Научная статья на тему 'Хоровое пение как средство воспитательного воздействия на осужденных'

Хоровое пение как средство воспитательного воздействия на осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / CHORAL SINGING / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL INFLUENCE / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSIC ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ощепкова О.В.

В статье раскрывается воспитательный потенциал хорового пения через анализ физиологического, психологического и терапевтического эффектов. Функция социализации выявляется через формирование социально значимого качества личности конформности. Формулируются основные задачи хорового пения в контексте понимания его воспитательного воздействия на осужденных как приобщения человека к общечеловеческим нравственным ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHORAL SINGING AS A MEANS OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON THE PRISONERS

In this article the educational potential capacity of choral singing is revealed through the analysis of physiological, psychological and therapeutic effects. Socialization function is discovered through the formation of socially significant personal quality conformity. The main tasks of educational influence of choral singing on the prisoners are formulated in the frame of understanding educational influence as universal moral human values inclusion.

Текст научной работы на тему «Хоровое пение как средство воспитательного воздействия на осужденных»

УДК 378

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ОСУЖДЕННЫХ

© 2017 О. В. Ощепкова

Аннотация. В статье раскрывается воспитательный потенциал хорового пения через анализ физиологического, психологического и терапевтического эффектов. Функция социализации выявляется через формирование социально значимого качества личности - конформности. Формулируются основные задачи хорового пения в контексте понимания его воспитательного воздействия на осужденных как приобщения человека к общечеловеческим нравственным ценностям.

Ключевые слова: хоровое пение, воспитательная работа, воспитательное воздействие, музыкальное искусство.

CHORAL SINGING AS A MEANS OF EDUCATIONAL INFLUENCE ON THE PRISONERS

© 2017 О. Оshchepkova

Summary. In this article the educational potential capacity of choral singing is revealed through the analysis of physiological, psychological and therapeutic effects. Socialization function is discovered through the formation of socially significant personal quality - conformity. The main tasks of educational influence of choral singing on the prisoners are formulated in the frame of understanding educational influence as universal moral human values inclusion.

Keywords: choral singing, educational work, educational influence, music art.

Согласно ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа определяется как система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослуш-ному поведению и социальной адаптации после освобождения1. В соответствии с ч. 1 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Воспитательная работа осуществляется по направлению нравственного, правового, трудового, физического, эстетического и других видов воспитания осужденных к лишению свободы.

Мероприятия, проводимые в рамках воспитательной работы, предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (согласно ч. 2 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

1 Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (утв. Минюстом России 20.04.2000) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/2000/04/20/ n395755.htm (дата обращения: 14.04.2017).

Законодатель в УИК РФ назвал также основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Массовые формы (вечера вопросов и ответов, лекции, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.

Групповые формы (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.) применяются чаще. Основной группой здесь является отряд осужденных. Количество осужденных в отряде устанавливается: в исправительной колонии в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных; а в воспитательной колонии - 50 человек. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины; группами осужденных, подготавливаемых к освобождению; группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа и т. д.

Более эффективны в работе с осужденными индивидуальные формы воспитательного воздействия. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т. д.

Одним из средств групповой формы воспитательной работы, обладающей огромным воспитательным потенциалом, является хоровое пение. Хор - это группа людей, коллектив певцов, выполняющих совместную деятельность в виде дружного, согласованного пения преимущественно вокальной музыки. Слово «хор» пришло в наш язык из древнегреческой трагедии: в Древней Греции хором называлась группа людей, участвующих в представлении с пением или пляской.

Пение в хоре доставляет удовольствие. По словам Александра Васильевича Свешникова (1890-1980) - выдающегося советского дирижера, «нет более простого, более доступного вида коллективного отдыха, способного доставить глубокое эстетическое наслаждение, чем задушевная песня, спетая хором. Поэтому в народе говорят: кто много поет, тот долго живет»2. Исследования последних лет доказали, что поющий человек менее подвержен воздействию стресса и депрессиям, так как вокал оказывает на него благотворное влияние и своеобразный психотерапевтический эффект. В основе искусства вокала - выработанные и закрепленные у певца навыки правильного дыхания, а дыхание, как известно, - это сама жизнь. Благодаря этому пение оказывает положительное воздействие на здоровье певцов: улучшается работа сердечно-сосудистой системы и головного мозга, повышается снабжение кислородом всего организма, в том числе суставов и позвоночника. В этом заключается не только профилактическое, но и терапевтическое значение пения, в том числе и хорового.

