Научная статья на тему 'Роль сельскохозяйственной кооперации в АПК'

Роль сельскохозяйственной кооперации в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / AGRICULTURAL COOPERATIVE / МЕХАНИЗМЫ / MECHANISMS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / CONSUMER COOPERATIVE / РЫНОК / СТРУКТУРА / MARKET STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молькин А. Н.

В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию сельскохозяйственных кооперативов, в частности потребительских кооперативов. В работе раскрывается роль потребительских кооперативов в сельском хозяйстве и отражены организационно-экономические механизмы управления кооперацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AGRICULTURAL COOPERATIVES IN AGRICULTURE

Currently, the state pays great attention to the development of agricultural cooperatives in particular of consumer cooperatives. The article reveals the role of consumer cooperatives in agriculture and reflects the organizational-economic mechanisms of management of the cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль сельскохозяйственной кооперации в АПК»

РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В АПК А.Н. Молькин, аспирант

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

Аннотация. В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию сельскохозяйственных кооперативов, в частности потребительских кооперативов. В работе раскрывается роль потребительских кооперативов в сельском хозяйстве и отражены организационно-экономические механизмы управления кооперацией.

Ключевые слова: сельскохозяйственный кооператив, механизмы, управление, потребительский кооператив, рынок, структура.

Сельскохозяйственный рынок каждый год меняется, появляются новые научно-технические и инновационные разработки, изменяется законодательная и налоговая база, в свою очередь государство стало больше поддерживать сельскохозяйственные организации с помощью грантов, субсидий, единовременных выплат, что поспособствовало увеличению сельскохозяйственных организаций, это привело к повышению конкуренции в агропромышленном комплексе.

Усиление конкуренции между участниками отрасли позволило начать развивать инфраструктуру рынка, но в тоже время не решить всех основных производственных и управленческих проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные организации. Для решения многих производственных и управленческих проблем, сель-хоз организации объединиться между собой, создавая сельскохозяйственные кооперативы, данные объедения способствуют эффективному и рациональному использованию ресурсов отрасли, с целью получения выгоды для участников кооператива.

Как показывает практика, все отрасли национальной экономики взаимодействуют напрямую или косвенно с агропромышленным комплексом. Развитость многих секторов экономики зависят от АПК, роль аграрного сектора экономики в социально-экономическом развитии страны постоянно возрастает. По мере изменений в самой отрасли и ее диверсификации, явно проявившихся в последние десять лет, границы аграрного сектора экономики определить все труднее [4].

Структура агропромышленного комплекса включает в себя:

1. Отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК;

2. Сельское хозяйство, осуществляющее производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

3. Отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя.

Отраслевая структура агропромышленного комплекса включает множество подразделений, начиная от средств производства и заканчивая доведением продукции до потребителей, и сейчас принято ее называть функциональной.

Функциональная структура АПК состоит из пяти стадий агропромышленного воспроизводства [9]:

1. Производство средств производства (машиностроение для сельского хозяйства, пищевой, комбикормовой и легкой промышленности), ремонт оборудования в сельском хозяйстве, осуществляемый промышленными предприятиями; производство минеральных удобрений и средств защиты растений; комбикормовая и микробиологическая промышленность; сельское строительство, включая мелиоративное и дорожное.

2. Сельскохозяйственное производство (зерновое, животноводческое и другие хозяйства).

3. Производство продовольствия и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья. Отрасли перерабатывающей промышленности (пищевкусовая, мясная, молочная, мукомольно-крупяная),

а также легкая промышленность (текстильная, обувная, кожевенно-меховая);

4. Реализация конечного продукта АПК потребителю. Отрасли сферы обращения (заготовка, оптовая и розничная торговля продовольствием), общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, обслуживающие сельское хозяйство.

5. Производственно-техническое обслуживание всех стадий воспроизводственного процесса (транспорт и связь, обслуживающие сельское хозяйство, а также мелиоративное, землеустроительное обслуживание), карантинная служба.

Функциональная структура АПК демонстрирует взаимосвязь всех технологических стадий производства и описывает роль каждой из них в процессе закладывания стоимости произведенного товара.

Таким образом, агропромышленный комплекс связан со всеми секторами экономии и не может функционировать и развиваться без взаимодействия с другими отраслями. Структура АПК является многофункциональной и сложно организованной, что говорит только о том, что данная отрасль занимает особое положение в экономике.

