Научная статья на тему 'О РОЛИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ'

О РОЛИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / ОЦЕНОЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / APPRAISAL ATTITUDE / ARTWORK APPRAISAL / APPRAISAL ABILITY / MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фадеева С.А.

В статье описывается возможность развития оценочного отношения к музыке у несовершеннолетних осужденных и его роль для формирования оценочных процессов в реальной жизнедеятельности, актуализируется необходимость усиления музыкальной деятельности в условиях воспитательной колонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF DEVELOPING AN APPRAISAL ATTITUDE TOWARDS ARTS FOR JUVENILE CONVICTS: EDUCATION BY MUSIC

The article describes the possibility of developing an appraisal attitude towards music in juvenile convicts and its role in the formation of evaluative processes in real life, the need to strengthen musical activity in an educational colony is actualized.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ»

УДК 376.6:37.036 С. А. ФАДЕЕВА

главный научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

Москва

SVETLANA A. FADEEVA

Chief Researcher of the Division for Psychological Support of the Professional Activities of the Penitentiary System Officers, Research Center-2 of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Pedagogy, Assistant Professor

Moscow

О роли развития оценочного отношения к искусству у несовершеннолетних осужденных: воспитание музыкой

On the role of developing an appraisal attitude towards arts for juvenile convicts: education by music

Аннотация. В статье описывается возможность развития оценочного отношения к музыке у несовершеннолетних осужденных и его роль для формирования оценочных процессов в реальной жизнедеятельности, актуализируется необходимость усиления музыкальной деятельности в условиях воспитательной колонии.

Ключевые слова: оценочное отношение, оценка произведения искусства, оценочные способности, музыкальное искусство.

Abstract. The article describes the possibility of developing an appraisal attitude towards music in juvenile convicts and its role in the formation of evaluative processes in real life, the need to strengthen musical activity in an educational colony is actualized.

Key words: appraisal attitude, artwork appraisal, appraisal ability, musical art.

Отношение человека к миру складывается в течение всей его жизни, но основы отношений в ценностной системе координат закладываются в детстве и юношестве. Первоначальные эмоционально- отношенческие проявления растущей личности постепенно осознаются и развиваются в устой-

чивые ценностные ориентиры, которые и определяют впоследствии всю жизнедеятельность человека. С возрастом система ценностей может укрепляться или трансформироваться, но потенциальный характер отношенческих позиций всегда будет влиять на содержание человеческой деятельности, ее направленность и

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

69

осознанность. Многие исследователи пишут об определяющей роли отношения в развитии многих психических процессов личности: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления, а также о корреляции между степенью избирательной волевой активности индивида и особенностями формирования и проявления отношения.

Развитие оценочных отношений к миру является важным личностным новообразованием и обязательной составляющей всей ценностной системы формирующейся личности несовершеннолетнего, а оценочные способности оказывают влияние на становление характера, мотивационную сферу, самосознание, на социальные установки индивида. Система морально-нравственных ориентиров несовершеннолетнего основывается не только на предъявляемых к этой личности требованиях, но и на ее знании образцов как эталонов оценки и сопоставления с ними своих действий: сформированные критерии реакций растущего человека (эмоциональных, рациональных, поведенческих и прочих) приводят к образованию оценочных отношений.

Мы предлагаем рассмотреть проблему развития оценочных процессов в сознании несовершеннолетних осужденных через призму воспитания положительного отношения к искусству, и конкретно через опыт проявления адекватных оценочных реакций к музыкальному искусству.

Комплекс мер, обеспечивающих надлежащий уровень воспитательной работы среди несовершеннолетних осужденных и способствующих их социальной адаптации после освобождения, наряду с профилактическими и образовательными мероприятиями включает повышение культурного уровня воспитанников. В содержании и структуре воспитания обязательно должен присутствовать эсте-

тический материал, так необходимый для эмоционального образования и нравственного становления растущей личности. Не случайно А. С. Макаренко определил значение эстетики в воспитании краткой и глубокой формулой: «Бить на красоту -значит бить наверняка...» [1].

В ресоциализации несовершеннолетних осужденных важную роль играет эстетическое воспитание как формирование способности чувствовать и ценить прекрасное в жизни и искусстве. Явления прекрасного в жизни и в искусстве помогают развивать в человеке эмоциональную восприимчивость, формируют мир личностных переживаний и чувств, что напрямую воздействует на развитие нравственных потенциалов личности. Э. В. Зауторова, известный исследователь актуальных проблем пенитенциарной педагогики, утверждает, что «неразвитость эстетической потребности, низкий культурный уровень несовершеннолетних отрицательно влияют на моральную саморегуляцию подростков и способствуют легкому переходу от безнравственных поступков к противоправным.» [2].

