Научная статья на тему 'Медико-социальные детерминанты, определяющие распространенность вирусного гепатита с в одном из районов Санкт-Петербурга'

Медико-социальные детерминанты, определяющие распространенность вирусного гепатита с в одном из районов Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Златьева Н.В., Кузнецов Н.И., Кузнецова О.Ю., Плавинский С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные детерминанты, определяющие распространенность вирусного гепатита с в одном из районов Санкт-Петербурга»

Тезисы

5) Пациенты не были информированы о характере проводимой противоболевой терапии.

6) В больнице не проводились занятия с медицинским персоналом, направленные на повышение квалификации в области послеоперационной аналгезии.

Стандарты обезболивания в послеоперационном периоде, применяющиеся в нашей клинике, основаны на «трехступенчатой схеме», включающей базовую аналгезию, специальную аналгезию с использованием контролируемым пациентом микронасосом с опиатным анальгетиком, использование региональных методов анестезии (эпидуральной, проводниковой).

При наличии слабой и средней интенсивности боли проводят базовую аналгезию неопиатными анальгетиками. Препараты выбора: парацетамол, нестероидные противовоспалительные средства, селективные ЦОГ-2 ингибиторы; новалгин с местными анестетиками; инфильтрационная аналгезия в области послеоперационной раны, введение местных анестетиков в дренаж. Форма назначения: энтеральная и парентеральная. При неэффективности терапии дополнительно назначают опиоидные анальгетики — трамал, дипидолор (пиритрамид).

Специальная контролируемая пациентом аналгезия применяется при наличии средней и сильной боли. Обычно используют низкодозированный опиоид (дипидолор). Аналгезия позволяет учитывать индивидуальную чувствительность пациентов к боли. Из негативных отмечают известные побочные эффекты наркотических анальгетиков: апноэ, седация, головокружение, запоры. Для нивелирования побочных эффектов целесообразна комбинация с неопиатными аналгетиками. Региональная анестезия (перидуральная анестезия, катетеризация шейного, подмышечного, бедренного сплетений) с использованием компактных, контролируемых пациентом насосов, применяется при наличии сильной боли. Средствами аналгезии являются местные анестетики, опиаты и их комбинация. Преимуществами этого вида аналгезии являются:

— лучшая субъективная переносимость;

— психологический.и физический комфорт;

— незначительное влияние на центральную нервную систему, желудочно-кишечный тракт, дыхательную систему.

При проведении аналгезии необходимо определять: интенсивность боли 1-2 раза в день, состояние пациента, локализацию катетера, место пункции, неврологический статус, назначение базовой аналгезии.

В послеоперационном периоде после выписки больного из стационара возможности лечения боли ограничены из-за отсутствия постоянного отделения терапии боли. В связи с этим в Германии широко используется базовая аналгезия в комбинации с опиатами в форме пластыря (фентанил). Внедрение специализированных дневных стационаров службы терапии боли позволяет обеспечить не только оптимальное обезболивание с помощью традиционных методов (включая психотерапию), но и с помощью нетрадиционных (иглоукалывание).

Таким образом, лечение болевого синдрома в послеоперационным периоде можно разделить на два этапа. Первый включает болеутоление в соответствии с описанными стандартами, которое может быть эффективным, если разработанная схема используется в полном объеме, а пациент информирован об использующемся методе лечения. После выписки больного из стационара необходимо оценивать потребность

больного в болеутолении и при необходимости привлекать специалистов, занимающихся лечением болевого синдрома, для выбора оптимального вида лечения.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА С В ОДНОМ ИЗ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Н.В.Златьева, Н.И.Кузнецов, О.Ю.Кузнецова,

С.Л.Плавинский Поликлиника № 73 Колпинского района, ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

MEDICO-SOCIAL DETERMINANTS OF PREVALENCE OF HEPATITIS C IN ONE OF THE DISTRICTS OF ST-PETERSBURG

N.V.Zlatyeva, N.I.Kuznetsov, O.Yu.Kuznetsova,

S.L.Plavinski Kolpino polyclinic № 73, St-Petersburg, St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies

Санкт-Петербург и Ленинградская область относятся к субъектам Российской Федерации с наиболее высокой заболеваемостью гепатитом С. Так, показатель заболеваемости хроническим гепатитом С в 2004 г., по данным Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга, составил 90,19 на 100 тысяч населения, а число «носителей антител к HCV» составляло 158,7 на 100 тысяч населения.

