Научная статья на тему 'Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности'

Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ТРАВМЫ / ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / SKILLS OF PROVIDING THE PRIMARY CARE / INJURIES / TEACHER TRAINING / HEALTH CARE OF LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Жанна Геннадьевна, Рябышева Анна Николаевна

В статье отражена актуальность владения педагогами навыками оказания первой помощи обучающимся в рамках образовательной деятельности. Материал основан на статистическом и качественном анализе данных о количестве травм, получаемых в школьной среде. Рассматриваются изменения в нормативной базе, регулирующие вопросы охраны здоровья обучающихся. Представлен опыт Калининградского областного института развития образования в организации обучения педагогических работников региона практическим навыкам оказания первой помощи согласно изменениям в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козина Жанна Геннадьевна, Рябышева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Skills of providing the primary care as a circumstance for harmless educational activity

The article presents the importance of teacher skills to provide the primary care for the learners within the educational working and extracurricular activities. The article content is based on qualitative statistical analytics about the quantity of injuries, which could be got at school. The article analyses new modifications of the normative framework about health care of learners. The article presents the experience that was collected by the specialists of Kaliningrad regional institute of education development during the teacher trainings, which are dedicated to the problems of providing the primary care according to the changes of legislation of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности»

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г., Рябышева А. Н. Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал

«Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/

Козина Жанна Геннадьевна | zhannakozina@mail.ru

Методист

Кафедра педагогики и психологии

Калининградский областной институт развития образования

Рябышева Анна Николаевна | dinokoiro@mail.ru

Специалист по учебно-методической работе Кафедра педагогики и психологии

Калининградский областной институт развития образования

Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности

Аннотация. В статье отражена актуальность владения педагогами навыками оказания первой помощи обучающимся в рамках образовательной деятельности. Материал основан на статистическом и качественном анализе данных о количестве травм, получаемых в школьной среде. Рассматриваются изменения в нормативной базе, регулирующие вопросы охраны здоровья обучающихся. Представлен опыт Калининградского областного института развития образования в организации обучения педагогических работников региона практическим навыкам оказания первой помощи согласно изменениям в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: навыки оказания первой помощи, травмы, обучение педагогов, охрана здоровья обучающихся.

В современном мире с его непостижимым темпом человек подвергается различным воздействиям природного и

техногенного характера. Особо опасным мир стал с распространением идеологии терроризма. Здоровье человека зависит не только от его собственных действий и образа жизни, но и от целого ряда жизненных ситуаций, от других людей, которые осознанно или находясь под чьим-либо влиянием могут причинить ущерб здоровью конкретного человека. Возможно, многие задавались вопросом о том, насколько быстро и правильно смогут помочь другому человеку, если он пострадал вследствие определенных воздействий, и какими навыками необходимо владеть. Как правило, помощь, оказанная неподготовленными людьми, может принести больше вреда, чем пользы. А если человек владеет навыками оказания первой помощи, то, выполняя несложные действия, можно сохранить человеку жизнь до прибытия профессиональной медицинской помощи [1].

Исходя из вышесказанного, мы видим, что вопрос владения навыками оказания

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г., Рябышева А. Н. Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал

«Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/

первой помощи очень актуален. Рассмотрим это в рамках образовательного процесса. Поскольку педагог большую часть времени проводит среди детей, а они более активны и любознательны, чем взрослые, у них снижено чувство опасности и самосохранения, поэтому и травмы они получают более тяжелые. В школе ребенок может получить травму во время урока, во время перемены, до и после занятий, в коридорах, столовых, школьных дворах. Уроки физической культуры также зачастую приводят к травмам. Кроме того, у ребенка может произойти обострение хронического заболевания [3]. И здесь, конечно же, первыми помощниками

медиков являются педагоги. Согласно данным Минздрава и Росстата, медицинские учреждения России ежегодно регистрируют более трех миллионов детских травм [2]. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается примерно каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет. Школьный травматизм находится на третьем месте и составляет 7 % от общего числа травм (рисунок 1).

Поверхностные травмы, то есть ушибы и повреждения кожи без нарушения ее целостности — самая частая разновидность детских травм, составляющая 39,4 % (рисунок 2).

Рисунок 1 — Соотношение детского травматизма по категориям

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г., Рябышева А. Н. Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал

«Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/

Рисунок 2 — Соотношение травм по видам

Примерно одинаково соотношение таких травм, как открытые раны (15,7 %), вывихи и растяжения (14,5 %), переломы рук (13,4 %). Меньший процент составляют переломы ног (5,6 %), внутричерепные травмы (3,3 %), термические и химические ожоги (2,2 %). Однако все эти травмы могут привести к различным неблагоприятным состояниям здоровья ребенка.

Согласно приложению № 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» лица, имеющие соответствующую подготовку, могут оказывать первую помощь при следующих состояниях:

отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела в верхних дыхательных путях, травмы различных областей тела, ожоги, травмы от высоких температур, теплового излучения, отморожения и других эффектах воздействия низких температур, отравления [4]. Если педагог будет иметь соответствующую подготовку, то он в состоянии оказать первую помощь при данных травмах и повреждениях.

В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (см. ч. 11 ст. 41 Федерального

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г., Рябышева А. Н. Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал

«Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/

закона «Об образовании в Российской Федерации») [5].

