Научная статья на тему 'Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития (продолжение)'

Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казьмин Александр Михайлович, Казьмина Людмила Викторовна, Калдарару Н.М., Петрусенко Елена Александровна, Чугунова Анна Игоревна

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно. В последнее время в России учреждения, занимающиеся реабилитацией и психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, стараются активно использовать зарубежный опыт. Для его применения требуется серьезная подготовка. Она заключается не только в обучении персонала, но и в создании условий для работы по новым методам. В 2001 году РОО «Содружество “Утешение” и ГОУ ЦПМСС «Лекотека» СОУО ДО города Москвы в рамках программы «Помощь детям-сиротам России» разработали модель «Российской лекотеки». В настоящее время «Российская лекотека» служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казьмин Александр Михайлович, Казьмина Людмила Викторовна, Калдарару Н.М., Петрусенко Елена Александровна, Чугунова Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития (продолжение)»

В. Н. Ярыгин, А. М. Казьмин, Л. В. Казьмина, Е. А. Петрусенко, А. И. Чугунова, Н. М. Калдарару

Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития

*

Индивидуальные игровые сеансы в лекотеке

Индивидуальное планирование содержания игровых сеансов

Индивидуальное планирование - это постановка практических задач, которая осуществляется специалистом по результатам анализа данных обследования и на основании работы консилиума специалистов лекотеки. Как правило, план делают на пять месяцев (учебное полугодие). Он включает в себя цели (что ожидается сформировать или изменить у ребенка) и средства (примерный набор техник и материалов), которые планируется освоить во время индивидуальных игровых сеансов (для детей младше 4-5 лет игровые сеансы обычно проводятся в присутствии матери).

Пример № 3

Мальчик К., возраст на момент обследования 2 года 5 месяцев. Помимо задержки когнитивного и речевого развития, незрелости двигательной сферы имеет ярко выраженные коммуникационные проблемы. После обследования не было получено однозначного ответа на вопрос, понимает ли ребенок обращенную к нему речь. В поведении малыша очень мало коммуникативных интенций (намерений), наблюдались черты, которые многие специалисты назвали бы аутистическими. В качестве основных были выбраны следующие цели работы с мальчиком: расширение понимания невербальных и вербальных сигналов общения, умение перефокусировать внимание с помощью сигналов взрослого. Планировалось обратить внимание на усиление реактивности ребенка на различные стимулы, расширение объема его ориентировки, повышение интереса к сигналам взрослого и игрушкам, изображающим людей и животных, расширение подражательных

" Продолжение. Начало в № 1, 2008 г.

возможностей и количества символических действий в игре. Для достижения поставленных целей предполагалось использовать: вербальное картирование, параллельную игру, установление совместных игровых рутин, расширение репертуара средств общения с помощью моделирования техники направляемой ребенком интеракции (НРИ), взаимодействие с использованием материалов и технологий театральной терапии (костюмы, маски, грим). Также было запланировано обучение родителей техникам развития и поддержания коммуникации с ребенком.

Специалистам лекотеки необходимо планировать и структурировать собственную деятельность. Постановка адекватных задач указывает на компетентность специалиста. В случае, когда индивидуальный план составляется неадекватно, педагогу-психологу чрезвычайно трудно проанализировать и оценить результаты своей деятельности. Работа в ле-котеке с детьми, имеющими особое развитие и особые нужды, стимулирует специалиста проявлять гибкость, в том числе по отношению к собственным планам.

Пример № 4

Девочка С., на момент обследования 2 года 2 месяца, диагноз: задержка психоречевого развития. Родители обратились в лекотеку по рекомендации невролога. На первичной консультации и при обследовании в игре ребенок показал невысокий уровень функциональности и осведомленности. Девочка недостаточно успешна в сфере общих движений и в силу особенностей семейной жизни привыкла общаться со взрослыми на позициях «ведомого» (с удовольствием передает инициативу и поддерживает чужую, самостоятельно действует очень редко). Кроме того, можно предположить, что ей не хватило времени на адаптацию в незнакомой обстановке. В спектр ведущих

целей вошли: расширение ориентировки и форм взаимодействия, доступных ребенку, включая увеличение коммуникативных знаний. После начала индивидуальных сессий ребенок достаточно адаптировался и раскрыл свои способности. В индивидуальный план были внесены коррективы: первостепенными стали расширение спектра используемых девочкой коммуникативных средств, увеличение количества интеракций, инициируемых ребенком, символических действий в игре.

