Научная статья на тему 'Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы'

Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТРОВЕРТЫ / ЭКСТРАВЕРТЫ / ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ XXI ВЕКА / INTROVERTS / EXTRAVERTS / EDUCATION / MODERN EDUCATION / XXI-CENTURY'S SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейдт Валерия Павловна

В статье кратко представлены типологические характеристики интровертов и экстравертов, а также приведена обобщающая информация об особенностях обучения интровертов и экстравертов в соответствии с особенностями их личности. Дано объяснение, почему в заглавии и содержании статьи используется понятие «экстравертированный подход». Обозначены современные тенденции в сфере образования, тем самым показана взаимосвязь между моделью современного специалиста и набором типологических черт экстраверта. Спрогнозированы риски, связанные с массовым внедрением экстравертированного подхода в практику российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вейдт Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introverts’ education at the time of extraversion approach: actualization of the problem

Typical characteristics of introverts and extraverts are briefly presented in this article. Generalized information about particularities introverts’ and extravertseducation in accordance of characteristics of their personalities is held. The explanation why is the notion: “the extraversion approach“ used in the heading and the content is given. Modern trends in the educational sphere are denoted, so the interaction between the model of the modern specialist and the set of typical characteristics of the extravert is shown. The risks are predicted connecting with the massive perpetration of extraversion approach in the practice of Russian education.

Текст научной работы на тему «Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы»

УДК 37.032

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 4-10. — URL: https://koirojour-nal.ru/realises/g2019/2juL2019/kvo201/

Вейдт Валерия Павловна | [email protected]

Кандидат педагогических наук

Проректор по научно-методической работе

Калининградский областной институт развития образования

Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы

Аннотация. В статье кратко представлены типологические характеристики интровертов и экстравертов, а также приведена обобщающая информация об особенностях обучения интровертов и экстравертов в соответствии с особенностями их личности. Дано объяснение, почему в заглавии и содержании статьи используется понятие «экстравертиро-ванный подход». Обозначены современные тенденции в сфере образования, тем самым показана взаимосвязь между моделью современного специалиста и набором типологических черт экстраверта. Спрогнозированы риски, связанные с массовым внедрением экс-травертированного подхода в практику российского образования.

Ключевые слова: интроверты, экстраверты, обучение, современное образование, навыки XXI века.

В настоящее время сфера образования приобрела мощнейшую поддержку в виде теоретических моделей обучения, описание которых представлено в том числе в документах федерального

значения (например, ФГОС всех уровней образования). Хотя индивидуальный подход (не путать с индивидуализацией образования!) является сегодня одной из ключевых тенденций, существует высокая вероятность упустить отдельные риски, связанные с обучением человека, не желающего (и, главное, не могущего) учиться в команде.

Таким образом, настоящая статья актуализирует проблему обучения интровертов в условиях преобладающей тенденции к групповым формам работы с целью развития ключевых навыков XXI века — коммуникации и кооперации.

Перед тем как приступить к прогнозированию рисков, имеет смысл рассмотреть основные понятия, употребляемые в настоящей работе.

Теоретической основой для типологи-зации людей как интровертов и экстравертов служит концепция К. Г. Юнга (см. работу «Психологические типы»), в соответствии с которой выделяются экс-травертированный тип личности — тот,

УДК 37.032

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 4-10. — URL: https://koirojour-nal.ru/realises/g2019/2juL2019/kvo201/

чья жизненная сила (по Юнгу — либидо) черпается из внешнего мира — и интро-вертированный, психическая энергия которого соответственно хранится во внутреннем мире человека [9].

Важно отметить мысль К. Г. Юнга о том, что практически любой человек обладает чертами обоих типов — и интроверта, и экстраверта. Хотя «чистые» типы в жизни встречаются достаточно редко, все-таки можно наблюдать превалирование одних характеристик личности над другими.

Таким образом, интроверсия / экстраверсия — это психические особенности человека, характеризующие либо преимущественную направленность личности на внутренний мир (у интровертов), либо на мир внешний (у экстравертов).

