Научная статья на тему 'Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов'

Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ВОСПРИЯТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЗНАНИЕ / УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЗАУРУСНЫЕ БАРЬЕРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATOR / PERCEPTION / EDUCATION / KNOWLEDGE / EDUCATIONAL INFORMATION / BARRIERS OF EDUCATIONAL INFORMATION PERCEPTION / THESAURUS BARRIERS / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / COGNITIVE BARRIERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вейдт В.П.

В статье охарактеризовано понятие «восприятие учебной информации» через анализ дефиниций «обучение», «знание» и «информация». Представлены причины, по которым передаваемая в процессе обучения информация не может быть воспринята обучающимися в «чистом» виде и в 100 % объеме. Среди проблем, препятствующих восприятию учебной информации в рамках дополнительного профессионального образования, выделены три типа барьеров тезаурусные, психологические и познавательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Barriers of educational information perception in the additional professional education for teachers

The notion “Educational information perception” is characterized through the analysis of the definitions as “education”, “knowledge”, “information” in this article. The reasons that a transmitted information in the process of education can’t be perceived by students in a full size and 100 % content are presented. Three types of barriers thesaurus, psychological and cognitive ones are identified through the analysis of problems of educational information perception in the additional professional education.

Текст научной работы на тему «Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов»

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 6-12. — URL: https://koiro-joumaL.ru/reaLises/g2019/1ap2019/kvo101.

В. П. Вейдт | valeriya.veidt@gmail.com

Кандидат педагогических наук

Проректор по научно-методической работе

Калининградский областной институт развития образования

Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов

Аннотация. В статье охарактеризовано понятие «восприятие учебной информации» через анализ дефиниций «обучение», «знание» и «информация». Представлены причины, по которым передаваемая в процессе обучения информация не может быть воспринята обучающимися в «чистом» виде и в 100 % объеме. Среди проблем, препятствующих восприятию учебной информации в рамках дополнительного профессионального образования, выделены три типа барьеров — тезаурусные, психологические и познавательные.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагог, восприятие, обучение, знание, учебная информация, барьеры восприятия учебной информации, тезаурусные барьеры, психологические барьеры, познавательные барьеры.

Перед тем как приступить к перечислению и анализу существующих барьеров восприятия учебной информации, важно обозначить и тем самым ограничить смысловое поле настоящей статьи.

Во-первых, речь пойдет непосредственно о барьерах восприятия учебной информации (не о барьерах запоминания, переработки или воспроизведения учебной информации и т. п.). Таким образом, первое смысловое ограничение задает требование к определению понятия «восприятие».

Поскольку восприятие является сложным психическим процессом, благодаря которому складывается субъективный образ предмета, явления или процесса [6, с. 76], то отделить его от познавательной деятельности невозможно. Так как обучение напрямую связано с процессом познания, остается признать, что восприятие является первичным действием для формирования знаний, умений, навыков и компетенций.

В этой связи важно отметить три главных свойства восприятия, отражающих качество и количество воспринимаемой учебной информации, — осмысленность, осознанность и преднамеренность (произвольность) влияющих на возможность словесного обозначения

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 6-12. — URL: https://koiro-joumaL.ru/reaLises/g2019/1ap2019/kvo101.

воспринимаемых предметов, явлении или процессов на основе процесса категоризации — отнесения воспринимаемого к определенному классу понятий.

Во-вторых, под восприятием учебной информации подразумевается двусторонний учебный процесс между носителем информации — преподавателем и обучающимися — педагогами, воспринимающими учебную информацию в рамках дополнительного профессионального образования (например, повышения квалификации).

Второе смысловое ограничение состоит в том, что речь идет не о передаче знаний (невозможной по своей сути), а именно о передаче учебной информации. А вот сможет ли обучающийся на основе воспринимаемой учебной информации сформировать знание — вопрос следующего порядка.

В связи с этим имеет смысл наглядно продемонстрировать разницу между понятиями «информация» и «знание» (рисунок 1).

Рисунок 1 — Процесс перехода учебной информации в знания и наоборот

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 6-12. — URL: https://koiro-joumal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo101.

Схема показывает, что существует некоторый объем учебной информации, который однажды в процессе мыслительной деятельности перерабатываются субъектами S1, S2 и Sn (верхние круги) в личностное знание.

Известно, что человек не может усвоить информацию в 100 % объеме по многим причинам: во-первых, у индивида уже имеется некоторый индивидуальный опыт, касающийся усваиваемой информации, а также исходный уровень образованности; во-вторых, каждый субъект воспринимает предлагаемую информацию с учетом собственных интересов и образовательных дефицитов; в-третьих, люди имеют существенные различия в способах переработки одной и той же информации (например, учебная информация, которой преподаватель делится с обучающимися на занятии, будет иметь разные объемы переработки — наглядное отражение этого феномена можно обнаружить в конспектах обучающихся).