Однако не каждая группа певцов (даже исполняющих коллективно одну песню) является хором. Качественная хоровая деятельность характеризуется целостностью и монолитностью всех партий, это то, что называется ансамблем - слаженное, согласованное, стройное исполнение, в котором не должен выделяться ни один голос исполнителя. По определению выдающегося советского хорового дирижера, педагога, Народного артиста

2 Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / сост. С. С. Калинин. - М.: Музыка, 1998. - С. 52.

СССР Владислава Геннадиевича Соколова, ансамбль - это «способность всех певцов петь одновременно, то есть вместе, как один, начинать песню и кончать ее, одновременно произносить слова во время пения, брать дыхание в указанном месте, переходить от пения в быстром темпе к медленному и от медленного к быстрому» . Наличие ансамбля в звучании хора - один из основных элементов хорового исполнения, главный критерий его качества. Психологическим свойством, которым должен обладать человек в условиях ансамблевого исполнения, является конформность - уступчивость, податливость индивида по отношению к мнению или сложившимся требованиям группы, готовность и желание приспособить свое исполнение к пению другого, подчиниться требованиям дирижера, руководителя, откорректировать свои взгляды, убеждения, вкусы, идеалы. Поэтому можно сказать, что именно хоровая деятельность формирует у человека умение прислушиваться к другим людям, слышать их, считаться с их возможностями и подстраиваться под них, то есть то качество, которое необходимо каждому человеку не только в хоровой деятельности, но и в жизни вообще. Процесс формирования этого качества является одним из аспектов социализации личности.

Социализацией личности называется «процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности»4. Вхождение в социальную среду подразумевает усвоение и последующее воспроизводство индивидом социального опыта, социальной культуры общества. Частью социальной культуры общества является художественная культура. Художественная культура - относительно самостоятельный «слой» культуры, «кристаллизующийся вокруг особой человеческой деятельности - художественного творчества, деятельности, которая опредмечивается в произведениях искусства»5. Социальная природа искусства заключается в освобождении человека от рамок индивидуального опыта и переживаний, так как «подключает» его к жизненному опыту, психологии, морали, эстетическим идеалам целой социальной группы (класса, общественной прослойки и т. п.), которые выразились в воспринимаемом произведении. При этом такое «включение» личности в общественное сознание благодаря эмоциональности искусства, непосредственности его воздействия происходит как бы помимо воли человека. «Искусство «социализирует» личность с поистине неотразимой силой»6. В этом тоже заключается один из важнейших факторов воспитывающей силы искусства.

Хор выступает средством воспитания еще и потому, что хоровая деятельность проходит в звучащей, музыкальной среде. Музыка - это деятельность человека, которая «руководится сознанием и представляет собой разумную деятельность. Чувственный, то есть эмоциональный тонус, неизбежно присущий музыке, не является ее причиной, ибо музыка -искусство интонируемого смысла» . Но чувства и эмоции в музыке не тождественны жизненным чувствам и эмоциям. Жизненные эмоции и чувства достаточно случайны, сиюминутны, они представляют собой только исходный материал музыки, который осмыслен и переработан автором (а впоследствии и исполнителем), опосредован художественным идеалом эпохи, системой ценностных представлений композитора, отбором имеющихся в данном временном континууме средств музыкальной выразительности. Музыка - феномен, который напрямую связан с духовной жизнью человека.

3 Соколов В. Г. Работа с хором. - М.: Музыка, 1983. - С. 24.

4 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 16.

5 Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. - Л.: Знание, 1984.

- С. 16.

6 Сохор А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: хрестоматия / сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. - Вып. 1. - Ч. 1. - С. 31.

7 Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитанием в развитом социалистическом обществе. - Л.: Знание, 1984.

- С. 6.

При постижении художественных эмоций, при частом повторении тех чувств, которые вызываются музыкальным произведением, они входят в эмоциональный фонд человека, обогащают его духовный мир, делают доступным понимание таких ситуаций, с которыми он в жизни не сталкивался, и, наконец, начинают влиять на его поведение. Главная притягательная сила музыки - «могучее эмоциональное воздействие организованных 8

звуков» , позволяющее пережить такое потрясение чувств, которое редко достигается в обыденной жизни.

Таким образом, достаточно поверхностно касаясь такой сложнейшей темы, как воспитывающий потенциал хорового (шире - музыкального) искусства, подчеркнем, что важнейшими факторами воспитывающего влияния хорового пения является физиологический, психологический и терапевтический эффекты, приносящий поющему человеку чувство удовольствия, которое само по себе является оздоравливающим. Кроме того, хоровое пение, предполагающее обращение к высоким образцам музыкального искусства, выполняет функцию социализации через формирование социально значимого качества личности - конформности, выражающегося в умении прислушиваться к другим людям, слышать их, считаться с их возможностями и подстраиваться под них. Наряду с этим, музыкальное искусство через отобранные временем образцы возвышает человека, приобщает его к добру, к гуманности, очеловечивает личность, очищает и одухотворяет чувственно-эмоциональный мир индивида, поднимая его от бытовых эмоций до высших, художественных проявлений и смыслов.