Основные различия между интровертами и экстравертами заключаются в том, что последние импульсивны, зависимы от мнения других людей, склонны идти на риск, коммуникабельны, зависимы от внешней среды. В противовес им интроверты, напротив, тщательно продумывают линию своего поведения, действуют в соответствии с собственными правилами и принципами, меньше поддаются влиянию окружения, тяжело устанавливают межличностностную коммуникацию [4, с. 135].

Обратимся к статистике. По мнению авторитетного американского психотерапевта и исследователя М. Лэйни, примерное соотношение интровертов

и экстравертов составляет один к трем [6]. Данную пропорцию принято считать верной, тем не менее, подтвердить и / или опровергнуть соотношение 1:3 в настоящее время достаточно сложно.

Конечно, не стоит впадать в крайности, забывая о возрастных особенностях детей, связанных с социальной ситуацией развития. Так, современные исследования демонстрируют [3, с. 41], что младшие школьники более интровертированны, нежели подростки. Подобное массовое (то есть типичное практически для всех) распределение учащихся на интровертов и экстравертов в соответствии с возрастными особенностями детей объясняется двумя причинами. Во-первых, учащиеся начальных классов вынуждены приспосабливаться к новой для них учебной среде, что подразумевает не только овладение принципиально иными способами переработки учебной информации, но и выстраивание отношений с одноклассниками и учителем, в том числе усвоение целого ряда социальных требований. Естественно, психическая энергия младших школьников по большей части направлена внутрь себя. Вторая причина кроется в ведущем типе деятельности подростков — интимно-личностном общении со сверстниками. Желание ребенка самоутвердиться в коллективе объясняет, почему подростки направляют свою жизненную силу вовне, а не внутрь себя. Таким образом, при планировании образовательного процесса с учетом подбора различных форм и методов работы для детей с разным типом

УДК 37.032

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 4-10. — URL: https://koirojour-nal.ru/realises/g2019/2juL2019/kvo201/

темпераментов педагогу стоит учитывать допущение, что интровертированность как характеристика личности в определенный возрастной период более присуща младшим школьникам, а экстравер-тированность — подросткам.

Однако в силу того, что особенности темперамента есть врожденные характеристики, ярко выраженных экстравертов можно наблюдать и в младших

классах одновременно с ярко выраженными интровертами в подростковом возрасте. Начиная с юношеского возраста типологические черты проявляются еще отчетливее.

В таблице 1 приведена обобщающая информация об особенностях обучения интровертов и экстравертов в соответствии с их типологическими характеристиками.

Критерий Интроверты Экстраверты Примечания (в квадратных скобках приведена ссылка на исследование)

Предпочитаемый способ усвоения и / или переработки новой учебной информации Стратегия — самостоятельное обдумывание. Быстрее всего новый материал усваивается в ходе выполнения коротких письменных упражнений Стратегия — активный способ. Предпочтение отдают командным упражнениям, в т. ч. коллективному обсуждению проблем (например, в форме учебных дискуссий или дебатов), а также экспериментированию и решению кейсовых заданий Работа в небольшой группе (по 3-4 человека) полезна как интровертам, так и экстравертам, поскольку позволяет удерживать внимание всех обучающихся на проблеме в течение занятия [1, с. 29]

Способность находить эффективные способы общения В общении опираются на заранее заданные установки и шаблоны. Тем не менее, способны проявлять искреннюю заботу и внимательность о собеседнике (партнере). Однако в ситуации неопределенности уходят от стратегии кооперации в силу своей несклонности к импровизации поведения Более легко сходятся с новыми знакомыми, умеют поставить себя на место другого человека, легко «считывают» настроение людей, способны наладить эффективную коммуникацию практически в любой группе Благодаря своей чувствительности экстраверты более эмпатийны, что позволяет им легче, чем интровертам, устанавливать контакты и находить общий язык с другими людьми [2]

Таблица 1 — Особенности обучения интровертов и экстравертов

УДК 37.032

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 4-10. — URL: https://koirojour-nal.ru/realises/g2019/2jul2019/kvo20V

