Научная статья на тему 'Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников'

Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ В ШКОЛЕ / ГОТОВНОСТЬ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ К ИНКЛЮЗИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SOCIAL PARTNERSHIP RESOURCES / PROBLEMS OF INCLUSION AT SCHOOL / READINESS OF SCHOOL EMPLOYEES FOR INCLUSION / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина А.Б.

В статье приводится классификация проблем инклюзии в школе по субъектам, заинтересованным в эффективности реализации адаптированных программ. Рассматриваются возможности решения ряда проблем инклюзии в школе (информационных, кадровых, административных, материальных) путем результативного взаимодействия с ассоциациями, общественными объединениями, организациями различных министерств (культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты, просвещения, науки и высшего образования), бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of social partnership resources in inclusive school education

The classification of the problems of inclusion in the school by the subjects interested in the effectiveness of the implementation of adapted programs is given. The solution of a number of problems of inclusion at school is considered through effective interaction with organizations of various ministries and businesses.

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников»

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ларина А. Б. Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 59-64. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo110.

А. Б. Ларина | 29061992@rambler.ru

Кандидат педагогических наук

Методист кафедры педагогики и психологии

Калининградский областной институт развития образования

Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников

Аннотация. В статье приводится классификация проблем инклюзии в школе по субъектам, заинтересованным в эффективности реализации адаптированных программ. Рассматриваются возможности решения ряда проблем инклюзии в школе (информационных, кадровых, административных, материальных) путем результативного взаимодействия с ассоциациями, общественными объединениями, организациями различных министерств (культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты, просвещения, науки и высшего образования), бизнеса.

Ключевые слова: ресурсы социального партнерства, проблемы инклюзии в школе, готовность работников школы к инклюзии, повышение квалификации.

Мир постоянно меняется. Школа быстро модернизируется, перестраивается под актуальные потребности общества. Инклюзия в образовании ставит перед школой и обществом новые проблемные вопросы.

Классификация проблем организации инклюзии в образовании легко выстраивается на основе группировки вопросов по субъектам, заинтересованным в эффектах реализации адаптированных программ. Можно выделить следующие проблемные вопросы, решаемые в новых инклюзивных ситуациях:

- инклюзивная готовность администрации, специалистов, педагогов;

- индивидуализация образовательных траекторий, обусловленная требованием формирования у подрастающего человека со специфическими потребностями при получении образования в интенсивно изменяющейся реальности новых качеств;

- недостаточное количество специалистов, обеспечивающих спецификацию адаптированной образовательной траектории;

- готовность образовательных организаций создавать реально необходимые современные условия с учетом индивидуализации и специфики структуры дефекта;

- осознание обществом идей инклюзии, зарождение новой культуры

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ларина А. Б. Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 59-64. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo110.

инклюзивного общения, инклюзивная настроенность родительской общественности; - действия государства в части обеспечения инклюзии в образовании.

Выделенные вопросы обусловлены нехваткой внутренних информационных, кадровых, административных, материальных ресурсов школ в части обеспечения инклюзии в школе.

Изучение возможностей социального партнерства в условиях инклюзии в школе привлекает внимание исследователей (С. В. Алехина, Н. П. Артюшенко, А. Л. Битова, А. Ж. Мюллер, Л. И. Самохва-лова, З. М. Усова, Н. Ю. Флотская, Д. Хэйз) [1], однако в настоящее время тема недостаточно рассмотрена, поскольку она стала активно обсуждаться только последние годы.

В первую очередь авторами упоминаются проблемы взаимодействия медицинского, педагогического, родительского и общественного сообществ в целях результативной социализации обучающихся с особыми потребностями при реализации образовательных программ [7]. Ряд исследователей [20] рассматривают проблемы создания системы социальных партнеров среди образовательных организаций, бизнес-сообщества в связи с функциями государства как института управления [9].

