция больниц и амбулаторно-поликлинических сооружений, обновление медицинского оборудования.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

• сформировать новую систему мониторинга состояния здоровья населения;

• усилить профилактические меры, предупреждающие возникновение и развитие социально

значимых заболеваний и заболеваний, опасных для окружающих;

• организовать работу по формированию ЗОЖ;

• провести реструктуризацию системы оказания медицинской помощи;

• укрепить ПМ'СП, развивать практику врача семейной медицины;

• усилить работу по улучшению состояния здоровья детей и женщин;

• повысить качество профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также мотивации работников;

• закрепить законодательно государственные гарантии оказания медицинской помощи населению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• совершенствовать лекарственное обеспечение;

• создать условия для обеспечения доступности населению качественных продуктов питания. Важным приоритетом СЭРСБ является обеспечение занятости населения, от которого зависит как в целом будущее развитие республики, так и, в частности, преодоление угрожающих масштабов бедности населения.

Ситуация на рынке труда Ингушетии характеризуется массовой безработицей, охватившей более половины экономически активного населения республики, что является редким явлением даже в мировой экономической практике. Общий уровень безработицы более чем в 6 раз превышает среднероссийский уровень и в 3 раза — средний уровень по ЮФО. Половозрастная структура безработицы содержит прямую и явную угрозу социального взрыва.

Нахождение в статусе безработного более одного года в Ингушетии является нормой, при этом шансы на трудоустройство крайне низки. В результате среди безработных граждан преобладают лица, уже утратившие полностью или частично квалификацию из-за затяжного характера нахождения без работы. Неумолимо идет процесс профессиональной и трудовой деградации значительной части населения.

Следует обратить внимание на то, что многие молодые люди не могут получить необходимой профессиональной подготовки из-за неконкурентоспособной системы образования в РИ. Методики обучения недостаточно направлены на развитие критического и самостоятельного мышления, востребованного в современном обществе. Оказавшись на рынке труда, большинство молодых людей обнаруживают, что они не получили необходимых навыков и знаний для начала самостоятельной жизни. Данное обстоятельство внушает особую тревогу, ибо молодые люди не видят для себя ни-

каких экономических перспектив в Ингушетии, и в результате масштабный характер приобрели процессы миграции молодежи за пределы республики, а также ее вовлечения в противоправную деятельность.

Проведенный анализ убедительно показывает, что проводимая в республике политика в области обеспечения занятости населения не приносит заметных положительных результатов и характеризуется в целом низкой эффективностью. Наиболее общими причинами являются независимое проектирование и осуществление политики занятости, отсутствие тесных взаимосвязей с региональной политикой в области экономики и образования. Другими важными недостатками следует назвать:

• слабую организацию профессионального обучения безработных;

• недопустимо низкую эффективность предоставления государственных субсидий и другой помощи для поддержания и создания рабочих мест;

• низкий охват программами профобучения безработных;

• отсутствие ориентации общественных работ на получение экономических результатов;

• ограничение видов и источников финансирования общественных работ;

• недостаточность средств для повышения эффективности программ в области занятости населения.

Для достижения целей политика занятости должна являться соединением политики в области образования и экономики. С одной стороны, политика занятости должна стать постоянным фактором давления на систему образования, транслируя последней социальный заказ, под действием которого образование будет становиться более открытой и ориентированной на реальные профессиональные потребности экономики. С другой — политика занятости должна выступать сильным фактором экономической политики для приоритетного улучшения предпринимательского климата в трудоемких отраслях, способствующего постоянному росту трудоемкости ВРП.

За предстоящие 10 лет необходимо решить вопрос удвоения численности занятых в экономике республики с одновременным снижением общего уровня безработицы к 2015 г. до 19% и созданием необходимых предпосылок к его дальнейшему сокращению до предельно допустимого уровня — 10%. Для решения этой задачи в республике необходимо создать к 2015 г. более 65 тыс. новых рабочих мест.

Основными задачами в области обеспечения занятости являются:

1) обеспечение эффективного развития системы профессиональной подготовки, развитие качественного образования в республике с учетом востребованности рынком выпускаемых специалистов;

2) совершенствование работы органов службы занятости как важного инструмента трудоустройства граждан и перераспределения рабочей силы;

3) приоритетное развитие в республике трудоемких производств, надомного труда;

4) оказание содействия развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства;

5) придание организации общественных работ экономической целесообразности;

6) обеспечение мер по организации трудовой миграции;

7) организация эффективной системы мониторинга безработицы и занятости;

8) активное информационное сопровождение реализации политики занятости, информирование граждан о наличии рабочих мест, востребованных на рынке специальностей, приглашения на работу в другие регионы России, страны мира.

