Научная статья на тему 'Развитие креативности в условиях воспитания в семье'

Развитие креативности в условиях воспитания в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2164
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баклагина Н. Ю.

Главным институтом воспитания является семья. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Творческий потенциал взрослого человека будет зависеть от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности в условиях воспитания в семье»

стр. 88 из 131

УДК 37.025

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Н.Ю. Баклагина, преподаватель, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Главным институтом воспитания является семья. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Творческий потенциал взрослого человека будет зависеть от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства.

Ключевые слова: семья, творческие способности, творчество, дети.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В настоящее время рассмотрение развития креативности детей в условиях семьи является наименее изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление старших детей, оно не задавлено догмами и стереотипами, более независимо.

стр. 89 из 131

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л.Кэрролла, можно выделить шесть основных условий, при которых творческие способности детей успешно развиваются.

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. Подразумевается раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до потолка своих возможностей. Это чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, т.к. объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, а не решают задачи за ребенка). Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д. Предоставление ребенку такой свободы предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.

5. Умная, доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых. Очень важно, помогая ребенку, не превращать помощь в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

стр. 90 из 131

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Взрослым необходимо обеспечить безопасную психологическую обстановку для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Очень важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным реальной жизни. Замечания и осуждения необходимо исключить из обихода.

Успех в воспитании творчески одаренного ребенка зависит от той сферы, которая царит в доме, от тех отношений, которые сложились между родителями и ребенком, а также от любой мелочи, наполняющей жизнь вашего ребенка. Замечательно, если дом будет веселым, полным света и, возможно, шумным [1].

Молодые мамы, воспитывающие маленьких детей, нередко сетуют, что в доме постоянно беспорядок: повсюду валяются игрушки, конструктор, карандаши, пластилин, куски бумаги и много других мелочей, необходимых малышам в повседневной жизни. В общем, «творческий беспорядок». А так ли уж хорош для ребенка идеальный порядок? Можно предположить, что без конца требуя соблюдения порядка в комнате, воспитать чистюлю и аккуратиста мы сможем, а вот творческую личность — никогда.

На творческие способности ребенка влияет и оформление квартиры, ее интерьер. Хорошо, если на стенах висят картины, украшения, декоративные вещи, которые можно потрогать руками.

Комнаты могут быть украшены рисунками малыша, но родители не должны забывать время от времени менять рисунки, чтобы у ребенка возникло желание рисовать больше и больше, чтобы он видел, что родители ценят его усилия. Если ребенок еще мал, чтобы самому рисовать «шедевры», родители могут прикрепить плакаты или картины, нарисованные ими.

Музыка также важна в развитии творческих способностей детей. Чувство ритма помогает детям раньше начать говорить и развиваться более сбалансированно. Сейчас можно найти диски с хорошими мелодиями для малышей, например, «Классика для малышей». Замечено, что дети, которые занимаются музыкой, более развиты, чем их сверстники, не занимающиеся ею.

Неоценима роль сказки для развития воображения малыша. Для малыша в сказке больше правды, чем в истине. И именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что-то новое, потому что в сказке возможно все. Необходимо также читать детям прибаутки, перевертыши, страшилки, небылицы и другие произведения детской поэзии. Отсюда всего один шаг до нового увлечения — сочинения собственных стихов. Оно откроет для ребенка путь к творчеству.

стр. 91 из 131

Очень важно, чтобы у ребенка было специальное место для игрушек. Оно должно охватывать достаточную площадь для того, чтобы ребенок легко мог выбрать себе занятие, и устроенный при этом беспорядок был бы в пределах допустимого. Место беспорядочной игре с водой — только кухня или ванная комната, там ребенок может долго плескаться и изучать свойства воды без страха наказания.

В обучении можно использовать не только готовые игрушки, но и любой бросовый материал. Коробка из-под яиц, банка из-под кофе, крышки от пластиковых бутылок и т. д. Тысячу воображаемых моделей можно построить на их основе.

Игра для ребенка — не пустая трата времени, а источник получения новой информации и возможность сравнить ее с тем, что он уже знает. В играх происходит тренировка и развитие мышления, развивается его талант. Игра с другими детьми очень важна для развития социальных и коммуникативных способностей, особенно для детей, склонных к одиночеству.

Чтобы творческое развитие ребенка проходило успешно, родителям необходимо отвечать на вопросы ребенка терпеливо и честно, воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез, предоставлять ребенку комнату или уголок исключительно для его дел, найти место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения. Недопустимо ругать ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако уместно требовать от него приводить рабочее место в порядок после окончания работы. Ребенку необходимо показывать, что его любят и принимают безусловно таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения, поручать ребенку посильные дела и заботы, помогать ему строить свои собственные планы и принимать решения, улучшать результаты работы. Следует брать ребенка в поездки по интересным местам, помогать ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев, но в то же время не сравнивать своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки. Не унижать своего ребенка, не давать ему почувствовать, что он чем-то хуже взрослых. Необходимо приучать ребенка мыслить самостоятельно, для этого побуждать ребенка придумывать истории и фантазировать, родители должны делать это вместе с ним. Снабжать ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий, приучать ребенка к регулярному чтению с малых лет. Со вниманием относиться к его потребностям, включать ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел, не ограничивать темы, обсуждаемые с ребенком. Хвалить за любые успехи, учить его общаться с взрослыми любого возраста. Разрабатывать практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать, не запрещать ребенку играть со всяким хламом — это стимулирует его воображение. Хвалить ребенка за конкретные поступки и успехи, и

стр. 92 из 131

делать это искренне. Давать ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них, помогать ребенку стать личностью. Родители должны понимать, что основную часть работы, за которую взялся ребенок, ему следует выполнить самостоятельно, даже если взрослые не уверены в положительном конечном результате. Следует поощрять в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним, развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей. Для этого родителям необходимо вести дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализировать процесс развития.

Сейчас, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. От того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Литература

1. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.