Научная статья на тему 'Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок'

Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЯРМАРКИ / АКЦИИ / ПРОЕКТЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / A SCHOOLCHILD PERSONALITY SOCIALIZATION / CHARITY BAZAARS / PROMOTIONAL EVENTS / PROJECTS / DISPLAY AND SALE OF USE FULL ART OBJECTS / CHARITY CONCERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Н.А.

В статье представлен опыт работы по организации и проведению благотворительных акций и ярмарок. Описаны особенности реализации проекта, направленного на осуществление благотворительной деятельности, которая способствует духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию их гражданского самосознания, социальных качеств, ценностей и идеалов, благодаря которым человек становится активной личностью. В статье показана ведущая роль обучающихся в благотворительной деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of civic consciousness through holdingcharitybazaars

The article describes the process of setting up and realization of promotional events and charity bazaars. The project’s realization features are outlined; as this project is a charity one, it has helped schoolchildren to develop their civic consciousness, their spiritual and moral upbringing, as well as social skills, values and ideals that contribute to the formation of an active human identity. The article demonstrates a major role that schoolchildren have played in the charity work of an educational organization.

Текст научной работы на тему «Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок»

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лопатина Н. А. Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 51-54. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo108.

Н. А. Лопатина | lnalmk2002@mail.ru

Учитель технологии

Педагог дополнительного образования МАОУ г. Калининграда СОШ № 7

Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок

Аннотация. В статье представлен опыт работы по организации и проведению благотворительных акций и ярмарок. Описаны особенности реализации проекта, направленного на осуществление благотворительной деятельности, которая способствует духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию их гражданского самосознания, социальных качеств, ценностей и идеалов, благодаря которым человек становится активной личностью. В статье показана ведущая роль обучающихся в благотворительной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, социализация личности школьника, благотворительные ярмарки, акции, проекты, реализация изделий декоративно-прикладного творчества, благотворительные концерты.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [Цит. по: 1].

Таким образом, духовно-нравственные ценности должны быть той основой, на которой в процессе обучения и воспитания личности будут формироваться качества достойного гражданина своей страны.

На протяжении многих лет МАОУ г. Калининграда СОШ № 7 реализует федеральные государственные образовательные стандарты и работает по нескольким направлениям, одним из которых является духовно-нравственное развитие обучающихся.

Актуальность данного направления обусловлена необходимостью в создании инструмента, направленного на духовное просвещение личности, формирование ее гражданской идентичности, социальных качеств, ценностей и идеалов, благодаря которым человек становится полноценным гражданином.

УДК 37.034

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лопатина Н. А. Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 51-54. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo108.

Перед учителем технологии — автором статьи — стояла задача найти условия, позволяющие ребенку проявить собственную инициативу в реализации социально значимого проекта. Таким проектом стала благотворительная ярмарка.

Цель проекта — организация ярмарки в рамках благотворительной акции «Ты нам нужен».

Идея благотворительных ярмарок основывается на опыте русского и российского меценатства, принципах традиционного и проверенного временем образования, ориентированного на духовно-нравственное воспитание подростков.

Проект по благотворительности реализуется в ходе учебной и внеурочной деятельности и направлен на развитие каждого воспитанника кружка дополнительного образования «Рукодельница», а также обучающихся на уровне основного и среднего общего образования, которые активно участвуют в благотворительных мероприятиях.

Целью проведения благотворительных акций является содействие развитию личностных качеств обучающихся, их самоопределению и реализации в обществе, привлечению учеников, педагогов и родителей к благотворительной деятельности.

Задачами проекта выступают: - изготовление качественных изделий и поделок для продажи их на благотворительных ярмарках и акциях;

- накопление у обучающихся опыта предпринимательской деятельности (расчет стоимости реализуемых изделий, умение рекламировать товар, способствовать его быстрой продаже);

- сбор денежных средств и направление их в благотворительный фонд «Верю в чудо»;

- развитие творческих и организаторских способностей обучающихся;

- совершенствование коммуникативных навыков.

Акция проходит в виде благотворительной ярмарки изделий декоративно-прикладного творчества и выпечки, а также благотворительного концерта для учащихся и их родителей. Полученные в процессе проведения мероприятий денежные средства перечисляются на счет фонда «Верю в чудо» для благотворительных акций «Свет Рождественской звезды» и марафона «Ты нам нужен» и в дальнейшем распределяются между детьми, которым необходимо длительное и дорогостоящее лечение.