Один из принципов деятельности специалиста в лекотеке - это следование за активностью ребенка и работа «в теме» малыша. Как это сочетается с планированием индивидуальных занятий на полугодие? Во-первых, именно специалист организует и изменяет в соответствии с нуждами ребенка игровую среду. Во-вторых, достаточно часто ему самому предоставляется возможность инициировать игру.

Взаимодействие специалиста с родителями необходимо на всех этапах работы.

Обычно кто-то из родителей присутствует на индивидуальных игровых сеансах, и часть времени оказывается вовлеченным в «трио»: «родитель - ребенок - специалист». Подготовленные и информированные родители действует слаженно и синхронно со специалистом, подкрепляя и усиливая эффект работы. Если мама или папа адекватно оценивают смысл происходящего на игровом сеансе, у специалиста появляется больше возможностей для наблюдения и обучения необходимым игровым и коммуникативным стратегиям.

Схема индивидуальной работы с семьей

В зависимости от ситуации и возможностей учреждения встречи с семьей в лекотеке могут происходить от одного раза в месяц до трех-четырех раз в неделю. Для большинства семей наиболее удобной оказалась следующая схема работы: встреча на игровом сеансе с ребенком и родителями один раз в неделю и с родственниками без ребенка один раз в месяц. Обычная продолжительность встреч - 1 час.

Ребенок с проблемами требует особых условий развития и нуждается в них постоянно. Если специалист и родители малыша понимают это, то формируют хороший творческий тандем, в котором педагог-психолог выступает в роли консультанта. Специалист обучает родителей необходимым приемам и навыкам поддержки и стимуляции развития малыша. Взаимодействуя с ребенком, чутко реагируя на изменения в его поведении, психолог помогает родственникам ставить адекватные и актуальные воспитательные задачи, которые они могут решать дома ежедневно.

Общение с родителями занимает немалую часть общего времени игровых сеансов. Но это общение рассредоточено в игровом взаимодействии и в основном состоит из обмена репликами-комментариями по поводу происходящего. Специалист также может объяснять собственные действия, применение каких-то технических приемов с целью обучения родителей. Но часть вопросов, касающихся особенностей домашнего быта семьи, сложностей, возникающих в решении воспитательных задач, затрагивается на игровых сеансах лишь частично. Для их обсуждения необходимо планировать отдельные встречи с родителями.

Желательно, чтобы на игровом сеансе присутствовал взрослый, непосредственно занятый воспитанием малыша (мать, няня, бабушка). Иногда возникают ситуации, когда ребенка в лекотеку сопровождает взрослый, не являющийся основным его воспитателем (отец, дедушка). К сожалению, в этом случае работа специалиста с ребенком в лекотеке оказывается малоэффективной.

Ведущий специалист

Иногда малыш посещает лекотеку несколько раз в неделю, встречается и общается с разными специалистами. В таких ситуациях один из них (чаще психолог) становится ведущим - непосредственно отвечает за планирование индивидуальной и групповой работы с ребенком в лекотеке, обеспечивает коммуникацию между специалистами, осуществляющими сопровождение семьи.

Структура игрового сеанса

Индивидуальные игровые сеансы имеют временные рамки, но в целом структура игрового сеанса и его содержание могут меняться в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка.

В ряде ситуаций развития (когда ориентировка затруднена) необходимо обозначить для ребенка начало игрового сеанса: особым звуком, прикосновением, вербальным и интонированным приветствием, коротенькой игрой. Ритуалы приветствия и прощания - одни из первых социальных ритуалов, доступных ребенку. Для специалиста решение психолого-педагогических задач часто начинается в тот момент, когда он видит пришедшего на игровую сессию ребенка.

Во время сеанса многие дети, особенно с коммуникационными затруднениями, сами регулируют периоды интенсивного взаимодействия со специалистом и периоды «отдыха».

