Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов'

Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СПОСОБНОСТИ / ОДАРЕННЫЕ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ / INDIVIDUALISATION OF EDUCATION / DIFFERENTIATION OF EDUCATION / SKILLS / TALENTED PRIMARY SCHOOL PUPILS / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Ольга Валерьевна

В статье представлен анализ проблем, описание сущности индивидуализации обучения одаренных младших школьников в условиях обычного (коллективного) обучения и разработаны оригинальные технологии формирования учебно-познавательных умений в разных предметных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualisation of education of talented primary school pupils: methodical recommendations for primary school teachers

The article presents analysis of problems, description of nature of individualisation of education of talented primary school pupils in the conditions of traditional education. The original methods of development of educational and cognitive skills in the different subject fields are invented.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов»

УДК 376.545

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 17-22. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo203/

Копылова Ольга Валерьевна | o.kopylova@koiro.edu.ru

Кандидат педагогических наук

Методист кафедры педагогики и психологии

Калининградский областной институт развития образования

Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов

Аннотация. В статье представлен анализ проблем, описание сущности индивидуализации обучения одаренных младших школьников в условиях обычного (коллективного) обучения и разработаны оригинальные технологии формирования учебно-познавательных умений в разных предметных областях.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, способности, одаренные младшие школьники, формирование учебно-познавательных умений.

В современном обществе сложилась новая социокультурная ситуация, которая стимулировала возникновение и реализацию новых образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей самого человека. Общество заинтересовано в переходе от «средней» школы к школе будущего, которая должна стать школой оригинальных творческих индивидуальностей. Практика же обучения показывает: современная организация реального учебного процесса такова, что талантливые, одаренные ученики занимаются намного

ниже своих способностей, выполняют общие со всеми обучающимися задания, не могут должным образом проявить инициативу, познавательную самостоятельность, не имеют возможности свободного выбора и выполнения работы в индивидуальном стиле. Таким образом, не применяются принципы системно-деятель-ностного подхода, рекомендованного требованиями ФГОС НОО, а, напротив, преобладают копирование с «образца», подсказки, инструкции учителя.

Наши рекомендации помогут педагогам найти способы применения индивидуализации обучения одаренных младших школьников на разных уроках в начальной школе.

Логика изложения требует определить содержание указанных понятий. К одаренным (способным) мы относим младших школьников, имеющих высокие познавательные способности. Способности мы определяем как индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения учебной деятельности. Одаренными мы будем называть тех младших школьников, которые

УДК 376.545

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 17-22. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo203/

при прочих равных условиях резко выделяются высоким уровнем интеллекта. Выявить группу одаренных (способных) детей можно с помощью сочетания результатов следующих путей:

1) тестирования интеллекта, а именно общих умственных способностей — памяти, внимания, мышления;

2) наблюдения, особенно письменного, нескольких наблюдающих;

3) социолого-педагогических методов — анкетирования, интервьюирования — используемых для изучения мнений родителей и самого ученика.

Индивидуализация обучения — это организация урока либо внеурочной деятельности, выстраивающая индивидуальные маршруты ученика.

Часто смешиваются понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Дифференциация — такая форма учебной работы, когда на основании способностей детей разбивают на группы для выполнения отдельных заданий. Несомненно, дифференциация и индивидуализация обучения тесно взаимосвязаны.

Следует также разграничивать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». В первом случае речь идет о принципе обучения, а во втором — его воплощении в различных формах, методах и приемах обучения.

Каковы же наиболее эффективные пути индивидуализации обучения способных младших школьников?

Рассмотрим их подробно с точки зрения применения на уроках.

Дифференциация. Работа по плану Трампа

Выше уже было обозначено, что дифференциация — это работа по подгруппам. Мы рекомендуем на уроках использовать работу по плану Трампа: сначала изучаемый материал полностью преподносится всему классу, далее класс делится на группы по способностям, которые выполняют задания различных уровней сложности и объема. После этого группы дробят в пары для отработки, детализации или преобразования выполненных заданий. Завершающий этап — полностью индивидуальное творческое задание каждому ученику.