Критерий

Интроверты

Экстраверты

Примечания (в квадратных скобках приведена ссылка на исследование)

Важность стимулирования и особенности мотивации

Внутренняя мотивация чаще всего оказывается достаточно сильной, поэтому потребность во внешнем стимулировании слабая. Собственный успех оценивают с точки зрения полученных знаний и приобретенного опыта

Остро нуждаются во внешних стимулах. Получение отметок (грамот, благодарностей и т. п.) зачастую гораздо важнее рефлексии и полученного опыта. Делают все возможное, чтобы заслужить одобрение и восхищение окружающих людей

Несмотря на то, что внешние стимулы не так важны для интровертов, как для экстравертов, исследование показывает что 40 % и тех, и других обучающиеся стремятся получать отметки «отлично» [7]

Переключаемость внимания

В ходе выполнения деятельности сосредотачиваются на существенных моментах и деталях, поэтому переключаемость внимания снижена

Легко реагируют на внешние обстоятельства, что обеспечивает высокую скорость переключения внимания с одного объекта на другой

Экстраверты работают гораздо эффективнее в условиях отвлекающих факторов.

Интровертам важно тихое, уединенное место для выполнения работы [4, с. 138]

Особенности запоминания информации

Лучше

ориентируются в информации, хранящейся в долговременной памяти

Лучше припоминают информацию, которая хранится в кратковременной памяти

Экстраверты успешнее перерабатывают информацию неопределенного содержания, тогда как интровертам легче дается переработка точной и конкретной информации [5, с. 45]

Считается, что интровертам обучение дается гораздо проще, чем экстравертам. Однако важно отметить: несмотря на существенные типологические отличия, характеризующие учебную деятельность интровертов и экстравертов, с уровнем интеллекта данная типология никоим образом не коррелирует.

Обратимся к современным тенденциям в сфере образования.

В заглавии статьи звучит понятие «экс-травертированный подход». Подход есть некоторая концептуальная система идей и методов, позволяющая ответить на определенные вызовы в системе образования. По сути, подход является методологическим решением педагогической проблемы. Под экстравертированным подходом подразумевается такая образовательная модель, в чьей основе лежат установки на развитие ключевых навыков

УДК 37.032

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 4-10. — URL: https://koirojour-nal.ru/realises/g2019/2juL2019/kvo201/

XXI века, среди которых особое место отведено коммуникации и кооперации. Легко понять, что эти навыки могут быть сформированы лишь в групповых формах работы, на занятиях с использованием образовательных технологий, ориентированных на командное решение поставленных педагогом задач.

Вопрос формирования базовых навыков для успешной жизни в меняющемся обществе нашел отражение во ФГОС на всех уровнях общего образования. Наряду с предметным содержанием разработчики стандартов выделяют мета-предметные результаты, достижение которых должно позволить выпускнику школы овладеть суммой универсальных компетенций («мягких» навыков, навыков XXI века).

Новые требования к системе образования пришли со стороны бизнеса, где широко распространена корпоративная модель компетенций. Кроме того, уменьшилась доля рутинного труда, и одновременно с этим произошел скачок спроса на деятельность, связанную с работой в команде, развитыми навыками коммуникации и сформированными лидерскими качествами. По сути, модель современного специалиста представляет собой набор типологических черт экстраверта, что облегчает ярким представителям этого типа темперамента «вход» на статусные должности (или переход на привилегированное положение). Несмотря на то, что работодатели по-прежнему заинтересованы в людях, мыслящих креативно, разбирающихся в деталях,

ставящих те или иные установки под сомнение, все-таки мировые крупнейшие корпорации среди основных направлений деятельности современного специалиста выделяют коллективное использование сложных инструментов труда, что в свою очередь требует развития навыков кооперации и коммуникации.

Как отмечают разработчики российской модели 4К (ключевые компетенции — креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация), сегодня школа и университет должны решать задачу развития компетентности взаимодействия с другими, подразумевающую анализ и оценку взаимодействия, командную работу, а также выстраивание диалога [8].