Пример № 5

Девочка А., на момент обследования 2 года 2 месяца. С удовольствием поддерживает контакт во время занятия на протяжении 10-15 минут, после чего берет своеобразный «тайм-аут»: ложится на ровную круглую поверхность стола и рассматривает игрушку. Через некоторое время она снова готова к общению.

У многих детей, наоборот, «отдых» связан с моментами повышенной активности, с необходимостью «постоять на голове», «побеситься», побегать по игровой комнате.

Пример № 6

Мальчик А., на момент обследования 4 года 7 месяцев. Его поведение на занятиях характеризуется повышенной двигательной активностью, сложностями концентрации внимания и неустойчивостью игровой деятельности. Большую часть игрового сеанса ребенок проводит в движении. В игровой среде специалист организовал несколько отдельных «территорий» с привлекательными материалами. Перемещаясь на первый взгляд хаотично, мальчик стал чаще задерживаться возле интересных игрушек, и через некоторое время специалисту удалось организовать взаимодействие на одной из «территорий». Были вовлечены родители. Таким образом, А. самостоятельно, в собственном темпе перемещаясь между несколькими игровыми «территориями», мог на короткое время сосредотачиваться на выбранном объекте и общении с партнером.

Необходимо уметь адекватно оценивать количество сил, которое требуется ребенку для реализации своего потенциала на занятиях,

и создавать условия, чтобы он мог регулировать свою деятельность, а иногда и продолжительность занятий.Встречаются и такие формы игровых сеансов, где взаимодействие специалиста с малышом более структурировано, но моменты «работы» и «отдыха» регулируются педагогом. Речь идет об опыте проведения индивидуальной работы с некоторыми детьми с синдромом аутизма.

Пример № 7

Мальчик Е., на момент обследования 3 года 7 месяцев. Обычно самостоятельно покидает игровую комнату спустя сорок минут после начала сеанса.

Некоторых детей необходимо подготавливать к окончанию игрового сеанса.

В противном случае прерывание игры вызывает интенсивные негативные эмоции ребенка и приводит в дискомфортное состояние не только его, но и сопровождающих взрослых.

Пример № 8

Мальчик А., на момент обследования 4 года 3 месяца. Его ритуал прощания состоит из следующих компонентов: за десять минут до окон-

чания сессии срабатывает «таймер» (звонок сотового телефона), специалист комментирует: «играть осталось десять минут», рассказывает о том, что будет происходить дальше: «Сначала мы сложим игрушки, позвоним в колокольчик, потом погаснет свет и откроется дверь, ты возьмешь меня за руку и мы пойдем в прихожую». Спустя пять минут специалист снова информирует ребенка о необходимости заканчивать игру и ритуале прощания.

Часто бывает так, что проблемы с прерыванием игры исчезают сами собой по мере привыкания ребенка к занятиям, с появлением ориентировки и предвосхищения событий. Помочь ребенку преодолеть подобные затруднения и обучить этому родителей - прямая задача специалиста.

Ограничения во время игровых сеансов

В соответствии с основными принципами и методами работы лекотеки необходимо свести к минимуму ограничения действий ребенка во время пребывания его в игровой комнате. К ним относятся: причинение вреда себе самому, специалисту или родителю, порча игрушек и оборудования.

N

Следует отметить, что:

• разбирание игрушек на составные части (с целью обследования или с любой другой) не может причинить им существенный вред;

• в игровом зале можно издавать любые громкие звуки, используя для этого как собственный голос, так и вспомогательные предметы;

• очень хорошо, когда ребенок или тот, кто его сопровождает, складывают игровые материалы на место, но это не единственно возможная форма поведения в данной ситуации;

• малыш имеет право отказываться выполнять ритуалы вежливости (даже если вполне владеет ими) по любым важным для него причинам.

Часто во время индивидуальных сеансов возникают ситуации, когда родители существенно ограничивают ребенка. Возможно, такое поведение является следствием того, что они сами не очень комфортно чувствуют себя в новой обстановке. Задача решается просто: родителям предоставляется полная информация о правилах поведения в лекоте-ке. Если же ограничения поведения ребенка отражают воспитательную позицию взрослого, которая основана на собственном опыте, у специалиста есть три основные тактики поведения:

• заключить соглашение с родителем об «особом формате» игровых встреч, ограниченных местом и временем («Здесь все можно доставать и разбрасывать, а дома нельзя»);

• если необходимо, в результате индивидуальных бесед помочь взрослым пересмотреть

некоторые воспитательные установки, выработать адекватную и оптимальную для малыша стратегию использования воспитательных ограничений;

• принять ограничения родителей и придерживаться их во время индивидуальных игровых сеансов.

