Научная статья на тему 'Представление родителей о школьной медиации'

Представление родителей о школьной медиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ / РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИАЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / PARENTAL UNIVERSAL EDUCATION / PARENTAL COMPETENCE / MEDIATION / PARENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюнина М.Ю.

В статье описана сложившаяся ситуация с родительским просвещением. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается современная семья. В статье представлены возможные варианты выхода из конфликтов, возникающих в семье и школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of parents on school mediation

Parents do not pay enough attention to resolving domestic conflicts. Relationships between children and parents, children and grandparents, children and peers are considered an internal affair of the family. Moreover, parents most often resolve these conflicts without taking into account the true state of affairs, without listening to the parties to the conflict, which aggravate the situation. Lack of pedagogical knowledge, knowledge of the psychology of the child, focus on advice from the media leads to the fact that children begin to hide their problems from their parents.

Текст научной работы на тему «Представление родителей о школьной медиации»

УДК 37.018.262

КАЛИНИНГРАДСКИЙ Матюнина М. Ю. Представление родителей о школьной

ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ медиации // Научно-методический электронный

журнал «Калининградский вестник образования». Нау4н0-мет0дическии _ 2019. - № 1 (апр ель). — С. 65-69. — URL: https://

электронный журнал koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo111.

М. Ю. Матюнина | Marysja132007@yandex.ru

Старший преподаватель Калининградский институт экономики

Представление родителей о школьной медиации

Аннотация. В статье описана сложившаяся ситуация с родительским просвещением. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается современная семья. В статье представлены возможные варианты выхода из конфликтов, возникающих в семье и школе.

Ключевые слова: родительский всеобуч, родительские компетенции, медиация, родительское просвещение.

Личность ребенка начинает формироваться в семье с самого рождения. Каким вырастет человек, что сформирует его натуру, во многом зависит от морального климата в семье. Семья — та среда, что определяет наши взгляды на мир, нравственные устои и базовые ценности, формирует наши отношения с окружающими. К сожалению, не все родители осознают, что первыми учителями в жизни каждого являются папа и мама.

Сражаясь с асоциальными явлениями (беспризорность, алкоголизм, наркомания и т. п.), государственные и муниципальные учреждения борются с результатами разрушения института семьи. Несмотря на большое количество муниципальных и частных центров семьи, данные структуры имеют дело лишь

с последствиями, не решая основную проблему — некомпетентность родителей. Система образования переживает десятки реформ, что практически никак не отражается на формировании ответственного родительства. Молодые и немолодые супруги не умеют выстраивать отношения не только с детьми, но и друг с другом, плохо представляют планирование собственной жизни.

Если учесть, что, взрослея, дети повторяют образ жизни родительской семьи, выстраивая отношения в семье — с мужем / женой и детьми — так же, как их папа и мама, то важность образования детей как будущих родителей возрастает.

Исследования показывают, что старые подходы к семье ушли в прошлое, а новые не сформированы. Отсутствие в обществе нравственных критериев привело к тому, что в семье не умеют заботиться друг о друге, не понимают, как любить друг друга, как воспитывать детей [3].

Государство признало роль семьи в воспитании детей, о чем говорится в статье 38 Конституции РФ, которая определяет, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей [1].

УДК 37.018.262

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюнина М. Ю. Представление родителей о школьной медиации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 65-69. - URL: https:// koirojournaL.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo111.

В п. 1. статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [5].

Самостоятельно, без помощи специалистов многие родители с этими обязанностями не справляются. С целью реализации программы развития воспитания в системе образования России на 19992001 годы в декабре 2000 года было проведено Всероссийское родительское собрание «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры», в рамках которого были разработаны методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей, в том числе восстановление системы психолого-педагогического просвещения родителей [4].

Педагог А. С. Макаренко писал о том, что семьи бывают разные: и хорошие, и плохие, и дать гарантии тому, что семья сможет воспитать ребенка как следует, невозможно. Поэтому имеется необходимость в организации семейного воспитания, которым должна заняться школа [2, с. 104].

Чтобы ребенок нормально развивался, необходимо внимание родителей. Родители должны постоянно интересоваться им: нетолько гастрономическими пристрастиями, самочувствием, играми, но и его настроением. Уметь чувствовать ребенка, поддерживать в неудачах, ориентировать на успех должен каждый родитель.

Семейные ценности напрямую связаны как с конфликтностью ребенка, так и с его школьными успехами. От того, какое место у папы и мамы занимает семья, близкие родственники (родители, супруг, дети и т. п.), насколько дорожат они семейным уютом, построением внутрисемейных отношений, зависит коммуникабельность ребенка. У ребенка, чувствующего поддержку семьи, и оценки выше. Грамотно построенные отношения в семье свидетельствуют о психологической компетентности родителей, от которой зависит, комфортно ли будет чувствовать себя ребенок в школе, будут ли бесконфликтны его отношения с другими учениками, станет ли он успевать по всем предметам или наоборот. В то же время родители пока не готовы говорить с педагогами о семейных проблемах и видеть связь между конфликтами ребенка в школе и атмосферой в семье.

Родители и педагоги переоценивают роль современных технологий и материальной базы в воспитании детей. Считалось, что чем выше такие вложения, тем выше будет успеваемость и качество знаний. Как показывает практика, средства нужны для работы с семьей, в ее просвещении и формировании родительских компетенций.

