Научная статья на тему 'Развитие и поддержка интеллектуальных способностей одаренных детей в процессе обучения'

Развитие и поддержка интеллектуальных способностей одаренных детей в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРЕС / DEVELOPMENT / INTELLECTUAL ABILITIES OF GIFTED CHILDREN / LEARNING / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарова Шохиста Рабиджановна, Расулова Гулинисо Анваровна

В статье раскрываются педагогические и психологические аспекты развития и поддержки интеллектуальных способностей одаренных детей в процессе обучения. В сфере психосоциального развития у одаренных детей сильно доминирует чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В процессе реформирования образования важное значение имеет социальная защита одаренных детей через создание для них специальных условий жизнедеятельности, при которых их способности могли бы получить максимальное развитие, в чем заинтересованы не только сами одаренные, но и все общество в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарова Шохиста Рабиджановна, Расулова Гулинисо Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и поддержка интеллектуальных способностей одаренных детей в процессе обучения»

5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расширенное. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

6. Сушко Т.И., Болдырева Я.А., Караев Р.Ш. Некоторые аспекты технологии интерактивного обучения курсантов дисциплине «Физика» // Материалы междунар. научно-практич. конференции «Воронежская педагогическая школа: опыт прошлого - вызов современности», Воронеж, 6-7 апреля 2018 [под ред. И.Ф.Бережной, С.В. Поповой]. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 149-151.

7. Сушко Т.И., Хоанг Ван Хау, Попов С.В./ Анализ изготовления отливки из оловянной бронзы посредствам компьютерного моделирования// Вестник научных конференций, 2017. № 5-2 (21). С. 114-117.

8. Сушко Т.И., Хоанг Ван Хау, Попов С.В., Пашнева Т.В. /Компьютерное моделирование как аспект ресурсосберегающих технологий при выборе оптимального способа литья // Научный альманах, 2017. № 5-3(31). С. 125-129 (г. Тамбов).

9. Сушко Т.И., Хоанг Ван Хау, Чернышев И.М., Караев Р.А., Пашнева Т.В.II Компьютерное моделирование литейной технологии и адаптация к реальному производству./3-й Международный молодежный симпозиум. Современные проблемы математики, 2017.

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1 2 Самарова Ш.Р. , Расулова Г.А.

Email: Samarova658@scientifictext.ru

1Самарова Шохиста Рабиджановна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии; 2Расулова Гулинисо Анваровна - студент, факультет педагогики, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются педагогические и психологические аспекты развития и поддержки интеллектуальных способностей одаренных детей в процессе обучения. В сфере психосоциального развития у одаренных детей сильно доминирует чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В процессе реформирования образования важное значение имеет социальная защита одаренных детей через создание для них специальных условий жизнедеятельности, при которых их способности могли бы получить максимальное развитие, в чем заинтересованы не только сами одаренные, но и все общество в целом.

Ключевые слова: развития, интеллектуальные способности одаренных детей, обучения, интерес.

DEVELOPMENT AND SUPPORT OF INTELLECTUAL ABILITIES

OF GIFTED CHILDREN IN THE LEARNING PROCESS

12 Samarova Sh.R.1, Rasulova G.A.2

1Samarova Shohista Rabidjanovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY;

2Rasulova Guliniso Anvarovna - Student, FACULTY OF PEDAGOGY, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the pedagogical and psychological aspects of the development and support of the intellectual abilities of gifted children in the learning process. In the sphere of psychosocial development, gifted children are strongly dominated by a sense of justice, which manifests itself very early. In the process of reforming education, social protection of gifted children is important through the creation of special life conditions for them, in which their abilities could receive maximum development, in which not only the gifted themselves but also the whole society are interested.

Keywords: development, intellectual abilities of gifted children, learning, interest.

УДК 159.953.5

Интеллектуальное развитие личности учащихся общеобразовательных учреждение, важнейшим компонентом которой является формирование логических умений, операций и приемов их составляющих, обусловлена рядом следующих обстоятельств: качество усвоения знаний во многом зависит от уровня развития мышления; организация умственного труда основывается на выборе и последовательном осуществлении оптимальных для данной ситуации форм, методов и приемов деятельности; в информатизации образования; в единстве и взаимосвязи с развитием мышления идет развитие речи; в умении организовать свою умственную деятельность.

Рассматривая понятия «интеллектуальные способности», «умственная деятельность», хотелось бы остановиться подробно на понятии «одаренность».

Одаренность - это мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни [1]. Она многогранна. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся творческие и интеллектуальные способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительному искусству, психомоторные способности). Различают следующие два вида одаренности: интеллектуальная и творческая.

Одаренные дети обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении [2]. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с радостью принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Такого ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

В сфере психосоциального развития у одаренных детей сильно доминирует чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у них широки. Они остро воспринимают социальную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, гармонию и природу.

