Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА'

РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1082
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / родительский авторитет / семейные традиции / кризис / конфликтные ситуации / материальные и психологические трудности. / education / parental authority / family traditions / crisis / conflict situations / material and psychological difficulties.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адилова, Дилором Бахтияровна

Статья посвящена проблемам воспитания подростков, сотрудничеству педагогов и родителей в процессе воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адилова, Дилором Бахтияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE LIFE OF A TEENAGER

The article is devoted to the problems of educating teenagers, the cooperation of teachers and parents in the process of education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА»

Scientific Journal Impact Factor

РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

Адилова Дилором Бахтияровна

281-средняя школа Чиланзарского района города Ташкента Преподаватель русского языка и литературы

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам воспитания подростков, сотрудничеству педагогов и родителей в процессе воспитания.

Ключевые слова: воспитание, родительский авторитет, семейные традиции, кризис, конфликтные ситуации, материальные и психологические трудности.

The article is devoted to the problems of educating teenagers, the cooperation of teachers and parents in the process of education.

Keywords: education, parental authority, family traditions, crisis, conflict situations, material andpsychological difficulties.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в обществе становятся все более актуальными вопросы о проблемах воспитания подростков. Возникла необходимость поиска новых, более эффективных методов воспитания детей в нынешней сложной ситуации.

Какова же роль семьи в решении создавшейся проблемы? По определению, каждый родитель ставит перед собой несколько задач в воспитании детей: создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка; обеспечение психологической поддержки и защиты личности; сохранение и развитие семейных традиций, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Семья оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, влияет на его отношение к учебе, во многом определяя ее успешность. Хочется обратиться к высказыванию В.Г. Белинского: «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди». Проблемы ребенка требуют к себе пристального внимания, поскольку являются, прежде всего, проблемами семьи, а затем уже школы и государства. При этом они неразрывно связаны между

ABSTRACT

Scientific Journal Impact Factor

собой: неблагополучие в семье, конфликтные ситуации, материальные и психологические трудности приводят к кризисным ситуациям в обществе.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое, из выше перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства ко взрослости. Для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, выраженная эмоциональная неустойчивость с резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Свои умственные качества подростки обычно направляют на такие виды деятельности, которые их больше интересуют. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет. Кризис подросткового возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, - один из самых болезненных и острых.

Scientific Journal Impact Factor

Подростки переживают мощную эндокринную перестройку организма. Работоспособность падает, обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим не знает границ. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

Главные мотивационные линии этого возрастного периода, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших сверстников и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Самый легкий способ достичь цели "быть как взрослый" состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.

Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведения взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде. Сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Тенденции походить на сверстников более старшего возраста, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается это является важнейшей особенностью подростков. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться со своими проблемами, и в основном этими другими оказываются такие же подростки, как и они сами. Круг ровесников играет главную роль в развитии социальных навыков подростка. Развитие социальной компетентности базируется, частично, на способности подростка к сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать свою идентичность, а также выявить и оценить характерные черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. В это время подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, делающих их

Scientific Journal Impact Factor

популярными, например, чувстве юмора или дружелюбии. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств. По мере углубления и упрочнения дружеских отношений подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям.

Семья очень сильно влияет на подростка, даже если прежние хорошие отношения могут становиться в ряде случаев натянутыми. Большинство конфликтов в семье возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, учеба, внешний вид и поведение в школе. Семьям важно понимать, что если они смогут сохранить коммуникацию и общие взгляды с детьми на протяжении отрочества, они успешно преодолеют трудности этого периода.

Результаты диагностики и практика показывают, что кардинальным изменениям склонны поведение подростков, у которых есть проблемы воспитания в семье. У данных подростков выявляется отрицательное отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и отношение к преподавателю также связаны с изменениями в психике.

Большое влияние на развитие ребенка оказывают условия его жизни, но они сами по себе не создают личность. Необходимо знать, какое место в этих условиях принадлежит ребенку, как он действует в этой среде и ощущает себя. Круг деятельности ребенка очерчен взрослыми, определены его права и обязанности, создана социальная ситуация развития ребенка, формирующая его личность.

Для объединения интересов семьи ребенок вовлекается взрослыми в совместную деятельность. Это может быть совместный труд на благо семьи, развивающие игры, помощь взрослым, и все это объединяется общими интересами и увлечениями.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми. Гиперсоциализация со стороны родителей формирует в детях инфантильность, социально не состоятельность и в том числе не успешность в будущем. Гипосоциализация со стороны родителей по отношению к детям формирует не уважение к родителям, создается опасность вхождения ребенка в асоциальные группы.

Scientific Journal Impact Factor

Только путем взаимопонимания и принятия друг - друга в семье, можно формировать доверяющих своим родителям, уважающих своих родителей, соблюдающих законов адекватных и жизнестойких подростков и молодежи. В данной проблеме нужна системность работы психолога совместно с родителями, скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе можно лишь изменив отношение к подростку. Пересмотрев взаимоотношение в семье, также можно помочь своим детям подросткового возраста.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую, дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Главной проблемой современного подростка, по мнению психолога, является Интернет: "Сейчас родители связывают любые проблемы, происходящие у ребенка, с компьютерной зависимостью. Дело в том, что развитие личности, в подростковом возрасте, происходит благодаря межличностному общению. Если взаимоотношение с родными или друзьями отсутствует, то он ищет собеседника в Интернете. Запрет использования Интернета в качестве общения может привести к непониманию и спровоцировать конфликт. Но если создать дома благоприятную обстановку для общения с друзьями, проявить интерес к увлечениям подростка, то его необходимость в виртуальном общении отпадёт на второй план".

Конечно, Интернет — является незаменимой частью в жизни любого современного подростка. Это и вызывает опасение у родителей. А ведь не все знают, что для детей это единственный способ снять напряжение и справить с какими-то жизненными трудностями. Именно в такие моменты рядом должен быть близкий человек, который выслушает и поймет подростка. Тогда не будет необходимости искать помощи в другом месте. А она будет всегда рядом. Ведь так важно знать, что в тебя верят и поддержат в любой ситуации.

У каждого родителя есть своё представление, каким должен быть его ребёнок. Но все мы разные и часто то, что делает подросток, не соответствует родительским ожиданиям. И здесь важно, насколько мудры родители. Способны ли они поддержать своего ребёнка в его выборе. Ведь когда-то они были тоже детьми, у них были свои взгляды.

Не всегда родители могут уделять достаточно времени воспитанию своих подрастающих детей из-за постоянной занятости на работе. Но, несмотря на все

ВЫВОД

Scientific Journal Impact Factor

их дела, им не стоит забывать, что чем старше становится ребёнок, тем больше он нуждается в советах и поддержке. Чтобы вырастить уверенного в себе человека, способного получить достойное образование, сделать карьеру и построить полноценную семью, взрослым необходимо всегда стараться находить время на общение с ним. Приведу несколько советов психолога, которые помогут наладить общение с подростком:

"Во-первых, научиться расставлять приоритеты, и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человека — собственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.

Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.

В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание — это всегда унижение. А, унижая, высокую мысль вложить нельзя".

Если подросток будет чувствовать в близких ему людях поддержку и веру, то он сможет открыться им и быть всегда в безопасности.

REFERENCES

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2015. 98-106.

2. Крайг Г. Подростковый и юношеский возраст // Психология развития. СПб., 2016. С. 85-106.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2012. 43-56.

4. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2011. 47-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.