Родители не придают должного внимания разрешению домашних конфликтов. Взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и бабушками-дедушками, детьми и сверстниками считаются внутренним делом семьи. Более того: родители чаще всего разрешают данные

УДК 37.018.262

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюнина М. Ю. Представление родителей о школьной медиации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 65-69. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo111.

конфликты без учета истинного положения дел, не выслушивая обе стороны, чем усугубляют ситуацию. Отсутствие педагогических знаний, понимания психологии ребенка, ориентация на советы из средств массовой информации приводят к тому, что дети начинают скрывать свои проблемы от родителей, а те, в свою очередь, делают вид, что никаких проблем не существует.

Институт медиации, который начал складываться в России в 2012 году, еще совсем молодой, информации о нем практически нет. Исследования средств массовой информации Калининградской области показали, что все упоминания о медиации, в том числе семейной, относятся к 2012-2013 гг., когда при торгово-промышленной палате был создан Совет по вопросам развития медиации в Калининградской области. Развитие медиации в регионе пошло по двум направлениям: для разрешения споров в сфере бизнеса и в образовании (школьная медиация). Семейная медиация, формирование семейной компетентности по разрешению споров оказались невостребованными.

В рамках изучения вопроса о роли медиации в разрешении конфликтов среди учащихся, учащихся и учителей, учащихся и родителей в 2018 году было проведено исследование в нескольких калининградских школах. Всего в анкетировании приняло участие 100 родителей. По мнению большинства родителей (65 % опрошенных), конфликты возникают потому, что дети не умеют

договариваться между собой; при этом 35 % анкетируемых относят это к различиям в воспитании детей.

В то же время участники опроса подтверждают, что им самим не хватает знаний психологии (65 %), конфликтологии (30 %), педагогики (4,5 %), знания российского законодательства (0,5 %) для урегулирования конфликтов с учителями и членами своей семьи по вопросам обучения и воспитания детей.

Родители не имеют четкого представления о том, кто должен помогать в разрешении конфликтов. Мнения опрошенных разделились. Часть (48 %) считает, что это должен делать классный руководитель, почти такое же число (46 %) полагают, что разрешить конфликт способны сами его участники. Остальные (директор, психолог, школьная служба медиации) получили по 2 %. Правда, пояснить, как сами учащиеся будут находить компромисс, опрошенные не смогли.

Родители в большинстве случаев не готовы урегулировать свои семейные конфликты по вопросам обучения и воспитания детей с представителями образовательного учреждения. Так, 50 % опрошенных готовы урегулировать свои семейные конфликты, но только с участием юристов, психологов, медиаторов, не имеющих отношения к школе; 25 % — со школьными психологами; 10 % — согласны пойти в школьную конфликтную комиссию, столько же — в школьную службу медиации. Остальные считают, что это их личное дело.

УДК 37.018.262

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюнина М. Ю. Представление родителей о школьной медиации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 65-69. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo111.

В итоге мы видим, что у современного родителя нет четкого понимания того, как можно помочь своему ребенку в урегулировании конфликтов. Они надеются, что ребенок либо сам разберется, либо ему поможет классный руководитель. В то же время родители отдают себе отчет в том, что не имеют специальных знаний и навыков по выходу из конфликта как внутри своей семьи, так и связанных с ребенком, и нуждаются в помощи специалистов (психологов, медиаторов). Это говорит о том, что родителям необходимо получать специальные знания и навыки в рамках Родительского всеобуча. Это подтверждается и данными опроса, проводившегося в Калининграде в 2018 году, результаты которого показали, что большинство опрошенных выразило желание посещать занятия для родителей.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.constitution.ru/ (дата обращения: 05.03.2019).

2. Макаренко, А. С. Собрание сочинений: в 5 т. / А. С. Макаренко; под общ. ред. А. Терновского. — Т. 4: Книга для родителей: рассказы. — М.: Правда, 1971. — 432 с.

3. Маркова, М. Н. Система психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей как одно из условий реализации Указа президента № 761 от 01.06.2012 г. [Электронный ресурс] / М. Н. Маркова. — URL: https://infourok.ru/ sistema-psihologopedagogicheskoy-podderzhki-semi-i-povisheniya-pedagogicheskoy-kompetentnosti-roditeley-kak-odno-iz-usloviy-real-501053.html (дата обращения: 05.03.2019).

4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 января 2001 года № 90/30-16 «О Всероссийском родительском собрании «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры»» [Электронный ресурс]. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/901790624 (дата обращения: 05.03.2019).

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.03.2019).

УДК 37.018.262

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюнина М. Ю. Представление родителей о школьной медиации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 65-69. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo111.

M. Y. Matyunina

Senior Lecturer

Kaliningrad Institute of Economics

Representation of parents on school mediation

Abstract. Parents do not pay enough attention to resolving domestic conflicts. Relationships between children and parents, children and grandparents, children and peers are considered an internal affair

of the family. Moreover, parents most often resolve these conflicts without taking into account the true state of affairs, without listening to the parties to the conflict, which aggravate the situation. Lack of pedagogical knowledge, knowledge of the psychology of the child, focus on advice from the media leads to the fact that children begin to hide their problems from their parents.

Keywords: parental universal education, parental competence, mediation, parental education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.