Выбирая тот или иной способ поведения, специалист в первую очередь руководствуется нуждами и интересами ребенка.

Групповые занятия

Семьям с ребенком старше 1,5 лет помимо индивидуальных игровых сеансов рекомендуется посещать групповые занятия. Они проводятся 1 раз в неделю и, как и игровые сеансы, предполагают присутствие и активное участие родителей. Занятия в группе - это хорошее дополнение к индивидуальным игровым сеансам. Они частично реализуют цели и задачи индивидуальной программы сопровождения семьи. Основные цели таких занятий в лекотеке - способствовать взаимодействию и общению между ребенком и его родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между взрослым и другим ребенком.

Контакты с другими детьми дают малышу дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивают его подражательные способности, стимулируют интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, создают условия для развития взаимодействия и совместной игры. Участие родителей в группе создает безопасные условия общения между детьми.

Групповые занятия также способствуют развитию двигательных и сенсорных систем, повышению активности ребенка, развитию его коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков и навыков самообслуживания.

Возможно несколько вариантов формирования групп. Цели и содержание групповых занятий при этом могут несколько отличаться. Обычно группы формируют по возрасту и схожим проблемам в развитии детей. Например, группы для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения или группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этом случае в программу занятий могут быть включены упражнения и игры, благоприятные для развития и учитывающие особенности детей именно этой группы.

Также возможно формирование групп, куда войдут малыши с разными проблемами. Приветствуется включение в такие группы братьев и сестер с обычным развитием.

Групповые занятия с использованием музыкальных средств оказывают благотворное влияние на развитие ребенка. Разнообразные мелодии, песни обогащают сенсорный опыт детей, влияют на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания и исполнения мелодий, песен, способствуют развитию внимания, речи, памяти, музыкального слуха.

Организация работы группы

• Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1,5 часа.

• Программа рассчитана на детей с различными видами нарушений развития, имеющих значительные ограничения возможностей личностного роста, обучения и социальной адаптации.

• Возраст детей, посещающих группы, - от полутора до семи лет. При распределении их по группам специалисты в основном ориентируются не на возраст, а на уровень развития детей и их особенности (характер проблем, тип нарушения, области деятельности, в которых ребенок успешен).

• Оптимальное количество детей в группе - 4-6 человек.

Приветствуются посещения занятий братьями и сестрами с нормативным развитием, что обеспечивает возможность интеграции детей в безопасной для них обстановке.

• На занятиях важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возможностей.

• Занятие представляет собой последовательность сменяющих друг друга различных упражнений и игр.

• Программа музыкальных занятий построена таким образом, что песни, игры и упражнения повторяются, и это дает детям возможность усвоить предлагаемые знания и навыки.

• В помещении для занятий должны быть постоянные зоны, что облегчает детям ориентировку в пространстве.

• Желательно участие в проведении групповых занятий двух специалистов по работе с семьями (например: психолог и социальный педагог или дефектолог) и одного музыкального педагога или концертмейстера, который осуществляет музыкальное/вокальное сопровождение занятий.

Примерная структура группового занятия

• приход детей, свободное общение детей и родителей;

• приветствие;

• песни в кругу;

• игра на музыкальных инструментах;

• сюжетные песни (предполагающие демонстрацию, изображение сюжета; песни с использованием кукол, надевающихся на руку, игрушек, изображающих животных и других персонажей, жестов, звукоподражательных слов);

• «ночь» - сенсорная комната;

• подвижные песни, игры, хороводы;

• сказка и/или творчество (рисование, лепка);

• свободная игра, в том числе на музыкальных инструментах;

• чаепитие;

• прощание.

Приход детей, свободное общение детей и родителей

До начала о занятия важно дать ребенку время на адаптацию к помещению и обществу других детей и взрослых.