Мир искусства «обладает огромными воспитательными возможностями при развитии оценочных процессов» [3], стимулируемых во время восприятия и осмысления художественного содержания произведений. Так, известный ученый-культуролог М. С. Каган, рассуждая об аксиологической составляющей содержания произведения искусства, подчеркивает, что «ценностное „зерно" уже заложено в предмете искусства, и из этого „зерна" естественно вырастает оценочная сторона художественного содержания» [4]. При восприятии произведения несовершеннолетним может демонстрироваться определенная отношенческая позиция, которая проявляется первоначально в

70

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

эмоциональных реакциях. Л. С. Выготский закономерно назвал искусство «умной эмоцией» и даже высказал мысль, что «действие искусства способно повлиять на наше поведение в будущем» [5], что крайне важно для процессов ресоциали-зации. Благодаря музыке несовершеннолетний может получить опыт переживаний, недоступный подчас на бытовом уровне.

Музыкальное искусство как никакое другое может воздействовать на эмоциональную отзывчивость и восприимчивость индивида, экстраполируемые впоследствии и на проживаемую им реальность. Благодаря эмоциональной константе музыкальных произведений возникают и закрепляются оценочные процессы при восприятии музыки. Сформированное оценочное отношение к музыке не только является предпосылкой формирования «культурной предметности», но и закладывает основы жизненно-ценностных ориентаций.

Образовательным стандартом, реализуемым в условиях общего образования для несовершеннолетних воспитательной колонии, в качестве одного из целевых векторов предписано воспитание ценностного отношения к прекрасному: формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, развитие способности ценить прекрасное в природе и жизни, приобретение опыта эстетических переживаний и эмоционального постижения произведений искусства, самореализации в различных видах творческой деятельности и прочее. Внеурочная деятельность, направленная на достижение личностных результатов обучающихся школ в рамках воспитательных колоний, должна быть представлена определенными направлениями развития личности (в соответствии со стандартом

общего образования их пять: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное)*.

Попробуем объединить требуемые направления развития личности сферой искусства и творчества с целью формирования положительного отношения несовершеннолетних осужденных к высокохудожественным музыкальным произведениям и приобретения опыта адекватных оценочных реакций при осмысленном постижении языка музыки.

Итак, музыкальная культура являет собой континуум духовных ценностей. Когда у воспитанника сформирован базис культурного потенциала как ценностного, он может демонстрировать осознанное отношение к тому или иному музыкальному явлению посредством выбора своих художественно-эстетических предпочтений. Главное, что эти предпочтения будут вырабатываться в соответствии с ценностной системой координат, формируемой благодаря освоению прежде всего произведений музыкальной классики. Через приобщение к музыкальной культуре как к части общей духовной культуры и будет осуществляться духовно-нравственное направление развития личности несовершеннолетнего осужденного.

Акцентируя внимание на необходимости повышения культурного уровня осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, следует подчеркнуть, что создание культуросо-образных условий для становления музыкально-эстетических потребностей, творческого самовыражения в различных видах музыкальной деятельности,

* Занятия в рамках курсов внеурочной деятельности могут проводить как руководители кружков и студий, педагоги дополнительного образования, так и преподаватели гуманитарного цикла (при соответствующей подготовке).

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

71

участия в культурно-массовых событиях будет характеризовать воспитание как «восхождение в понимании. ценностей современной культуры как жизненной опоры в построении собственного поведения» [6]. Чем более воспитательная работа в колонии для несовершеннолетних будет происходить в логике культурологической парадигмы, тем успешнее пойдет их исправление и ресоциализа-ция (что и подтверждается многочисленными исследованиями). Следовательно, общекультурное направление развития личности также возможно реализовать через воспитание музыкой, музыкальным искусством и творчеством.

Когда несовершеннолетние осужденные учатся вслушиваться в музыку, оценивать свои эмоции в ответ на понимаемый музыкальный язык, размышлять о музыкальных произведениях, аргументируя свои оценки и обогащая эстетические представления и эмоциональный словарь, это может характеризовать осуществление общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности. В. А. Сухом-линский утверждал: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» [7].