Инициатором благотворительных мероприятий является ученическое самоуправление, администрация школы, классные руководители, педагог дополнительного образования кружка «Рукодельница».

Рабочие группы: обучающиеся в кружке дополнительного образования «Рукодельница», учащиеся классных коллективов, родители, педагогический коллектив школы.

УДК 37.034

КАЛИНИНГРАДСКИИ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лопатина Н. А. Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 51-54. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo108.

Благотворительные акции проводятся два раза в год: в декабре и марте. Подготовительная работа занимает несколько месяцев. В ходе подготовки к ярмарке все классные коллективы оповещаются о сроках ее проведения, необходимости изготовить поделки декоративно-прикладной направленности. Участие в благотворительной ярмарке проходит на добровольной основе и фиксируется в портфолио учащегося в электронном журнале.

В течение всего периода подготовки к ярмарке ученики всех классов и обучающиеся кружка «Рукодельница» изготавливают пригодные для продажи изделия с целью их дальнейшей реализации. Стоимость продукции устанавливается самими участниками акции. За день до мероприятия учащиеся из инициативной группы проводят рекламные мероприятия: оповещают каждый класс о дате, времени и ассортименте предлагаемых поделок и продуктов. Разрабатываются требования к предлагаемым изделиям (эстетичность внешнего вида, качество изготовления, реальная цена товара), а также к организаторам благотворительных ярмарок (к их форме одежды при продаже изделий, культуре обслуживания). Обязательно предусматривается наличие одноразовой посуды и мест для сбора мусора. За санитарно-гигиеническими требованиями импровизированных прилавков следят продавцы.

Цена на реализуемую продукцию всегда доступна для покупателя и является минимальной. Ассортимент продаваемых

товаров, которые могут быть представлены в ходе проведения ярмарки, различен — это продовольственные товары, раскупаемые в первую очередь: выпечка собственного приготовления, напитки и сладости. Кроме того, предлагаются непродовольственные товары: предметы декоративно-прикладного творчества, мягкие игрушки, декоративные композиции, салфетки, рождественские венки, украшения из бисера, картины, вышивка и другие поделки и сувениры. Дополнительно проводятся концерты художественной самодеятельности, на которых выступают ученики школы с заренее подготовленными номерами.

Каждый год в марте проходит Неделя выпускника, в течение которой одиннадцатиклассники также организуют и проводят акции, направленные на сбор денежных пожертвований в благотворительный фонд «Верю в чудо» в рамках благотворительной акции «Ты нам нужен». Все эти мероприятия способствуют воспитанию сострадания, сочувствия и милосердия к нуждающимся людям.

Собранные в результате проведения благотворительных акций, ярмарок-продаж финансовые пожертвования перечисляются школой в благотворительный фонд «Верю в чудо», который оказывает индивидуальную помощь тяжело больным детям.

Информация о передаче собранных финансовых средств размещается на школьной доске объявлений, копии

УДК 37.034

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лопатина Н. А. Развитие гражданского самосознания через опыт проведения благотворительных ярмарок // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 51-54. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo108.

документов направляются в совет ученического самоуправления.

Проекты по подготовке и реализации подобных мероприятий способствуют развитию потребности учащихся в благотворительности, сохранении и развитии нравственных ценностей и обычаев нашей школы.

Значение проводимой работы заключается также и в том, что создаются условия для приобретения учащимися опыта в социально значимой деятельности. Это, без сонения, важнейший фактор, способствующий воспитанию у школьников гражданского самосознания.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://edu53. ru/education/vospitanie/ (дата обращения: 04.03.2019).

N. A. Lopatina

Comprehensive secondary school No 7 (Municipal Educational Institution, Kaliningrad, Russia)

Development of civic consciousness through holdingcharitybazaars

Abstract. The article describes the process of setting up and realization of promotional events and charity bazaars. The project's realization features are outlined; as this project is a charity one, it has helped schoolchildren to develop their civic consciousness, their spiritual and moral upbringing, as well as social skills, values and ideals that contribute to the formation of an active human identity. The article demonstrates a major role that schoolchildren have played in the charity work of an educational organization.

Keywords: spiritual and moral education, a schoolchild personality socialization, charity bazaars, promotional events, projects, display and sale of use full art objects, charity concerts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.