УДК 376.545
КАЛИНИНГРАДСКИЙ Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-методический электронный журнал
„ «Калининградский вестник образования». — 2019. —
Нау4н0-методическии № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournaL.ru/
электронный журнал realises/g2019/1ap2019/kvo113.
М. И. Михалко | [email protected]
Учитель начальных классов МАОУ г. Калининграда лицей № 23
Одаренные дети: реалии, перспективы
Аннотация. В данной статье предложена собственная система работы с одаренными детьми, реализация которой способствует эффективному выявлению и развитию особых способностей учащихся. Приведен портрет одаренного ребенка, а также выделены категории одаренных учащихся. Автор раскрывает теоретические основы педагогического сопровождения одаренности, обозначает проблемы выявления одаренных детей на данном этапе существования общества, а также приводит практические формы и методы работы с одаренными детьми. Автор заключает, что одаренность обеспечивается сочетанием познавательной активности с креативностью и творческим мышлением.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, познавательная активность, способности, индивидуальные возможности.
Наше общество нуждается в одаренных людях, поэтому оно озабочено тем, как своевременно рассмотреть и развить способности у подрастающего поколения. Ребенок не способен самостоятельно реализовать имеющиеся у него задатки. Школа по своей сути нацелена на раскрытие индивидуальных возможностей
каждого ребенка, поэтому способна выпускать из своих стен одаренных детей.
Отечественный психолог Б. М. Теплов определил одаренность как качественно-своеобразную совокупность способностей, обеспечивающих достижение успеха в выполнении определенной деятельности [2].
Одаренным сегодня мы называем ребенка, который обладает яркими, очевидными, иногда выдающимися способностями, имеет внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности.
Каков же портрет одаренного ребенка? В самых общих чертах, это любопытный, любознательный ребенок, постоянно задающий вопросы и требующий на них ответов взрослого; высказывающий множество достаточно рациональных идей, предлагающий пути решения конкретных задач; не боящийся высказывать собственное мнение, заявлять о своих идеях; склонный к умеренному риску в достижении целей; обладающий творческим воображением, богатой фантазией; дружелюбный, чувствительный к красоте и эстетике предметов; стремящийся к творческому самовыражению.
УДК 376.545
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo113.
Выделяют и другие особенности одаренных детей:
1) обладают высокими интеллектуальными способностями, восприимчивостью к познанию нового, творческой активностью;
2) им свойственна постоянная познавательная активность;
3) получают удовольствие от выполнения умственного труда.
Однако одаренные дети — это не всегда дети с высоким уровнем интеллекта, так как существует три категории одаренных детей:
1) дети с высоким уровнем интеллектуального развития;
2) дети с признаками специальной узкой умственной одаренности;
3) дети, обладающие творческой активностью, оригинальностью, при отсутствии высоких умственных способностей.
Исследователями установлено, что процентное соотношение одаренных детей составляет не менее 20-25 % от общего числа детей. По таким подсчетам, в каждом классе должно быть около 6-7 одаренных детей. Но где же они? Неужели педагоги проглядели миллионы одаренных детей?
Необходимо осознавать, что сегодня выявление одаренных детей осуществляется по итогам конкурсов и олимпиад в различных областях науки и техники. Только после этого детей приглашают на посещение элективных курсов, углубленные занятия и т. д. Это происходит
в средней школе, когда от 6-7 детей из класса уже отсеяна значительная часть в связи с невниманием педагогов и родителей к способностям детей и, как следствие, постепенным угасанием этих способностей.
Значимым для развития одаренности у детей, как считает З. М. Батдыева, является учет в процессе педагогической работы когнитивных, поведенческих, мотивационных и эмоциональных проявлений психики, а также умение взаимодействовать с субъектами педагогического процесса [1].
Наш опыт работы с одаренными детьми показал, что успешность при выявлении и развитии одаренных детей обеспечивается организацией их сопровождения с момента поступления в школу, характеризуемым установлением личностных особенностей, творческих возможностей, специальных способностей первоклассника. Этот период является первой диагностической ступенью работы с одаренным ребенком. Необходимо отметить значимость дифференцированной работы с каждым ребенком. Нами установлена эффективность решения задач на интеграцию: поиск лишнего из перечня слов или словосочетаний (1. Сторож, развивать, развевать, сарай, охранять, собака 2. Ласточка, гнездо, вить, солома); определение однокоренных слов (гора, горка, горный, гористый, горевать); составление равенства или неравенства в количестве слогов, восстановление пропущенной орфограммы в словах (с_стра, стр_на, б_ловатый, н_ижний) и т. д.
