Тезисы
Первый этап. Проведен опрос 129 лиц пожилого возраста (120 женщин и 9 мужчин) по тесту международного фонда ос-тепороза «можете ли вы заболеть остеопорозом?». Средний возраст опрошенных женщин 68,2 года, мужчин — 74 года.
Второй этап. Проанализированы результаты денситомет-рического обследования, проведенного на базе Челябинского областного диагностического центра за период 2005 г. Обследовано 1429 человек (1187 женщин, средний возраст 52,8 лет и 242 мужчин, средний возраст 49,2 лет). Остеоденситомет-рию осуществляли на двухэнергетическом костном денситометре Lunar Prodigy-3, и оценивали по Т-индексу. Согласно рекомендациям ВОЗ, снижение минеральной плотности костной ткани (МПКТ) более чем на 1 стандартное отклонение (SD) принимали за остеопению; снижение более чем на 2,5 SD — за остеопороз. Нормой считали МПКТ от 1 до -1 SD.
Третий этап. Оценка уровня знаний и определение потребности врачей в повышении их квалификации по диагностике, лечению и профилактике остепороза. Опрошено 29 врачей-курсантов и 30 врачей общей практики (членов челябинского областного общества семейных врачей).
Результаты исследования. Первый этап. При положительном ответе хотя бы на один из 8 вопросов теста для мужчин или 9 вопросов теста для женщин, респондента относили к группе риска развития остеопороза. Все опрошенные мужчины и женщины по этому критерию были отнесены к группе риска. Наиболее часто положительный ответ у женщин был дан о переломах в прошлом после незначительной травмы (34,1%), уменьшение роста более чем на 3 см (24,2%), наступление менопаузы до 45 лет (16,7%). У мужчин в 33% отмечено уменьшение роста более чем на 3 см, в 33% — снижение половой функции, и в 22% случаях — наличие переломов у родителей.
Второй этап. У 415 (34,9%) женщин диагностирован остеопороз, у 449 (37,8%) — остеопения и у 322 (27%) была нормальная МПКТ. У мужчин были получены следующие данные: у 88 обследованных (36,3%) — остеопороз, 103 пациента (42,5%) имели остеопению, у 51 мужчины (21%) диагностирована нормальная МПКТ. Эти данные показывают, что выявляе-мость снижения МПКТ, включая ранние стадии, высокая.
Третий этап. Все врачи-курсанты и врачи общей практики до начала занятий не были знакомы с тестом международного фонда остепороза «можете ли вы заболеть остеопо-розом?». Оценка уровня знаний врачей показала, что они имеют недостаточную подготовку по выявлению факторов риска первичного и вторичного остеопороза, и методам первичной, вторичной и третичной профилактики данного заболевания.
Заключение. При высокой заболеваемости населения остеопорозом и наличии простых методов выявления групп риска, в первичном звене здравоохранения уделяется недостаточное внимание первичной, вторичной и третичной профилактике данного заболевания. Одной из причин сложившийся ситуации является низкий уровень подготовки врачей и недооценка ими медицинской и социально-экономической значимости этой проблемы. Необходимы разработка и внедрение интегрированных программ профилактики остеопо-роза, в которых основную роль должны играть семейные врачи, имеющие высокий уровень подготовки по вопросам выявления, лечения и диспансеризации пациентов с этим заболеванием.
К ВОПРОСУ О ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ С РЕЗИСТЕНТНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ НА ПОЛИМОРБИДНОМ ФОНЕ В ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
В.Ю.Казьмина, М.А.Писанко
Новосибирская государственная медицинская академия
TO THE QUESTION OF TREATMENT OF PATIENTS WITH RESISTANT HYPERTENSION ON POLYMORBID BACKGROUND IN GENERAL PRACTICE
V.Yu.Kazmina, M.A.Pisanko
Novosibirsk State Medical Academy
Специфика работы семейного врача подразумевает знание врачом особенностей жизни каждой семьи, включая их привычки, болезни близких и дальних родственников, характер работы или учебы каждого, особенности течения болезней, пристрастия в еде и так далее. Однако все чаще назначается симптоматическая терапия. Например — высокоэффективные антигипертензивные препараты больным с АГ, без учета того, что ее наличие является следствием или признаком той или иной заинтересованности других систем организма, что особенно часто происходит при их латентном течении. Не редко не используются в полном объеме меры первичной и вторичной профилактики хронических болезней.
