Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательный интерес / одаренность / одаренные дети / семья / формирование познавательного интереса. / cognitive interest / giftedness / gifted children / family / the formation of cognitive interest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Сурайё Бурхановна

статье идет речь о роли семьи в формировании познавательного интереса одаренных детей. Рассматривается понятие «познавательный интерес» и дается психолого-педагогическая характеристика одаренного ребенка. Роль семьи в формировании познавательного интереса – особая. Главная задача семьи – это создать максимальные условия для роста и развития ребенка. Очень важно, чтобы между родителями и школой было сотрудничество. При помощи сотрудничества происходит изучение ребенка, раскрытие и развитие в нем лучших качеств его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF THE COGNITIVE INTEREST OF GIFTED CHILDREN

the article deals with the role of the family in the formation of the cognitive interest of gifted children. The concept of "cognitive interest" is considered and the psychological and pedagogical characteristics of a gifted child are given. The role of the family in the formation of cognitive interest is special. The main task of the family is to create maximum conditions for the growth and development of the child. It is very important that there is cooperation between parents and the school. With the help of cooperation, the child is studied, the best qualities of his personality are revealed and developed in him.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF THE COGNITIVE INTEREST OF GIFTED CHILDREN Sharipova S.B. (Republic of Uzbekistan)

Sharipova Surayo Burkhanovna - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the role of the family in the formation of the cognitive interest of gifted children. The concept of "cognitive interest" is considered and the psychological and pedagogical characteristics of a gifted child are given. The role of the family in the formation of cognitive interest is special. The main task of the family is to create maximum conditions for the growth and development of the child. It is very important that there is cooperation between parents and the school. With the help of cooperation, the child is studied, the best qualities of his personality are revealed and developed in him.

Keywords: cognitive interest, giftedness, gifted children, family, the formation of cognitive interest.

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Шарипова С.Б. (Республика Узбекистан)

Шарипова Сурайё Бурхановна - PhD по педагогическим наукам, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье идет речь о роли семьи в формировании познавательного интереса одаренных детей. Рассматривается понятие «познавательный интерес» и дается психолого-педагогическая характеристика одаренного ребенка. Роль семьи в формировании познавательного интереса - особая. Главная задача семьи - это создать максимальные условия для роста и развития ребенка. Очень важно, чтобы между родителями и школой было сотрудничество. При помощи сотрудничества происходит изучение ребенка, раскрытие и развитие в нем лучших качеств его личности.

Ключевые слова: познавательный интерес, одаренность, одаренные дети, семья, формирование познавательного интереса.

Одаренные, талантливые, гениальные дети - это потенциал нашей страны, который позволяет ей результативно развиваться и конструктивно решать различные экономические, экологические и социальные задачи.

В контексте поддержки одаренных детей со всей очевидностью встает вопрос о формировании у них познавательного интереса в учебной деятельности. Учение больше, чем другие виды деятельности, опирается на положительное отношение ребенка к приобретению знаний и поиску способов их получения, и его успешность в значительной мере обеспечивается наличием достаточного уровня развития познавательного интереса, который является необходимым условием субъектного вхождения в учебную деятельность.

С точки зрения Г. Шоумаровой, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес, зарождаясь и укрепляясь на самых ранних этапах онтогенеза, продолжает логику своего развития далеко за пределами детского возраста, достигая в конечном итоге при наличии благоприятных условий уровня теоретического интереса [1]. Важным для этого процесса является формирование познавательного интереса у одаренных детей.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

Одаренная личность, с точки зрения психологов, имеет свои характеристики, которые в несколько раз ярче представлены, нежели у обычного ребенка. Детей с ярко выраженной интеллектуальной одаренностью отличает:

- доминирующая роль познавательной мотивации, которая выражается в форме исследовательской, поисковой активности; - исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

- возможность достижения оригинальных решений; оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемых решений;

- возможность прогнозировать и предвосхищать, что обеспечивает возможность более быстрого достижения решений;

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки;

глубина освоения конкретной предметной области знаний;

одаренные дети очень любят решать дивергентные задачи, причем, чем больше неопределенности в них, тем более активно дети будут вступать в процесс решения.

- гибкость мышления - дети часто способны быстро находить новые варианты решений, устанавливать ассоциации;

- легкость ассоциирования - одаренные дети видят связи и аналогии там, где обычный ребенок, да и взрослый тоже, может их сразу не распознать;

- высокая концентрация внимания - одаренные дети склонны полностью погружаться в задачу и долго выполнять задание;

- отличная память - дети не только запоминают сложные знаки, факты или события, но и умело пользуются этой информацией: классифицируют, систематизируют и структурируют ее;

- широта интересов - интересы одаренных детей очень устойчивы, т.е. такие дети преданны своему делу и с упорством достигают цели;

- еще одна особенность талантливого ребенка - это стремление самим выбирать то, что они хотели бы изучать углубленно, самостоятельно планировать процесс своего обучения - «автономность самообучения», которая предполагает сформированность саморегуляционных стратегий обучения, способность ребенка управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания.

Роль семьи в формировании познавательного интереса - особая. Главная задача семьи - это создать максимальные условия для роста и развития ребенка. Очень важно, чтобы между родителями и школой было сотрудничество. При помощи сотрудничества происходит изучение ребенка, раскрытие и развитие в нем лучших качеств его личности. В развитии познавательного интереса необходим семейный досуг, который включает в себя чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев; посещение парков, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым, потом не пропал.

Список литературы /References

1. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков.

Педагогическое образование и наука, 2016. http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n 201603.pdf#page=147/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.