В современной экономике приоритетным направлением в реформировании агропромышленного комплекса становится развитие кооперативных отношений и в первую очередь эффективной сельской потребительской кооперации, то есть кооперации на основе добровольного объединения субъектов малых форм хозяйствования в кооперативы по переработке, хранению, сбыту продукции, материально-техническому снабжению. Это вызвано тем, что развитие агробизнеса требует создания адекватной системы хозяйствования, направленной на сокращение издержек производства, повышение прибыли и соответственно, роста его эффективности. Данный процесс тесно связан с рациональным использованием земли и других производственных ресурсов сельского хозяйства, то есть с получением максимального выхода качественной продукции при наименьших затратах. В связи с этим интенсификация сельскохозяйственного производства требует перестройки форм и

методов организации производства и управления, способов ведения хозяйства, а также создания новых перспективных форм хозяйственной деятельности.

В настоящее время мелкие сельскохозяйственные товаропроизводители - крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства - вносят достаточно существенный вклад в развитие агропромышленного производства в целом и повышение эффективности развития сельской потребительской кооперации в частности. В пользовании субъектов малых форм хозяйствования находится около 30% всех сельскохозяйственных угодий, и более половины сельскохозяйственной продукции страны также производится мелкими агарными товаропроизводителями [3].

Кроме того, данный сегмент аграрной экономики, будучи участником сельской потребительской кооперации, обеспечивает повышение занятости и доходов сельского населения, экономное использование региональных ресурсов, сохранение и распространение культурных ценностей населения.

Перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства, нахождение внутренних резервов повышения рентабельности, улучшение экономического состояния кооперативного хозяйства обусловливают необходимость маркетинговой ориентации. В условиях ослабления рыночной мотивации у значительной части руководителей и сотрудников клиент-ориентированный подход выступает необходимым условием успешной адаптации персонала организаций потребительской кооперации к усложнившимся требованиям среды функционирования [5].

В современных рыночных условиях наиболее проверенным методологическим и практическим способом решения задач по совершенствованию и развитию сельскохозяйственных кооперативов является применения маркетинга взаимодействия, особенностью маркетинга взаимодействия является то, что при его реализации складываются именно долгосрочные, многоаспектный связи между производителями,

поставщиками и покупателями. В этой связи, подход к управлению взаимодействием в рамках продуктово-отраслевых под комплексов путем реализации указанной концепции маркетинга можно оценить как весьма продуктивный. Этот факт подтверждается тем, что наряду с функциями исследования рынка, планирования сбытовых и коммуникационных процессов, стимулирования сбыта и ценообразования осуществляется также функция взаимодействия.

В нашей стране до последнего времени интересы индивидуальных собственников и предпринимателей были представлены и защищены слабо. Не складывались и необходимые предпосылки для развития кооперации, хотя роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в аграрном секторе достаточно высока. Она состоит в обеспечении условий для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение, в способствовании формированию интегрированных структур, так как объединяет индивидуальных и ассоциированных сельхоз товаропроизводителей.

Значительна ее социальная функция, которая реализуется через создание рабочих мест, обеспечение гарантированного уровня доходов. Расширение кооперативной деятельности происходит в форме развития сбытоснабженческой, кредитной и иных видов кооперации. Тем самым обеспечивается защита сельхоз товаропроизводителей от монопольных структур, предоставление сельским жителям возможности покупки качественных и относительно дешевых товаров и разнообразных услуг.

Таким образом, сельскохозяйственная потребительская кооперация выступает как один из стабилизаторов рыночной экономики, поддерживает социальное равновесие в обществе, служит основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства

Поэтому необходимость потребительской кооперации в развитии аграрной сферы состоит в том, что она представляет собой альтернативную форму организации аграрной сферы экономики, действующей

одновременно в интересах производителей и потребителей, плодами которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства. Более того, потребительская кооперация выполняет часть функций государства, например, обеспечивает социальную защиту населения, поэтому она вправе рассчитывать на государственную поддержку в своей социально-экономической деятельности. К тому же потребительская кооперация выступает как форма самоорганизации населения, основанной на принципах взаимной поддержки, коллективистского начала, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни.