Цель исследования: изучение «спектра полиморбидно-сти», тех или иных составляющих полиморбидный фон сопутствующих заболеваний у пациентов с резистентной артериальной гипертензией.
Материалы. Исследовано 67 случаев АГ (2 и 3 степени) у пациентов одной из поликлиник, имевших наряду с АГ другие заболевания (20 мужчин и 47 женщин; мужчин моложе 65 лет пять человек, старше 65 лет — 15 человек; женщин моложе 65 лет десять человек, старше 65 лет 37 человек). В группе мужчин моложе 65 лет АГ сопутствовали следующие заболевания: хронический обструктивный бронхит — в двух случаях, бронхиальная астма — в одном, лямблиоз кишечника — в двух случаях; в группе мужчин старше 65 лет преобладала ИБС (в десяти случаях), хроническая сердечная недостаточность имела место в девяти случаях, церебральная сосудистая патология — в семи; хронический пиелонефрит в семи случаях (из них в пяти — в сочетании с хроническим холецистопанкреа-титом, в трех из которых — в сочетании с лямблиозом кишечника); ХОБЛ (хронический обструктивный бронхит) — в одном случае. В группе женщин моложе 65 лет ИБС имела место в пяти случаях, ХОБЛ (хронический обструктивный бронхит) — в четырех, хронический пиелонефрит в семи случаях (из них в пяти — в сочетании с лямблиозом кишечника), хронический холецистопанкреатит в сочетании с лямблиозом кишечника — в трех случаях, частые простудные заболевания верхних и нижних дыхательных путей — отмечались в четырех случаях, саркоидоз легких — в одном, ДОА — в трех случаях, сахарный диабет 2 типа — в двух случаях. В группе женщин старше 65 лет — у всех отмечено наличие более чем двух заболеваний: ИБС и хроническая сердечная недостаточность (ХСН) — в 12 случаях, цереброваскулярное заболевание (ЦВЗ) — в девяти, ХОБЛ — в девяти (из них хронический об-структивный бронхит — в семи, бронхиальная астма — в двух), хронический холецистопанкреатит в 15 случаях (в со- 27
четании с хроническим пиелонефритом — в 11-ти, с лямблио-зом кишечника — в девяти), хронический пиелонефрит — в шести случаях, (в сочетании с лямблиозом кишечника — в трех), хронический гастродуоденит — в четырех случаях (с лямблиозом кишечника — в двух случаях); частые простудные заболевания — в трех случаях, гипотиреоз — в двух случаях, сахарный диабет 2 типа — в трех. В контрольной группе (с тщательно проводимой лечебной программой сопутствующей патологии) из 15 человек старше 65 лет было 12 женщин и трое мужчин. Все пациенты более 10 лет страдали АГ в сочетании с хроническим холецистопанкреатитом, лямблиозом кишечника, из них в 11 случаях имел место хронический пиелонефрит; у всех пациентов этой группы сопутствующие АГ заболевания протекали со стертой клинической симптоматикой. Все пациенты контрольной группы получали лечение сопутствующих АГ заболеваний в полном объеме.