Достичь целей реализации СЭРСБ, направленной на преодоление огромного разрыва между уровнем социально-экономического развития Ингушетии и большинства регионов РФ, удастся только при осуществлении значительных инвестиций при одновременном повышении эффективности капиталовложений. Требуемые объемы и качество капиталовложений могут быть достигнуты только с опорой на частные инвестиции, которые высокочувствительны к условиям ведения бизнеса. Поэтому важнейшей задачей на предстоящие 10 лет является формирование благоприятных условий для развития предпринимательства и улучшение инвестиционного климата.

На текущий момент центральная проблема инвестиционной деятельности в РИ — чрезвычайно узкое поле частного предпринимательства, ограниченное государственными и частными монополиями. Остальные проблемы можно разделить на экономические и внеэкономические. К первым относятся: малая емкость рынка, слабые конкурентные отношения и монополизация рынков, неразвитость рыночной инфраструктуры, слабая правовая среда, неразвитость производственной инфраструктуры, слабые транспортные коммуникации, неадекватность телекоммуникаций современным требованиям, неразвитость

бизнес-услуг. Ко вторым: нестабильная обстановка на Северном Кавказе, неэффективность законодательных органов республики, слабость институтов, занимающихся инвестиционной политикой, высокие административные барьеры, коррупция, отсутствие эффективного антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Большинство указанных проблем возникает вследствие нарушения двух положений Конституции РИ: о свободе предпринимательства и равенстве форм собственности. Постоянным ограничением данных свобод в первую очередь выступает подавляющая доля государственного сектора экономики, которая поддерживается бюджетными инвестициями. В целом для РИ государственное вмешательство в инвестиционную деятельность отрицательно влияет на предпринимательский и инвестиционный потенциал региона и сковывает деловую активность.

Инвестиционная стратегия РИ должна иметь два основных направления. Первым являются улучшение параметров и увеличение объемов совокупного спроса, что должно произойти в результате проводимой политики в области развития инфраструктуры, модернизации образования, роста занятости и доходов населения, информатизации общества и как следствие — сокращения бедности. Это создаст экономически обоснованные потребности в увеличении объема индуцированных инвестиций. Второе направление — это сокращение масштабов и качественное изменение участия государства в инвестиционной деятельности, которое должно реализоваться в ускорении развития инфраструктуры и поддержке формирования рынка частного капитала. Одновременно возникнет объективная необходимость приватизации части явно убыточных предприятий, неспособных к самофинансированию, которые в настоящее время поддерживаются государственными вливаниями. Снижение доли государства в экономике должно осуществляться последовательно и обязательно сопровождаться заполнением освобождающихся ниш частным капиталом.

Задачами на ближайшую краткосрочную перспективу являются:

1) совершенствование нормативной правовой базы и принятие мер к соблюдению законов;

2) создание инвестиционной инфраструктуры;

3) дебюрократизация экономики и борьба с коррупцией;

4) приватизация государственной собственности;

5) развитие и защита конкуренции;

6) развитие банковского и страхового секторов;

7) создание кадастра недвижимости;

8) развитие и реконструкция производственной и н фрастру ктур ы.

При анализе ситуации в сельском хозяйстве РИ следует учитывать его отличие от других отраслей, которое состоит в том, что сельское хозяйство — это не только сфера производства, но и сфера жизни большинства населения республики. Поэтому состояние АПК непосредственно влияет на уровень жизни, социальной обеспеченности и занятости большой части граждан. Сельские районы республики сегодня превратились в территории сплошной бедности и безработицы. При том, что 57% жителей республики проживают в селе, в сельском хозяйстве республики трудятся всего 9% всех занятых в республике, а на долю сельского хозяйства в структуре ВРП приходится 7%. Основными производителями сельхозпродукции в республике являются личные хозяйства населения (79,9%), в распоряжении которых находится 6,9% сельскохозяйственных угодий. В то же время предприятия МСХП РИ производят 6,6% продукции, располагая 76% угодий. Крайне непродуктивные государственные предприятия существуют исключительно за счет финансовой поддержки государственного бюджета.

