Научная статья на тему 'Использование нетрадиционных форм занятий по физической культуре в вузе на примере игры в "дартс"'

Использование нетрадиционных форм занятий по физической культуре в вузе на примере игры в "дартс" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / "ДАРТС" / ИНТЕРЕСЫ / МОТИВАЦИЯ / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / NON-TRADITIONAL FORMS OF CLASSES / DARTS / INTERESTS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Александр Викторович, Калинина Ирина Федоровна, Смирнов Александр Александрович

В статье представлены результаты проведенного исследования студентов Технологического университета г. Королев о внедрении нетрадиционного вида спорта «дартс» в учебный процесс по физической культуре в связи с дальнейшим совершенствованием организационных форм занятий. В практической части эксперимента применялись специальные упражнения для развития технических, физических, тактических, психических качеств студента и улучшения меткости, координационных, физических способностей. Внедрения новых форм занятий, формирует интерес студента к различным видам двигательной активности, а также мотивирует и приобщает молодежь к физической культуре. Использование данной методики положительно влияет на формирование культурных потребностей студентов, трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство ответственности за свои действия, организованность, дисциплинированность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Александр Викторович, Калинина Ирина Федоровна, Смирнов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF NON-TRADITIONAL FORMS OF CLASSES ON OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE EXAMPLE OF A GAME IN "DARTS"

The article presents the results of a study by students of the University of Technology of Korolev on the introduction of the non-tradi-tional sport “darts” in the educational process in physical education in connection with the further improvement of organizational forms of classes. In the practical part of the experiment, special exercises were used to develop the technical, physical, tactical, mental qualities of the student and improve accuracy, coordination, physical abilities. The introduction of new forms of classes, forms a student's interest in various types of physical activity, and also motivates and introduces young people to physical education. The use of this technique positively affects the formation of students' cultural needs, industriousness, perseverance, ability to overcome difficulties, a sense of responsibility for their actions, organization, discipline

Текст научной работы на тему «Использование нетрадиционных форм занятий по физической культуре в вузе на примере игры в "дартс"»

Использование нетрадиционных форм занятий по физической культуре в вузе на примере игры в «дартс»

Ткаченко Александр Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» E-mail: weawar@mail.ru

Калинина Ирина Федоровна,

кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» E-mail: kalininaif@mail.ru

Смирнов Александр Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» E-mail: s.s.smirnov@mail.ru

В статье представлены результаты проведенного исследования студентов Технологического университета г. Королев о внедрении нетрадиционного вида спорта «дартс» в учебный процесс по физической культуре в связи с дальнейшим совершенствованием организационных форм занятий. В практической части эксперимента применялись специальные упражнения для развития технических, физических, тактических, психических качеств студента и улучшения меткости, координационных, физических способностей. Внедрения новых форм занятий, формирует интерес студента к различным видам двигательной активности, а также мотивирует и приобщает молодежь к физической культуре. Использование данной методики положительно влияет на формирование культурных потребностей студентов, трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство ответственности за свои действия, организованность, дисциплинированность.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, нетрадиционные формы занятий, «дартс», интересы, мотивация.

Актуальность

В процессе совершенствования в концепции высшего профессионального образования предусматривается внедрение новых образовательных технологий, которые должны вызвать повышенный интерес студентов к занятиям по физической культуре [1. С. 62]. Применение данных технологий может существенно повысить эффективность образовательных и оздоровительных функций физической культурой в процессе занятий физическими упражнениями [2. С. 95].

Активное использование предлагаемых методик по физической культуре позволяет качественно улучшить проведение практических занятий. Поиск и внедрение разнообразных видов двигательной активности остается актуальной задачей для достижения всестороннего физического развития студенческой молодежи [3. С.199].

Для достижения данной цели был опробован и внедрен на учебные занятия по физической культуре нетрадиционный вид спорта «дартс». Эта популярная во всем мире игра только в середине 90-х годов прошлого века начала развиваться в России как самостоятельный вид спорта. До этого этот вид спорта был недостаточно развит и существовал как развлечение для детей. В настоящее время он продолжает уверенно завоевывать свое место в современном спорте [4. С. 443].

«Дартс» всем известен как вид спорта метания дротиков в цель. Для него была изобретена доска с обозначенными цифровыми полями и метательные снаряды небольшой длины с острыми наконечниками. В этом виде спорта нет тяжелых физических нагрузок, поэтому подходит для всех категорий населения, в том числе и студенческой молодежи. Он развивает такие качества как меткость, координацию движений, сосредоточенность, сдержанность, концентрацию внимания.

