Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JUVENILE CONVICT / EDUCATION / RESOCIALIZATION / FAMILY / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ВОСПИТАНИЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковтуненко Л.В.

В статье рассматривается роль и значение семьи в воспитании и развитии ребенка, в том числе в исправлении и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ковтуненко Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FAMILY IN UPBRINGING AND RESOCIALIZATION OF JUVENILE CONVICTS

The article examines the role and importance of the family in the upbringing and development of a child, including in the correction and resocialization of juvenile convicts serving sentences in educational colonies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 37.01

Л. В. КОВТУНЕНКО

начальник кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права

ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России,

доктор педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы

Воронеж

LUBOV V. KOVTUNENKO

Head of the Department of Penal and Criminal Law of the Federal State Educational Institution of Higher Education Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Doctor of Pedagogy, Assistant Professor, Colonel of the Internal Service

Voronezh

Роль семьи в воспитании и ресоциализации несовершеннолетних осужденных

Role of family in upbringing and resocialization of juvenile convicts

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение семьи в воспитании и развитии ребенка, в том числе в исправлении и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный, воспитание, ресоциализация, семья.

Abstract. The article examines the role and importance of the family in the upbringing and development of a child, including in the correction and resocialization of juvenile convicts serving sentences in educational colonies.

Key words: juvenile convict, education, resocia-lization, family.

Среди множества проблем, актуальных для деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система, УИС), одной из значимых является исправление и ресоциализация несовершеннолетних осужденных. Законодатель определил средства исправления осужденных, обо-

значив в части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие как основные средства. Однако при этом не

28 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

исключаются факультативные средства, среди которых особо следует выделить роль семьи в исправлении и ресоциали-зации осужденных.

Значение семьи в воспитании ребенка сложно недооценить, впрочем, как и переоценить. Важность семьи состоит в определении нравственных начал ребенка, его жизненных принципов, основ личности, ведь именно в семье формируется чувство долга, ответственности, в целом образ собственного «я». Во власти семьи создание или разрушение личности, ведь родители, по сути, являются первыми воспитателями, оказывающими самое сильное влияние на детей.

Президент России на съезде Национальной родительской ассоциации, отметил, что «именно в семейном кругу прививаются первые гражданские, патриотические чувства, создается та атмосфера, в которой формируется личность и мировоззрение ребенка. Чем больше семей живут в гармонии и согласии, тем гуманнее, нравственнее и сильнее наше общество» [1].

Являясь одновременно средой обитания и воспитательной средой, семья дает ребенку ощущение уверенности, надежности, формирует его взгляды, учит строить свои отношения с окружающими. «Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла, - писал В. А. Сухомлинский, -который приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений, а этой школой может быть только хорошая семья, только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец - отца и матери» [2].

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно: в благополучной или неблагопо-

лучной, полной или неполной, деформированной или гармоничной семье он воспитывается.

Исследованию фактора семьи на развитие личности детей и подростков, особенно ее ценностной сферы, большое внимание уделяли в своих работах Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Е. А. Личко, В. С. Мухина, К. Р. Роджерс и другие.

М. С. Яницкий в числе основных факторов, оказывающих влияние на формирование подростка, выделяет: «структурный состав семьи; типы воспитания и стили родительского поведения; характер взаимоотношений между родителями» [3].

Определяющую роль семьи в воспитании отмечает З. М. Магиярова: «Целенаправленная совместная работа с родителями по обогащению растущего человека знаниями о нравственных и материальных ценностях, определяющих успех в деятельности и поведении, зависит от полноты использования им воспитательных возможностей семьи» [4].

Несомненно, во многом успех воспитания личности в семье обеспечивается созданием благоприятных условий для ее всестороннего развития. Допущенные просчеты семейного воспитания впоследствии могут сыграть негативную роль, стать причиной беды и для родителей, и для их детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить» [5].

В работах Н. Е. Елустаховой, А. В. Ко-моловой, В. С. Черняевой отмечается негативное влияние деструктивных отношений в семье на формирование систе-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2020

29

мы ценностных ориентаций подростка: «Результатом негативного влияния такой семьи на ценностную сферу подростка выступает переоценка ценностей, утрата нравственных ориентиров и снижение уровня самореализации и социальной активности подростков, что в конечном итоге препятствует их успешной социализации» [6].

Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно считают подростковый возраст самым трудным. С точки зрения психофизиологического и социального развития он считается переходным от детства к взрослости, что приводит к дестабилизации защитных сил организма и снижению сопротивляемости к вредным воздействиям. В последние годы много говорят об акселерации (ускоренное физическое и половое созревание), которая, к сожалению, вызвала рост числа дисгармоний и функциональных нарушений у детей. Негативной фазой пубертатного периода развития считается пятнадцатилетний возраст, когда подросток активно позиционирует собственное «я», противопоставляет себя взрослым и приобщается к социальным ценностям, выбирая для себя ценностные ориентиры. Большинство подростков продолжают ориентироваться на мнение своих родителей, но часть из них критически относится к прежним авторитетам и даже отрицает их, в том числе и мнение своих родителей. В ответ на непослушание детей родители категорично реагируют на проявление самостоятельности. Возникает своеобразный парадокс: готовя ребенка к самостоятельной жизни, родители не принимают его самостоятельность. Про-тестные реакции подростков при педагогически неверных методах воспитания и авторитарном стиле общения родителей

с детьми часто становятся причиной де-виантных и деструктивных форм поведения последних.

Конечно, в этот период на поведение подростка все активнее начинают влиять социально-экономические, культурные процессы общественного развития, средства массовой информации, Интернет, референтная группа и другие. К сожалению, это не лучшим образом влияет на подростков с отклоняющимися формами поведения. Имеющие место в обществе проявления жестокости, агрессивности, злословия, подлости, материальное расслоение населения вызывают у детей демонстративное по отношению к взрослым поведение. И если родители, их статус в обществе, материальное положение не соответствуют представлениям подростка о красивой жизни, то это вызывает про-тестные реакции с его стороны и негативные оценки собственным родителям.

Глубинные политические и экономические процессы, настойчивое развращающее влияние криминальных структур на молодежь, монетизация всех сфер жизни, снижение доступности секций, клубов для занятий спортом и проведения досуга способствуют снижению и даже утрате нравственных ценностей, падению авторитета и роли семьи, распространению алкоголизации, наркомании, порнографии, культа власти, жестокости, снижению ценности человеческой жизни. Все это приводит к росту подростковой преступности, сводя к минимуму сдерживающую роль семейных взаимоотношений.

Увеличение количества подростков, демонстрирующих различные девиации поведения, вызывает тревогу государственных органов, осуществляющих профилактику и предупреждение подобных явлений. Проблемы семьи и детства составляют особую заботу государства,

30

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

0 чем свидетельствуют принимаемые нормативные документы, в том числе объявление Десятилетия детства в России на 2018-2027 годы.

Однако, несмотря на внимание общества и государства по отношению к семье и детям, преступность среди несовершеннолетних граждан остается довольно высокой. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2019 году в России было осуждено несовершеннолетних 11 512 человек, из них 5 303 - в возрасте 14-15 лет, 6 209 - в возрасте 16-17 лет [7].

Из общего числа несовершеннолетних осужденных к лишению свободы на определенный срок приговорено только 2 755 человек, остальные получили альтернативные лишению свободы виды наказания: исправительные работы (182 человека), обязательные работы (3 706 человек), штраф (как основной вид наказания -

1 573 человека), условное осуждение к лишению свободы (6 350 человек), условное осуждение к иным видам наказаний (208 человек), иные виды наказания (636 человек) [7].

Представленные данные свидетельствуют о гуманизации и либерализации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства в отношении его несовершеннолетних граждан. Если существует возможность наказания несовершеннолетнего гражданина без изоляции от общества, то законодатель идет по пути смягчения наказания. За последние годы, начиная с 2010 года, резко сократилось количество учреждений для несовершеннолетних осужденных: с 62 воспитательных колоний до 32 в 2015 году и 23 в настоящее время. Сокращение числа осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, происходит на фоне ухудшения их качественного со-

става с точки зрения криминальной направленности и характера совершенных преступлений. Сегодня за тяжкие и особо тяжкие преступления отбывают наказание в воспитательных колониях более 50 % несовершеннолетних осужденных: по статье 105 УК РФ (убийство) - 101 человек, статье 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) -99 человек, статье 131 УК РФ (изнасилование) - 172 человека, статьям 162 УК РФ (разбой) и 161 УК РФ (грабеж) - 262 человека. Категория подростков, осужденных к лишению свободы, отличается повышенной агрессивностью, конфликтностью, озлобленностью [8].