Проблема развития сельских территорий сегодня решается старыми затратными методами, когда каждое ведомство или орган местной власти, ответственный за отдельные вопросы государственного регулирования, пытается их решить с позиций собственных интересов. Привлекаются значительные государственные ресурсы для решения текущих задач без должного осознания проблемы в целом. Таким образом, ситуация остается неизменной, а имеющиеся средства используются неэффективно.

Целью развития сельских территорий являются создание нормальных условий жизнеобеспечения села и развитие сельской экономики. Ее достижение должно обеспечить решение трех основных задач:

1) развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве;

2) развитие поддерживающей инфраструктуры на селе;

3) изменение роли государства в регулировании сельского хозяйства.

Конечной целью развития рыночных отношений в сельском хозяйстве являются создание цивилизованного, регулируемого и контролируемого государством рынка земель сельскохозяйственного назначения, который создаст возможности привлечения инвестиций в село, использование залога земли как гарантии при предоставлении кредитов.

Учитывая специфику республики, наиболее целесообразным является распределение земельных ресурсов в долгосрочную аренду среди возможно большего количества мелких арендаторов. Деление земли на мелкие участки и предоставление их в аренду приведут не только к увеличению занятости и уменьшению бедности на селе, что уже является решением основной проблемы села, но и увеличит налоговые платежи в местные бюджеты. Реализация этой политики для республики, в распоряжении которой в настоящее время находится до 75% земель сельскохозяйственного назначения, является первоочередной и безотлагательной.

Для обеспечения функционирования полноценного рынка земли первоочередной задачей является форсирование работ по созданию единого кадастра земельных ресурсов и реестра собственников конкретных земельных участков, институциональное и технологическое развитие кадастровых органов, включая обеспечение их подготовленными специалистами. Государство должно обеспечить ведение земельного кадастра, открытого для всех экономических субъектов.

Развитие в сельских местностях сельского хозяйства и альтернативной занятости тесно связано с улучшением поддерживающей инфраструктуры. Неудовлетворительное состояние транспорта, дорог и связи, а также отсутствие бесперебойного снабжения водой, электричеством и газом отрицательно сказываются на развитии частного предпринимательства на селе, что обусловливает необходимость их развития. Низкая обеспеченность объектами образования, здравоохранения, культуры и спорта также ухудшают качество жизни населения, препятствует развитию человеческих ресурсов. Решения данных вопросов являются основными функциями, возложенными на государство, и решаться будут в основном за счет федеральных и республиканских инвестиционных программ.

Необходимо принять меры по увеличению государственного финансирования мелиорации, прежде всего за счет федеральных средств.

Приоритетным является обеспечение сельского населения информационными и консультационными услугами. Требуется создание информационной системы в АПК, позволяющей эффективно получать, обрабатывать и распространять данные о состоянии аграрного сектора, агропродовольственных рынков, новыхагротехнологий, условий кредитования, положении сельского населения и т.д.

Следует проработать вопросы по созданию на селе условий для организации глубокой переработ-

ки сельскохозяйственной продукции и обеспечения ее реализации.

Необходимо провести реструктуризацию МСХП РИ посредством усиления его роли в качестве органа содействия частному предпринимательству в АПК и минимального регулирования производственной деятельности. Особое внимание будет уделяться укреплению роли министерства в качестве центрального республиканского органа, ответственного за разработку обоснованной политики развития сельских территорий и за мониторинг процесса ее внедрения. Одновременно на министерство будут возложены функции поддержки производителей на внутреннем и внешнем рынках. В новой системе отношений в данной сфере министерство должно занять место основного провайдера современных знаний и технологий АПК.

Учитывая вероятное противодействие реформам политэкономических факторов, предлагается осуществить переход к рыночным отношениям на селе в два этапа. На первом перестраивается государственная система финансовой поддержки агропроизводителей под контуры будущей модели сельского хозяйства. При этом полностью сохраняется баланс интересов. Традиционным получателям бюджетной помощи — государственным предприятиям — должны быть открыты возможности для сохранения помощи при условии преобразования форм собственности. На втором этапе государство естественным образом сокращает прямую помощь частным производителям и развивает собственное участие в реформе, которое указано выше.

