УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Олехнович Н. Е., Бахотский В. В. Ценностно-ориентационный аспект управления образовательной организацией // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 2 (июль). - С. 29-33. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/2juL2019/ kvo205/
Олехнович Наталия Евгеньевна | [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент
Доцент кафедры управления развитием образовательных систем Псковский областной институт повышения квалификации работников образования
Бахотский Владимир Владимирович | [email protected]
Кандидат технических наук, доцент
Доцент кафедры менеджмента организации и управления инновациями Псковский государственный университет
Ценностно-ориентационный аспект управления образовательной организацией
Аннотация. В статье рассмотрен ценностно-ориентационный аспект управления образовательной организацией в современных условиях. Предлагается шире использовать в системе управления образовательной организацией возможности различных видов менеджмента. Рассмотрены возможности использования модели ценностного управления и возможности командного менеджмента. Особое внимание уделено ценностным аспектам управления. Ценностные установки командного менеджмента позволяют решать наиболее сложные задачи, связанные с формированием ключевых компетенций обучающихся.
Ключевые слова: ценностно-ориентационный аспект, образовательная организация, командный менеджмент, ключевые компетенции.
Методология управления, являясь учением об организации управленческой
деятельности, рассматривает разные формы организационной деятельности. В разные исторические периоды развития цивилизации имели место различные формы организационной деятельности, которые в современной литературе по методологии управления получили название организационной культуры.
В узком смысле понятие «организационная культура» применяется как культура организации [4]. Понятие организационной культуры является одним из базовых в менеджменте. Однако только в последние годы организационную (корпоративную) культуру стали рассматривать не только как важнейший фактор развития образовательной организации, но и как важнейший фактор реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2, 6]. Так как культура содействует возникновению и развитию корпоративных ценностей, то отношения между культурой и
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Олехнович Н. Е., Бахотский В. В. Ценностно-ориентационный аспект управления образовательной организацией // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 2 (июль). - С. 29-33. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/2juL2019/ kvo205/
результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной организационной культурой.
В настоящее время в педагогическом менеджменте идет поиск инновационных моделей управления, направленных на повышение качества образования. Речь идет о переходе от классических подходов в управлении, основанных на непосредственном контроле результативности (управление по результатам), к инновационному подходу, основанному на ценностях и ценностных ориентациях. Основоположниками концепции ценностного управления являются Т. Питерс и Р. Уотерман (модель Питерса — Уотер-мана) [1], обнаружившие связь между культурой и успехом в работе организации. Они «вывели» ряд верований и ценностей организационной культуры, приводящих организации к успеху:
- ориентироваться на действие;
- ориентироваться на потребителя;
- проявлять самостоятельность и предприимчивость;
- рассматривать людей как главный источник производительности и эффективности;
- знать то, чем управляешь;
- не заниматься тем, чего не знаешь;
- иметь простую форму и немногочисленный штат управления;
- сочетать гибкость и жесткость в организации.
Каждая образовательная организация имеет свою систему управления, представляющую композицию различных
типов и видов менеджмента. Одной из современных моделей управления является модель ценностного управления, используемая в Омском государственном педагогическом университете — одном из ведущих педагогических вузов России. Ценностные ориентации в данной модели рассматриваются как катализатор для эффективного развития и повышения качества образования [7].
Возможности ценностного управления позволяют разрабатывать образовательные программы, направленные на повышение качества образования. Одним из направлений повышения качества образовательных программ является ценностно-ориентационный аспект, влияющий на развитие универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [5].
Ряд исследователей считает, что современный подход к повышению эффективности работы педагогического коллектива основан на концепции развития сильной организационной культуры [3]. Одним из путей развития такой организационной культуры является командный менеджмент, то есть управление посредством создания и функционирования педагогических команд. Создание педагогической команды связано с поддерживающим окружением, поддержка деятельности команд — одна из ценностных установок командного менеджмента. Примером реализации такого подхода могут служить корпоративные курсы повышения квалификации педагогов на основе технологий командного
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Олехнович Н. Е., Бахотский В. В. Ценностно-ориентационный аспект управления образовательной организацией // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 2 (июль). - С. 29-33. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/2jul2019/ kvo205/
менеджмента. Именно ценностные установки командного менеджмента позволяют решать наиболее сложные задачи, связанные с формированием метапред-метных результатов обучения, поскольку их невозможно сформировать в рамках одной предметной области.
Программа корпоративного обучения школьных команд педагогов включает ряд этапов, один из которых — проектный. В рамках данного этапа слушателями разрабатываются групповые (командные) проекты и учебные занятия (уроки) с элементами метапредметного погружения. Цель создания таких разработок — формирование метапредмет-ных результатов (их еще называют ключевыми компетентностями) обучения на основе конвергентного подхода. Внедрение в учебный процесс технологической конвергенции, обеспечивающей слияние педагогических технологий и технологий командного менеджмента, способствует
созданию междисциплинарной образовательной среды для развития мета-предметных компетенций обучающихся.