Так или иначе, одна и та же информация может быть интерпретирована совершенно по-разному субъектами, работающими с ней, а потому объем, широта и глубина знаний у индивидов также будет разниться. Лучше всего эту мысль выразил профессор В. П. Колесов: «Знания возникают в результате мыслительной деятельности человека, имеющего целью восприятие, осмысление, систематизацию и интерпретацию информации, то есть потоков зрительных, звуковых и других сигналов и сообщений со стороны предметов окружающего мира» [Цит. по:

7, с. 7]. Из этой цитаты можно выделить две важные мысли:

1) информация по своей сути является лишь основой для формирования знаний;

2) личностное знание индивида невозможно рассматривать вне его сознания и интеллектуальной (по В. П. Колесову — мыслительной) деятельности.

Вернемся к схеме. Когда человек владеет каким-либо знанием, однажды может возникнуть необходимость в его трансляции (нижние круги). Но знание невозможно напрямую передать другим субъектам, поэтому индивид S1 вынужден личностное знание «перевести» в информацию, которая будет являться «сырьем» для формирования знания у других субъектов Sn. Из вышесказанного следует, что информация есть способ сохранения знаний. В силу этого феномена человечеству не приходится, к счастью, заново изобретать колесо.

Итак, после того, как смысловое поле статьи очерчено, обратимся к предмету настоящей работы.

Поскольку восприятие информации — процесс многогранный, сложный, включающий в себя множество этапов и элементов, среди которых особое место занимают психологические и психические особенности обучающихся, а также факторы, относящиеся к условиям и среде проведения учебных занятий, то передаваемая в процессе обучения учебная информация может быть: 1) воспринята обучающимися частично

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 6-12. — URL: https://koiro-joumal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo101.

в «чистом» виде, то есть в том смысле, которым наделил ее (информацию) носитель;

2) воспринята обучающимися частично в искаженном виде;

3) не воспринята обучающимися вовсе.

Как уже было продемонстрировано на рисунке 1, воспринять и усвоить учебную информацию в «чистом» виде невозможно — таковы особенности человеческой психики.

Однако для андрагогики представляет серьезный научный и практический интерес, в каких случаях взрослый обучающийся воспринимает информацию в искаженном виде, а в каких — не может осуществлять познавательные процессы совсем. Причин для этого может быть множество, тем не менее большинство из них сводятся к барьерам восприятия учебной информации.

Вслед за Л. Н. Вавиловой и М. А. Гуляевой, барьер можно трактовать как «сложное субъективное психологическое явление, проявляющееся негативными эмоциями, ограничивающее познавательные возможности индивида и препятствующее построению эффективного учебного процесса» [Цит. по: 2, с. 62].

В системе дополнительного профессионального образования можно выделить три основных типа барьеров, препятствующих восприятию учебной информации:

1) тезаурусные;

2) психологические;

3) познавательные.

Остановимся на каждом типе барьеров восприятия учебной информации.

Тезаурусные барьеры возникают в том случае, когда учебная информация не может быть переработана обучающимися вследствие ограниченных языковых ресурсов, бедности понятийно-терминологического аппарата и скудности профессиональных знаний [3, с. 81]. Вследствие этого формируется, по словам И. Ф. Неволина и М. Б. Позиной, «терминологическая фрустрация», возникающая при неудачной попытке овладеть содержанием изучаемого вопроса [4].

Терминологическая фрустрация между тем проявляется двояко:

1) обучающийся испытывает «неосознаваемое неусвоение», то есть происходит иллюзия понимания предмета при его полнейшем непонимании;

2) обучающийся способен понять отдельные аспекты изучаемого вопроса, однако цельной картины сложить не удается, таким образом, глубокое и многоаспектное понимание содержания предмета невозможно.

Каждый из двух вариантов приводит тому, что человеку требуется упрощенный вариант изложения информации, в том числе замена профессиональных терминов терминами бытового характера.

Психологические барьеры есть некоторые внутренние препятствия индивида на пути достижения цели, причем чаще всего такие препятствия приводят к неадекватной пассивности субъекта.

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 6-12. — URL: https://koiro-journal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo101.

Психологические барьеры могут возникать по самым разнообразным причинам, среди которых в сфере дополнительного профессионального образования педагогов можно выделить следующие: несоответствие содержания обучения действительным потребностям и возможностям человека, страх перед новым знанием, антипатия к преподавателю, неготовность следовать определенным нормам и правилам на учебных занятиях и пр.

Особого внимания среди психологических барьеров заслуживают эмоциональные барьеры, когда обучающийся педагог испытывает негативные переживания достаточно остро в случае с малозаметным прогрессом в усвоении учебного материала или низкими результатами тестирования по итогам освоения курса (темы). Кроме того, к эмоциональным барьерам важно отнести переживания по поводу оценивания образовательных результатов в общем, а также боязнь показаться неуспешным.