Будем опираться на определение понятия «ресурс» в следующих трактовках, имеющихся в современных словарях:

«возможность, к которой можно прибегнуть при необходимости» [16], «средство, к которому обращаются в нужном случае» [17].

Вслед за Н. А. Дроздовым, И. М. Ремо-ренко будем считать, что партнерство — это совместная распределенная коллективная деятельность, которая дает позитивные эффекты [2].

Рассмотрим возможности применения социального партнерства с точки зрения решения проблем современной инклюзивной школы применительно к Калининградской области, считая, что ресурсы партнерства в инклюзивном образовании — это возможности, средства для коллективной деятельности по эффективной реализации адаптированных программ.

Во-первых, партнерство в части подготовки кадров. Как уже отмечалось, особенностью современного этапа протекания инклюзивных процессов является осознание необходимости увеличения количества работников, осуществляющих административное, социальное, психологическое, педагогическое, медицинское, техническое сопровождение детей со специфическими потребностями при реализации образовательной траектории в инклюзивной школе и их готовность к новому виду деятельности, которая предполагает овладение новым спектром компетенций [18].

С одной стороны, перечень новых компетенций задается требованиями

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ларина А. Б. Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 59-64. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo110.

разработанных профессиональных стандартов [11, 12, 13]; с другой стороны, обязанности образовательных организаций в части обеспечения подготовки и переподготовки работников к деятельности в условиях инклюзии в школе закреплены нормативно: «должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и / или введения ФГОС НОО ОВЗ и / или ФГОС О у/о, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца» [10].

Региональные особенности, запросы времени и работников инклюзивных школ являются причинами обновления содержания бюджетных и внебюджетных программ повышения квалификации по данному направлению, в том числе реализуемых Калининградским областным институтом развития образования.

В очную и дистанционную части программ для психологов, логопедов, дефектоло-гов, учителей, воспитателей, методистов, составляющих и реализующих адаптированные программы для обучающихся со специфическими образовательными потребностями, включены теоретические и практические вопросы получения образования в условиях инклюзии.

Востребованы специализированные программы, созданные для освоения новых инклюзивных компетенций

педагогических (108 часов) и административных работников (36 часов — очная часть, 36 часов — дистанционная часть), остро необходимых в условиях постоянного изменения новых стандартов. Следующий вариант — углубленное изучение программ переподготовки, приобретение права ведения нового вида деятельности по наиболее востребованным в регионе видам деятельности (учитель-логопед, педагог-дефекто-лог) [8].

Притоку в школы волонтеров и молодых специалистов может способствовать взаимодействие с Балтийским федеральным университетом имени И. Канта, в котором в программы обучения будущих педагогов включены предметы, в рамках которых студенты осваивают азы работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Во-вторых, поскольку коррекционная работа предполагает «систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей» и обеспечивает «осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК)» [14], требуются договоры с центрами

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ларина А. Б. Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 59-64. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo110.

сопровождения и ПМПК [21], учреждениями здравоохранения, а в случаях реализации некоторых вариантов — с социальными учреждениями [15].

В-третьих, выделим следующую мощную группу ресурсов: общеобразовательные организации дополнительного [5] и общего образования, специализирующиеся на реализации программ с учетом индивидуализации и учета структуры дефекта [3], учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки, центры), которые помогут школам реализовать программы социализации путем привлечения огромного количества педагогов.

Общественные организации Калининградской области активно реализуют различные проекты, способствующие профессиональной ориентации, социализации школьников с инвалидностью, распространению идей использования партнерства при инклюзии в школе [4].

Необходимо также партнерство с учреждениями среднего профессионального образования, которое позволит путем реализации сетевых программ познакомить обучающихся с перечнем доступных к освоению профессий, освоить их основы еще в период обучения в школе.

Эффективности инклюзивных программ социализации будет способствовать и реализация проектов при финансовой поддержке государства [19] и бизнеса [6], фондов, ведущих активную деятельность в направлении поддержки детства.