Определенное негативное воздействие семейного окружения отражается на образовании несовершеннолетних (52,2 % осужденных из неполных семей не имеют образования, почти в два раза ниже аналогичные показатели у осужденных из полных семей - 27 %). Подобная тенденция имеет место и по количеству наркозависимых осужденных (55,6 % -воспитывались в неполных семьях, 22,2 % - из полных семей) [8].

Анализ имеющихся исследований (В. А. Гурьева, Л. В. Ковтуненко, Ю. М. Кондратьева) показывает, что внешнее благополучие семьи не означает, что в ней царит атмосфера духовной близости и взаимопонимания родителей и детей, что не исключены внутрисемейные конфликты, насилие в отношении детей (физическое, психическое и даже сексуальное). Жестокое обращение по отношению к ребенку способно причинить ему непоправимый психический вред или физический ущерб здоровью, стать причиной девиантного поведения [9].

Согласно анализу проведенного опроса среди несовершеннолетних осужденных ряда воспитательных колоний небла-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2020

31

гополучие семейного воспитания зависит не только от состава семьи, но и от морально-психологического климата в семье, примера, который подают родители своим поведением. Эмоциональные связи детей и родителей формируются в здоровой семье, именно их наличие помогает противодействовать и оберегать подростков от отрицательных влияний среды.

Семья как ценность представлена у разных возрастных групп осужденных. У подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, отмечается амбивалентность по отношению к своим родителям, которая проявляется, с одной стороны, в выражении обидчивости, враждебности, обвинении их в совершенном преступлении (21,3 %); с другой стороны, наоборот, большинство несовершеннолетних осужденных отзываются о своих родителях с любовью и теплотой, проявляют искреннюю заботу о них, беспокоятся об их здоровье, раскаиваются в совершенном преступлении и тех страданиях, которые причинили тем самым своим родным людям (78,1 %). В письмах домой, в сочинениях и беседах воспитанники колонии отмечают, что «мама стала больше понимать меня», «отец бросил пить», «старшая сестра, которая раньше мною не интересовалась, пишет каждый месяц». В ходе многолетних опросов, проводимых в воспитательных колониях, было немного осужденных, которые не мечтали и не надеялись на встречу с матерью, родными, с семьей. Важно установить связи с семьей с первого дня заключения под стражу несовершеннолетнего, это поможет ему легче пережить разлуку с родными, сохранить социально полезные связи, станет стимулом стремления к условно-досрочному освобождению.

Свои отношения с родителями несовершеннолетние осужденные часто

идеализируют, преувеличивают уровень благосостояния семьи, что способствует повышению их неформального статуса в среде колонии. Недостаточное внимание и забота со стороны родителей к своим детям, отсутствие эмпатии и любви к ним в период отбывания наказания, как правило, негативно влияют на сценарий их будущего после освобождения. Это выражается в пессимистичном прогнозе «я и мое будущее», низкой самооценке, повышенном уровне тревожности, нервно-психической неустойчивости, враждебности по отношению к другим, комплексе неполноценности.

Нахождение в воспитательной колонии, вынужденная изоляция расцениваются некоторыми осужденными как положительный фактор в их биографии, как шанс вырваться из мира наркотиков и алкоголя, криминального окружения, как возможность получить образование, специальность, задуматься над своим поведением, по-новому взглянуть на отношения с родителями. Надежда, подкрепленная любыми основаниями, что тебя любят и ждут, что ты нужен, что у тебя есть дом, является для подростка более значимой, чем для взрослого заключенного.

Среди несовершеннолетних заключенных много детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выходцев из так называемых неблагополучных семей -10,7 % [8]. Эта категория воспитанников нуждается в особом внимании не только со стороны сотрудников колонии, но и родительского комитета, государственных органов и общественных организаций, попечительских советов. Важно, чтобы несовершеннолетний не чувствовал себя ненужным, а был окружен вниманием и любовью со стороны тех, кто может и должен о нем позаботиться.

32

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Контакты несовершеннолетних осужденных с родственниками согласно действующему уголовно-исполнительному законодательству практически не имеют препятствий. В целях сохранения социально-полезных связей несовершеннолетним осужденным, по сравнению с взрослыми, предоставлено право на получение большего количества свиданий с родными, им может быть предоставлен краткосрочный отпуск, выход за пределы колонии в сопровождении родственников, не ограничено количество телефонных переговоров при условии соблюдения режимных требований и правил внутреннего распорядка. Руководством ФСИН России уделяется пристальное внимание социально-психологическим процессам в воспитательных колониях, усилению роли индивидуально-психологической помощи и поддержки воспитанников колонии. С несовершеннолетними осужден-Ф ными проводится большая работа по их

ресоциализации, подготовке к законопослушной жизни после освобождения. При разработке и реализации реабилитационных программ к участию привлекаются члены родительского комитета, психологи и социальные работники, проводится консультирование родителей, обучающие тренинги по общению с повзрослевшими детьми.

