Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
800
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВЗ - ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уклеина Анна Евгеньевна, Мухортова Светлана Александровна, Горбачёва Татьяна Викторовна, Пчелинцева Светлана Викторовна, Козельцева Наталия Петровна

Данная статья посвящена проблеме семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются основные трудности, с которыми могут столкнуться такие семьи. Так же описываются особенности, характерные для семей, воспитывающих детей с особенностями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Уклеина Анна Евгеньевна, Мухортова Светлана Александровна, Горбачёва Татьяна Викторовна, Пчелинцева Светлана Викторовна, Козельцева Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISADILITIES

This article is devoted to the problem of family education of a child with disabilities. The article reveals the main difficulties that such families may face. It also describes the features characteristic of families raising children with special needs.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Уклеина Анна Евгеньевна

воспитатель

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «МАЛЮТКА»,

г. Тамбов

Мухортова Светлана Александровна

воспитатель

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «МАЛЮТКА»,

г.Тамбов

Горбачёва Татьяна Викторовна

воспитатель

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «МАЛЮТКА»,

г. Тамбов

Пчелинцева Светлана Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «МАЛЮТКА»,

г.Тамбов

Козельцева Наталия Петровна

воспитатель

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «МАЛЮТКА»,

г. Тамбов

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISADILITIES

Ukleina Anna Tambov Mukhortova Svetlana Tambov Gorbacheva Tatiana Tambov Pchelintseva Svetlana Tambov

Kozeltseva Nataliya

Tambov

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются основные трудности, с которыми могут столкнуться такие семьи. Так же описываются особенности, характерные для семей, воспитывающих детей с особенностями развития.

ANNOTATION

This article is devoted to the problem of family education of a child with disabilities. The article reveals the main difficulties that such families may face. It also describes the features characteristic of families raising children with special needs.

Ключевые слова: ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. Keywords: HIA - limited health opportunities.

В последние десятилетия проблема детей с ограниченными возможностями входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье является немаловажным фактором для его полноценного психического развития.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на детей с ограниченными возможностями здоровья, для

которых семья выступает иногда единственным институтом воспитания.

С целью недопущения социальной дезадаптации детей с различными отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта и др.), определения и устранения препятствий на пути их социальной интеграции, противодействия формированию деструктивных детско -родительских взаимоотношений требуется отдельное исследование роли семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.

Влияние семьи на социализацию детей с различными отклонениями в развитииможет быть как положительным, так и негативным. Ведь не редко семьи воспитывающие детей с ОВЗ являются не полными, не благополучными. В данных семьях отклонения в развитии ребенка выявляется часто при поступлении в школу.

Детско - родительские отношения, в семье имеющей ребенка с ОВЗ, можно дифференцировать на четыре основные группы:

Первая группа: родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания -гиперопёка. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребенком, жалеют его, стараются все сделать за него, выполняют каждое желание. Такое воспитание оказывает негативное влияние на развитие психики ребенка. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, где родители уделяют большое внимание лечению ребёнка, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка.

Третья группа: репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В результате у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Четвертая группа характеризуется стилем сотрудничества - гибкая форма

взаимоответственных отношений родителей и

ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Социализирующий потенциал семьи понимается как источники возможностей (материальных, социальных, психологических и др.), которые могут быть использованы в процессе социализации ребенка с ОВЗ, связанныене только с личностными качествами родителей, но и характером семейных отношений.

Главной особенностью семьи в процессе воспитания детей с ОВЗ является ведение родителями своего ребенка по различным жизненным направлениям. В настоящее время данная проблема обретает особую актуальность, ведь за последнее десятилетие резко изменилось отношение к таким детям и уже социализированным взрослым людям, имеющим различные физические дефекты. Если ранее перед семьей стояла важнейшая задача - подготовить ребенка с ОВЗ к специализированной школе интернат, то сейчас стало возможным обучение детей с ОВЗ в обычных школах, а в последствии и работать среди здоровых людей. Именно родителям предстоит подготовить ребенка с различными заболеваниями к нормальной жизни и научить проявлять активную жизненную позицию.

Необходима поддержка и помощь родителям таких детей, в получении информации о социальной политике государства. Родители, получающие такую поддержку, становятся более объективными, социально - активными, перестают замыкаться на своем ребенке. Для детей с нарушениями в развитии важна доброжелательная, наполненная любовью и стимулирующая атмосфера в семье.

Таким образом, семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может быть, как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Бикметов Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашева О.Н. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы. Уфа: Аркаим, 2012

2. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья// Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 4.

3. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

КЛИМАТ ОРГАНИЗАЦИИ

Ханова Зоя Гаджиалиевна

доктор психологических наук, профессор НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»»

г. Москва. Позина Марина Борисовна кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой психологии НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»»

г. Москва,

Беликов Андрей Дмитриевич

магистрант 1 курса психологического факультета НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»»

г Москва.

THE INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL CULTURE ON THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL

CLIMATE OF THE ORGANIZATION

Khanova Zoya Gadzhialievna

Doctor of Psychological Sciences, Professor OVERNIGHT AT the "Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

Moscow. Posina Marina Borisovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology

NOCHU IN " Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

Moscow,

Belikov Andrey Dmitrievich

1st year master's student of the Faculty of Psychology OVERNIGHT AT the "Moscow Financial and Industrial University "Synergy "

g Moscow.

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются теоретические и практические факторы влияния организационной культуры на социально-психологический климат организации. Представлены результаты влияния организационной культуры на психологические факторы, формирующие климат в организации. Даны рекомендации по улучшению и поддержанию благоприятного психологического климата в организации.

ABSTRACT

The article examines the theoretical and practical factors of the influence of organizational culture on the socio-psychological climate of the organization. The results of the influence of organizational culture on the psychological factors that form the climate in the organization are presented. Recommendations for improving and maintaining a favorable psychological climate in the organization are given.

Ключевые слова: организационная культура; психологический климат; исследование; тренинг; сопровождение персонала.

Keywords: organizational culture; psychological climate; research; training; staff support.

В современных экономических условиях перед руководителями организаций стоит важная задача - достижения эффективности в развитии и получения успеха в финансовой деятельности. Эффективность работы может быть достигнута при создании устойчивой организационной культуры, удовлетворяющей потребности как организации, так и сотрудников, работающих в нем.

Организационная культура является инструментом, позволяющим ориентировать всех работников на общие цели, совместно и успешно осуществлять организационную деятельность за счет формирования в организации идеологии

управления, ценностей и норм. В этой связи руководителям организаций необходимо формировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе организации, который включает такие показатели, как удовлетворенность сотрудников характером труда, размером денежного вознаграждения, включенностью в организационную культуру, а также возможностью профессионального и личностного самосовершенствования. В том случае, если руководитель ставит перед собой и решает такие проблемы, предприятие действительно добивается успеха и достигает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.