Цель исследования - возможность применения нетрадиционных видов спорта таких как «дартс», в процессе проведения практических занятий по физической культуре и дальнейшего развития двигательных способностей.

Методы и организация исследования

В процессе исследования использовались опрос и педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1 и 2 курсов Технологического университета г. Королев в количестве 240 респондентов.

В анкетном опросе выявлялся интерес к игре «дартс» и возможность внедрения его в учебный процесс по физической культуре.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В экспериментальной части исследования занятия проводились по учебной программе физической культуры два раза в неделю с внедрением специальной физической подготовки для игры в «дартс». Физическое развитие и подготовленность студента определялась по контрольным тестам учебной программы. Специальная физическая подготовка игры «дартс» оценивалась по методу упражнения «набор очков». Это упражнение предусматривает выполнение поочередно согласно жеребьевке 30 бросков в 10 сериях из трех дротиков. Результат упражнения определяется по сумме очков, набранных в результате всех точных попаданий в мишень. Эксперимент проводился в начале и в конце учебного года для выявления эффективности внедрения нетрадиционного вида спорта игры «дартс» в учебный процесс по физической культуре, в котором участвовали студенты, не имеющие профессионального навыка игры в «дартс».

Результаты и их обсуждение

С целью изучения вопроса об интересе студентов к игре «дартс» и возможности применения и внедрения его в учебный процесс по физической культуре, было проведено анкетирование, результаты которого представлены в таблице 1. В анкетировании участвовало 240 респондентов из них 126 студентов 1 курса и 114 студентов 2 курса.

Анализ результатов анкетирования показал, что студенты сданной игрой знакомы и даже принимали участие в соревнованиях на уровне школьных или вузовских мероприятий. С историей игры в «дартс» мало кто знаком из-за отсутствия интереса к данной информации и ее применения в дальнейшей практике. Спортивное направление рассматривают на 1 курсе 44% на 2 курсе 48% до уровня вузовской подготовки, на более серьезные мероприятия не имеют возможности заниматься дополнительно, но желание есть на 1 курсе 68% на 2 курсе 54%, поэтому считают 67% первокурсников и 71% второкурсников актуально вводить в учебный процесс по физической культуре игру «дартс». Студенты считают, что физическая подготовка для игры «дартс» не нужна, так как не видят в ней двигательную активность (табл. 1).

о время проведения практических занятий студенты получили расширенную информацию по игре «дартс», куда вошли история развития игры, правила соревнований, физическая, психическая и техническая подготовка.

Педагогический эксперимент включал в себя проведение учебных занятий по физической культуре с использованием подводящих упражнений, на равновесие и координацию движения, а также „ технику выполнения броска и стойки. Основой эф-= фективности игры в «дартс» является умение бро-о сать дротик в мишень по собственному выбору. = Для этого требуется точность, которая обеспечивается уверенной техникой бросков, в которой от-

носится изготовка, хват, прицеливание, бросок и управление дыханием. Техника же, в свою очередь, определяется стабильной и регулярной тренировкой, наработанным опытом. В броске основой является постановка тела и руки. В тренировку включали 3 упражнения в приблизительной пропорции «Сектор 20» - 5-7 упражнений (30-40 минут), «Большой Раунд» - 1-2 упражнения (10-15 минут), «Раунд по удвоениям» - 1-2 упражнения (15-30 минут) [5, С. 36].

Таблица 1. Результаты анкетного опроса студентов (%)

Вопросы 1 курс 2 курс

да нет не знаю да нет не знаю

Знаете ли Вы что такое «дартс»? 95 5 0 99 1 0

Знаете ли Вы историю возникновения игры в «дартс»? 25 75 0 33 67 0

Интересно ли Вам спортивное направление «дартс»? 44 37 19 48 26 16

Знаете ли Вы правила игры в «дартс»? 27 56 17 45 36 19

Актуально ли вводить в учебный процесс игру в «дартс»? 67 24 9 71 27 2

Принимали ли Вы ранее участие в соревнованиях в игре «дартс»? 26 74 0 34 66 0

Как Вы считаете развивает ли физические качества игра в «дартс»? 57 13 30 67 16 17

Нужна ли физическая подготовка для участия в соревнованиях по «дартсу»? 46 38 16 52 47 1

