ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ
Ю.С. Джос1, Н.Н. Рысина Институт развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоносова, Архангельск
В статье представлены результаты исследования семейных факторов и особенностей воспитания детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения. Выявлены достоверные отличия семейных взаимоотношений ребенка и родителей у детей с нарушениями поведения по сравнению с контрольной группой. Обсуждаются возможные причины семейных нарушений, доказана необходимость проведения коррекционных мероприятий.
Ключевые слова: дети, школьные трудности, расстройства поведения, семейные взаимоотношения.
Characteristic of family relations with Children having learning difficulties and behavioural disorders. The article presents the study of family factors and the peculiar features of rearing children with learning difficulties and behavioural disorders. There were found out reliable differences in parent-child relationships in experimental group in comparison with the control group. The possible reasons for family problems are discussed. The necessity of correction procedures was experimentally proved.
Key words: children, learning difficulties, behavioural disorders, family relations.
За последние десятилетия увеличилось число детей, имеющих школьные трудности [4, 5, 14, 17]. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Предпосылки школьных трудностей отмечаются с дошкольного возраста, когда имеет место функциональная незрелость мозговых структур, и включают в себя двигательную расторможенность, моторную неловкость, рассеянность, повышенную утомляемость, инфантилизм и импульсивность. У школьников на первый план выступают трудности обучения и нарушения поведения. В подростковом возрасте данные отклонения могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании [2, 7, 12, 18].
К числу школьных факторов риска, приводящим к трудностям в обучении относятся: стрессовая тактика педагогических воздействий (стрессы, связанные с постоянными замечаниями со стороны педагогов и родителей, ситуации неудачи), дефицит времени, интенсификация учебного процесса и усложнение школьных программ, несоответствие технологий обучения возрастным и функциональ-
Контакты: 1 Ю.С. Джос-E-mail: [email protected]
— 38 —
ным возможностям детей, нерациональная организация учебного процесса, повышение требований к формированию социальной зрелости [5, 13]. Воздействие факторов риска вызывает развитие комплекса проблем дезадаптации, включающего нарушение приспособления к успешному функционированию в школьной среде и дальнейшее изменение психологического, личностного и социального развития ребенка [1, 15].
Причины школьной дезадаптации могут иметь различную природу, однако их внешние проявления нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости в результате трудностей при обработке учебной информации, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью [5, 15, 19].
Неуспешность в учебе часто сочетается с проблемами поведения, что приводит к негативному отношению находящихся рядом взрослых и ухудшению детско-родительских взаимоотношений [3, 6]. В целом нарушения воспитания приводят к эмоциональному дискомфорту у детей, тогда как эмоциональная сфера школьников играет большую роль в формировании познавательных процессов, организации поведения и социальной адаптации. В связи со стойкой неспособностью в овладении школьными навыками такие дети оказываются в ситуации хронического неуспеха. Состояние фрустрации порождает у них разнообразные вторичные психогенные расстройства. Это приводит к новым конфликтам в семье и школе, а результатом является снижение мотивации к обучению, что в свою очередь ещё больше усугубляет трудности.
В настоящее время проблема влияния семьи на процесс первичной социализации ребенка приобретает все большее значение. Именно в семье идет формирование неосознаваемых регуляторов, ранних фиксированных установок, регулирующих поведение ребенка в естественных ситуациях. В семье происходит первый опыт общения, закладываются коммуникативные навыки, формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, основы его поведения [10, 11].
Ряд авторов подчеркивают в генезе возникновения школьных трудностей и дезадаптации у детей патопластическую роль отклонений воспитания. С другой стороны семейные факторы являются управляемыми [8, 9, 16]. Исходя из этого, целью настоящего исследования является изучение влияния семейных факторов на проявления школьных трудностей у детей.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 72 школьника (7-16 лет), имеющих специфические школьные трудности и/или снижение школьной мотивации; 40 здоровых детей (дети, имеющие 1 и 2 группу здоровья без признаков нарушения поведения, не имеющие невротических расстройств и хронических заболеваний). Нарушения школьных навыков и расстройства поведения были выявлены на основании комплексного медико-психолого-педагогического обследования в СДВГ-Центре «Содействие» Института развития ребенка ПГУ им. М.В. Ломоно-
-39-
сова. Для оценки школьных трудностей использовали метод интервьюирования детей и родителей, наблюдение за поведением ребенка, анализ карты развития ребенка (ф. 112). Особенности воспитания в семье определяли с помощью теста «Анализ семейных взаимоотношений» [16], тест «кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 году, мы использовали для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка. Статистическая обработка результатов исследования была проведена с использованием пакета прикладных программ STADIA 6.0, SPSS 12.0 for Windows. Оценка достоверности различий проводилась с помощью непараметрического критерия х2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Следует отметить, что у 92% школьников школьные трудности сочетались с расстройствами поведения (оппозиционно-вызывающими расстройствами, расстройствами поведения, ограниченными рамками семьи, несоциализированными и социализированными расстройствами поведения, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).
