Научная статья на тему 'Взаимодействие в системе "студент - ученик" при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога'

Взаимодействие в системе "студент - ученик" при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ "СТУДЕНТ УЧЕНИК" / ОЦЕНОЧНО-КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНО-КВАЛИМЕТРИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERACTION / INTERACTION IN THE SYSTEM "STUDENT PUPIL" / EVALUATIVE QUALIMETRIC COMPETENCIES / FORMATION OF EVALUATIVE QUALIMETRIC COMPETENCIES / FUTURE BACHELOR OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюшкина М.А.

В данной статье рассматривается один из подходов к решению проблемы обучения бакалавров педагогического образования оценивания результатов учебной деятельности. Предлагается использование организации взаимодействия будущих педагогов с учениками, направленного на формирование оценочно-квалиметрических компетенций студентов в процессе их профессиональной подготовки. Статья содержит описание двух выделенных ситуаций педагогического взаимодействия в системе «студент ученик» на основе ситуационного подхода. Представлены виды оценочно-квалиметрических ситуаций (виртуальных и реальных), дана их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction in the system of “student - pupil” in the formation of evaluative qualimetric competencies of future pedagogue

This article shows one of the approaches to the decision of the problem of Bachelor of Pedagogy education in evaluation of educational activities. The use of organization of the interaction between future pedagogues and pupils is considered. It is directed to the formation of students’ evaluative qualimetric competencies in the process of their professional training. The article includes the description of two underlined situations of pedagogical interaction in the system “student pupil” using situational approach. The types of evaluative qualimetric situations are presented (virtual and real). Their brief characteristics are given.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие в системе "студент - ученик" при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога»

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Панюшкина М. А. Взаимодействие в системе «студент-ученик» при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 18-21. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo103.

М. А. Панюшкина | marine.panush@mail.ru

Старший преподаватель Института образования БФУ им. И. Канта

Взаимодействие в системе «студент — ученик» при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога

Аннотация. В данной статье рассматривается один из подходов к решению проблемы обучения бакалавров педагогического образования — оценивания результатов учебной деятельности. Предлагается использование организации взаимодействия будущих педагогов с учениками, направленного на формирование оценочно-квалиметрических компетенций студентов в процессе их профессиональной подготовки. Статья содержит описание двух выделенных ситуаций педагогического взаимодействия в системе «студент — ученик» на основе ситуационного подхода. Представлены виды оценочно-квалиметриче-ских ситуаций (виртуальных и реальных), дана их краткая характеристика.

Ключевые слова: взаимодействие, взаимодействие в системе «студент — ученик», оценочно-квалиметрические компетенции, формирование оценочно-квалиме-трических компетенций, будущий бакалавр педагогического образования.

Сегодня проблема обучения студентов педагогических направлений компетентной оценочной деятельности чрезвычайно актуальна в связи с изменениями

в подходах к оцениванию и обращением к педагогической квалиметрии, позволяющей включить измерение в процесс оценивания. Это вызвано такими тенденциями современного образования, как цифровизация, широкое распространение дистанционного обучения, тестирования и др. Многие преподаватели, а также студенты (будущие педагоги), отмечают свою слабую подготовленность в области оценивания и измерения, недостаточную осведомленность для осуществления грамотной оценочной деятельности. Преподаватели вузов сетуют на отсутствие в учебном плане специально выделенных на обучение оцениванию часов.

Проблема обучения будущих педагогов оцениванию в последние годы стала предметом активных исследований (Н. Б. Фомина, Д. А. Примеров, В. В. Юшкова, Е. В. Коробейникова, Э. Э. Кожевникова, А. В. Мальцев, М. Ю. Мамонтова, А. И. Субботко и мн. др.), ученые предлагают различные средства, модели формирования оценочных и ква-лиметрических знаний и умений разных категорий педагогов. В связи с насущной необходимостью мы разработали понятие

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Панюшкина М. А. Взаимодействие в системе «студент-ученик» при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 18-21. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo103.

«оценочно-квалиметрические компетенции педагога», под которым понимается сложная система знаний, умений, свойств и качеств психики и личности, требуемых для оценивания и измерения качества образовательных результатов.

На наш взгляд, одним из основополагающих условий результативного обучения оценочной деятельности является взаимодействие участников образовательного процесса. При реализации оценочной деятельности взаимодействие выступает неизменным, ключевым условием, поскольку оценивание наряду со специальными действиями предполагает обратную связь, обмен оценочным опытом и т. д. Понятие «взаимодействие» весьма универсально. Оно занимает центральное место во многих науках, выступая базовой категорией, лежащей в основе любого развития. Взаимодействие достаточно обстоятельно представлено и как понятие, и как проблема в философии, психологии и педагогике. Учеными введено большое количество терминов и понятий, в совокупности характеризующих проблему взаимодействия на понятийно-терминологическом уровне. Под взаимодействием понимается универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние [2]. Данное определение подчеркивает результативную составляющую взаимодействия как нового состояния каждого субъекта взаимодействия, что важно для профессионального становления педагога.