Фронтальная работа

Для одаренных младших школьников из видов фронтальной, то есть общеклассной, работы необходимы следующие:

- погружение в проблемную ситуацию, требующую исследований;

- дискуссия;

- ролевая игра в воображаемой ситуации;

- эвристическая беседа;

- творческий пересказ;

- сообщение, доклад, презентация учителя вместе с учеником.

Самостоятельная индивидуализирован -ная работа

Самостоятельной является такая работа, при которой школьникам даются совершенно различные, в соответствии с их способностями, задания. Они могут быть

УДК 376.545

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 17-22. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo203/

на карточках и иметь разные уровни сложности (трудный, средний и легкий); возможны индивидуальные научные сообщения с изучением дополнительной литературы. Можно основное задание давать по учебнику, а дополнительные, варьирующие задания разрабатывать и предлагать детям для свободного выбора.

Изучение темы (курса) в индивидуально различном темпе

Этот вид индивидуализации предусматривает ускоренный темп обучения (акселерацию) для одаренных учеников. Так можно поступить и при изучении различных тем: наиболее сложные из них изучаются отдельно со способными младшими школьниками, например, организуются факультативы с углубленным изучением какого-то предмета с включением данных тем.

Открытое обучение

Как доказала вальдорфская педагогика, для настоящего таланта нет ничего страшнее, чем система нивелировки, «причесывания» всех и каждого под одну гребенку. Открытое обучение, наоборот, позволяет раскрыться таланту. Оно не ограничено известными рамками программ, норм, стандартов, идет от запросов учащихся и их родителей. После широкого применения в США эта система потерпела фиаско: упал уровень знаний и твердых умений, ухудшилась дисциплина. Это произошло не потому, что система открытого обучения неуспешна, а потому, что педагоги абсолютизировали естественную любознательность

детей и их потребность в знаниях. В школах открытого обучения отменили обязательный учебный план, программу; ученики сами должны были отыскивать содержание изучаемого, классно-урочная система была ликвидирована; учитель являлся только консультантом, а не управлял учебным процессом.

В вальдорфской педагогике используются элементы открытого обучения. Предметы изучаются по периодам. После завершения периода, например, математики, который длится три-четыре недели, наступает черед следующего предмета, а пройденный оставляют на время, чтобы вернуться к нему на новом уровне осмысления. В середине дня главенствуют художественные предметы, а заключительная часть дня принадлежит ремеслам.

Если ребенок не справился с заданием, его не станут ругать, психолого-педагогическая концепция открытого обучения в вальдорфской педагогике просто не допускает подобных отношений. Оцениваются знания, незнание не нуждается в оценке. Практикуются широкие праздники, демонстрирующие познания и уровень их освоения детьми.

Учителю начальной школы, реализующему индивидуализацию обучения одаренных детей, рекомендуем использовать основы вальдорфской педагогики [2, 5].

Обогащение знаний

Существует два вида обогащения знаний: горизонтальное и вертикальное,

УДК 376.545

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 17-22. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo203/

соответственно, учитель расширяет либо углубляет уровень знаний и умений детей. Способных учеников надо обогащать в тех областях, где они наиболее сильны; также нужно обогащать их учебно-познавательные умения.

Рассмотрим систему обогащения учебно-познавательных умений подробнее. В каждом блоке мы будем рекомендовать, к каким авторам, исследовавшим этот вопрос, можно обращаться для его более глубокого изучения.

Формирование учебно-познавательных умений

Мы предлагаем следующую классификацию учебно-познавательных умений:

1) базовые (скорость чтения);

2) общедеятельностные (знаково-сим-волическая деятельность, запоминание, сотрудничество, планирование, внимание);

3) логические (приемы развития логического мышления);

4) самообразовательные (работа с текстом, слуховая информация, план, конспект);

5) организационные;

6) специальные.

Очевидно, что крупные группы умений классифицируются на более мелкие, а те, в свою очередь, на несколько «шагов». Мелким умениям надо обучить детей в отдельности, затем сформировать в целостные умения и обобщить в единую систему алгоритмов учебно-познавательных умений. Рассмотрим некоторые из них подробнее [4].