В общении родителей со своими несовершеннолетними детьми нежелатель-

ны прямые назидательные воздействия, которые вызывают психологическое сопротивление воспитуемого, здесь важны искренность, деликатность и такт. Несовершеннолетие - это не только возрастной период в жизни каждого человека, но это еще и важный период в социализации личности, определении ее нравственных ориентиров при вступлении в самостоятельную жизнь. Л. С. Выготский указывал, что «социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [10].

Совместной работой сотрудников колонии и родителей должна стать подготовка несовершеннолетних к жизни на свободе, воспитание гражданина, достойного члена общества. Ф

Воспитание по семейному типу - это ежеминутное эмоциональное общение, чуткое и прозорливое видение, тонкое воздействие и созидающая деятельность, требующие глубоких личных контактов с близкими, единственными, незаменимыми для ребенка людьми - родителями.

Р. Рождественский писал: «Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что прежде всего мы - родители, а все остальное - потом!». ф

1. Путин отметил важность института семьи // Единая Россия : [сайт]. 24.05.2013 URL: https://er.ru/news/101579/ (дата обращения: 17.07.2020).

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. 4-е изд. М. : Политиздат, 1982. С. 53.

3. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система : монография. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 98 с.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2020 33

4. Магиярова З. М. Подросток: проблемы ориентации в современном ценностном пространстве // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. (20-21 апр. 2017 г.). Тольятти, 2017. С. 296-303.

5. Сухомлинский В. А. Указ. соч. С. 125.

6. Елустахова Н. Е., Комолова А. В., Черняева В. С. Отрицательное влияние деструктивных отношений в семье на формирование личности подростка // Ломоносовские чтения - 2004 : сб. статей студентов «Россия и социальные изменения в современном мире». 2004. В 2 т. Т. 2. М., 2004. C. 58-66.

7. Статистика Судебного департамента ВС РФ // Официальный сайт Судебного департамента ВС РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 / (дата обращения: 07.05.2020).

8. Статистические данные // ФСИН России : [сайт]. 17.03.2020 URL: http://www.fsin.gov.ru/ structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ (дата обращения: 20.07.2020).

9. Ковтуненко Л. В. Концепция ресоциализации несовершеннолетних осужденных в педагогической среде воспитательной колонии : дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2018. С. 104.

10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. В 6 т. Т. 4. СПб : Союз, 2006. С. 18.

1. Putin noted the importance of the institution of the family // United Russia : [site]. 24.05.2013 URL: https://er.ru/news/101579/ [Accessed 17th July 2020].

2. Sukhomlinsky, V. A. (1982) On education. 4th edition Moscow : Politizdat, p. 53.

3. Yanitskiy, M. S. (2000) Values-based orientation of personality as a dynamic system : monograph. Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 98 p.

4. Magiyarova, Z. M. (2017) Teenager: problems of orientation in the modern space of values // Tatishchev readings: actual problems of science and practice : materials of the XIV Intern. scientific-practical conf. (April 20-21, 2017). Togliatti, pp. 296-303.

5. Sukhomlinsky, V. A. Directory of Complete Works. p. 125.

6. Elustakhova, N. E., Komolova, A. V., Chernyaeva, V. S. (2004) The negative influence of destructive relationship in the family on the formation of the teenager's personality // Lomonosov readings - 2004 : collection of articles of students «Russia and social changes in the modern world». In 2 volumes, vol. 2. Moscow, pp. 58-66.

7. Statistics of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation // Official site of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation. URL: http://www.cdep. ru/index.php?id=79 / [Accessed 7th May 2020].

8. Statistical data // FPS of Russia : [site]. 3/17/2020 URL: http://www.fsin.gov.ru/structure/ inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/ [Accessed 20th July 2020].

9. Kovtunenko, L. V. (2018) The concept of resocialization of juvenile convicts in the pedagogical environment of an educational colony : thesis ... of Dr. of Pedagogy. Voronezh, p. 104.

10. Vygotsky, L. S. (2006) Issues of child psychology. In 6 volumes, vol. 4. SPb : Soyuz, p. 18.

34 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.