Приветствие

По сигналу колокольчика дети и родители садятся на стулья, расположенные кругом. Сидя таким образом, они видят других детей и могут наблюдать за происходящим. Один из педагогов подходит по очереди ко всем детям и поет приветственную песенку с упоминанием имени малыша:

«Здравствуй, Катенька!

Здравствуй, милая.

Мы похлопаем в ладоши,

Здравствуй, Катенька!»

Каждый ребенок не только ждет своей очереди, но и наблюдает, как здороваются с другими детьми, приветствует рядом сидящих. После того как поздоровались со всеми, дети поют песенку приветствия взрослым. Второй педагог выступает в роли активного зрителя: наблюдает за происходящим, хлопает после каждого приветствия. Это помогает малышам понять, как им себя вести.

Песни в кругу

Дети вместе с родителями остаются в кругу. Специалист приносит ящик с музыкальными инструментами. Малыши сам выбирают себе инструменты, можно брать любой,

который понравился. Каждому участнику группы предлагается «позвучать», чтобы все слышали, какие звуки издает инструмент. Ведущий говорит: «А теперь слушаем, как звучит...», и называет имя участника. Песни, под которые вся группа создает шумовой оркестр, обычно связаны с временем года («Вьюга белая метет», «Вот уж зимушка проходит», «Пришла весна красная» и др.). После первой композиции специалистами поощряется обмен музыкальными инструментами среди детей. Также в кругу звучат песенки, сопровождающиеся изображением сюжета, различными видами зрительного подкрепления (игрушки, демонстрация действий, природный материал, мимика и жесты). Среди композиций: «Ярмарка», «Нет у заек рукавиц», «Лодочка», «Листочки», «Котенок и щенок» и другие детские песенки, стимулирующие звукоподражание, имитацию звуков животных: «Лягушка», «Лошадки», «Щенок». Пение песен и потешек сопровождается движениями, связанными с текстом или игрой на музыкальных инструментах.

Специалист использует разнообразные детские музыкальные инструменты: барабан, тарелки, трещотки, коробочки, колотушки, деревянные ложки, погремушки, маракасы, дудочки, свистульки, колокольчики, бубенчики, треугольники. Они подбираются с учетом физических возможностей детей. Малыши учатся правильно их держать, ритмично извлекать звуки под музыкальное сопровождение, узнавать начало и конец мелодии. Кстати, для сопровождения лучше всего использовать народные мелодии.

Эта часть занятия формирует положительное отношение к звучанию музыки, развивает слуховое и музыкальное восприятие, способствует развитию внимания к действиям взрослого, подражанию его действиям и жестам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Ночь». Сенсорная комната

Ведущие предупреждают участников о наступлении «ночи». В комнате выключается общий свет, окна закрываются плотными шторами, включаются прожекторы, звучит спокойная

музыка. Дети ложатся на большие модули, маты и смотрят на прожекторы и светящиеся огоньки. Родители медленно их покачивают. Во второй части занятия дети манипулируют различными материалами, светящимися в темноте под воздействием специального фиолетового света (бумагой, пластилином, игрушками, фонариками), а в конце по очереди задувают свечки. Эти упражнения способствует сенсорному развитию, учат детей расслабляться.

Подвижные песни-игры, хороводы

Часть этого блока представляет собой вариант хоровода. Звучат песни и потешки, предполагающие действия группы в кругу. Например, «Каравай», «Мы гуляли далеко, мы гуляли близко», «Раздувайся, пузырь». Такие игры-хороводы способствуют развитию речи и общения, формируют чувство языка. Они могут быть организованными специалистами или спонтанными. Например, «прятки» (один ребенок прячется за ширмой или в трубе, изображающей печку, под

присказки ведущих) вызывают много радости у детей, стремление в них участвовать как в главной роли, так и в роли помощника ведущего. Игры предполагают соблюдение очередности и умения ждать своей очереди. В этом блоке возможны спонтанные подвижные игры детей с использованием мячей и больших модулей (горка, труба), также предполагающие очередность и развитие навыков крупной моторики.

Сказка и/или творчество (рисование, лепка)

После звукового сигнала дети собираются вокруг специально организованного места -«театра», на котором разыгрывается сказка. С помощью кукол, одетых на руку, при участии детей и родителей (по желанию) специалисты показывают простую, известную всем сказку. После нее дети взаимодействуют с персонажами, сами надевают кукол на руку.