Познавательные барьеры. Рассматривая сущность познавательных барьеров в системе высшего образования, И. Н. Беля-нина и И. В. Богомаз приходят к выводу, что затруднения познавательного характера при освоении дисциплины (курса, модуля и т. п.) вызваны низким исходным уровнем подготовки обучающихся к реализации учебной деятельности [1, с. 114]. Таким образом, встает серьезный андрагогический вопрос: по каким причинам взрослые обучающиеся не готовы к учебной деятельности? Более

того, данный вопрос является столь же актуальным в системе дополнительного профессионального образования — в период, когда, казалось бы, педагоги уже имеют серьезный опыт учебной деятельности, в том числе самообразования.

Опираясь на типологию познавательных барьеров И. Н. Беляниной и И. В. Богомаз [Там же], в дополнительном профессиональном образовании среди познавательных барьеров можно выделить следующие:

1) мотивационные (превалирование внешней мотивации, вызванной обстоятельствами, не зависящими от человека, над внутренней

— личностной);

2) дидактические (затруднения, вызванные необходимостью переработки большого объема учебной информации в сжатые сроки курсов повышения квалификации; нежелание / невозможность поставить себя — педагога

— снова в роль обучающегося и др.);

3) деятельностные (неумение соотнести полученную на занятиях учебную информацию с собственной профессиональной деятельностью).

В целях минимизации воздействия барьеров восприятия учебной информации в системе дополнительного профессионального образования важно соблюдать определенные андрагогические правила обучения взрослых слушателей, среди которых, по мнению Е. М. Попковой [5], особое место занимают следующие: - поддержка к стремлению достижения определенных учебных целей и

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 6-12. — URL: https://koiro-journal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo101.

задач (важно показывать, почему то или иное занятие / тема / курс может быть значим и полезен для педагога);

- осмысленность образовательного процесса (необходимо подбирать такие задания и упражнения, которые бы способствовали выработке осознанного отношения к получаемой учебной информации);

- практикоориентированность учебных занятий (желательно использовать как активные формы организации образовательного процесса, так и предлагать обучающимся педагогам «полезный» учебный материал, обладающий практической направленностью);

- системность, структурированность и глубина учебного материала (может быть обеспечена за счет представления большего объема учебной информации для самостоятельного ее изучения).

Представляется, что в настоящее время проблематике барьеров (восприятия учебной информации, формирования профессиональных ценностей, развития компетенций и т. д.) в системе дополнительного профессионального образования не уделяется должного внимания. Поэтому задача анализа, систематизации и описания организационно-дидактических условий предупреждения и преодоления барьеров актуальна и требует разрешения.

Список литературы

1. Белянина, И. Н. Познавательные барьеры студентов вуза и педагогические условияих преодоления

/ И. Н. Белянина, И. В. Богомаз // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2014. - № 2 (143). - С. 114-116.

2. Вавилова, Л. Н. Организационно-дидактические средства предупреждения барьеров слушателей при дистанционном повышении квалификации в системе непрерывного образования / Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева //АКАДЕМИЯ профессионального образования. — 2015. — № 5. — С. 61-67.

3. Вейдт, В. П. Формирование профессионального тезауруса педагога: от теории к практике: Монография / В. П. Вейдт; под науч. ред. Т.Б. Гребе-нюк. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2016. — 180 с.

4. Неволин, И. Ф. Ключевая роль теоретического знания в эпоху модернизации / И. Ф. Неволин, М. Б. Позина // Вестник «Педагогика и психология». — 2010. — № 1. — С. 50-59.

5. Попкова, Е. М. Типология барьеров в андрагогической модели обучения иностранным языкам и методы их преодоления / Е. М. Попкова // Иностранные языки: теория и практика. — 2010 — № 2 (11). — С. 50-59.

6. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 634 с.

7. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. П. Колесов. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 432 с.

УДК 378.046.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Вейдт В. П. Барьеры восприятия учебной информации в дополнительном профессиональном образовании педагогов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 6-12. — URL: https://koiro-journal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo101.

V. P. Veidt

Kaliningrad Regional Institute educational development

Barriers of educational information perception in the additional professional education for teachers

Abstract. The notion "Educational information perception" is characterized through the analysis of the definitions as "education", "knowledge", "information" in this article. The reasons that a transmitted

information in the process of education can't be perceived by students in a full size and 100 % content are presented. Three types of barriers — thesaurus, psychological and cognitive ones are identified through the analysis of problems of educational information perception in the additional professional education.

Keywords: additional professional education, educator, perception, education, knowledge, educational information, barriers of educational information perception, thesaurus barriers, psychological barriers, cognitive barriers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.