Научная статья на тему 'Социологические аспекты проблем семейного воспитания'

Социологические аспекты проблем семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТВЕРЖЕННОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Анастасия Дмитриевна

В статье рассматриваются социологические аспекты проблем семейного воспитания. Некоторыми учеными было выдвинуто предположение, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Считали, что если кто-либо из родителей проявляет склонность к печали, грусти, то и у их детей будут заметны такие же качества. При более углубленном изучении этой темы все оказалось намного сложнее. Связь самих родителей и воспитанных характерных черт поведения ребенка не в такой мере сильна. Многое обусловливается от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологические аспекты проблем семейного воспитания»

Социологические аспекты проблем семейного воспитания

Морозова А.Д.

Морозова Анастасия Дмитриевна /Morozova Anastasija Dmitrievna - студент, социально-теологический факультет,

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Аннотация: в статье рассматриваются социологические аспекты проблем семейного воспитания. Некоторыми учеными было выдвинуто предположение, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Считали, что если кто-либо из родителей проявляет склонность к печали, грусти, то и у их детей будут заметны такие же качества. При более углубленном изучении этой темы все оказалось намного сложнее. Связь самих родителей и воспитанных характерных черт поведения ребенка не в такой мере сильна. Многое обусловливается от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Ключевые слова: семейное воспитание, эмоциональная отверженность, воспитательный потенциал семьи.

В современной литературе существует множество определений понятия «семья». В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В.Осипова семья представлена как «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью». Согласно энциклопедическому словарю по социологии под редакцией Е.М.Бабосова семья понимается как «социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». «Семьей также называется социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания» [10. С. 127].

Когда мы оцениваем любую деятельность, мы обычно исходим из некого идеала, нормы. Но в воспитательной деятельности такой абсолютной нормы нет. Потому что, во -первых, в родительском труде, как во всяком другом, возможны ошибки и неудачи, а, во-вторых, каждый ребенок индивидуален, и ему нужен особый подход, который будет соответствовать его темпераменту, характеру и наклонностям. Придя в наш мир, ребёнок начинает его познавать. Его познание начинается с примера поведения людей, которые его окружают. А самое близкое окружение - это его семья. Семья для ребенка - это маленький мир, который является неким гарантом, защищающий его от внешних неблагоприятных воздействий и дающий чувство уверенности в своей необходимости в обществе. Поэтому важно создать для ребенка этот надежный и уютный мир, в котором ребенок будет комфортно себя чувствовать. Сейчас многие зададутся вопросом: а как правильно создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя в нем хорошо? [4].

Дело в том, что воспитание в семье основано на чувствах - чувство любви к ребенку, любви между родителями. Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» писал, что: ребенок - это тонкий психолог. И я с ним согласна. Ребенок очень тонко воспринимает действительность, своей проницательностью он замечает все мелочи и чувствует этот мир глубже и ярче. Важно учитывать это. И не забывать, что родительская любовь - это не только жизненно необходимая потребность маленького ребенка, но и гарант его благополучия и счастья. Потому что ребенок целиком зависит от родителей, он не может сопротивляться воле взрослых. И если родители не будут прислушиваться к словам ребенка, то он будет только замыкаться в себе и накапливать обиды и разочарования, которые во взрослой жизни могут перерасти в гнев и озлобленность.

Теперь психологам понятно, что одна и та же характерная черта поведения родителя способна в зависимости от различных условий вызывать и самые разные виды реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. К примеру, резкий, несдержанный, властный родитель может вызвать в своем ребенке как схожие черты, такие как грубость,

дерзость, так и прямо противоположные, а именно угнетенность, неуверенность. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни [8. С. 130].

