Научная статья на тему 'Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов'

Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
245
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ткаченко А.В., Калинина И.Ф.

Целью исследования явился сравнительный анализ уровней физического развития и физической подготовленности студентов-первокурсников, поступивших в 2010 и 2016 гг. на различные факультеты Технологического университета г. Королев. В работе представлены мониторинг здоровья студентов и результаты анкетного опроса мотивации студентов к занятиям физической культурой. Проведенные исследования способствовали анализу эффективности образовательного процесса и культурно-оздоровительных потребностей студентов, а также внедрения в учебные занятия наиболее интересных, доступных и эффективных средств физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ткаченко А.В., Калинина И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов»

Сорокинские чтения 2017

логия №2 2017

Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студентов

Ткаченко А.В., Калинина И.Ф.

Целью исследования явился сравнительный анализ уровней физического развития и физической подготовленности студентов-первокурсников, поступивших в 2010 и 2016 гг. на различные факультеты Технологического университета г. Королев. В работе представлены мониторинг здоровья студентов и результаты анкетного опроса мотивации студентов к занятиям физической культурой. Проведенные исследования способствовали анализу эффективности образовательного процесса и культурно-оздоровительных потребностей студентов, а также внедрения в учебные занятия наиболее интересных, доступных и эффективных средств физической культуры. Ключевые слова: физическая культура, сравнительный анализ, физическое развитие, физическая подготовленность, студенты, тестирование, результаты исследования.

Tkachenko AV., Kalinina I.F

Lessons of physical culture as condition and factor of strengthening student youth health The purpose of the study was a comparative analysis of the levels of physical development and physical fitness of first-year students who entered in 2Ol0 and 2016. To various faculties of the Technological University of Korolev. The paper presents monitoring of students "health and the results of a questionnaire survey of students" motivation for physical education. The conducted researches contributed to the analysis of the effectiveness of the educational process and the cultural and recreational needs of students, as well as the introduction of the most interesting, accessible and effective means of physical training in the training sessions. Keywords: Physical culture, comparative analysis, physical development, physical readiness, students, testing, research results.

В настоящее время вопрос о здоровье и физической подготовленности молодежи является достаточно серьезным из-за целого ряда обстоятельств. Понижающаяся физическая активность, малое число людей, занимающихся физической культурой, рост заболеваемости являются проблемами современного общества. Неблагоприятные воздействия со стороны окружающей среды приводят к целому комплексу негативных изменений функционального состояния организма [3. с. 14].

Одной из основных задач физического воспитания в вузе является контроль за сохранением и укреплением здоровья студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни [4. с. 18].

Проблема мотивации студентов к здоровому образу жизни и двигательной активности оказалась чрезвычайно трудной ввиду повсеместного использования различного оборудования и машин, облегчающих и заменяющих физический и умственный труд, а также широкого распространения всевозможных «малоподвижных» средств рекреации, отдыха и развлечений, несмотря на огромное количество данных, свидетельствующих о пользе двигательной активности [2. а 148].

Актуальной остается и проблема поиска наиболее эффективных путей и методов повышения работоспособности на основе оздоровительной физической тренировки. Заметное ухудшение уровня физической подготовленности студентов свидетельствуют о несоответствии организации процесса физического воспитания в вузе современным требованиям, а также в школе и вне ее. [1. с. 8].

Мониторинг состояния здоровья первокурсников Технологического университета показал: количество студентов с неудовлетворительной

Социоё

>гия №2 2017

Сорокинские чтения 2017

Таблица 1

Показатели физического развития и физической подготовленности студентов

Показатели 1 курс 2010 г. 1 курс 2016 г.

девушки юноши девушки юноши

Масса тела, кг 57, 9*2,1 56,4*1,9 60,1*1,8 57,8*1,4

Длина тела, см 164,2*4,3 176,2±3,5 167,3 ±2,4 177,4±3,1

Бег 100 м, с 1б<2*2,2 14.3=1=1,7 17Л± 1,9 15.1*2,1

Бег 2000 м, мин/с 12Л 6*1,2 - 13Л0*1,8 -

Бег 3000 м, мин/с 15.44±1,4 16.10±1,6

Прыжок в длину с места, см 173,6±2,3 207,4*1,7 165,1*1,8 194,2*1,8

Сшбание-разгибание рук в упоре лежа на полу, раз 12*1,3 3 5=Ы,5 11*1,1 34*1,6

Сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой» раз 55*1,5 54=ь ] ,6 52*1,6 53*2,1

Подвижность позвоночного столба, см 7,9±2,3 3,2±1,5 93± 2,1 4,1*1,2

Челночный бег4x9 м, с 11,5=1=2,4 10,2 ±2,1 10,2^2,5 9,0*2,3

оценкой деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем составляет 15 - 28%. Количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе и освобожденных от занятий физической культурой в 2010 г составило 16%, а в 2016 г. - 23%.

В результате комплексной оценки уровня соматического здоровья студентов 1-го курса набора 2016 года установлено, что высокий его уровень имели лишь 3,1%, средний - 18,4%, низкий - 66,9%, очень низкий - 11,6%. Таким образом, только 21,5% обучающихся в состоянии выдерживать и хорошо адаптироваться к психическим и физическим нагрузкам, интенсивному учебному графику.

Целью исследования явился сравнительный анализ уровней физического развития и физической подготовленности студентов-первокурсников, поступивших в 2010 и 2016 гг. на различные факультеты Технологического университета г. Королев.