Список литературы

1. Всероссийская конференция «Социальное партнерство в инклюзивном образовании» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edu-open.ru/ Default.aspx?tabid=591 (дата обращения: 07.01.2019).

2. Дроздов, Н. А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия [Электронный ресурс] / Н. А. Дроздов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2016. — № 180. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovanii-suschnost-i-soderzhanie-ponyatiya (дата обращения: 08.01.2019).

3. Инклюзивное и коррекционное образование [Электронный ресурс]. — URL: https://edu.gov39.ru/edu/corr/ (дата обращения: 08.01.2019).

4. Калининградская ассоциация молодых инвалидов «Аппарель» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.apparel.ru/ (дата обращения: 08.01.2019).

5. Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ecocentr39.ru/napravleniya/ (дата обращения: 08.01.2019).

6. Лукойл. Конкурс социальных и культурных проектов [Электронный ресурс]. — URL: http://kmn.lukoil.ru/ ru/Responsibility/SocialProject (дата обращения: 08.01.2019).

7. Михайлова, А. В. Социальное партнерство в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / А. В. Михайлова // Сборник материалов Ежегодной международной

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ларина А. Б. Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 59-64. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo110.

научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2015. — URL: https://cyberLeninka.ru/ article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-inklyuzivnom-obrazovanii (дата обращения 07.01.2019).

8. Образовательные программы, реализуемые институтом [Электронный ресурс]. — URL: https://www.koiro.edu. ru/institute/obrazovanie/uchebnie_ programmi.php (дата обращения: 08.01.2019).

9. Панченко, О. Л. Социальное партнерство в инклюзивном образовательном поле как механизм непрямого государственного управления [Электронный ресурс] / О. Л. Панченко, В. Д. Парубина // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015. — № 3 (18). — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id = 24925667 (дата обращения: 01.12.2018).

10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71254376/#ixzz5cBSw8yn5 (дата обращения: 08.01.2019).

11. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

12. Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении

профессионального стандарта

«Специалист в области воспитания».

13. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопе-дагог, тифлопедагог)» (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016).

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

15. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» [Электронный ресурс]. — URL: http://osobiy-rebenok.klgd.socinfo.ru/regulations (дата обращения: 08.01.2019).

16. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. — URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/efremo va/238371/%D0%A0%D0%B5% D1 % 81 % D1 % 8 3 % D1 % 8 0 % D1 % 81 (дата обращения: 07.01.2019).

17. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. — URL: https://dic. academic.ru/dic.nsf/ushakov/1009458 /%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A3 %D0%A0%D0%A1 (дата обращения: 07.01.2019).

18. Фонд президентских грантов. Поддержка проектов в области науки и образования, просвещения. 8. Продвижение и расширение практики инклюзивного образования

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ларина А. Б. Использование ресурсов социального партнерства в инклюзивном образовании школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 59-64. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo110.

[Электронный ресурс]. — URL: https:// www.apparel.ru/ (дата обращения 08.01.2019).

19. Хитрюк, В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Хитрюк Вера Валерьевна. — Калининград, 2015. — 55 с.

20. Хуснутдинова, Н. Р. Социальное партнерство в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. —URL: https:// www.slideshare.net/Laboratory_ socmonitor/ss-64199847 (дата обращения: 01.12.2018)

21. Центр диагностики и консультирования детей [Электронный ресурс]. — URL: http://cdik.net// (дата обращения: 08.01.2019).

A. B. Larina

Kaliningrad Regional Institute of the educational development

Use of social partnership resources in inclusive school education

Abstract. The classification of the problems of inclusion in the school by the subjects interested in the effectiveness of the implementation of adapted programs is given. The solution of a number of problems of inclusion at school is considered through effective interaction with organizations of various ministries and businesses.

Keywords: social partnership resources, problems of inclusion at school, readiness of school employees for inclusion, advanced training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.