Социальное направление развития личности в художественно-эстетическом контексте будет реализовываться посредством участия несовершеннолетних в коллективных музыкальных практиках (хоровые, исполнительские, ансамблевые, театральные кружки и студии, клубы авторской песни и любителей музыки и так далее). Все социальные контакты в этом случае будут зиждиться на культурной платформе и будут обусловлены условиями музыкальной среды. Кроме того, социология и философия музыки не видели музыкального искусства вне связи с соци-

альностью: «общечеловеческие идеалы не могут быть выражены в искусстве иначе, как в конкретной социальной форме» [8].

Наконец, спортивно-оздоровительное направление в воспитательной колонии сложно вообразить без тонизирующего эффекта звучащей музыки, будь то мероприятия физкультурной направленности, спортивные соревнования, конкурсы или использование фоновой музыки как терапевтической в процессе воспитания несовершеннолетних осужденных. Как видно, музыкальное искусство может пройти красной нитью через всю организацию воспитательной работы во внеурочной деятельности.

Для становления и дальнейшего развития оценочного отношения воспитанников к музыке следует разобраться в его сущности, содержании, этапах формирования и критериях наличия объективной отношенческой позиции.

Прежде всего следует обратить внимание на тот факт, что музыка как язык эмоций должна вызывать у несовершеннолетних эмоциональный отклик, который и будет на начальных этапах восприятия носить характер оценочного. Важно, чтобы эмоциональные оценки соответствовали наличному художественному образу музыкального произведения: тем самым формируется эмоциональная отзывчивость, обогащается спектр проживаемых чувств и эмоций, развивается эмоциональная восприимчивость не только к искусству, но и к явлениям реальной жизни.

Но оценочное отношение может развиваться не только через проявления эмоциональных оценок (переживания, эмоции и тому подобное). Подросток может выразить чувства на вербальном языке, и тогда рождаются субъективные мнения, высказывания, суждения о музыке как рациональные оценочные реакции.

72

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Особенно значимыми для воспитания несовершеннолетнего являются попытки перевода субъективных переживаний на внешний уровень: их определение, осмысление и презентация миру (словесное выражение своих чувствований и эмоций). Для педагога важным воспитательным результатом будет накопление и расширение «словаря эстетических эмоций» [9]. Известно, что человек, не имеющий в своем лексиконе наименования (названия) какой-либо эмоции, скорее всего, не сможет этой эмоции прочувствовать-пережить. Обогащая эмоциональный словарь, мы будем способствовать развитию всей эмоциональной сферы несовершеннолетнего осужденного.

Итак, оценка музыки может существовать как в виде примитивного оценочного высказывания («нравится - не нравится», «весело - грустно» и прочее), так и в качестве обоснованного эстетического суждения, а уровнями музыкально-оценочных суждений могут выступать «оценка-констатация, оценка-рассуждение, оценка-обобщение» [3]. «В качестве эталонов в оценочной деятельности выступают высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики» [10].

Процесс становления оценочного отношения несовершеннолетних к музыке может быть постепенным и поэтапным: сначала оценка музыки в большей степени эмоциональна и неосознаваема; потом музыкальные впечатления начинают анализироваться, что выражается в наличии оценочных суждений; затем, наконец, развитие оценочных процессов при восприятии музыки начинает влиять на формирование оценочных способностей и оценочного словаря в реальной жизни.

Все формы организации музыкальной деятельности в воспитательной колонии (музыкальные занятия, игры, виктори-

ны, музыкально-театральная деятельность, музыкальное творчество и многие другие) могут быть направлены на последовательное развитие оценочных процессов при восприятии музыкальных произведений. Однако прежде всего необходимо активизировать применение методов музыкального воспитания, стимулирующих оценочную деятельность, нацеленных на развитие эмоционально-оценочного отношения к музыке как к искусству (например, метод контрастных сопоставлений произведений и методы уподобления характеру звучания музыки О. П Радыновой; метод проблемных вопросов (вопросы-размышления, вопросы-предположения, вопросы-обобщения, вопросы-рассуждения, вопросы-сравнения) С. А. Фадеевой).

Необходимым условием формирования оценочного отношения несовершеннолетних к музыке является накопление эмоционального опыта восприятия музыкальных произведений и эстетических знаний в многообразных формах внеурочной деятельности. Основными же критериями, демонстрирующими проявления оценочного отношения к музыке у несовершеннолетних осужденных, могут быть эмоциональная отзывчивость на музыку, наличие эстетического суждения, желание слушать произведения музыкальной классики.