Развитие малого предпринимательства в Ингушетии рассматривается как неотъемлемый элемент рыночной системы, способствующий целям экономического преобразования: созданию эффективной конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения, снижение уровня безработицы и бедности. Быстрый рост деловой активности последних лет в сфере малого предпринимательства был связан, во-первых, с успешной демонополизацией экономики в 2002 г. и, во-вторых, с падением динамики роста реальных денежных доходов населения, сократило альтернативные издержки предпринимательской деятельности для граждан РИ. Опережающий рост по отношению к ВРП связан с общим экономическим спадом, вызванным тяжелым кризисом сектора государственных предприятий. При этом малое предпринимательство имеет большой нереализованный потенциал, о чем свидетельствует в том числе подъем, который данная сфера демонстрирует в негативных внешних условиях.

Наиболее существенными среди них являются:

• отсутствие взвешенной и последовательной государственной политики поддержки малых предприятий;

• необоснованные и обременительные административные барьеры;

• чрезмерное налоговое давление и сложная дорогостоящая система отчетности;

• отсутствие доступа к новым технологиям и знаниям как результат слабого обеспечения государством прав интеллектуальной собственности;

• усложненный доступ к финансовым ресурсам как из-за слабого развития финансового рынка, так и по причине ограниченных возможностей залогового обеспечения займов у предпринимателей;

• низкий уровень развития поддерживающей инфраструктуры и слабое информационное обеспечение по всему спектру предпринимательской деятельности.

Все указанные выше проблемы прямо или косвенно порождаются взаимоотношениями государства и малого предпринимательства, которые характеризуются обоюдным кризисом доверия. С одной стороны, малое предпринимательство, обеспечивая около трети налоговых поступлений в бюджет, не получает соответствующей доли государственных услуг, которая неравномерно распределяется в пользу унитарных предприятий. С другой стороны, отношение государства подвержено влиянию негативного опыта поддержки данной сферы (в частности, невозвраты государственных кредитов). Однако данный опыт правильно оценивать как неудачу самого государства, которое не сумело построить взаимоотношений с предпринимательством с учетом различия критериев оптимальности функционирования частной компании и государственного аппарата (в частности, реальные условия получения и обслуживания государственных кредитов почти всегда выше рыночных, что делает их экономически непривлекательными для кредитоспособных предпринимателей и может заинтересовать только заведомо несостоятельных заемщиков).

Стратегия малого предпринимательства должна быть направлена на создание благоприятных условий для активного и динамичного развития малого и среднего бизнеса в целях увеличения вклада малого предпринимательства в экономический рост Ингушетии и усиления роли малого предпринимательства в решении проблем занятости и бедности.

Как показал анализ экономики Ингушетии, перспективы ее развития в определяющей степени зависят от формирования в республике новой отрасли, которая должна обладать следующими качественными характеристиками:

1) высокой трудоемкостью конечного продукта;

2) высокой рентабельностью и перспективной технологией производства;

3) глобальным рынком сбыта и, следовательно, независимостью от узости местного рынка;

4) низкой капиталоемкостью и возможностью запуска производства в короткие сроки с нулевого цикла.

Одна из немногих этим требованиям отвечает отрасль информационных технологий, и в первую очередь в части производства — кодировки программных продуктов. При этом речь идет не о создании отдельного предприятия, а именно отрасли, которая будет представлена целым рядом разнопрофильных компаний.

Первым шагом к формированию данной отрасли должна стать РЦП «Электронная Ингушетия», основным проектом которой является создание Единой государственной системы управления (ЕГСУ). Кроме достижения прямых целей, создание ЕГСУ создаст постоянные потребности в области информационных технологий.

Вторым шагом будет создание центра подготовки кодировщиков на базе Ингушского государственного университета. Необходимо привлечьроссийские компании к развитию дан ной отрасли в РИ на основе специального экономического режима, который должен опираться на механизм, разработанный в Фонде «Технологии XXI века», а также на федеральное законодательство в области специальных экономических зон, разработка которого вступила в завершающуюся стадию. Соответствующий федеральный закон будет предполагать введение двух типов зон (в том числе технопарк), а сам статус будет присваиваться на конкурсной основе комиссией Министерства экономического развития и торговли РФ.

В соответствии с проведенными расчетами, реализация Стратегии экономического развития и сокращения бедности позволит к 2015 г. сократить общий уровень безработицы с 55,4% в 2004 г. до 19% (по методологии МОТ), уровень бедности - соответственно с 78,5 до 26,0%, увеличить реальные располагаемые доходы населения в 2,5 раза, ВРП - в 3,4 раза. Цель определена достойная и серьезная, но и усилий она потребует значительных и постоянных...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.