Чтение

Чтение является одним из базовых умений и одновременно универсальным учебным действием младших школьников. Особенно важна для индивидуализации обучения способных младших школьников и развития их познавательной самостоятельности скорость чтения. Выполнение любого самостоятельного задания начинается с прочтения ребенком условия, за него читать взрослому не нужно, ученик должен это делать сам, вникая в смысл условия. В зависимости от скорости чтения младший школьник, у которого сам процесс чтения сопряжен с определенными трудностями, может выполнить больше или меньше заданий за данный отрезок времени, например, за урок. Другая сторона процесса ознакомления с заданием — это осознанность чтения.

Система зрительных диктантов, разработанная И. Т. Федоренко, состоит из 18 наборов по 6 предложений. Секрет технологии в том, что «длина» слов увеличивается от диктанта к диктанту, а время на чтение и запоминание текста, напротив, остается одинаковым или уменьшается. По мере выполнения этих диктантов происходит маленькое «чудо»: возрастает скорость чтения младших школьников. Рекомендуем учителям начальной школы эту технологию к использованию [9].

Общедеятельностные умения

Для формирования этой группы умений мы рекомендуем обратиться к трудам П. Я. Гальперина [1], Н. Г. Салминой [7], Ю. П. Саламатова [6].

УДК 376.545

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 17-22. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo203/

Формирование внимания

Внимание — это действие контроля, которое выполняется в уме, сокращенно и автоматизировано. Начинать формировать внимание у младших школьников надо с проверки текста с ошибками, провести 20-25 занятий по 25-35 минут каждое. Затем целесообразно перенести действие контроля на другой материал — проверку правильности узора, нахождение различий в картинках, одинаковых изображений и т. п.

Планирование

Учим планировать свою деятельность в виде проговаривания, составления плана, схемы будущих действий [1].

Сотрудничество

Умение сотрудничать приходит к детям при работе парами или группами; причем важно давать задания таким образом, чтобы обязанности распределялись самостоятельно.

Моделирование

Моделирование — очень важное для младших школьников умение. В деятельность моделирования входят действия, которым необходимо учить отдельно: сначала пользоваться предметами, моделями, схемами, алгоритмами, а потом постепенно переходить на моделирование «в уме» [7]. Важно учить рефлексии и адекватной оценке полученного результата [6].

В результате применения моделирования при ознакомлении с пространственными

отношениями, в конструирующей деятельности, при обучении грамоте, при ознакомлении с детской художественной литературой, с логическими заданиями существенно повышается умственное развитие, показатели интеллекта ребенка.

Список литературы

1. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. / Я. П. Гальперин. — М: Изд-во МГУ, 2016. — 150 с.

2. Горохова, Т. А. Маленький принц в вальдорфской школе. / Т. А. Горохова.

— М: Изд-во МГУ, 2014. — 26 с.

3. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. / А. К. Громцева. — М: Просвещение, 2017. — 144 с.

4. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления младших школьников. / А. З. Зак. — М: Просвещение, 2016. — 152 с.

5. Родионова, Л. Г. О вальдорфской педагогике. / Л. Г. Родионова. — М: Просвещение, 2013. — 34 с.

6. Саламатов, Ю. П. Как стать изобретателем. / Ю. П. Саламатов. — М: Просвещение, 2015. — 240 с.

7. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении. / Н. Г. Салмина. — М: Изд-во МГУ, 2017. — 286 с.

8. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И. Э. Унт. — М: Просвещение, 2016. — 188 с.

9. Федоренко, И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. / И. Т. Федоренко.

— М: Просвещение, 2017. — 94 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 376.545

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Копылова О. В. Индивидуализация обучения одаренных младших школьников: методические рекомендации для учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 17-22. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo203/

Olga V. Kopylova

Kaliningrad regional institute of education development

Individualisation of education of talented primary school pupils: methodical recommendations for primary school teachers

Abstract. The article presents analysis of problems, description of nature of individualisation of education of talented primary school pupils in the conditions of traditional education. The original methods of development of educational and cognitive skills in the different subject fields are invented.

Keywords: individualisation of education, differentiation of education, skills, talented primary school pupils, development of educational and cognitive skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.