Возникновение нарушений поведения зависит от взаимодействия многих факторов: биологических (осложнения беременности и родов, травмы и органические поражения центральной нервной системы, наследственная предрасположенность), социально-психологических (напряженная обстановка между членами семьи, отклонения в воспитании, эмоциональная депривация, дистрессовые ситуации), личностных (аффективность эмоций, импульсивность, склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов, ригидность, алек--е- ситимия и др.) [7, 12]. (Г)
Осложнения беременности и родов, наличие перинатального поражения ЦНС достоверно чаще отмечается у детей с трудностями обучения при сравнении с группой здоровых детей (таблица).
Пре- и перинатальные факторы могут приводить к несформированности комплекса познавательных функций, лежащего в основе обучения базовым школьным навыкам. Между тем установлено, что отдаленные исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной степени опосредуется социально-
Таблица1
Частота встречаемости патологии беременности и родов
Дети с трудностями обучения Здоровые дети
n % n %
Патология беременности 63 87,5 22*** 55,0
Патология родов 55 76,3 11** 27,5
Перинатальное поражение ЦНС 61 84,7 15*** 37,5
Примечание: - ** - p<0,01; *** - p<0,001.
— 40 —
психологическими факторами. Например, у детей из семей с высоким социальноэкономическим статусом последствия пре- и перинатальной патологии в основном исчезают к школьному возрасту, тогда как у детей из семей с низким социальнопсихологическим статусом они продолжают сохраняться [7]. Мозг ребенка в первые три года жизни очень пластичен, поэтому запаздывание помощи детям с отклонениями в развитии, снижает возможности их реабилитации и адаптации. В раннем возрасте формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, становление которых требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Гармоничное семейное воспитание является оптимальным для ребёнка, т.к. любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако не все родители могут найти адекватные педагогические воздействия [11].
При исследовании особенностей семейного воспитания выявлено, что в группе детей, имеющих школьные трудности, преобладает доминирующая гиперпротекция (р<0,001) и эмоциональное отвержение (р<0,05). Для родителей здоровых детей характерен гармоничный тип воспитания (р<0,05). При доминирующей гиперпротекции родители лишают ребенка самостоятельности, ставят многочисленные ограничения и запреты [16]. У детей такие запреты могут приводить к переживанию фрустрации, ситуации неудачи и вызывать протестные формы поведения с аффективными реакциями, агрессией. С другой стороны, когда чрезмерно опекающий и авторитарный родитель принимает решения за ребенка, защищает его даже от незначительных или воображаемых трудностей у ребенка может формироваться зависимое поведение, отсутствие ответственности, снижение мотивации, а также трудности в общении с окружающими [2, 17]. При эмоциональном отвержении в отношениях между родителями и детьми устанавливается большая дистанция, при этом ребенок может ощущать себя помехой в жизни родителей.
Причины негармоничного воспитания разнообразны. Это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, отклонения личности самих родителей, а также психологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В группе детей, имеющих школьные трудности и расстройства поведения при сравнении со здоровыми детьми достоверно чаще встречается фобия утраты ребенка (р<0,05) и проекция на ребенка нежелаемых качеств (р<0,001). Фобия утраты при доминирующей гиперпротекции приводит к опеке ребенка даже по мелочам. Родителям свойственна повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка. Часто в этих случаях родители имеют повышенный базовый уровень тревоги.
При проекции на ребенка нежелаемых качеств родители как бы видят в ребенке черты характера, которые чувствуют, но не признают в себе или ближайших родственниках. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами ребенка родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с неже-
-41 -
■е-
лаемым качеством в ком-то другом помогает родителю верить, что у него такого качества нет [16].
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Таким образом, отклонения в воспитании формируют у детей нарушения поведения и эмоциональные расстройства. Следовательно, родители также нуждаются в психологической поддержке и оказании коррекционной помощи.
При исследовании особенностей восприятия внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка мы использовали проективную методику «Кинетический рисунок семьи». При анализе рисунков учитывали следующие показатели: состав изображенной семьи в соотношении с реальной семьей ребенка, взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе, особенности изображения отдельных членов семьи. На основании этих данных определяли уровень эмоциональных связей в семье и эмоциональное состояние ребенка во время рисования (тревожность, эмоциональная напряженность, агрессивность, общительность, уверенность, потребность в дополнительной опоре).
Среди 90% семей здоровых детей достоверно чаще ^<0,001) преобладает эмоциональное благополучие семьи, когда семья нарисована в полном составе, занята одним, общим делом. В группе детей с школьными трудностями достоверно чаще встречается низкий уровень эмоциональных связей в семье ^<0,05) и трав-
О
Рис. 1. Восприятие детьми внутрисемейных взаимоотношений
42
■е-
матические переживания по поводу семьи (р<0,01) при сравнении со здоровыми детьми (рис.1), что проявлялось отказом рисовать семью или отсутствием людей на рисунке. Среди эмоциональных характеристик преобладают эмоциональная напряженность (р<0,05), агрессивность (р<0,01), негативизм (р<0,05). Таким образом, полученные данные свидетельствуют о нарушении взаимоотношений в семьях детей с трудностями обучения.