Следует отметить, что у 3 из 4 носителей анти-HCV антител имеется активная вирусемия, которая ведет к прогресси-рованию заболевания. При оценке распространенности HCV следует учитывать, что первые симптомы заболевания у части пациентов могут появляться через 20 лет и более после инфицирования, поэтому 25-30% новых случаев остаются недиагностированными. В связи с этим показатели заболеваемости не отражают истинную частоту и могут быть заниженными.

Цель исследования. Изучение распространенности HCV-инфекции в одном из районов Санкт-Петербурга.

В задачи исследования входило выявление частоты возможных факторов риска инфицирования в различных возрастных группах с учетом социального положения обследуемых.

Объект и методы исследования. Для проведения исследования был выбран поселок Понтонный Колпинского района Санкт-Петербурга, так как анализ заболеваемости хроническим гепатитом С и носительства анти-HCV антител в этом районе, ее динамики, характеристики и структуры определяют этот регион Санкт-Петербурга как место высокого риска распространения инфекции. На территории Колпинского района на протяжении последних лет отмечается постоянный рост заболеваемости населения ХГС и увеличения числа «здоровых носителей» анти-HCV антител. Так, в 2000 г. заболеваемость ХГС на 100 тыс. населения составила 40,0, в 2001 г.— 44,8, в 2002 г— 48,7, в 2003 г.— 64,0 соответственно. Одновременно отмечается рост числа «носителей анти-HCV антител», а именно в 2000 г. оно составляло 30,0 на 100 тыс. населения, а в 2003 г. возросло в 7 раз. При этом основную возрастную

группу инфицированных составляют лица в возрасте от 14 до 40 лет. Такая же закономерность наблюдается в заболеваемости детей. В 2000 г. показатели заболеваемости ХГС составили 0,6 на 100 тыс. населения, в 2003 — 8,3 на 100 тыс. населения. «Носительство» анти-ИСУ антител среди детей в 2000 г. составляло 54,0 на 100 тыс. населения, в 2003 г. оно равнялось 317,2 на 100 тыс. населения.

На территории поселка Понтонный проживает около 10 тыс. человек. Для формирования репрезентативной выборки для проведения исследования было отобрано 1320 человек в возрасте от 11 до 30 лет. Отклик составил 55,9%, то есть всего было обследовано 738 человек. Для выявления частоты распространения факторов риска инфицирования среди обследуемых использовалась анкета, включающая 34 вопроса, касающиеся социального положения анкетируемого, социального положения членов семьи. Остальные вопросы были направлены на выяснение состояния здоровья обследуемого, перенесенные ранее инфекционные заболевания и возможные факторы риска инфицирования.

Для выяснения частоты распространения ИСУ-инфекции у всех обследуемых проводили определение антител к ИСУ методом ИФА с использованием тест-систем фирмы «КосЬ-Мо-сква» в СПбГУЗ «Городской Консультативно-диагностический центр (вирусологический)», который является экспертной лабораторией Росздрава.

Результаты исследования. По возрастному составу все обследуемые распределялись следующим образом: 11-15 лет — 33,3%; 16-19 лет — 32,7%; 20-24 года — 17,04%; 25-29 лет — 16,14%; 30 лет — 0,75%. Женщин было 51,72%, мужчин — 48,28%.