Система сельскохозяйственной потребительской кооперации выступает как надежный партнер для реального сотрудничества с агропромышленным комплексом по решению различных проблем, среди которых наиболее насущными являются вопросы развития национальных и местных рынков, прежде всего сельского. Потребительская кооперация может активно включаться в процесс денатурализации доходов сельского населения через систему заготовок, встречной продажи товаров, комиссионной продажи, переработки сырья на давальческих основах. При этом основными задачами, которые способна решать сельскохозяйственная потребительская кооперация в агропромышленном комплексе, являются следующие [2]:

- создание и развитие организаций торговли для обеспечения товарами членов потребительских кооперативов;

- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;

- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

- оказание членам потребительских кооперативов производственных и непроизводственных услуг;

- совершенствование переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, доведения ее до потребителя;

- сотрудничество с крупными сельскохозяйственными предприятиями в составе АПК, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.

Создание, развитие и деятельность сельских кооперативов сдерживается несоответствием ряда экономических, правовых, идеологических, информационных условий характеру кооперативных отношений, основными из которых являются [7]:

- нерешенность проблемы стартового капитала. У заинтересованных в создании сельской кооперации юридических и физических лиц зачастую отсутствуют свободные денежные средства для внесения в паевые фонды кооперативов. Это оказывает негативное влияние на создание снаб-женческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных кооперативов, которым для работы необходимы качественные хранилища, транспорт, лаборатории, оборудование для очистки и переработки сельскохозяйственной продукции, средства для формирования фондов финансовой взаимопомощи и т. д.;

- разрозненность сельских товаропроизводителей и имеющихся сельских кооперативов, отсутствие единого объединяющего центра;

- устаревшая и недостаточная материально-техническая база для заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья;

- высокая стоимость кредитных и заёмных средств и недостаточный учет специфики сельскохозяйственного производства при составлении графиков погашения и облуживания кредитов;

- убыточность социально значимых видов деятельности на сельских территориях ввиду низкого уровня доходов сельских жителей;

- недостаточность льгот и привилегий на стадии создания и первых лет развития кооперативов;

- сильная конкуренция со стороны торговых сетей, крупных акционерных компаний, специализирующихся на перевозках,

хранении, переработке и продаже отечественной и импортной сельхозпродукции;

- нехватка квалифицированных кадров для работы в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации и неразвитость системы специального кооперативного образования;

- несовершенство действующей системы налогообложения, которая не стимулирует развития сельской кооперации и затрудняет деятельность кооперативов;

- самоустранение в большинстве регионов и районов органов исполнительной и представительной власти от проблем развития сельской кооперации;

- отсутствие в органах исполнительной власти федерального и регионального уровня отдельных структурных подразделений, отвечающих за состояние и развитие сельскохозяйственной кооперации;

- недостаточный уровень научных разработок по различным направлениям развития сельской кооперации в конкретных, характерных для сегодняшнего состояния сельского хозяйства России, условиях;

- несовершенство кооперативного законодательства;

- отсутствие полноценной официальной информации о состоянии сельской кооперации.

При взаимодействии с финансовыми институтами все формы сельской кооперации испытывают давление, направленное на прямое преобразование кооператива в хозяйственное общество или «перестройку» управленческих показателей по образцу частных коммерческих организаций.

Сельское хозяйство, как и другие отрасли народного хозяйства, располагает условиями для создания и развития кооперативных предприятий. Естественные факторы производства в сельском хозяйстве требуют использования различных хозяйственных связей, и кооперация может, выступить формой, наиболее пригодной для сферы сельскохозяйственного производства [10].

Исследования эволюции и содержания организационно-экономического механизма непосредственно сельскохозяйственной кооперации позволяют выявить комплекс формирующих его основополагающих

элементов как единой целевой системы, направленное на эффективное и устойчивое развитие агропромышленного комплекса, и объединить их в группы по уровням проявления.

В сельскохозяйственной кооперации к элементам внешней среды в его механизме относятся: общеэкономическое государственное регулирование; регулирование: сельскохозяйственного производства и сбыта сельхозпродукции; спроса и предложения на продукцию отрасли; землепользования; цен; таможенное регулирование.

К элементам, применяемым на уровне отдельного кооператива (внутренняя среда) относятся [1]:

- формы организации производства;

- бизнес-планирование;

- маркетинг;

- хозяйственный (коммерческий) расчет, система меж- и внутрихозяйственных отношений;

- бюджетирование;

- организация, мотивация, стимулирование труда;

- система внутренней и внешней информации.