Методы и организация исследования. Физическое развитие оценивалось по двум показателям: длине и массе тела. Для определения уровня физической подготовленности было выбрано 8 тестов: бег на 100, 2000, 3000 м; прыжок в длину с места; сгибание-разгибание рук в упоре лежа; челночный бег 4Ч9 м; наклон вперед стоя на гимнастической скамейке, с опусканием рук ниже уровня скамейки; сгибание и разгибание туловища лежа на спине руки за головой (пресс).

Тестирование проводили в стандартных условиях, после разминки. Дистанции 100, 2000, 3000 м студенты пробегали по дорожке стади-

она в хорошую погоду. Остальные тесты проводились в спортивном зале.

В 2010 г. было протестировано 148 студентов, в 2016 г. - 156. На момент тестирования (в начале первого семестра), испытуемым было 17 - 19 лет и по состоянию здоровья все они были отнесены к основной и подготовительной медицинской группам.

Результаты и их обсуждение. При анализе полученных данных в первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что студенты за последние 6 лет стали несколько выше - в среднем примерно на 1,5 см. Однако при этом масса тела у них увеличилось (более чем на 1,5 кг). На наш взгляд это объясняется изменением пищевого рациона и внедрение за последние годы в сознание молодежи западного образа. Результаты опроса студентов показали стремление к красивой фигуре - 48% у девушек и 32% юношей, 5% девушек и 7% юношей довольны своей фигурой, 3% девушек и 5% юношей не обращают внимание на изменения своей фигуры в 2016 г. и 37% у девушек и 28% юношей стремятся к хорошей фигуре, 9 % девушек и 12% юношей довольны своей фигурой, не обращают внимания 5% девушек и 9% юношей в 2010 г. Избыточный вес подталкивает к стремлению изменить свою фигуру, что предполагает изменение в питании, хорошее развитие мышечных групп и соответственно достаточно высокий уровень физической подготовленности студентов. В 2010 г. довольны своей фигурой было больше на 4% у девушек и на 5% у юношей, чем в 2016 г., так как вес был ближе к норме.

Сорокинские чтения 2017

№2 2017

Таблица 2

Общая оценка изменений показателей физического развития и физической подготовленности студентов в 2010 г. и 2016 г. в процентах.

Показатели 1 курс 2010 п, 2016 п Изменения в %

девушки Юноши

Масса тела, кг < 2,2 < 1,4

Длина тела, см <3,1 < 1,2

Бег 100 м, с <0,9 <0,8

Бег 2000 м, мин/с < 0,94 -

Бег 3000 м, мин/с <0,66

Прыжок в длину с места, см >8,5 > 13,2

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, раз > 1,0 > 1,0

Сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой, раз >3,0 > 1,0

Подвижность позвоночного столба, см < 1,4 <0,9

Челночный бег4х£ м, с >1,3 >1,2

Результаты исследования физического развития и физической подготовленности (таблица 1) показали, что в большинстве выполненных ими тестов были наиболее низкие результаты в 2016 г по сравнению с результатами первокурсников в 2010 г.

Только в двух тестах - на подвижность позвоночного столба и в челночном беге студенты, поступившие в университет 2016 г., показали улучшение. Уменьшение времени пробегания четырех отрезков по 9 м, возможно, связано с некоторым улучшением координации движений. Уровень физической подготовленности студентов, поступающих в университет, за прошедшие 6 лет снизился, причем наиболее существенно в тестах, характеризующих силу и силовую выносливость (сгибание-разгибание рук в упоре лежа, сгибание-разгибание туловища лежа на спине, руки за головой), а также общую и скоростную выносливость (бег на 100, 2000, 3000 м).

В таблице 2, показан сравнительный анализ общей оценки изменений показателей физического развития и физической подготовленности студентов в 2010 г и 2016 г в процентном соотношении.

Статически достоверные улучшения результатов произошло только в челночном беге на 1,3% у девушек и 1,2% у юношей в 2016 г.; и подвижности позвоночного столба на 1,4% у девушек и 0,9% у юношей в 2016 г.

На наш взгляд, помимо влияния социально-экономических, экологических и некоторых дру-

гих факторов такая ситуация объясняется ухудшением физкультурной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками как в школе, так и вне ее. Особенно беспокоит факт снижения аэробных возможностей организма студентов, что косвенно выражается снижением результата в беге на 2000 м девушки и 3000 м юноши, поскольку многочисленными исследованиями доказана взаимосвязь аэробных возможностей организма с уровнем здоровья человека. В результате резкого снижения двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.

Проведенные исследования показали, что нужно увеличить физкультурно-оздоровительная деятельность студентов Технологического университета мотивируется желанием похудеть, исправить фигуру, поддержать «жизненный тонус», укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни. Поэтому оптимальное повышение двигательной активности за счет внедрения в учебные занятия наиболее интересных, доступных и эффективных средств физической культуры является важной задачей физического воспитания в вузе.

Литература

1. Акопова М.А., Попова Н.В. Организационно-педагогические условия формирования

Сорокинские чтения 2017

культуры здоровья студентов гуманитарного профиля // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 8-10.

2. Калинина И.Ф., Смирнов А.А., Ткаченко А.В. оздоровительные технологии и формирование интереса к занятиям по физической культуре. В сборнике: Инновационные технологии в современном образовании сборник трудов по материалам II Международной научно-практи-

ческой интернет-конференции. 2015. С. 148150.

3. Коновалова Г.М., Сердюкова Г.А. Вуз, здоровье и проблемы адаптации: монография. -Волгоград, 2011. - 158 с.

4. Смирнов А.А. Здоровье и здоровый образ жизни. Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 1. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.