Хотели бы Вы дополнительно заниматься игрой в «дартс»? 68 26 6 54 35 11

Для повышения специальной физической

подготовки для игры в «дартс» были применены

упражнения:

- совершенствование равновесия в различных позах;

- упражнения на развитие ориентации в пространстве;

- чередование ходьбы и бега с остановками на носках;

- упражнения на развитие зрительного анализатора;

- выполнение прыжков толчком двумя ногами с поворотом на 360 градусов поочередно с открытыми и закрытыми глазами;

- упражнения на развитие и формирование осанки;

- упражнения на развитие подвижности лучеза-пястных суставов и кистей;

- выполнение имитационных упражнений с изменением времени на разные фазы подготовки броска;

- выполнение бросков в «дартс» нерабочей рукой;

- упражнения на расслабление различных мышечных групп.

В начале и конце эксперимента были проведены соревнования при помощи контрольного упражнения «набор очков». По результатам групповых соревнований и суммарному количеству очков в группах и на курсах было выявлено улучшение показателей на 1 курсе на 41% от первоначального результата на 2

курсе - 38%, что показывает эффективность внедрения нетрадиционного видов спорта «дартс» в учебный процесс по физической культуре. Интерес к занятиям повысился, что подтверждает посещаемость студентов.

Заключение

Проведенные исследования показали, что внедрение нетрадиционного вида спорта «дартс» в учебный процесс по физической культуре показал свою эффективность и может использоваться на практических занятиях. Это подтверждается повышенной активностью студентов к быстрому усвоению новых форм движений, расширяет интерес к развитию и самосовершенствованию. Студенты стали более дисциплинированными, ответственными на занятиях и во время проведения соревнований. Многие из них решили заниматься дополнительно данным видом спорта, что показывает повышение интереса к игре «дартс».

Литература

1. Архипова Т.Н. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни. Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 2(6). С. 61-64.

2. Архипова Т.Н. Анализ физической подготовленности студентов технологического университета. Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 4 (8). С. 94-98.

3. Калинина И.Ф., Смирнов А.А. Оздоровительная направленность занятий физической куль-

турой и их влияние на функциональное состояние организма студентов. Социология. 2016. № 3. С.199-203.

4. Калинина И.Ф., Ткаченко А.В. Занятия физической культурой как условие и фактор укрепления здоровья студенческой молодежи. Педагогический журнал. 2017. Т. 7.№ 2А. С. 443-448.

5. Ляпин В.М. Влияние силовой нагрузки на временные параметры точностного движения / В.М. Ляпин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 36.

USE OF NON-TRADITIONAL FORMS OF CLASSES ON OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE EXAMPLE OF A GAME IN "DARTS"

Tkachenko A.V., Kalinina I.F., Smirnov A.A.

State Educational Institution of Higher Education Moscow Region «University of technology»

The article presents the results of a study by students of the University of Technology of Korolev on the introduction of the non-traditional sport "darts" in the educational process in physical education in connection with the further improvement of organizational forms of classes.

In the practical part of the experiment, special exercises were used to develop the technical, physical, tactical, mental qualities of the student and improve accuracy, coordination, physical abilities. The introduction of new forms of classes, forms a student's interest in various types of physical activity, and also motivates and introduces young people to physical education. The use of this technique positively affects the formation of students' cultural needs, industri-ousness, perseverance, ability to overcome difficulties, a sense of responsibility for their actions, organization, discipline.

Keywords: students, physical education, non-traditional forms of classes, darts, interests, motivation.

References

1. Arkhipova T.N. Involving youth in a healthy lifestyle. Social and humanitarian technologies. 2018. No2 (6). P. 61-64.

2. Arkhipova T.N. Analysis of the physical fitness of students of a technological university. Social and humanitarian technologies. 2018. No4 (8). P. 94-98.

3. Kalinina I.F., Smirnov A.A. The improving orientation of physical education classes and their impact on the functional state of students' bodies. Sociology. 2016. No3. P. 199-203.

4. Kalinina I.F., Tkachenko A.V. Physical education as a condition and factor in strengthening the health of students. Pedagogical magazine. 2017.V.7.№ 2A. P. 443-448.

5. Lyapin V.M. Influence of power load on time parameters of precision motion / V.M. Lyapin // Theory and practice of physical culture. - 2006. - No. 12. - P. 36.

C3

о

CO

-a m

m

О m

П m 1=1

m

сз

m О от

■s

Ы

о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.