Из всего выше сказанного следует: во-первых, что родители составляют первую общественную среду ребенка и играют большую роль в его жизни; во-вторых, важно любить и уважать ребенка и, в-третьих, относится к ребенку как к личности, у которой есть свои желания и мнения. Рассматривая подробно отношения между членами семьи, можно выделить несколько основных видов ошибок взаимоотношения. Например, если родители считают только свою точку зрения правильной и не дают ребенку возможность действовать самостоятельно, то они не смогут воспитать в ребенке потребность к автономности и решительности. Или, если ребенка воспитывают с возможностью располагать собою по собственному усмотрению - минимальный контроль, максимум свободы, то эта крайность в дальнейшем может привести к тому, что ребенок станет капризным и неуправляемым. Другой аспект - если воспитывать в строгости, эмоциональной отверженности своего ребенка, то ребенок, не зная любви, может вырасти с психическими отклонениями, которые могут привести к неврозам или суицидальному поведению. А если ребенка чересчур опекают и слишком много заботятся, то это может привести к тому, что во взрослой жизни этот человек будет несамостоятелен, и не будет уметь приспосабливаться к действительности. Так же можно привести множество других примеров с ошибками в воспитании [4].

Все это уклонения в воспитании. А происходят они из-за незнания родителей как правильно воспитывать детей и непредвиденности последствий своего поведения.

Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Так же важно учитывать, что дети по своей природе очень ранимы и восприимчивы. Они видят мир честным и благородным, и в ответ ждут того же. Возникает вопрос -откуда в нашем обществе берутся преступники, маньяки-убийцы и другие люди с девиантным и с делинквентным поведением? Как утверждал австрийский психолог Зигмунд Фрейд: «все проблемы - родом из детства». И я с этим соглашусь. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться некий образ поведения, определенное отношение к жизни. И если вы хотите вырастить счастливого, здорового и уравновешенного ребенка, который не оставит вас в старости и будет всегда вас любить и уважать, то имейте в виду что воспитание в семье - это очень сложный и противоречивый процесс, который изменчив, непрерывен и разнообразен и результаты родительского влияния видны далеко не сразу.

В последние десятилетия все больше внимания уделяется ценностному потенциалу семьи. Исследователи, вычленяя различные иерархические системы, вместе с тем приходят к общему выводу о том, что чем ярче ориентационно-ценностное единство семьи, тем выше ее потенциал. Воспитательный потенциал семьи в целом определяют, как степень ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороннее деятельности, функций, в том числе и собственно воспитательную. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в духовном плане, направленные на развитие ребенка, но и материальные возможности. Нельзя недооценивать социальных и материальных условий и переоценивать роль воспитания, считая, что воспитание в семье предопределяет формирование личности. Учителю необходимо анализировать все многообразие факторов, определяющих состояние семейной микросреды: состав семьи, ее материальные возможности, характер

внутрисемейных отношений, уровень образования и педагогической подготовленности родителей [6. С. 164].

Важно найти ту грань любви и строгости в воспитании, чтобы из ребенка выросла самостоятельная, независимая и личность, которая находится в гармонии со своим внутренним миром. Нужно не забывать, что основная цель воспитания ребенка - это разностороннее развитие ребенка и полезная людям его жизнь. И воспитание должно быть направленно исключительно на этот результат [4].

Поэтому нужно стараться как можно лучше воспитывать своего ребенка, несмотря на усталость или работу. Ведь будет упущен тот момент, когда можно было что-то исправить или поменять, либо просто выстроить правильные отношения с ребенком. Это важно помнить и знать.

Литература

1. Береснева А.Г. Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 122-126.

2. Вишнякова А.С. Семья как концепт // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 5 (23). С. 56-59.

3. Данилова М.В., Наумова Д.В. Особенности воспитания в неполных семьях // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 75-77.

4. Иржанова А.А. Проблемы семейного воспитания // SCI-ARTICLE.RU 2013 № 17

5. Костенко А.А., Терсакова А.А. Воспитательный потенциал семьи //Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). С. 163-166.

6. Кочеткова Т.В. Проблема раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 109-114.

7. Кочеткова Т.В. Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 114-122.

8. Паршина В.В. Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные принципы и направления //Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 130-134.

9. Паршина В.В. Межпоколенческие конфликты как одна из проблем функционирования молодой семьи: теоретический аспект // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 134-137.

10. Паршина В.В. Специфика молодой семьи и ее основные проблемы // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 127-130.

11. Садыкова У.Ф. К вопросу о системе социальной защиты семьи и детей (на примере Сахалинской области) // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 73-76.

12. Скуйбедина О.Н. Фоновые знания языка в национально-маркированных формах общения во время бракосочетания и венчания (на примере США и Великобритании) // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 152-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.