Научная статья на тему 'Создание творческой среды по развитию музыкально-театральных способностей для одаренных детей в детском саду'

Создание творческой среды по развитию музыкально-театральных способностей для одаренных детей в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES / GIFTED CHILDREN / DEVELOPING OBJECT-SPACE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF KINDERGARTEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Чулпан Ринатовна

В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты воспитания таланта и создания творческой среды для развития одаренных детей на основе многолетнего практического опыта. В статье рассмотрены преемственные связи в системе воспитания и развития творческих способностей воспитанников. В работе указаны основные этапы, условия успешной работы, мероприятия, которые проводятся с одаренными детьми. Системная педагогическая работа, последовательно выстроенные шаги обучения нацелены на всемерное развитие тех богатых задатков, которыми обладают дети от рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating a creative environment on the development of musical theatre abilities for gifted children in kindergarten

This publication presents the experience of a particular kindergarten, which are aspects of the education of talent and creating a creative environment for the development of gifted children based on years of practical experience. The article describes the relation of continuity in the system of education and development of creative abilities of pupils. The paper shows the main steps of the conditions of successful work, the activities that are carried out with gifted children. Systemic pedagogical work consistently lined steps of training aimed at all-round development of the rich potentialities possessed by children from birth.

Текст научной работы на тему «Создание творческой среды по развитию музыкально-театральных способностей для одаренных детей в детском саду»

66

Педагогические науки

УДК 37.036,373

Ч. Р. Хайруллина

Детский сад № 26 «Подсолнушек», Волжск

Создание творческой среды

ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты воспитания таланта и создания творческой среды для развития одаренных детей на основе многолетнего практического опыта. В статье рассмотрены преемственные связи в системе воспитания и развития творческих способностей воспитанников. В работе указаны основные этапы, условия успешной работы, мероприятия, которые проводятся с одаренными детьми. Системная педагогическая работа, последовательно выстроенные шаги обучения нацелены на всемерное развитие тех богатых задатков, которыми обладают дети от рождения.

Ключевые слова: развитие творческих способностей, одаренные дети, развивающая предметнопространственная образовательная среда детского сада.

Признаки одаренности в годы дошкольного детства проявляются в повышенной восприимчивости к учению, более быстром темпе продвижения и более выраженных творческих проявлениях при прочих равных условиях. Теперь уже широко признано, что внимание к детям с теми или иными признаками незаурядного интеллекта - одна из самых важных задач педагогических работников. Всем нормальным детям свойственны умственная активность, тяга к умственным усилиям - в этом органически нуждается их созревающий мозг. В детские годы формирование, обогащение психики идут в таком темпе, с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы. В этом отношении все дети одаренные.

В детском саду № 26 г. Волжска Республики Марий Эл реализуется основная образовательная программа, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе программы «От рождения до школы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа призвана обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. В программе одним из центральных является принцип комплексного развития ребенка его способностей во всех областях и во всех видах деятельности.

Она, таким образом, в основном направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание условий для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности, а также создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

С целью развития творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства на базе МДОУ № 26 в 2000 году была организована театральная студия «Буратино», деятельность которой регламентируется рабочей программой, разработанной на основе вариативной программы «Театр - творчество - дети» направленной на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства под научной редакцией Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

Цель: выявление музыкально одаренных детей и при этом развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация средствами театрального искусства.

Ч. Р. Хайруллина

67

Основные задачи:

■ Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

■ Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.

■ Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Индивидуальная или подгрупповая работа с одаренными детьми планируется на основе наблюдений музыкального руководителя, мониторинга, сотрудничества с семьей и психологом.

Планируемый результат:

- наличие у ребенка повышенного интереса к театральному искусству;

- стремление к вокально-творческому самовыражению;

- умение двигаться под музыку, не бояться сцены, формировать культуру поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание, совершенствовать свой голос;

- овладение развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Занимаясь с детьми, приходится равномерно развивать три сферы исполнительского мышления: художественно-ассоциативную, музыкально-звуковую и ритмически-двигательную, органически их связывая.