Хотя вектор трансформации существующей системы образования задан правильно, тем не менее, важно обозначить ряд рисков, связанных с экстравертиро-ванным подходом.

Риск 1. Повсеместное распространение групповых форм работы в ущерб индивидуальным, а также фронтальной деятельности без учета целей конкретного занятия и, соответственно, наиболее подходящих способов усвоения учебной информации.

Риск 2. Уменьшение важности одиночного интеллектуального труда и завышение ценности работы в группе, что может формировать искаженные установки в отношении самостоятельной работы. Риск 3. Формирование низкой мотивации работать в одиночку.

УДК 37.032

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 4-10. — URL: https://koirojour-nal.ru/realises/g2019/2juL2019/kvo201/

Риск 4. Подавление инициативы обучающихся, не обладающих в силу особенностей темперамента лидерскими качествами.

Риск 5. Несформированность умения работать самостоятельно. Риск 6. Упор на внешние стороны преподавания (работа в группе), а не на содержание обучения (превалирование развлечения над обучением). Риск 7. Возможный уход от принятия ответственности за результаты своей деятельности в рамках групповых форм работы.

Безусловно, можно было бы выделить и другие риски, связанные с массовым внедрением экстравертированного подхода в практику российского образования. Однако представляется важным не столько показать количество рисков, сколько актуализировать проблему индивидуального подхода в условиях массового образования.

Список литературы

1. Афанасьева, И. Ю. Модель К. Юнга и современные стили обучения / И. Ю. Афанасьева, И. В. Извольская // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. — 2013. — № 8 (50). — С. 27-37.

2. Валиуллина, Е. В. Эмпатия, ней-ротизм, экстраверсия [Электронный ресурс] / Е. В. Валиуллина // Universum: психология и образование. — 2017. — № 4 (34). — URL: https://cyberLeninka.ru/article/n/

empatiya-neyrotizm-ekstraversiya (дата обращения: 01.06.2019).

3. Дугарова, Т. Ц. Динамика взаимосвязи экстраверсии—интроверсии с вербальным-невербальныи интеллектом / Т. Ц. Дугарова, Г. М. Рубцова // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — 2009. — № 2 (66). — С. 40-43.

4. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. — 701 с.

5. Коурова, С. И. Исследование кратковременной памяти у студентов с интровертной и экстравертной направленностью личности / С. И. Коурова, Е. Н. Хохлова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Педагогические науки. — 2018. — № 4 (40).

— С. 44-48.

6. Лэйни, М. Преимущества интровертов / М. Лэйни; пер. с англ. Е. Богдановой.

— М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 304 с.

7. Ульянова, Н. Б. Проблема дифференцированного обучения [Электронный ресурс] / Н. Б. Ульянова // Журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009.

— № 1. — URL: http://www.zpu-journal. ru/zpu/contents/2009/1/Ulianova/38. pdf (дата обращения: 01.06.2019).

8. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин,

УДК 37.032

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Обучение интровертов в эпоху экстравертированного подхода: актуализация проблемы // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 4-10. — URL: https://koirojour-nal.ru/realises/g2019/2jul2019/kvo20V

М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг; пер. с нем. С. Лорие; под общ. ред. В. Зеленского. — Минск: Попурри, 1998. — 656 с.

Valeriya P. Veidt

Kaliningrad Regional Institute of the educational development

Introverts' education at the time of extraversion approach: actualization of the problem

Abstract. Typical characteristics of introverts and extraverts are briefly presented in this article. Generalized information about particularities introverts' and extraverts' education in accordance of characteristics of their personalities is held. The explanation why is the notion: "the extraversion approach" used in the heading and the content is given. Modern trends in the educational sphere are denoted, so the interaction between the model of the modern specialist and the set of typical characteristics of the extravert is shown. The risks are predicted connecting with the massive perpetration of extraversion approach in the practice of Russian education.

Keywords: introverts, extraverts, education, modern education, XXI-century's skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.