В экономической литературе принято рассматривать сущность понятия «механизм сельскохозяйственной кооперации» с двух позиций. В первом случае - в обобщенном виде механизм сельскохозяйственной кооперации представляет собой постоянное, тесное взаимодействие определенных составляющих, обеспечивающее эффективное функционирование системы кооперативных организаций, созданных с целью удовлетворения экономических, социальных и других потребностей своих членов.

Во втором случае - в детализированном варианте, сущность понятия «механизм сельскохозяйственной кооперации» рассматривают как динамическую систему, содержащую ряд составляющих и элементов, эффективное функционирование и тесное взаимодействие которых обеспечивает удовлетворение разных потребностей членов сельскохозяйственных кооперативов, кооперативных организаций, объединений и других субъектов ведения хозяй-

ства. В качестве составляющих выступают управляющая подсистема, подсистема снабжения функциональная, целевая подсистемы. В качестве объектов (элементов системы) выступают подсистемы: правовое обеспечение, информационное, финансово-кредитное, инновационное, экономическое, организационное, инвестиционное, экологическое, что и составляет организационно-экономический механизм развития кооперации [11].

Понятию «организационно-

экономический механизм» в экономической литературе дано много определений. Так, например, З.Г. Зейнашева определяет его «... как комплекс взаимосвязанных экономических и организационно-правовых методов, с помощью которых государство как субъект управления регулирует собственные интересы с интересами предприятия, как объекта управления, который, руководствуясь этими методами, планирует, организует и реализует свою деятельность».

Организационно-экономический механизм сельскохозяйственной кооперации можно определить как постоянно развивающуюся, сложную систему, состоящую из реализующихся на разных уровнях взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих элементов, формирующихся под действием рыночных законов и государственной политики, направленных на эффективное использование всех ресурсов в процессе кооперированной деятельности.

Несмотря на наличие в экономической литературе множества определений организационно-экономического механизма сельскохозяйственной кооперации, все исследователи считают, что он состоит из двух составляющих: организационной и экономической.

Организационная составляющая представляет собой совокупность принципов, методов и форм согласования коллективных действий членов кооператива, направленных на наиболее рациональное использование ресурсов и осуществления регулирования процесса воспроизводства. Научной основой формирования и отсаживания организационного механизма яв-

ляется познание и использование экономических законов.

В качестве составляющих организационного механизма выступают структурные, организационно-административные и информационные механизмы. В совокупности они обладают свойством комплексности воздействия, поскольку, будучи организационными по характеру воздействия они носят одновременно черты экономического и мотивационного механизмов и поэтому имеют тесные взаимосвязи с последним [12].

Для сельскохозяйственных кооперативов состав структурных механизмов может быть следующим: механизм гибкой перестройки и выделение приоритетов, механизм усиления организационного потенциала за счет рационализации структуры управления (структурной перестройки), механизм взаимодействия и взаимопроникновения субъектов хозяйствования [8].

Другая составляющая организационно-экономического механизма сельскохозяйственной кооперации - экономический механизм, представляющий собой совокупность инструментов, форм и методов управления, используемых для достижения конечных целей. В теории управления экономический механизм определяется как совокупность управляющих воздействий и обратных связей, включая предпосылки возникновения данных взаимосвязей и оценку их результативности. Основными элементами экономического механизма как совокупности юридически регламентированных экономических методов и средств, устанавливаемых государством для регулирования экономики отраслей и предприятий, являются система финансирования, кредитования, налогов, лицензирования экспорта и импорта, целевые инвестиции, а также элементы менеджмента отдельной организации - система форм и методов планирования, внутрихозяйственных отношений, стимулирования труда и др.

Особенности сельскохозяйственного производства оказывают влияние не только на формирование организационно-правовых форм сельских товаропроизводителей, но и на экономический механизм.

Сельскохозяйственное производство имеет свои особенности, которые оказывают влияние на формирование и функционирование структур, связанных со сбытом, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, обслуживаем сельскохозяйственного производства. Земля как главное средство производства обладает ценнейшим свойством - плодородием. Потребность в его сохранении и повышении вызывает необходимость взаимного сотрудничества сельскохозяйственных предприятий с предприятиями по производству удобрений и средств защиты растений, мелиоративными организациями. Действие трудно прогнозируемых природных факторов приводит к нестабильности получения сельскохозяйственной продукции. Кооперативные связи смягчают их негативное влияние.