Возрастную группу 11-15 лет составили учащиеся — 52,14%; безработных было 6,67%; в группе 16-19 лет — учащихся было 40,48%, работающих — 16%, безработных — 23,33%; в группе 20-24 года — учащихся — 6,43%, работающих — 41,3%, безработных — 43,33%, в группе 25-29 лет — 0,95% учащихся, 40,5% — работающих и 16,67% безработных. Антитела к ИСУ были выявлены у 74 человек, что составило 10% от общего числа обследованных. У 50% из этой группы определялась активная вирусемия. Проведенный анализ анкет по вопросам, связанным с состоянием здоровья, показал, что только два человека из 74 инфицированных знали, что у них имеются антитела к ИСУ.

Среди носителей антител к ИСУ женщин было 38, мужчин — 36, при этом в возрастных группах 20-24 года и 25-29 лет число мужчин и женщин было практически равным (в группе 20-24 года — 11 женщин и 16 мужчин, в группе 25-29 лет — 12 женщин и 11 мужчин). По возрасту носители антител распределялись следующим образом: 12% были в возрасте 11-15 лет; 20% — в возрасте 16-19 лет; 37% — в возрасте 20-24 года и 31% — в возрасте 25-29 лет. По социальному положению 30,8% из носителей ИСУ были учащиеся, работающие — 49,5% и безработные — 19,8%.

Анализ факторов риска инфицирования, проведенный методом логистической регрессии, показал, что в возрастной группе инфицированных от 11 до 14 лет основной фактор риска инфицирования связан с медицинскими манипуляциями (внутримышечные или внутривенные инъекции в медицинских учреждениях), а в более старших возрастных группах факторы риска инфицирования вирусом гепатита С имеют чет-

кий поведенческий характер. Ведущими факторами риска в этих группах являются татуировки, пирсинг и беспорядочная сексуальная активность.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1) Истинная распространенность вируса гепатита С выше регистрируемой.

2) В разных возрастных группах превалируют различные факторы риска инфицирования.

3) Профилактическая работа по снижению риска инфицирования гепатитом С должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, начиная с возрастной группы 10-13 лет, учитывая, что в возрастной группе старше 14 лет преобладают поведенческие факторы риска инфицирования.

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА В ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТЕОПОРОЗА

О.Ф.Калев, А.В.Барменкова, О.В.Ртищева

ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская

академия Росздрава»

THE ROLE OF FAMILY PHYSICIAN IN PREVENTION OF OSTEOPOROSIS

O.F.Kalev, A.V.Barmenkova, O.V.Ptischeva

Chelyabinsk State Medical Academy

Остеопороз является актуальной проблемой клинической медицины и общественного здравоохранения в связи с высокой распространенностью данного заболевания и постарением населения. Установлено, что в возрасте старше 50 лет остеопоро-зом страдают каждая вторая женщина и каждый пятый мужчина. Основная угроза для здоровья человека связана с осложнениями остеопороза — переломами шейки бедра, позвоночника, костей предплечья и других областей. Именно переломы приводят к длительной утрате трудоспособности, способности к самообслуживанию, снижению качества жизни, а при переломах шейки бедра — и к летальному исходу. Таким образом, остеопо-роз ложится тяжелым бременем на экономику страны и семьи.

Как известно, остеопороз разделяют на первичный и вторичный. Считается, что примерно 85% случаев остеопороза приходится на долю первичного, основную массу которого занимает постменопаузальный и сенильный остеопороз, т.е. женщины старше 50 лет и мужчины старше 70 лет — основной контингент пациентов, состоящих на диспансерном учете в поликлиниках. В связи с тем, что заболевание длительно протекает бессимптомно и первыми признаками являются переломы костей скелета, большая ответственность в выявлении групп риска развития заболевания, профилактики, диагностики остеопороза принадлежит первичному звену здравоохранения: участковым врачам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-специалистам, ведущим прием в поликлинике. Факторов и причин развития остеопороза много.

Цель исследования: оценить сложившуюся ситуацию по выявлению остеопороза врачами первичного звена здравоохранения и определить роль семейного врача в совершенствовании профилактики остеопороза.

Материалы и методы. Исследование состояло из трех этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.