Научная статья на тему 'Роль семьи в воспитании дошкольника'

Роль семьи в воспитании дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3485
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Найденова Е.А., Багирова И.А., Зембеля И.А., Васильева С.О.

Сухомлинский В.А. сказал: «Главный смысл и цель семейной жизни воспитание детей». В данной статье мы постарались всесторонне определить роль семьи в воспитании дошкольника и проанализировать положительные и отрицательные стороны влияния семьи на воспитание ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в воспитании дошкольника»

2. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/VhpiUr.

3.Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З.П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34.

4.Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 2010. - 342 с.

5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 2009. - 427 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

© Найденова Е.А.*, Багирова И.А.*,

Зембеля И.А.*, Васильева С.О.*

ГБДОУ детский сад № 44 Калининского района г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург

Сухомлинский В.А. сказал: «Главный смысл и цель семейной жизни -воспитание детей». В данной статье мы постарались всесторонне определить роль семьи в воспитании дошкольника и проанализировать положительные и отрицательные стороны влияния семьи на воспитание ребенка.

Ключевые слова семейное воспитание, семья, личность, детство.

Семейное воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Поэтому рассмотрение этой темы сейчас актуально, так как важ-

* Воспитатель первой категории.

* Воспитатель первой категории. " Воспитатель первой категории.

* Воспитатель первой категории.

ность семьи постепенно возрастает, осознается ее роль в развитии подрастающего поколения - ведь именно в семье у ребенка формируется модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

В русском языке слово семья произошло от славянского слова Seima, имеющего индоевропейское происхождение. В основе слова «семья» лежит тот же корень «зем», что и в слове «Земля», и указывает на территориаль-ною общность проживания членов семьи. История слова «семья» восходит к тем временам, когда появляется право владеть определенным участком земли только членам одной группы. Эта территория являлась основой для натурального хозяйства, обеспечивающего пропитание и нужды членов этой группы. Так появилось слово «семья».

Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Так же семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей. Как историческая категория, сегодня, семья изменилась. Современная семья уже лишилась многих функций цементирующих ее в прошлом, например производственную, охранительную. На сегодняшний день, для людей, образующих семью важными остаются обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, в воспитании детей. Для детей как членов семьи она остается средой, в которой происходит их первичная социальная ориентация.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский).

Дошкольный возраст - период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3-4 г.), средний (4-5 л.) и старший (5-7 л.).

Именно дошкольный возраст - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие всех систем и функций детского организма. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной

доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений.

По исследованию педагогов можно дать предварительное описание современного дошкольника. Это человек преимущественно играющий, приобщенный к сверстникам через игру. Ему свойственна тяга к необычному преломлению впечатлений обыденной жизни в формах сюжета игры, содержаний разговоров друг с другом. Ребенок открыт для восприятия жизни других возрастных сообществ - школьников и взрослых, и у него есть вполне определенные установки по отношению к ним. Он активно накапливает опыт взаимодействия с миром, фундамент для следующего возрастного периода.

«Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний» (В.А. Сухомлинский).

Дошкольное воспитание детей - это своеобразный фундамент, с которого начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, его можно условно разделить на два основных направления. Первое - подготовка к школе, второе - развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни. Родителям необходимо подготовить ребенка к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям и навыкам общения, а главное - любви и заботе.

Семья - это самое главное, что есть в жизни любого ребенка. Первое, что чувствует при рождении малыш - это прикосновение матери и без этого он уже не может жить. Улыбка мамы, голос папы - это первые эмоциональные воздействия которые испытывает ребенок. И естественно, что папа и мама, главные люди в жизни ребенка которым он будет подражать, учиться у них. Поэтому семья играет главную роль в воспитании ребенка на всех этапах его жизни.

Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта создаются в семье. Семейное воспитание - это процесс взаимодействия родителей и детей, который должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт еще очень мал, сознание часто подчиняется эмоциям. Это важно учитывать при организации жизни

взрослых детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. У властных родителей вырастают дети неуверенные в себе, инфантильные, а порой и агрессивные. Грубость, неуважение, раздражительность также перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя на ребенке вымещать свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что взрослые должны перекладывать свои проблемы на плечи ребенка.

К сожалению, современные отношения родителей и детей характеризуются эмоциональной бедностью и дефицитом общения, отсутствием обмена ценностями, дефицитом тактильных ощущений. Конечно, это связанно с ритмом современной жизни, с проблемами материального обеспечения и заботой о материальном благополучии, дефицитом времени у родителей. А ребенок нуждается в заботе, ласке, семейном тепле. Поэтому необходимо в каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать ребенка, создавать условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка. Какие же это особенности и условия? Это - особо эмоциональный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, радость, ласка, семейное тепло и удовольствия исходят от родных папы и мамы, бабушки и дедушки.

Практика показала, что чем больше родители познают ребенка, организуют дома его занятия, труд и главное - игры, тем спокойнее атмосфера в семье. Дети должны сами уметь играть, но научить их этому должны родители, а тем более важно, продолжая весь дошкольный период жизни ребенка, проводить совместные игры. Во время игры родители могут научить малыша смотреть на себя глазами других людей, стремиться к справедливости, к доверию друг другу, закладывают основы к трудолюбию, желание заботиться не только о себе, но и о других. И самое главное - игра имеет особое значение для эмоционального развития детей. А родителям совместная игра с ребенком дает мощный психотерапевтический эффект, возможность быть ближе и понятнее ребенку, развивает творческие и коммуникативные способности. Экзюпери А. сказал: «Все взрослые сначала был детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Семейное воспитание - это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком. Руссо Ж. сказал: «Величайшая ошибка, которую можно только сде-

лать в деле воспитания - чересчур торопиться. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью». Нужно помнить, что «Ребенок учится тому, что видит у себя дома». Эту истину знают все, но часто о ней забывают.

Родители должны уважать в своем ребенке личность и стараться принимать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания.

Для всех родителей можно, в виде помощи, дать рекомендации по воспитанию, чтобы из ребенка вырос Человек.

Нужно:

- принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменной вашей любви к нему;

- стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе;

- внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя;

- понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя;

- не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нем личность, а не объект воспитания;

- чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка;

- помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

- рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;

- использовать ребенка как средство для достижения, пусть самых благородных, но своих целей;

- ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил;

- относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить;

- перекладывать ответственность за воспитание на бабушек, дедушек и воспитателей.

Изучив исторический взгляд на семью, мы узнали, что семья является продуктом исторического развития.

Раскрыв роль семьи в воспитании дошкольника, мы поняли, что она очень велика. Семья для ребенка - это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. И будучи ее членом, ребенок состоит в определенных отношениях с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому, можно утверждать, что без участия родителей в полной мере невозможно решить задачи воспитания полноценной личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы:

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.: «Речь», 2007.

2. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника в мире прекрасного. - М., 2005.

3. Никитина О.З. Лекции по «психологии детства». - СПб., 2015.

4. Соловейчик С. (составитель) В.А. Сухомлинский. О воспитании. - М. «Политиздат», 1975.

5. Шипицына Л.Н. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-пресс», 2008.

6. Практический журнал «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения». - 2009. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.