Научная статья на тему 'Роль самостоятельных занятий в учебном процессе по физической культуре'

Роль самостоятельных занятий в учебном процессе по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А.А., Калинина И.Ф., Ткаченко А.В.

В статье представлены результаты проведенного анкетирования студентов Технологического университета г. Королев о роли самостоятельных занятий в учебном процессе по физической культуре в связи с дальнейшим совершенствованием организационных форм занятий. Решение проблемы внедрения самостоятельных занятий в вузе, формирует потребность студента к двигательной активности и оказывает мощное воздействие на личность путем приобщения молодежи к физической культуре. Из опросов видно, как формируются объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы студентов для решающего значения внедрения самостоятельных занятий в учебный процесс по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов А.А., Калинина И.Ф., Ткаченко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельных занятий в учебном процессе по физической культуре»

Роль самостоятельных занятий в учебном процессе по физической культуре

Смирнов Александр Александрович

кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», s.s.smirnov@mail.ru

Калинина Ирина Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», kalininaif@mail.ru

Ткаченко Александр Викторович

кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», weawar@mail.ru

В статье представлены результаты проведенного анкетирования студентов Технологического университета г. Королев о роли самостоятельных занятий в учебном процессе по физической культуре в связи с дальнейшим совершенствованием организационных форм занятий. Решение проблемы внедрения самостоятельных занятий в вузе, формирует потребность студента к двигательной активности и оказывает мощное воздействие на личность путем приобщения молодежи к физической культуре. Из опросов видно, как формируются объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы студентов для решающего значения внедрения самостоятельных занятий в учебный процесс по физической культуре.

Ключевые слова: студенты, самостоятельные занятия, двигательная активность, интересы, мотивация.

о

Е

£

СП

0

01 г

Современное общество предъявляет более высокие требования к физическим и психологическим возможностям человека. Многогранное развитие различных способностей, привлечение человека к занятиям физической культурой при помощи разнообразных форм самостоятельных занятий, помогает решать разнообразные задачи по повышению работоспособности и укреплению здоровья [1, с. 14]. Широкое развитие и дальнейшее совершенствование организованных форм занятий физической культурой невозможно без применения разнообразных форм самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Исследования многих авторов [5, с. 298], в которых приводятся многочисленные опросы студентов вузов, говорят о том, что применение самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно. На это влияют объективные и субъективные факторы, которые определяют потребности, интересы и мотивы вовлечения студентов в активные занятия физкультурой и спортом. Объективным факторы составляют материально-техническая база, особенности учебного процесса по физической культуре, содержание занятий, требование учебной программы, преподавательский состав кафедры физического воспитания, уровень состояния здоровья занимающихся, количество проведения занятий в неделю, их продолжительность и их психологический фон.

В результате опроса студентов разных курсов обучения Технологического университета, о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к активной двигательной деятельности, были выявлены следующие данные, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Субъективные факторы

Курс Удов Соот- Понима- Значи- По- Духо Развитие

летво ветст- ние лич- мость нима- вное познава-

рение вие ной зна- занятий ние обог тельных

эсте- чимости для обще- аще- способ-

тиче- занятий коллек- ствен ние ностей

ским тива ной

вкусам значимо-сти занятий

1 57,8 51,7 37.6 34 30,9 13,2 12,9

2 50,1 2,3 24 22,8 21,3 10,4 9,8

3 43,5 30,4 17,5 14,1 12,6 5,6 7,1

4 16,8 21,9 8,3 9,6 7,4 3,1 6,2

Приведенные в таблице 1 данные, показывают закономерность снижения всех показателей мотивации студентов от 1 курса к 4 курсу. Заметная причина изменения психологической направленности студентов является повышение требовательности в различных сферах физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично подходят к оценке содержания и функциональной нагрузки занятий. Их больше интересует связь с будущей профессиональной деятельностью.

Подготовка студентов как молодых специалистов предполагает обязательное получение знаний, умений, навыков, воспитание общей и профессиональной культуры, а также эффективное оптимизирование состояния здоровья и работоспособности на основе физической культуры в форме физических упражнений [2, с. 200].

После формирования мотивов, побуждающих к самостоятельным занятиям, определяется цель занятий, которая может быть активным отдыхом, укреплением здоровья, повышением уровня физического развития и физической подготовленности, выполнением различных тестов, достижением спортивных результатов [3, с. 444].

После того как определена цель выбирается направление использования средств физической культуры, а также определяются формы проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Организационные формы и разнообразные направления самостоятельных занятий используются в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся, их пола, возраста и состояния здоровья. Самостоятельные занятия должны проводится комплексно, т.е. укреплять здоровье, повышать общую работоспособность организма, способствовать развитию физических качеств. Занятия избранными видами спорта возможно только для высококвалифицированных спортсменов, т.е. должны носить специализированный характер [4, с. 176]. При остальных формах самостоятельных занятий, таких как оздоровительный бег, упражнениями с отягощением, атлетическая гимнастика и другие виды, необходим самоконтроль.

В процессе занятий физическими упражнениями и спортом необходимо применять самоконтроль, который является методом самонаблюдения за состоянием своего организма. Осуществляя повседневные самонаблюдения, занимающиеся могут наглядно ощущать полезное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего организма, и в этом его главное преимущество. Применяя инструментальные и визуальные методики самоконтроля, можно своевременно выявлять неблагоприятные воздействия различных факторов на организм.