Принципы нашей педагогической деятельности:

■ Не навредить. Создать ребенку такую обстановку, чтобы он с удовольствием и радостью мог всесторонне развиваться.

■ Поверить в ребенка, в его возможности, помочь стать уверенным в себе.

■ Помочь приобрести опыт достижения цели и не забывать, что главное для ребенка - радость жизни, духовная свобода и духовная пища.

По времени срок работы театральной студии рассчитан на 36 часов в год (1 раз в неделю). Группа набирается из инициативных, активных детей,

а также по опросу родителей и рекомендации воспитателей. На занятиях выполняется разнообразная деятельность, где вместе с детьми мы играем в разные подвижные игры, читаем сказки, рассказы, слушаем музыку, танцуем и поем.

Работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на следующих принципах:

■ От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

■ Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

■ Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Для реализации намеченной цели предусмотрено:

1) провести диагностическое обследование с целью определения уровня развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

2) разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;

3) организовать предметно-развивающую среду, для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

4) развивать художественно-творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;

5) познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.

Детский сад - это второй дом для детей. Здесь ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Стараясь зажечь в детях «искру творчества», нужно использовать [1]:

- многогранность человека,

- человеколюбие как форму жизнедеятельности,

- музыкальный язык как форму связи с внутренним я, с людьми, с миром.

Проведя мониторинговые исследования по выявлению уровня развития творческих способностей на начальном этапе, мы получили результаты, из которых можно сделать вывод: уровни музыкального, танцевального и психомоторного

68

Педагогические науки

развития имеют тенденции роста; дети эмоционально и творчески выражают себя в танце, в исполнении песен, становятся более внимательными на занятиях студии. Передвижения по «сценической площадке» стали носить не хаотичный,

Музыкальность Эмоциональная сфера Творческие проявления Внимание Память

Подвижность нервных процессов Пластичность, гибкость Координация движений

0%

■ Высокий уровень

а скоординированный характер. Таким образом, показатели низкого уровня снижаются, а среднего высокого уровней, наоборот, растут, благодаря тому, что ведется дополнительная индивидуальная работа.

64

76 1

68 ■

76 1

88

72 Н

72 28

1 0

80

I I I I I I I I

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 1. Диаграмма уровня музыкального и психомоторного развития детей в процентном отношении на начало 2014-2015 учебного года

Музыкальность Эмоциональная сфера Творческие проявления Внимание Память

Подвижность нервных процессов

Пластичность, гибкость Координация движений

1

12

0% 10% 20% 30% 40%

0

0

0

0

50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Высокий уровень ■ Средний уровень □ Низкий уровень

Рис. 2. Диаграмма уровня музыкального и психомоторного развития детей в процентном отношении на конец 2014-2015 учебного года

Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней ком-

позитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.

Главное - будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и театру, к пониманию всего, что происходит рядом.

Ч. Р. Хайруллина

69

Такие занятия в детском саду должны способствовать творческому развитию дошкольников, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

Каждый педагог по сути своей - экспериментатор, и если он любит детей и свою профессию, то будет в постоянном творческом поиске. В своей работе он накапливает опыт педагогической практики, использует свою методику, свою систему обучения.

Данный вид работы в нашем детском саду практикуется не первый год, и если говорить о результатах, то исходя из того, что детям интересно, они с удовольствием посещают эти занятия, можно говорить о том, что мы даем возможность детям проявить себя.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре ООП ДО, она должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту и видам деятельности; развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Поэтому становится актуальным создание соответствующей развивающей предметно-пространственной образовательной среды группы, которая будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов.

Труд педагога - это нескончаемый поиск новых открытий, который требует многократных проверок и подтверждений и новых поисков. Е. П. Торренс [5], создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду.

Педагоги часто говорят, что лучший способ для педагога воспитывать творчество в детях -это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне применимой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель - прежде всего компе-

тентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

В развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважение. Очень важно, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности. При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.