Ограниченные возможности концентрации капитала на небольшой территории обусловливают необходимость кооперационных связей на уровне регионов, которые могут устанавливаться от отдельных товаропроизводителей до областного уровня в зависимости от вида производимой продукции и размещения предприятий по агросервису, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции.

Высокоэффективное производство возможно только на основе передовых наукоемких технологий по всей цепочке: производство сельскохозяйственной продукции -> переработка -> транспортировка -> хранение -> сбыт. Использование передовых наукоемких технологий возможно в условиях относительно крупных предприятий. В этой связи рациональное использование производственных ресурсов обеспечивает совершенствование организационно-экономического механизма формирования и развития межхозяйственной кооперации на районном и региональном уровнях.

Многие сельскохозяйственные потребительские кооперативы создаются с целью решения проблем, связанных с гарантированным снабжением средствами производства, техникой и горюче-смазочными материалами, оборудованием, удобрениями,

семенным материалом и т.д. наиболее отвечающих запросам его членов. Поставщики и виды поставляемой продукции выбираются в соответствии со следующими критериями:

- технические характеристики (данные, предоставляемые изготовителем, результаты опытов на местах и т.д.);

- сроки и условия поставки;

- цены (в ситуациях, когда прочие условия одинаковы);

- условия оплаты [6].

димыми для хозяйственной деятельности членов кооператива, позволяет уменьшить затраты членов кооператива по их приобретению и обеспечить их необходимыми товарами лучшего качества с меньшими издержками. Это возможно потому, что кооперативы на основе заявок членов кооператива гарантированно закупают необходимые объемы товаров по оптовым ценам непосредственно у производителей или крупных дистрибьюторов и передают их своим членам с минимальными издержками.

Обеспечение членов кооператива материально-техническими ресурсами, необхо-

Библиографический список

1. Евлоев Я. Кооперация и интеграция в агропромышленном производстве // АПК: экономика и управление. - 2000. - №5. - С. 50-53.

2. Крутиков В.К., Кузьмина Ю.В. Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. - М.: Изд-во «Ноосфера», 2010. - С. 45-46.

3. Лилимберг С.И. Роль личных подсобных хозяйств в развитии агропромышленного комплекса РК // Материалы ШП междунар. науч.-техн. конф. «Достижения науки - агропромышленному производству». Челябинск: ЧГАА, 2014. - С. 146-151.

4. Менеджмент в агропромышленном комплексе [Электронный ресурс]/ Портал «Информационно- управленческий портал» www.portal-u.ru [адрес в сети Интернет: http://www.portal-u.ru/menedgmentpodsistem/menvagro]

5. Денисова И.Н. Особенности маркетинга взаимоотношений в деятельности потребительской кооперации // Статистика и экономика. - 2011. - №1. - С. 54-58.

6. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне / монография под общей редакцией И.В. Палаткина, А.А. Кудрявцева. -Пенза, 2011.

7. Родионова, О. Институциональные особенности и эффективность кооперативной формы хозяйствования // АПК: экономика, управление. - 2009. - №7. - С. 35-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Старченко В.М. Предпосылки и условия экономического роста в сельском хозяйстве и конкурентоспособность отрасли: методологические аспекты // Проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства России. - Материалы Третьего Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. - (9-10 февраля 2009, Москва) / научное издание. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. - 468 с.

9. Структура АПК и её характеристики [Электронный ресурс]/ Портал «Конспекты» www.konspekt.wordpress.com [адрес в сети Интернет: http://konspekt.wordpress.com/2012/06/05/ /]( дата обращения 15.12.2014 )

10. Фомичева К.А. Формирование и эффективное функционирование сельскохозяйственной потребительской кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №3. - С. 38-39.

11. Финашина А.В. Сущность и структура механизма сельскохозяйственной кооперации // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 285-288.

12. Шутьков С. Сельскохозяйственная кооперация: состояние и пути развития // АПК: экономика, управление. - 2008. - №1. - С. 64-67.

THE ROLE OF AGRICULTURAL COOPERATIVES IN AGRICULTURE A.N. Molkin, postgraduate

Penza state university of architecture and construction (Russia, Penza)

Abstract. Currently, the state pays great attention to the development of agricultural cooperatives in particular of consumer cooperatives. The article reveals the role of consumer cooperatives in agriculture and reflects the organizational-economic mechanisms of management of the cooperation.

Keywords: agricultural cooperative, mechanisms, management, consumer cooperative, the market structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.