Целью самоконтроля является повседневные наблюдения посредством простых и доступных способов за состоянием своего организма, физическим развитием и влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. При

проведении самоконтроля надо знать энергетические затраты организма для его эффективности. Для восстановления функциональных возможностей организма важно знать приемы, средства и методы при помощи, которых можно снимать нервно-психические и мышечные напряжения, возникающие при выполнении физических упражнений в процессе самостоятельных занятий.

Результаты анкетирования студентов по вопросу самоконтроля показали, что 43,4% не знают методики самоконтроля, наблюдают свое физическое развитие и подготовку простыми и доступными методами 34,6%, не хотят вести дневник самоконтроля 22%.

С целью изучения вопроса о роли самостоятельных занятий в учебном процессе по физической культуре, нами организован анкетный опрос студенческой молодежи Технологического университета. В опросе приняли участие 340 респондентов 1 - 4 курсов.

В ходе опроса выяснилось, что большинство студентов (62,4 %) относятся к самостоятельным занятиям положительно и активно их используют дополнительно к учебному процессу; не регулярно принимают участие (24,6%) из-за нехватки времени, материального положения; не занимаются (13%) по состоянию здоровья или лени. Наиболее активно занимаются самостоятельными занятиями студенты 2 курса (43,2%), 3 курса (33,1%); среди 1 курса (14,2%) мало знакомы с этим направлением двигательной активности и считают, что учебной программы вполне достаточно; на 4 курсе (9,5%) большая загруженность.

Наибольшей популярностью в студенческой среде пользуются физические упражнения оздоровительной направленности, затем спортивные занятия, физкультурное образование и двигательная реабилитация.

Популярность оздоровительной деятельности студентов можно объяснить планомерным повышением работоспособности, разнообразием двигательной деятельности, что повышает успеваемость и творческую активность занимающихся студентов. Мотивация к разнообразным самостоятельным занятиям способствует удовлетворению потребностей студентов в двигательной активности, позволяя им вести активный и здоровый образ жизни.

Из опрошенных студентов Технологического университета приоритетные направления двигательной активности распределились следующим образом: фитнес - 75%, спортивные игры - 67%, бег - 63%, лыжный спорт - 54%, плавание - 51%, ходьба - 44%, велосипед - 33%, туризм - 26%.

Внедрение самостоятельных занятий в учебно-тренировочный процесс выявил свою эффективность, что подтверждено повышением уровня активности студентов в использовании различных физических упражнений, быстрое усвоение новых форм движений, расширение запаса двигательных умений и навыков, углубляет интерес к саморазвитию и самосовершенствованию.

Литература

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

1. Архипова Т.Н. Роль физической культуры в обеспечении гигиены нервной системы. Исследование различных направлений психологии и педагогики: сборник статей Международной научно -практической конференции (25 апреля 2018 г, г. Уфа). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 14 - 15.

2. Калинина И.Ф., Смирнов А.А. Оздоровительная направленность занятий физической культурой и их влияние на функциональное состояние организма студентов. Социология. 2016. №3. С. 199 - 203.

3. Калинина И.Ф., Ткаченко А.В. Занятия физической культурой как условие и фактор укрепления здоровья студенческой молодежи. Педагогический журнал. 2017. Т.7.№ 2А. С. 443 - 448.

4. Могуев Б.Д. Физическое воспитание в условиях глобализации современного общества. Теория и практика современных подходов. В сборнике: Русский космизм: история и современность по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Под общей научной редакцией Т.Ю. Кирилиной. 2018. С. 175-178.

5. Чайковская О.Е. Двигательная активность -основа борьбы с гиподинамией. В сборнике: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. 2016. С.298 - 301.

The role of self-study in the learning the process of physical training

Smirnov A.A., Kalinina I.F., Tkachenko A.V.

University of technology

The article presents the results of a survey of Students of the technological University of Korolev on the role of independent studies in the educational process of physical culture in connection with the further improvement of organizational forms of employment. The solution to the problem of the introduction of independent studies at the University forms the student's need for motor activity and has a powerful impact on the personality of the young people's introduction to physical culture. The surveys show how objective and subjective factors are formed that determine the needs, interests and motives of students for the crucial importance of the introduction of self-sufficient classes in the educational process of physical culture. Keywords: students, self-study, motor activity, interests, motivation. References

1. Arkhipova T.N. The role of physical culture in ensuring the hy-

giene of the nervous system. Study of various areas of psychology and pedagogy: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (April 25, 2018, Ufa). -Ufa: OMEGA SAINS, 2018. P. 14 - 15.

2. Kalinina I.F., Smirnov A.A. Improving orientation of physical cul-

ture classes and their influence on the functional state of the body of students. Sociology. 2016. №3. S. 199 - 203.

3. Kalinina I.F., Tkachenko A.V. Physical education as the condition

and factor in improving the health of students. Pedagogical journal. 2017. T.7. No. 2A. P. 443 - 448.

4. Moguev B.D. Physical education in the context of globalization of

modern society. Theory and practice of modern approaches. In the collection: Russian cosmism: history and modernity according to the materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Under the general scientific editorship of T.Yu. Kirilina. 2018. pp. 175-178.

5. Chaykovskaya O.E. Motor activity is the basis of the fight against

hypodinamia. In the collection: Physical education and sport in higher educational institutions. 2016. P. 298 - 301.

о

СЧ СЧ

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.