группу инфицированных составляют лица в возрасте от 14 до 40 лет. Такая же закономерность наблюдается в заболеваемости детей. В 2000 г. показатели заболеваемости ХГС составили 0,6 на 100 тыс. населения, в 2003 — 8,3 на 100 тыс. населения. «Носительство» анти-ИСУ антител среди детей в 2000 г. составляло 54,0 на 100 тыс. населения, в 2003 г. оно равнялось 317,2 на 100 тыс. населения.
На территории поселка Понтонный проживает около 10 тыс. человек. Для формирования репрезентативной выборки для проведения исследования было отобрано 1320 человек в возрасте от 11 до 30 лет. Отклик составил 55,9%, то есть всего было обследовано 738 человек. Для выявления частоты распространения факторов риска инфицирования среди обследуемых использовалась анкета, включающая 34 вопроса, касающиеся социального положения анкетируемого, социального положения членов семьи. Остальные вопросы были направлены на выяснение состояния здоровья обследуемого, перенесенные ранее инфекционные заболевания и возможные факторы риска инфицирования.
Для выяснения частоты распространения ИСУ-инфекции у всех обследуемых проводили определение антител к ИСУ методом ИФА с использованием тест-систем фирмы «КосЬ-Мо-сква» в СПбГУЗ «Городской Консультативно-диагностический центр (вирусологический)», который является экспертной лабораторией Росздрава.
Результаты исследования. По возрастному составу все обследуемые распределялись следующим образом: 11-15 лет — 33,3%; 16-19 лет — 32,7%; 20-24 года — 17,04%; 25-29 лет — 16,14%; 30 лет — 0,75%. Женщин было 51,72%, мужчин — 48,28%.
Возрастную группу 11-15 лет составили учащиеся — 52,14%; безработных было 6,67%; в группе 16-19 лет — учащихся было 40,48%, работающих — 16%, безработных — 23,33%; в группе 20-24 года — учащихся — 6,43%, работающих — 41,3%, безработных — 43,33%, в группе 25-29 лет — 0,95% учащихся, 40,5% — работающих и 16,67% безработных. Антитела к ИСУ были выявлены у 74 человек, что составило 10% от общего числа обследованных. У 50% из этой группы определялась активная вирусемия. Проведенный анализ анкет по вопросам, связанным с состоянием здоровья, показал, что только два человека из 74 инфицированных знали, что у них имеются антитела к ИСУ.
Среди носителей антител к ИСУ женщин было 38, мужчин — 36, при этом в возрастных группах 20-24 года и 25-29 лет число мужчин и женщин было практически равным (в группе 20-24 года — 11 женщин и 16 мужчин, в группе 25-29 лет — 12 женщин и 11 мужчин). По возрасту носители антител распределялись следующим образом: 12% были в возрасте 11-15 лет; 20% — в возрасте 16-19 лет; 37% — в возрасте 20-24 года и 31% — в возрасте 25-29 лет. По социальному положению 30,8% из носителей ИСУ были учащиеся, работающие — 49,5% и безработные — 19,8%.
Анализ факторов риска инфицирования, проведенный методом логистической регрессии, показал, что в возрастной группе инфицированных от 11 до 14 лет основной фактор риска инфицирования связан с медицинскими манипуляциями (внутримышечные или внутривенные инъекции в медицинских учреждениях), а в более старших возрастных группах факторы риска инфицирования вирусом гепатита С имеют чет-
кий поведенческий характер. Ведущими факторами риска в этих группах являются татуировки, пирсинг и беспорядочная сексуальная активность.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1) Истинная распространенность вируса гепатита С выше регистрируемой.
2) В разных возрастных группах превалируют различные факторы риска инфицирования.
3) Профилактическая работа по снижению риска инфицирования гепатитом С должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, начиная с возрастной группы 10-13 лет, учитывая, что в возрастной группе старше 14 лет преобладают поведенческие факторы риска инфицирования.
РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА В ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТЕОПОРОЗА
О.Ф.Калев, А.В.Барменкова, О.В.Ртищева
ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская
академия Росздрава»
THE ROLE OF FAMILY PHYSICIAN IN PREVENTION OF OSTEOPOROSIS
O.F.Kalev, A.V.Barmenkova, O.V.Ptischeva
Chelyabinsk State Medical Academy
Остеопороз является актуальной проблемой клинической медицины и общественного здравоохранения в связи с высокой распространенностью данного заболевания и постарением населения. Установлено, что в возрасте старше 50 лет остеопоро-зом страдают каждая вторая женщина и каждый пятый мужчина. Основная угроза для здоровья человека связана с осложнениями остеопороза — переломами шейки бедра, позвоночника, костей предплечья и других областей. Именно переломы приводят к длительной утрате трудоспособности, способности к самообслуживанию, снижению качества жизни, а при переломах шейки бедра — и к летальному исходу. Таким образом, остеопо-роз ложится тяжелым бременем на экономику страны и семьи.
Как известно, остеопороз разделяют на первичный и вторичный. Считается, что примерно 85% случаев остеопороза приходится на долю первичного, основную массу которого занимает постменопаузальный и сенильный остеопороз, т.е. женщины старше 50 лет и мужчины старше 70 лет — основной контингент пациентов, состоящих на диспансерном учете в поликлиниках. В связи с тем, что заболевание длительно протекает бессимптомно и первыми признаками являются переломы костей скелета, большая ответственность в выявлении групп риска развития заболевания, профилактики, диагностики остеопороза принадлежит первичному звену здравоохранения: участковым врачам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-специалистам, ведущим прием в поликлинике. Факторов и причин развития остеопороза много.
Цель исследования: оценить сложившуюся ситуацию по выявлению остеопороза врачами первичного звена здравоохранения и определить роль семейного врача в совершенствовании профилактики остеопороза.
Материалы и методы. Исследование состояло из трех этапов.
Тезисы
Первый этап. Проведен опрос 129 лиц пожилого возраста (120 женщин и 9 мужчин) по тесту международного фонда ос-тепороза «можете ли вы заболеть остеопорозом?». Средний возраст опрошенных женщин 68,2 года, мужчин — 74 года.
Второй этап. Проанализированы результаты денситомет-рического обследования, проведенного на базе Челябинского областного диагностического центра за период 2005 г. Обследовано 1429 человек (1187 женщин, средний возраст 52,8 лет и 242 мужчин, средний возраст 49,2 лет). Остеоденситомет-рию осуществляли на двухэнергетическом костном денситометре Lunar Prodigy-3, и оценивали по Т-индексу. Согласно рекомендациям ВОЗ, снижение минеральной плотности костной ткани (МПКТ) более чем на 1 стандартное отклонение (SD) принимали за остеопению; снижение более чем на 2,5 SD — за остеопороз. Нормой считали МПКТ от 1 до -1 SD.
Третий этап. Оценка уровня знаний и определение потребности врачей в повышении их квалификации по диагностике, лечению и профилактике остепороза. Опрошено 29 врачей-курсантов и 30 врачей общей практики (членов челябинского областного общества семейных врачей).
Результаты исследования. Первый этап. При положительном ответе хотя бы на один из 8 вопросов теста для мужчин или 9 вопросов теста для женщин, респондента относили к группе риска развития остеопороза. Все опрошенные мужчины и женщины по этому критерию были отнесены к группе риска. Наиболее часто положительный ответ у женщин был дан о переломах в прошлом после незначительной травмы (34,1%), уменьшение роста более чем на 3 см (24,2%), наступление менопаузы до 45 лет (16,7%). У мужчин в 33% отмечено уменьшение роста более чем на 3 см, в 33% — снижение половой функции, и в 22% случаях — наличие переломов у родителей.
Второй этап. У 415 (34,9%) женщин диагностирован остеопороз, у 449 (37,8%) — остеопения и у 322 (27%) была нормальная МПКТ. У мужчин были получены следующие данные: у 88 обследованных (36,3%) — остеопороз, 103 пациента (42,5%) имели остеопению, у 51 мужчины (21%) диагностирована нормальная МПКТ. Эти данные показывают, что выявляе-мость снижения МПКТ, включая ранние стадии, высокая.