Что еще важно для работы с одаренными: подтягивать средний уровень всех дошкольников. Необходима хорошая работа с мотивированными детьми в каждой группе, чтобы такие дети могли заниматься по углубленным программам. Надо поощрять и школы с изначально слабым контингентом учащихся. Если педагогу удастся дотянуть слабых детей хотя бы до среднего уровня, то это великая его заслуга.

Индивидуализация [4] образования приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний. Дети в нашем детском саду приобрели компетентность и самоуважение. У них появилась готовность браться за еще более трудные задания. Они умеют осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели. В такой обстановке, где дети ориентируются на реализацию собственных интересов, у них развивается чувство собственной значимости и инициативы. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей. [9] Все это очень важно и пригодится детям в школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня мы не стоим на месте. Новые ФГОС ориентируют нас на дальнейшую работу, направленную на развитие одаренных детей и создание условий для мотивации педагогического коллек-

70

Педагогические науки

тива детского сада, к участию в интеграционных процессах, в воспитании нового поколения граждан, умеющих учиться всю жизнь, чтобы быть востребованным обществом, быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

Ш

1. «АКАДЕМИАН» - Научно-образовательный электронный журнал // Богданова Л. С. Воспитание творчеством. Ступени мастерства. URL: http://www.future4you.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=2399&Itemid=1452

2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. М.: Смысл, 2001. 416 с.

3. БирюковаЕ. Первое сентября. 2012. № 3.

4. Данилова Л. И. Индивидуализация образовательного

процесса. URL: http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/

3411.pdf

5. Корабль друзей. URL: http://www.friendship.com.ru/ wunderkind/11. shtml

6. Маханева М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. 57 с. (Библиотека руководителя ДОУ).

7. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Обруч, 2011. 40 с.

8. Слуцкий В. М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991.

9. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://fe stival .1 september.ru/articles/551505/

1. «AKADEMIAN» - Nauchno-obrazovatelnyiy elektronnyiy zhurnal, Bogdanova L. S. Vospitanie tvorchestvom. Stupeni masterstva, URL: http://www.future4you.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=2399&Itemid=1452

2. Asmolov A. G. Psihologiya individualnosti, M.: Smyisl, 2001,416 p.

3. BiryukovaE. Pervoe sentyabrya, 2012, No. 3.

4. Danilova L. I. Individualizatsiya obrazovatelnogo protsessa, URL: http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/3411.pdf

5. Korabl druzey, URL: http://www.friendship.com.ru/

wunderkind/11. shtml

6. Mahaneva M. D. Individualnyiy podhod k rebenku v DOU: Organizatsionno-metodicheskiy aspect, M.: TTs Sfera, 2005, 7 p. (Biblioteka rukovoditelya DOU).

7. Svirskaya L. V. Individualizatsiya obrazovaniya: pravilnyiy start: uchebno-metodicheskoe posobie dlya rabotnikov doshkolnyih obrazovatelnyih uchrezhdeniy, M.: Obruch, 2011, 40 p.

8. Slutskiy V. M. Odarennyie deti, M.: Progress, 1991.

9. Festival pedagogicheskih idey «Otkryityiy urok», URL: http://festival. 1 september.ru/articles/551505/

Ch. R. Khairullina

Kindergarten № 26, Volzhsk, Mari El

Creating a creative environment on the development of musical theatre abilities for gifted children in kindergarten

This publication presents the experience of a particular kindergarten, which are aspects of the education of talent and creating a creative environment for the development of gifted children based on years of practical experience. The article describes the relation of continuity in the system of education and development of creative abilities of pupils. The paper shows the main steps of the conditions of successful work, the activities that are carried out with gifted children. Systemic pedagogical work consistently lined steps of training aimed at all-round development of the rich potentialities possessed by children from birth.

Keywords: development of creative abilities, gifted children, developing object-space educational environment of kindergarten.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.