В этом заключается огромный воспитательный потенциал музыкального искусства и его формы - хорового пения. Следует отметить, что воспитательное воздействие на человека - процесс длительный и не всегда прогнозируемый, так как одинаковое средство, примененное одним и тем же человеком к разным людям, далеко не всегда обеспечивает нужный результат. Еще более этот результат может разниться при воспитательном воздействии на осужденных. Согласно статистическим данным, на 1 января 2015 г. осужденных к лишению свободы было 656 618 тыс. человек, из них женщин - 53 304, что составляет 8 %. Доля несовершеннолетних среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, составляет 1779 человек, то есть 0,2 %, из них женщин только 95 человек9. Общими характерными чертами подавляющего количества осужденных к лишению свободы являются низкий уровень культуры и образования, отсутствие (либо утрата) профессиональных и трудовых навыков, искаженность или примитивность системы нравственных ценностей, социальных норм, наличие социально значимых заболеваний (психических расстройств, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, гепатита, наркомании, алкоголизм), что позволяет говорить о социально деградировавших гражданах.

Поэтому воспитательная работа с осужденными должна быть направлена на нравственную, духовную сферу человека, что и отражено в трактовке ряда ученых понятия «воспитательное воздействие». Это - «очеловечивание негуманного человека»10, человека, преступившего закон, «через его приобщение к общечеловеческим ценностям»11.

В этой связи большим воспитательным потенциалом обладает хоровое пение, поскольку позволяет решать следующие задачи:

8 Лук А. Н. Чувства и музыка // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: хрестоматия / сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. - Вып. 1.

- Ч. 2 - С. 125.

9 Насреддинова К. А., Минсафина С. Н. Особенности криминологической характеристики личности осужденных за насильственные преступления // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал.

- № 1(19)/2016. - С. 43.

10 Козлов А. И. Моральный фактор как причина процесса «очеловечивания негуманного человека» в моральной деятельности юриста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т. 15. - № 2. - С. 52.

11 Михеева С. В., Попцов А. Н. Воспитательное воздействие на осужденных в колониях строгого режима и роль начальника отряда (теоретический аспект) // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал.

- № 2(13)/2014. - С. 19.

- приобщение к мировой и отечественной музыкальной хоровой культуре, эстетическим и духовным ценностям;

- ознакомление с хоровым музыкальным искусством выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

- формирование художественного вкуса, художественно-эстетических потребностей;

- расширение кругозора;

- организация содержательного досуга;

- вовлечение в активную деятельность и др.

Хоровое пение (наряду с занятиями в художественном, литературном, танцевальном кружках, кружках сольного пения, народных промыслов и др.) помогает повлиять на ограниченность и невежество осужденных, которые порождают эгоизм, агрессивность и являются главным источником равнодушия, антиобщественных поступков, преступлений. Совместный процесс пения способствует оживлению психомоторики, высвобождает скопившееся раздражение и агрессивность, развивает чувства сплоченности, поддержки, эмпатии, позволяет формировать коммуникативные навыки, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на их участников.

Библиографический список

Каган, М. С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе / М. С. Каган. - Л.: Знание, 1984. - 32 с.

Козлов, А. И. Моральный фактор как причина процесса «очеловечивания негуманного человека» в моральной деятельности юриста / А. И. Козлов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т. 15. - № 2. - С. 51-54.

Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (утверждена Минюстом России 20.04.2000) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/2000/04/20/n395755.htm (дата обращения: 14.04.2017).

Лук, А. Н. Чувства и музыка / А. Н. Лук // Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: хрестоматия / сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. - Вып. 1. - Ч. 2. - С. 123-126.

Михеева, С. В. Воспитательное воздействие на осужденных в колониях строгого режима и роль начальника отряда (теоретический аспект) / С. В. Михеева, А. Н. Попцов // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. -№ 2(13)/2014. - С. 18-20.

Насреддинова, К. А. Особенности криминологической характеристики личности осужденных за насильственные преступления / К. А. Насреддинова, С. Н. Минсафина // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. -№ 1(19)/2016. - С. 42-45.

Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / сост. С. С. Калинин. - М.: Музыка, 1998.

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / под ред. П. И. Пидкасистого. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

Соколов, В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. - М.: Музыка, 1983. - 192 с.

Сохор, А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор // Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: хрестоматия / сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. - М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. - Вып. 1. - Ч. 1. - 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.