Изобразительная деятельность проходит за одним большим (лучше круглым) столом. Сказка задает тему изобразительной деятельности,

1Н1

лЧ л

для сюжета также можно использовать времена года или учитывать пожелания детей. Для исполнения задуманного могут быть использованы восковые карандаши, гуашь, мелки, глина, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, манка, цветная бумага, журналы с картинками, природные материалы (листья, трава, семена растений). Совместная со взрослыми и другими детьми деятельность создает благоприятное поле для общения. Малыши находятся в непосредственной близости друг от друга, им хорошо видны действия других участников процесса, и это обеспечивает хорошие возможности для подражания. Ребенок начинает интересоваться предметом, находящимся у взрослого или другого ребенка, а значит, ему становится очевидной необходимость взаимодействия с окружающими.

В зависимости от состава группы, настроя и состояния детей на данном конкретном занятии больше времени может уделяться тому или иному виду деятельности. Сказка или творчество могут быть исключены из программы и заменены чем-то другим, поскольку оба блока занятий предполагают достаточно много усилий со стороны детей, продолжительную концентрацию внимания.

Свободная игра

Свободная игра проводится в помещении группы, дети играют самостоятельно или с участием взрослых, специалиста. Задачи последнего - организовать их самостоятельную игру и взаимодействие друг с другом, стимулировать использование предметных и игровых действий, поощрять исследовательскую деятельность.

Чаепитие

Чаепитие проходит за большим столом. Эта часть занятия включает в себя сервировку и само чаепитие, которое проходит с использованием таких застольных песен, как, например, «Корабли», «Пироги». Время чаепития — самое естественное для формирования общения, поскольку за общим столом можно общаться свободно и спонтанно. Когда перед ребенком ставят тарелку и чашку или протягивают ему ложку, он с помощью взгляда или указательного жеста может показать на предмет или еду. В процессе совместной трапезы малыши учатся делать выбор и начинают понимать смысл слов «да» и «нет», поскольку им надо сообщить: «Да, я хочу это», или «Нет, я не хочу этого». Также совместное чаепи-

тие способствует развитию таких навыков самообслуживания, как прием пищи: есть твердую пищу, пить из чашки, пользоваться салфеткой.

Прощание

Групповое занятие завершается прощальной песенкой «До свиданья, друзья», прощальными словами. Дети и взрослые в группе, собираясь в круг, берутся за руки или используют жест прощания.

Музыкальные занятия позволяют решать общеразвивающие (стимуляция активности, двигательных и сенсорных систем, развитие взаимодействия, общения, социальной и эмоциональной сферы) и специфические (музыкальные) задачи. Если содержание занятий системно, они проводятся регулярно, то дети начинают лучше ориентироваться в ситуации группового занятия, доверять взрослому, действовать вместе с ним, следовать инструкции, обращаться к другим детям, играть вместе. Постепенно происходит формирование коллектива, где взрослые и дети хорошо общаются и поддерживают друг друга. Многие дети узнают знакомые песенки, подражают звукам, у каждого есть свои любимые занятия. Одному больше нравятся песни в кругу, другому - подвижные игры, некоторые дети с удовольствием участвуют в хороводах. Каждый ребенок идет по своему пути, и у каждого есть свои результаты и достижения. За время посещения группы один из детей научился подбирать понравившиеся ему на занятиях песни на синтезаторе. Другой с радостью вспоминает сами занятия, помнит каждый музыкальный инструмент и его звучание. Для многих ребят групповые занятия были возможностью начать взаимодействие с другими детьми, научиться играть вместе. Большинство родителей просят дать им тексты полюбившихся песен, чтобы петь их дома вместе с детьми.

Также групповые занятия создают психологически безопасную обстановку общения родственников детей с проблемами в развитии. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях. Почувствовав, что их понимают, пытаются помочь, поддержать, перестают прятаться от своих проблем, начинают ближе общаться друг с другом, интересоваться развитием других детей. Родители делятся полезной друг для друга информацией о возможных образовательных учреждениях, специальном оборудовании, медицинской помощи.

(Окончание в следующем номере.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.