Каждый ребенок обладает уникальными свойствами, которые придают ему особую привлекательность. Но главной опорой одаренных детей являются родители. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются дать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

Беда в том, что и самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников. Большинству учителей Просто некогда заботиться об одаренном ребенке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание, и он раньше других тянет руку, с радостью предвкушая одобрение. При этом ему мало того, что удается узнать и сделать на уроке.

Чтобы удовлетворить его познавательную потребность, можно давать ему решать задачи вперед, позволить приносить с собой книги, разрешить читать их на уроках. Но это через какое-то время надоедает и учителю, и другим ученикам, и ему самому. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «всегда тянет руку», что он «выскочка». В результате ребенок становится все менее активным на уроке, переключается на что-нибудь постороннее, но ему все равно не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается, не интересуется ходом занятия, уж не слишком ли он о себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одаренный ребенок предпочитает болеть, лишь бы не посещать урок, начинает ненавидеть домашние задания. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая соответствовала бы их умственным силам, но наша средняя школа кроме «средней» программы чаще всего ничего им предложить не может.

В процессе реформирования образования важное значение имеет социальная защита одаренных детей через создание для них специальных условий жизнедеятельности, при которых их способности могли бы получить максимальное развитие, в чем заинтересованы не только сами одаренные, но и все общество в целом.

Социальная защита одаренных детей должна заключаться, прежде всего, в отборе их на основе психологической диагностики, обеспечении им необходимых условий для творческого развития и освоения культурного наследия предшествующих поколений, психологической поддержке и, соответственно, в дифференциации образовательного процесса с учетом направления одаренности учащихся путем создания учебных заведений нового типа и классов различного направления.

Основными практическими и теоретическими задачами дифференциации одаренных детей являются: разработка специальных комплексных учебных программ, объединяющих смежные дисциплины и направленных на интеграцию в содержании обучения профильного компонента; углубление профильного компонента по всем направлениям учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных способностей когнитивного типа у учащихся; введение шкалы свободного продвижения учащегося в зависимости от его успехов и реальных возможностей; организация педагогической и психологической поддержки учащегося в его самоутверждении; выявление содержания, методов, приемов, форм обучения в соответствии с психологическими особенностями художественно одаренных учащихся и их индивидуальными свойствами; организация профилактической методической помощи педагогам из области прикладной психологии работы с одаренными детьми; популяризация и внедрение инновационных обучающих технологий, эффективных методик по развитию одаренности и творческих способностей; разработка критериев и ежегодное проведение мониторинга качества образования художественно одаренных детей на уровне учебного заведения, района, города.

Таким образом, образование одаренных детей не может быть недифференцированным. Чтобы общество не оскудело интеллектуально и духовно, нельзя допускать «уравниловки» в сфере образования. Каждому одаренному ребенку необходимо создать условия для полноценного развития его способностей и творческого потенциала.

Список литературы /References

1. Гозиев Э.Г. Психологии Онтогенез. Учебные и методические пособия. Т.: «Фан», 2010. Стр. 360.

2. Гозиев Э. Психология мышления. Т. Укитувчи, 1990.

НАУБА - ДРЕВНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ Исламов Д.М. Email: Islamov658@scientifictext.ru

Исламов Дилмурод Мухутович - доцент, кафедра национального исполнительства, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассказывается о таком национальном музыкальном инструменте, как науба, имеющей древнюю историю возникновения, её роли и значимости в узбекском национальном искусстве, а также приводятся приемы исполнения и стили ударов этого инструмента. Науба - самый первый и самый уникальный среди музыкальных инструментов, настолько укоренилась в жизни и трудовой деятельности центральноазиатских народов, что стала практически неразрывной составной частью жизни человека. Известно, что на массовых народных праздниках и семейных торжествах песни, танцы исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов.

Ключевые слова: науба, прием, музыкальный инструмент, национальное музыкальное искусство, музыкант, удар, мелодия, тон, артист, нота.

NAUBA IS THE OLDEST INSTRUMENT OF THE PEOPLES

OF CENTRAL ASIA Islamov D.M.

Islamov Dilmurod Mukhutovich - Associate Professor, NATIONAL PERFORMING ARTS DEPARTMENT, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Abstract: this article tells about such national musical instrument as nauba, which has an ancient history of its origin, its role and significance in Uzbek national art, as well as the methods of execution and styles of blows of this instrument. Nauba - the very first and most unique among musical instruments, is so ingrained in the life and work activities of the Central Asian peoples that it has become an almost inseparable part of human life. It is known that at mass folk festivals and family celebrations songs and dances were performed accompanied by musical instruments.

Keywords: nauba, reception, musical instrument, national musical art, musician, blow, melody, tone, artist, note.

УДК 398.87

В исторических художественных произведениях, научно-художественных книгах и воспоминаниях представлены сведения о народном искусстве. Внесший большой вклад в мир искусства и литературы, Алишер Навои, произведения которого до нынешних времен не утратили своей значимости, в своем труде "Мезон ул-авзон" дал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.