Многие педагогические системы школ на базе воспитательных колоний рассматривают эстетический компонент в качестве ведущего в ресоциализации дезадаптированных школьников. Данный приоритет обусловлен такими факторами, как отсутствие у несовершеннолетних осужденных элементарных знаний о культуре поведения, общения и культурных традициях; недостаток начальных представлений об искусстве и его

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

73

истории; искаженные представления о культурных ценностях и образцах эстетики в условиях уже случившегося ознакомления с прецедентами асоциальной субкультуры и уголовной романтики и проявляемых при этом способностей к творческому самовыражению. В системе воспитания несовершеннолетних осужденных имеет смысл уделить пристальное внимание развитию оценочных способностей и формированию оценочных процессов в структуре личностных достижений.

Вот лишь некоторые из тех результатов, которые могут быть получены при акцентировании внимания на эмоционально-оценочном компоненте воспитания музыкой:

- наблюдение и отслеживание своих эмоциональных состояний, их вербальное определение;

- проявления контролирующих харак-Ф теристик при оценке эмоциональных реакций, стимулирование эмоционального самоконтроля;

- опыт самоосознания как понимания своих чувств и переживаний;

- развитие вербального словаря эмоций;

- развитие культуры речи и культуры выражения личного мнения;

- формирование основ эмоциональной компетенции, влияние ее на межличностные отношения;

- развитие внимания и восприимчивости к разным проявлениям окружающего мира;

- опыт выбора между всевозможными оценочными реакциями;

- развитие способности адекватно реагировать на настроения, побуждения и поступки людей.

Воспитание личности предполагает «не только усвоение знаний, но и их личностное присвоение через переживание» [3], что успешно может решаться при помощи музыкально-эстетического инструментария и музыки как искусства. Один из вариантов решения задачи развития оценочных отношений несовершеннолетних осужденных в искусстве и в жизни находится в сфере эстетического, а кон- Ф

кретно музыкального воспитания и образования. Не случайно многие исследователи утверждают, что развитие личности в сфере искусства выходит за пределы самого искусства - в окружающий мир, к истокам духовной жизни человека. Ф

1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М. : Педагогика. 1984. С. 78.

2. Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание как условие ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1. С. 89.

3. Фадеева С. А. Преемственность в музыкальном воспитании детей : монография. Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр. 2007. С. 168.

4. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л. : Изд-во ЛГУ, 1971. С. 315.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Педагогика, 1987. С. 206, 243.

6. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М. : Центр «Педагогический поиск», 2010. С. 11.

7. Сухомлинский В. А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 4-е изд. М. : Политиздат, 1982. 270 с.

74 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

8. Бычков Ю. Н. Общечеловеческое и конкретно-социальное в музыкальном искусстве // Труды МГИМ им. А. Шнитке. Вып. 1. Вопросы теории и истории музыки : сб. научных статей. М., 2000. С. 21.

9. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М. : Музыка, 1989. С. 136-140.

10. Фадеева С. А. Указ. соч. С. 184.

1. Makarenko, A. S. (1984) Pedagogical works in eight volumes. V. 1. Moscow : Pedagogy, p. 78.

2. Zautorova Ie. V. (2017) Moral and aesthetic education as a condition for resocialization of minor convicts // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 1, 89.

3. Fadeeva, S. A. (2007) Continuity in musical education of children : monograph. N. Novgorod : Nizhny Novgorod Humanitarian Center, p. 168.

4. Kagan, M. S. (1971) Lectures on Marxist-Leninist aesthetics. Leningrad : Publishing house of Leningrad State University, p. 315.

5. Vygotsky, L. S. (1987) Psychology of Arts. Moscow : Pedagogy, pp. 206, 243.

6. Shchurkova, N. E. (2010) Pupil education program. Moscow : Center «Pedagogical Search», p. 11.

7. Sukhomlinsky, V. A. (1982) On education / compiler and author of introductory sketches Soloveichik, S. 4th edition. Moscow : Politizdat, 270 p.

8. Bychkov, Yu. N. (2000) Universal and concrete social components in musical art // Proceedings of A. Schnittke Moscow State Institute of Music. Issue 1. Questions of theory and history of music : collection of scientific articles. Moscow, p. 21.

9. Razhnikov, V. G. (1989) Dialogues about music pedagogy. Moscow : Music, pp. 136-140.

10. Fadeeva, S. A. Directory of Complete Works, p. 184.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.