Нами взаимодействие рассматривается в следующих системах: «преподаватель» — «студент», «студент» — «студент», «студент» — «ученик» (см. [1]), что позволяет представить его многопланово и многомерно. В зависимости от субъектов, вступающих в то или иное взаимодействие, меняется и наполняемость, содержание взаимодействия. Данные системы в комплексе отражают процесс подготовки будущих педагогов к реализации объективной оценочной деятельности.

В основе взаимодействия лежит ситуационный подход, предполагающий, с одной стороны, взаимодействие при осуществлении оценочной деятельности, а с другой — рассмотрение субъектов образовательного процесса в качестве активных участников оценивания достижений обучающихся, когда происходит активизация психической активности будущего педагога. Нами вводится понятие «оце-ночно-квалиметрическая ситуация», предполагающее особый вид интеллектуального взаимодействия субъектов, которое характеризуется особым психическим состоянием субъектов при решении ими задач, связанных с оцениванием и измерением учебных результатов.

Остановимся на рассмотрении взаимодействия между студентом —будущим бакалавром педагогического образования — и учеником.

Ситуационный подход позволяет представить процесс обучения как смену различных ситуаций, в частности, оценочных, направленных на развитие у

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Панюшкина М. А. Взаимодействие в системе «студент-ученик» при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 18-21. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo103.

студентов самостоятельности при оценивании, на приобретение ими оценочного опыта. В данных условиях важно также обеспечить благоприятный психологический климат.

Данные ситуации условно подразделяются на два вида:

1. Виртуальная оценочно-квалиметри-ческая ситуация. В данной ситуации студенты отрабатывают и применяют полученные оценочно-квалиметри-ческие знания на аудиторных занятиях, разбирая и анализируя спорные случаи на уроках, дилеммы и примеры посредством видеоматериалов. Рассматриваются особенности оценивания устных и письменных работ. При устном оценивании важна объективная оценочная позиция, умение разъяснить, из чего была выведена та или иная отметка. При оценивании письменных работ необходимо четкое соблюдение согласованных с обучающимися критериев оценки. Будущим педагогам можно также предложить оценочные дилеммы. В процессе взаимодействия студентов заслушиваются их мнения, затем после открытого обсуждения принимается коллегиальное оценочное решение. Такое взаимодействие позволяет настроить студентов на объективность и подготовить их к осуществлению грамотных оценочных действий.

2. Реальная оценочно-квалиметри-ческая ситуация. Такая ситуация

возникает, когда студенты осуществляют оценивание достижений учеников в период прохождения производственной практики в школе. Будущий педагог должен стремиться к включению учащихся в оценочную деятельность через объяснение процедуры оценивания, через совместную разработку критериев оценивания, через обучение учащихся самооцениванию и др. Студенты, как правило, ведут дневники по практике и обычно отмечают в них свои впечатления. Важно, чтобы эти дневники характеризовали оценочные ситуации, фиксировали бы успешные оценочные действия и действия, вызвавшие затруднения у будущих педагогов. После окончания практики организуется встреча со студентами, где происходит обмен оценочным опытом, обсуждение возникших затруднений и поиск выхода из них.

При реализации данных ситуаций происходит процесс обогащения будущих педагогов оценочно-квалиметрическими умениями, увеличение оценочно-квали-метрического опыта.

Таким образом, взаимодействие в системе «студент — ученик» позволяет заложить необходимые основы в виде оценоч-но-квалиметрических знаний и умений, которые студент сможет применить на практике, что впоследствии позволит результативно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность, в частности, оценочную ее составляющую.

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Панюшкина М. А. Взаимодействие в системе «студент-ученик» при формировании оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 18-21. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/1ap2019/kvo103.

Список литературы

1. Панюшкина, М. А. Формирование у будущих педагогов оценочных знаний и умений: Методические рекомендации / М. А. Панюшкина; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. — Казань: Изд-во «Бук», 2017. — 40 с.

2. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков, Л. В. Байбо-родова. — М.: Владос, 2010. — 382 с.

Marina Paniushkina

I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad

The interaction in the system of "student - pupil" in the formation of evaluative qualimetric competencies of future pedagogue

Abstract. This article shows one of the approaches to the decision of the problem of Bachelor of Pedagogy education in evaluation of educational activities. The use of organization of the interaction between future pedagogues and pupils is considered. It is directed to the formation of students' evaluative qualimetric competencies in the process of their professional training. The article includes the description of two underlined situations of pedagogical interaction in the system "student — pupil" using situational approach. The types of evaluative qualimetric situations are presented (virtual and real). Their brief characteristics are given.

Keywords: interaction, interaction in the system «student — pupil», evaluative qualimetric competencies, formation of evaluative qualimetric competencies, future Bachelor of Pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.