Научная статья на тему 'Формирование поведения ребенка в рамках семейного воспитания'

Формирование поведения ребенка в рамках семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1118
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОСНОВА РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафина Рузия Фатхуловна

В статье анализируется формирование поведения детей в рамках семейного воспитания. Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье и создает проблемы в воспитании детей. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку это основа родительского авторитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование поведения ребенка в рамках семейного воспитания»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Сафина Р.Ф.

Сафина Рузия Фатхуловна - педагог-психолог высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 60, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Аннотация: в статье анализируется формирование поведения детей в рамках семейного воспитания. Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье и создает проблемы в воспитании детей. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

Ключевые слова: семейное воспитание, основа родительского авторитета.

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое, из выше перечисленного воспитывается в семье.

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается работа с психологом.

Каждый родитель в свою очередь требует от своих детей исполнительность и послушность, выполнение поручений родителей, гибкое и «хорошее» поведение, чуткость и отзывчивость к родителям и близким, трудолюбие, простота и скромность в отношениях к родным и близким. Однако, исходя из возрастных изменений у подростка,

начинает формироваться критичность к другим людям, самокритичность к своему внешнему виду, меняется отношение к выполнению домашних заданий и также отношение к выполнению общественных поручений. Отношение подростка к своему классу, школе также меняется. Подросток впервые кардинально начинает менять свое окружение. Почему же так происходит, все ли подростки подвержены к таким изменениям в социальной жизни?

Результаты диагностики и практика показывают, что кардинальным изменениям склонны поведение подростков, у которых есть проблемы воспитания в семье. У данных подростков выявляется отрицательное отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и отношение к преподавателю также связаны с изменениями в психике.

Большое влияние на развитие ребенка оказывают условия его жизни, но они сами по себе не создают личность. Необходимо знать, какое место в этих условиях принадлежит ребенку, как он действует в этой среде и ощущает себя. Круг деятельности ребенка очерчен взрослыми, определены его права и обязанности, создана социальная ситуация развития ребенка, формирующая его личность.

Для объединения интересов семьи ребенок вовлекается взрослыми в совместную деятельность. Это может быть совместный труд на благо семьи, развивающие игры, помощь взрослым, и все это объединяется общими интересами и увлечениями.

Совместная деятельность взрослых и детей порождает общность переживаний и чувств, делает их духовно ближе, облегчает контакты с ними. Родители и дети узнают друг друга, становятся родней и ближе, относятся друг к другу с большим пониманием.

В таких семьях дети приучаются к труду, с большим пониманием относятся к домашним заданиям. Родители сопереживают просчеты своих детей и помогают им.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении. Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

■ В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.

■ Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.

■ Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.

■ Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

1. Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.

2. Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей.

4. Негибкость родителей.

5. Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.

6. Непоследовательность в обращении с детьми.

7. Несогласованность отношений между родителями.

8. Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.

9. Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.

10. Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.

11. Недоверие к возможностям детей, нечуткость, противоречивость. Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во

время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми. Гиперсоциализация со стороны родителей формирует в детях инфантильность, социально не состоятельность и в том числе не успешность в будущем. Гипосоциализация со стороны родителей по отношению к детям формирует не уважение к родителям, создается опасность вхождения ребенка в асоциальные группы.

Только путем взаимопонимания и принятия друг - друга в семье, можно формировать доверяющих своим родителям, уважающих своих родителей, соблюдающих законов адекватных и жизнестойких подростков и молодежи.

В данной проблеме нужна системность работы психолога совместно с родителями, скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе можно лишь изменив отношение к подростку. Пересмотрев взаимоотношение в семье, также можно помочь своим детям подросткового возраста.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую, дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Список литературы

1. Иванова Н. С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.

2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.С. 17-22.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 98-106.

4. Крайг Г. Подростковый и юношеский возраст // Психология развития. СПб., 2000. С. 85-106.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 43-56.

6. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001. 47-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.