В результате анализа проведенного лечения установлено, что в основной группе по поводу артериальной гипертензии проводилась терапия в соответствии с общепринятыми критериями (больные получали 3-4 антигипертензивных препарата, включая диуретик), достаточно полное лечение осуществлялось при ИБС, цереброваскулярной патологии, сахарном диабете, бронхиальной астме, гипотиреозе, хроническом лим-фолейкозе. В то же время лечение ХСН проводилось не в полном объеме в 50% случаев, ХОБЛ — в 80% случаев, лямблиоза кишечника — в 35%. Практически в 100% случаев пациенты с хроническим пиелонефритом и хроническим холецисто-панкреатитом не получали должной терапии. В группе сравнения (с полным объемом лечения сопутствующих заболеваний в соответствии с современными требованиями) у всех пациентов отмечалось отсутствие резистентности АГ и достижение целевого уровня АД (140/90 и ниже), и в течение трех лет не наблюдалось ухудшения состояния.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии у пациентов с резистентной артериальной гипер-тензией сложного (индивидуального) полиморбидного фона с недостаточным объемом лечения тех или иных сопутствующих хронических заболеваний (наиболее часто — хронического пиелонефрита, хронического холецистопанкреатита, хронического обструктивного бронхита, лямблиоза кишечника); об отсутствии резистентной артериальной гипертензии в группе с максимально полным лечением сопутствующей патологии.
ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ
А.В.Мельцер
ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
FAMILY HEALTH AND OCCUPATIONAL STATUS OF PARENTS
A.V.Meltser
St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies
Одной из основных мер государственного регулирования в области обеспечения санэпидблагополучия населения, в том числе и семьи, является социально-гигиенический мониторинг (СГМ) — важнейший приоритет в деятельности Роспот-
ребнадзора России. Эффективным инструментом СГМ является методология оценки риска для здоровья, которая базируется на оценке и использовании причинно-следственных связей в системе «среда-здоровье», и предполагает измерение вероятности развития у населения неблагоприятных для здоровья эффектов вследствие реального или потенциального воздействия вредных факторов среды.
На этой основе мы оценивали долевую значимость условий труда родителей в совокупности факторов, влияющих на состояние здоровья семьи в целом. Это важно еще и потому, что реальный уровень профессиональной патологии работающих часто расходится с данными официальной статистики. Это происходит вследствие несвоевременного выявления профессиональной патологии, что объясняется как социальными факторами, так и невысоким уровнем проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
Для оценки использованы результаты наших исследований профессиональной заболеваемости и условий труда на ряде промышленных предприятий Санкт-Петербурга, а также материалы анкетирования семей Московского района города. Оценка условий труда проводилась на основе системы гигиенического регламентирования факторов производственной среды и трудового процесса с использованием методологии оценки риска здоровью работающих в основных профессиях предприятий «Самсон», «Электросила», «Ижорские заводы» и ряда других. Кроме того, на предприятиях проведен анализ профессиональной заболеваемости за 10 лет. Как показали расчеты, в ряде профессий на «Электросиле» и «Ижорских заводах» (обрубщик, сварщик, слесарь механосборочных работ) стаж, при котором возникают значимые для проявления профессиональных заболеваний уровни риска, составил всего несколько лет. Фактический стаж работы лиц с профессиональными заболеваниями, как правило, превышал 10 лет.
Нами было установлено, что уровень зарегистрированной в официальных статистических формах профессиональной заболеваемости значительно ниже прогнозного уровня (рассчитанного на основании дозовых нагрузок). При расчете до-зовых нагрузок учитывалось качество производственной среды и профессиональный стаж.
Основной целью анкетирования 580 семей было выявление факторов риска здоровью, действующих на уровне семьи. Анкета содержала вопросы, относящиеся к трудовой деятельности родителей, медико-санитарной активности семьи, частоты и длительности заболеваний и т.д. Были проанализированы основные причины жалоб на среду обитания, в т.ч. и на условия труда на производстве. Анализ анкет проводился как традиционным способом (Лучкевич В.С., 1990 г.), так и методами, комбинирующими статистические и логические приемы. Целью анализа мы определили поиск закономерностей в массивах данных на основе сочетаний признаков, характерных для интересующих нас случаев. При этом характерными считаются те сочетания, которые достаточно часто встречаются в группе, где выявляется та или иная патология и никогда, либо редко, в группе, где эта же патология не встречается. При таком анализе важно, что отдельный признак приобретает значимость лишь в контексте остальных, входящих в характерное сочетание, признаков.
Таким образом, анализировались все интересующие нас возможные сочетания признаков, отражающих социальные,