Учитывая наличие внутренней напряженности, тревожности у детей, агрессивности и негативизма мы изучали влияние психотравмирующих факторов на появление данных расстройств. Среди психотравмирующих факторов в группе детей, имеющих школьные трудности, преобладают конфликты, ссоры и разногласия в семье - 29,2% (р<0,01), а также конфликты с педагогами - 24,3% (р<0,01) при сравнении с группой здоровых детей. В группе обследованных детей с трудностями обучения выявлено влияние следующих негативных внутрисемейных факторов: воспитание в неполной семье, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, противоречивые подходы к воспитанию, низкий уровень образования у одного или обоих родителей.
В целом, нарушения воспитания приводят к эмоциональному дискомфорту у детей, тогда как эмоциональная сфера школьников играет большую роль в формировании школьно-значимых функций [5]. Положительные эмоции, в основном характерные для ребенка, оказывают активирующее влияние на функции мозга. Они облегчают восприятие информации, ее запоминание, являются основным фактором привлечения и удержания внимания, тем самым, оказывая стимулирующее воздействие на развитие познавательной деятельности [11]. Сдвиги в эмоциональной сфере: доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность снижают возможности когнитивного развития, ухудшают адаптацию к факторам внешней среды. Для детей с преобладанием отрицательных эмоций при изменении социальной среды характерно неблагополучное течение адаптационного процесса, сопровождающееся срывами гомеостатических и защитных механизмов, снижением иммунитета, ухудшением здоровья. Часто нарушения эмоциональной сферы оказываются более критичными для учебы, чем нарушения познавательных процессов [9].
ВЫВОДЫ
1. В воспитании детей, имеющих школьные трудности и нарушения поведения, преобладает доминирующая гиперпротекция (р<0,001) и эмоциональное отвержение (р<0,05).
2. В группе детей с трудностями в обучении чаще встречается низкий уровень эмоциональных связей в семье (р<0,05) и травматические переживания ребенка по поводу семьи (р<0,01). Эти дети более агрессивны, эмоционально напряжен-ны.
3. Изучение влияния семейных факторов на проявления школьной дезадаптации обосновывает необходимость разработки коррекционных и профилактических мероприятий, что позволит установить взаимопонимание между членами семьи и проблемным ребенком, выработать новые навыки взаимодействия,
-43-
преодолеть непослушание и устранить вызывающее поведение ребенка и снизить риск школьной дезадаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
2. Барденштейн Л.М. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков /Л.М. Барденштейн, Ю.Б. Можгинский. - ООО «Зеркало М», 2000. - 240 с.
3. Баркли Р. Ваш непослушный ребенок /Р. Баркли, К. Бентон.- СПб.: Питер, 2004.- 218 с.
4. Булах О.Г. Проблема школьной дезадаптации - в контексте жизнедеятельности семьи / О.Г. Булах // Практическая психология и логопедия. - 2003. -№ 1-2 (4-5). - С. 42-49.
5. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь /Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. - СПб.: Речь, 2007.- 186 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: ЧеРо, Сфера, 2005.- 240 с.
7. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте/Н.Н. Заваденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256с.
8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. -СПб.: Союз, 1998. - 336 с.
9. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие /Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
10. Панкова Н.В. Образ семьи у детей-дошкольников из семей «группы риска» / Н.В. Панкова // Семейная психология и семейная терапия. - 2002. - № 2. -С. 3-8.
11. Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье / М.В. Покатаева // Психологическая наука и образование. -2001. - № 2. - С. 41-49.
12. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О.И. Политика. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
13. Психофизиология. Словарь/Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 128 с.
14. Пятницкая И.Н. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстримизм / И.Н. Пятницкая, А.И. Шаталов; Под ред. В.Е. Пели-паса. - М.: Анахарсис, 2004.- 112 с.
15. Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом / А.А. Романов. - М.: «Плэйт», 2004. - 32 с.
16. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц-кий. - 1996.- 187 с.
-44 -
17. Barkley R.A. Attention deficit hyperactivity disorder / R.A. Barkley. - New York, London: The Guilford Press, 1998. - 628 p.
18. Brown T.E. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents and Adults / T.E. Brown. - Washington, BC; London, England: American Psychiatric Press, 2000. - 671 p.
19. Shervette R.E. Anxiety and depressive disorders in attention deficit disorder with hyperactivity: new findings /R.E. Shervette, S.N. Xenakis, J. Richters // Am. J. Psychiatry.- 1993.- Vol. 150, N 8.- P. 1029-1203.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 09-06-00725а «Изучение влияния семейных факторов на проявления школьной дезадаптации у детей с трудностями в обучении» и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» (№2.23.3/438).
-Q-