В таблице 1 представлен фрагмент проекта «Развитие экологической культуры школьников». Данный проект разработан с использованием технологии проектной деятельности и технологий командного менеджмента педагогами МБОУ «СОШ № 6 им. Героя Советского Союза А. В. Попова» (г. Великие Луки). Технология организации проектной деятельности предполагает использование проблемных, поисковых методов, а также знаний и умений из различных областей науки и техники на основе командных коммуникаций. Данный проект был представлен на третьем Всероссийском (с международным участием) конкурсе научных, методических и творческих работ по социальной экологии на тему «Россия: среда обитания» и занял второе место.
Таблица 1 — Использование проектного подхода в развитии метапредметных УУД
Название проекта «Развитие экологической культуры школьников»
Авторы проекта Васюцкая Лариса Мечиславовна, Кононенко Людмила Николаевна, Дружинина Ирина Валентиновна, Калистратова Елена Владимировна, Куркова Диана Владимировна
Участники проекта Ученики 7-8 классов
Предмет Предмет: междисциплинарный (биология, география, химия, английский язык)
Актуальность проекта В 2018 году 1 сентября состоялось открытие нового корпуса школы № 6 в г. Великие Луки. Данный корпус был построен на месте старого снесенного корпуса. Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых дней. Школьный двор рассматривается в данном проекте как эффективное средство формирования экологической культуры обучающихся,
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Олехнович Н. Е., Бахотский В. В. Ценностно-ориентационный аспект управления образовательной организацией // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 2 (июль). - С. 29-33. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/2jul2019/ kvo205/
становления их гражданского самосознания, способствуя воспитанию у детей эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу. Так получил свое начало проект по исследованию и благоустройству школьной территории
Цели и задачи проекта
Цель проекта — развитие экологической культуры школьников
в процессе исследования и благоустройства пришкольной
территории.
Задачи проекта:
- привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
- определить географическое положение школы и климатические условия района;
- изучить качества почвы на пришкольной территории;
- разработать ландшафтный дизайн пришкольной территории;
- провести мини-экскурсию для младших школьников на английском языке по пришкольной территории;
- привить навыки экологического поведения
Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС ООН)
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: целеполагание, включая постановку новых целей и понимание ключевой задачи проекта;достижение целей в исследовательской деятельности самостоятельно и под руководством учителя; умение определять цели этапов проекта и контролировать свои действия в процессе их выполнения; способность обнаруживать и исправлять ошибки, развивая исследовательские умения; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Познавательные УУД: осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;изучение новых элементов природных явлений; самостоятельный поиск недостающих знаний из различных источников информации; установление причинно-следственных связей в экологической системе.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, связанных с воспитанием любви к природе; установление рабочих отношений; развитие чувства коллективизма и командной работы
Целесообразность использования тех или иных концепций управления (концепция ценностного управления, концепция командного менеджмента) определяется целями и задачами, стоящими перед образовательной организацией. Например, внедрение корпоративной модели повышения квалификации педагогов на основе командного подхода позволяет решать концептуально наиболее сложные задачи в аспекте реализации ФГОС.
Список литературы
1. Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Гардарика, 1998. — 528 с.
2. Мельник, О. Ф. Организационная культура средних школ с разной степенью инновационной активности / О. Ф. Мельник // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 5 (1). — С. 396-403.
УДК 37.013
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Олехнович Н. Е., Бахотский В. В. Ценностно-ориентационный аспект управления образовательной организацией // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 2 (июль). - С. 29-33. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/2jul2019/ kvo205/
3. Мирзоев, Ф. С. Формирование корпоративной культуры как инструмент мотивационной политики образовательной организации / Ф. С. Мирзоев // V Международная научно-практическая конференция «Наука и просвещение». — 2017. — С. 506-508.
4. Новиков, Д. А. Методология управления / Д. А. Новиков. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. — 128 с.
5. Олехнович, Н. Е. Ценностно-ориен-тационный аспект образовательной программы вуза / Н. Е. Олехнович,
A. В. Селиверстов // Управленческое консультирование. — 2014. — № 10. — С. 83-88.
6. Уланова, Г. А. Влияние организационной культуры образовательного учреждения на формирование мета-предметных компетенций обучающихся начальной школы / Г. А. Уланова // Ярославский педагогический вестник. — 2018. — № 5. — С. 110-116.
7. Федоров, В. М. Ценностное управление в контексте развития организационной культуры университета /
B. М. Федоров, О. В. Михалев // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2018. — № 3 (27). — С. 73-78.
Nataliya E. Olehnovich
Pskov Regional Teacher-in-Service Institute
Vladimir V. Bakhotskii
Pskov State University
The value-relate aspect of management of an educational institution
Abstract. The article deals with the value-related aspect of managing an educational organization in modern conditions. It is proposed to use more opportunities of different types of management in an educational institution. The possibilities of using the model of value-related management and team management are considered. Special attention is paid to the value aspects of management. Value paradigms of team management allow to solve the most complex problems dealing with the formation of students' key competences.
Keywords: value-related aspect, education organization, team management, value paradigm, key competences.