Не секрет, что интернет пестрит предложениями дистанционных курсов по оказанию первой помощи. Сам по себе напрашивается вывод о качестве данных курсов. Мы считаем, что для получить реальные знания, а главное — практические навыки, приобрести необходимые компетенции лучше очно и в хорошо зарекомендовавших себя организациях.

В связи с этим с 2016 года Калининградским областным институтом развития образования был определен новый спектр деятельности, направленный на повышение квалификации работников системы образования в области охраны здоровья обучающихся. Качество обучения может обеспечить лишь наличие определенных условий. Так, одной из главных задач в организации обучения стало определение партнера, обладающего высококвалифицированным преподавательским составом в сфере медицины и соответствующей материально-технической базой.

В ходе анализа имеющихся условий и возможностей различных организаций в регионе мы пришли к решению о выборе образовательной организации, непосредственно готовящей специалистов в сфере медицины. Таким партнером стал Медицинский институт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (далее — Мединститут), с которым Институт начал совместную деятельность в рамках договора о сотрудничестве.

Обучение педагогов навыкам оказания первой помощи проходит в форме двухдневного практического семинара, в рамках которого соотношение теоретических знаний к практическим навыкам составляет 30 % к 70 %. Одновременно педагогам предоставляется возможность получить консультацию квалифицированных специалистов по вопросам или ситуациям, возникающим в ходе образовательной деятельности.

Занятия организуются на базе симуля-ционной клиники — аккредитационного центра Мединститута, оснащенного комплексом специализированного оборудования, в том числе роботами-симу-ляторами, манекенами-имитаторами и моделями-муляжами. Освоение в имитационной среде практических навыков и умений позволяет педагогам максимально приблизиться к ситуациям, когда возникает необходимость оказания первой помощи; у них формируется психологическая готовность к принятию адекватных решений и выполнению эффективных действий при оказании первой помощи пострадавшим, а значит, и готовность обеспечить воспитанникам и обучающимся охрану жизни и здоровья.

В преподавательский состав Мединститута входят доктора медицинских наук, доценты, профессор кафедры хирургических дисциплин.

Основной контингент обучаемых — педагоги и руководители детских садов, школ, лицеев, гимназий, спортивных школ, детско-юношеских центров города

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г., Рябышева А. Н. Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал

«Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/

Калининграда и области. В период с февраля 2017 по май 2019 гг. на практическом семинаре прошли обучение около 500 сотрудников образовательных организаций.

В целях изучения результативности проведенных семинаров нами было проведено анкетирование слушателей. Педагогам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с оценкой качества обучения. На вопрос об уровне компетенций после обучения на семинаре 70 % слушателей отметили, что уровень их компетенции в области владения навыками оказания первой помощи повысился, а 30 % педагогов указали на существенный рост. Также 80 % слушателей отметили, что информация по многим вопросам для них была новой, а ранее приобретенные знания удалось систематизировать. Для 90 % участников семинаров информация была доступна и понятна. В общей сложности, 80 % слушателей полностью удовлетворены обучением на данном семинаре.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что именно навыки оказания первой помощи являются основной составляющей безопасного образовательного процесса. Владение данными навыками является базой для обеспечения педагогами охраны жизни и здоровья обучающихся. Ценность первой помощи заключается в том, что оказывают ее до приезда медицинских работников, когда фактор времени выходит

на первое место. От того, как быстро будут проведены необходимые действия с пострадавшим ребенком, часто зависит его жизнь. Но очень важно, чтобы помощь оказывалась грамотно.

Список литературы

1. Дежурный, Л. И. Научное обоснование и разработка систем медико-организационных мероприятий первой помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе / Леонид Игоревич Дежурный. — М., 2006. — 289 с.

2. Детский травматизм в России — более 3 млн случаев в год [Электронный ресурс] // Сайт АСН. — URL: http:// www.asn-news.ru/press_release/21322 (дата обращения: 29.05.2019).

3. Первая помощь в школе — обязанность учителя? [Электронный ресурс] // Учительская газета (№ 14 от 03.04.2018). — URL: http://www.ug.ru/ archive/74053/version/print (дата обращения: 15.04.2019).

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 года № 477н (в редакции от 07.11.2012 года) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2012 года № 24183).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016 года).

УДК 37.014.3

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Козина Ж. Г., Рябышева А. Н. Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал

«Калининградский вестник образования». — 2019. — № 2 (июль). — С. 11-16. — URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/

Zhanna G. Kozina

Kaliningrad regional institute of education development

Anna N. Ryabysheva

Kaliningrad regional institute of education development

Skills of providing the primary care as a circumstance for harmless educational activity

Abstract. The article presents the importance of teacher skills to provide the primary care for the learners within the educational working and extracurricular

activities. The article content is based on qualitative statistical analytics about the quantity of injuries, which could be got at school. The article analyses new modifications of the normative framework about health care of learners. The article presents the experience that was collected by the specialists of Kaliningrad regional institute of education development during the teacher trainings, which are dedicated to the problems of providing the primary care according to the changes of legislation of Russian Federation.

Keywords: skills of providing the primary care, injuries, teacher training, health care of learners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.