Третий этап. Все врачи-курсанты и врачи общей практики до начала занятий не были знакомы с тестом международного фонда остепороза «можете ли вы заболеть остеопо-розом?». Оценка уровня знаний врачей показала, что они имеют недостаточную подготовку по выявлению факторов риска первичного и вторичного остеопороза, и методам первичной, вторичной и третичной профилактики данного заболевания.
Заключение. При высокой заболеваемости населения остеопорозом и наличии простых методов выявления групп риска, в первичном звене здравоохранения уделяется недостаточное внимание первичной, вторичной и третичной профилактике данного заболевания. Одной из причин сложившийся ситуации является низкий уровень подготовки врачей и недооценка ими медицинской и социально-экономической значимости этой проблемы. Необходимы разработка и внедрение интегрированных программ профилактики остеопо-роза, в которых основную роль должны играть семейные врачи, имеющие высокий уровень подготовки по вопросам выявления, лечения и диспансеризации пациентов с этим заболеванием.
К ВОПРОСУ О ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С РЕЗИСТЕНТНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ НА ПОЛИМОРБИДНОМ ФОНЕ В ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
В.Ю.Казьмина, М.А.Писанко
Новосибирская государственная медицинская академия
TO THE QUESTION OF TREATMENT OF PATIENTS WITH RESISTANT HYPERTENSION ON POLYMORBID BACKGROUND IN GENERAL PRACTICE
V.Yu.Kazmina, M.A.Pisanko
Novosibirsk State Medical Academy
Специфика работы семейного врача подразумевает знание врачом особенностей жизни каждой семьи, включая их привычки, болезни близких и дальних родственников, характер работы или учебы каждого, особенности течения болезней, пристрастия в еде и так далее. Однако все чаще назначается симптоматическая терапия. Например — высокоэффективные антигипертензивные препараты больным с АГ, без учета того, что ее наличие является следствием или признаком той или иной заинтересованности других систем организма, что особенно часто происходит при их латентном течении. Не редко не используются в полном объеме меры первичной и вторичной профилактики хронических болезней.
Цель исследования: изучение «спектра полиморбидно-сти», тех или иных составляющих полиморбидный фон сопутствующих заболеваний у пациентов с резистентной артериальной гипертензией.
Материалы. Исследовано 67 случаев АГ (2 и 3 степени) у пациентов одной из поликлиник, имевших наряду с АГ другие заболевания (20 мужчин и 47 женщин; мужчин моложе 65 лет пять человек, старше 65 лет — 15 человек; женщин моложе 65 лет десять человек, старше 65 лет 37 человек). В группе мужчин моложе 65 лет АГ сопутствовали следующие заболевания: хронический обструктивный бронхит — в двух случаях, бронхиальная астма — в одном, лямблиоз кишечника — в двух случаях; в группе мужчин старше 65 лет преобладала ИБС (в десяти случаях), хроническая сердечная недостаточность имела место в девяти случаях, церебральная сосудистая патология — в семи; хронический пиелонефрит в семи случаях (из них в пяти — в сочетании с хроническим холецистопанкреа-титом, в трех из которых — в сочетании с лямблиозом кишечника); ХОБЛ (хронический обструктивный бронхит) — в одном случае. В группе женщин моложе 65 лет ИБС имела место в пяти случаях, ХОБЛ (хронический обструктивный бронхит) — в четырех, хронический пиелонефрит в семи случаях (из них в пяти — в сочетании с лямблиозом кишечника), хронический холецистопанкреатит в сочетании с лямблиозом кишечника — в трех случаях, частые простудные заболевания верхних и нижних дыхательных путей — отмечались в четырех случаях, саркоидоз легких — в одном, ДОА — в трех случаях, сахарный диабет 2 типа — в двух случаях. В группе женщин старше 65 лет — у всех отмечено наличие более чем двух заболеваний: ИБС и хроническая сердечная недостаточность (ХСН) — в 12 случаях, цереброваскулярное заболевание (ЦВЗ) — в девяти, ХОБЛ — в девяти (из них хронический об-структивный бронхит — в семи, бронхиальная астма — в двух), хронический холецистопанкреатит в 15 случаях (в со- 27