УДК 376.545
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournaL.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo113.
В начальных классах, когда дети только усваивают навыки обучения, важна организация единого процесса урочной и внеурочной деятельности, в котором будут реализованы творческие и познавательные способности детей. Начинается следующая ступень работы с одаренными детьми, в ходе которой реализуется подготовка деятельностно-практической базы для будущего творческого самоопределения ребенка.
На данной стадии наиболее важно определить совокупность эффективных методов и педагогических условий, при которой будет реализован талант и интересы ребенка как в учебной, так и творческой деятельности. Должна быть организована совместная работа с родителями, в процессе которой их следует знакомить со способами творческого развития детей. Мы разрабатываем уникальные учебные материалы, направленные на развитие способностей учеников, к которым можно отнести следующие: по технологии «ТРИЗ» (через проблему) с блоками чертежей и формул, с решением числовых и буквенных неравенств (2+3=5, 3+2=5, 5-3=2, 5-2=3, Ц=Ч+Ч, Ч=Ц-Ч, Б=М+Р, М+Б-Р) и т. д.
Постепенно мы переходим к следующей ступени, когда происходит самопознание и саморазвитие личности одаренного ребенка. На данном этапе важна индивидуальная работа, в ходе которой не только наиболее эффективно совершенствуются способности ребенка, но и происходит осознание ребенком необходимости дальнейшего развития своего
таланта. На данном этапе нами используются задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, на приведение к единице (б=(с+р):2; м=(с-р):2 м=б-р; б=м+р), в том числе формулы движения (S=v*t, t=S:V, V=S:t, с=ц*к, с=к*ц, ц=с:к).
Четвертая ступень направлена на поддержку творческой и исследовательской активности учеников, профессиональное ориентирование. В рамках данного этапа мы реализуем технологию креативного мышления, внедряем задачи с символами (*8 - 3 = 5*, 7* + 20 = 9*, 9* - 40 = 5*, *6 + 3 = *9).
Нами проводится активная внеклассная воспитательная работа с детьми, в ходе которой становится возможным выявление и развитие латентной одаренности отдельных детей. Мы считаем необходимым компонентом проведение индивидуальной работы с одаренными учениками по отдельным дисциплинам, что, в свою очередь, обеспечивает быстрое продвижение ученика к высшему познавательному уровню в изучении определенной области знаний.
Необходимо помнить, что одаренные дети требуют особого подхода не только в развитии их способностей, но и при психолого-педагогическом сопровождении, ведь одаренность — большое испытание для ребенка, сопровождаемое повышенными нагрузками, глубоким переживанием неудач, непониманием среди сверстников и т. д. Только совместная работа школы и семьи поможет одаренному ребенку раскрыть свойталант и занять место в обществе.
УДК 376.545
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Михалко М. И. Одаренные дети: реалии, перспективы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 82-85. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo113.
Список литературы
1. Батдыева, З. М. Проблема детской одаренности в современной детской отечественной и зарубежной психологии / З. М. Батдыева // Вестник: Научно-методический журнал. — 2002. — № 8. — С. 248-254.
2. Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Электронный ресурс] / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. — 1961. — URL: https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html (дата обращения: 05.03.2019).
M. I. Mikhalko
Lyceum No 23 cities of Kaliningrad
Gifted children: realities, prospects
Abstract. This article proposes its own system of work with gifted children, the implementation of which contributes to the effective identification and development of special abilities of students. A portrait of a gifted child is given, as well as the categories of gifted students are highlighted. The author reveals the theoretical foundations of pedagogical support of gifted-ness, identifies the problems of identifying gifted children at this stage of society, and provides practical forms and methods of working with gifted children. The author concludes that giftedness is provided by a combination of cognitive activity with creativity and creative thinking.
Keywords: giftedness, gifted children, cognitive activity, abilities, individual capabilities.