СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
М. Ю. Слободина
РОЛЬ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ И СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Проведен обзор современного состояния показателей, характеризующих инвестиционную активность населения (объема сбережений, направлений их использования). Определены основные проблемы, препятствующие развитию рынка финансовых услуг.
С начала реформирования социально-экономических отношений в России прошло более десяти лет, но одной из наиболее острых продолжает оставаться проблема выхода на траекторию стабильного экономического роста страны и поиска социально обоснованных механизмов повышения благосостояния населения. Создание условий для эффективного взаимодействия финансовых структур и населения является ключевым фактором, оказывающим непосредственное воздействие на динамику экономического и социального развития России.
Экономические составляющие стабильного развития страны во многом обусловлены эффективностью функционирования ее инвестиционной сферы. Качество и интенсивность взаимодействия финансовых структур и населения определяют эффективность прохождения финансовых потоков в этом секторе. Доходы, получаемые населением, возвращаются в экономику в виде расходов на текущее потребление и различных форм сбережений. Оседание части доходов на руках населения в виде наличных денег или иностранной валюты снижает оборачиваемость денежной массы, уменьшает объем возможных внутренних инвестиций [2].
Помимо традиционных экономических функций финансовые институты начинают играть важнейшую роль в социальной политике страны. Они обладают возможностями стабилизировать материальное положение семей за счет их сбережений, сохраняемых на счетах кредитно-финансовых организаций. В условиях нестабильности рынка труда, смены уровня доходов, происходящих в течение достаточно коротких жизненных периодов семьи, банковская система способна демпфировать перепады поступлений семейных доходов и более эффективно адаптироваться к ним. Отдельное направление представляют собой пенсионные фонды, решающие сегодня задачу перехода к новой системе обеспечения населения по старости [4].
Немаловажной составляющей развития экономики страны является восприятие гражданами текущих экономических событий. Важнейшая государственная задача состоит в создании условий для появления новой массовой экономической психологии стабильного развития. Финансовая система может и должна выступать центром, способствующим росту и распространению позитивных ожиданий, настроений стабильности.
Программа социально-экономических реформ правительства Российской Федерации, нацеленная на обеспечение последовательного повышения
уровня жизни населения, предусматривает разработку комплекса мер социальной защиты населения, в том числе и с привлечением финансовых инструментов.
Как отмечалось в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. «Одной из целей преобразования в социальной сфере становится формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств и на этой основе - обеспечения высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг» [7].
Государственное регулирование взаимодействия населения и финансовых организаций становится важнейшей составляющей социальной политики, позволяющей наиболее эффективно использовать финансовую систему страны для повышения благосостояния различных слоев населения с учетом специфики их финансового поведения. Дифференцированный подход к регулированию рынка финансовых услуг населению позволяет выстроить многоуровневую стратегию, основными целями которой должны стать стимулирование инвестиционной активности состоятельных слоев и создание финансовой системы поддержки малообеспеченных (пенсионные фонды, паевые товарищества) [5].
Инвестиционные ресурсы населения имеют неравновесную структуру. На долю 20% самых обеспеченных жителей России приходится 47% всех доходов, в том числе 38% общего объема заработной платы, 27% социальных трансфертов, 70% доходов от собственности и 62% прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности. Вопросы об уровне доходов населения страны до сих пор остаются дискуссионными. И официальная статистика, и экспертные исследования отмечают наличие «серого» сектора экономики, который, по разным оценкам, составляет от 10 до 40% открытой экономики. По результатам различных экспертных исследований от 10 до 15 млн. россиян (15-20% трудоспособного населения) получают заработную плату преимущественно в конвертах наличными. Средний размер этой заработной платы в три раза выше средней официальной заработной платы в промышленности.
Как показывает анализ зарубежной практики и данных социологических исследований, а также экспертных оценок, одним из наиболее перспективных источников инвестиций являются сбережения частных лиц. Однако российская банковская система пока слабо справляется с этой задачей. Современная российская финансовая система в полной мере не удовлетворяет запросов ни одного из имущественных слоев населения [1]. Состоятельные слои не стремятся воспользоваться финансовыми инструментами, позволяющими включить частные сбережения в поток инвестиций, направляемых в развитие рос-
сийской экономики. Малообеспеченные слои не могут с помощью финансовой системы обеспечить себе минимальный уровень защиты своего материального положения, особенно в случае возникновения проблем с получением зарплаты, пенсий.
Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, и в первую очередь населения, заявлено в качестве одной из приоритетных целей развития банковской системы страны в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, разработанной правительством и Центральным банком РФ. Реализация этой цели нуждается в комплексной проработке проблем доверия, которые выходят далеко за рамки финансовых технологий обеспечения устойчивости работы банков.
Одно из направлений повышения эффективности инвестиционной политики государства - переход от регулирования преимущественно макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и инвестирования на макро- и микроэкономических уровнях.
Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия населения и финансовых структур, не выступают следствием неэффективной работы конкретных банков. Они имеют сложный системный характер и могут быть преодолены только совместными усилиями всех участников рынка финансовых услуг для населения по координации собственных интересов. Процесс поиска баланса интересов участников рынка финансовых услуг населению нуждается в информационно-аналитическом обеспечении. Полемика, развернувшаяся в свое время вокруг принятия закона о страховании частных вкладов, показала, насколько слабо полемизирующие стороны представляют особенности развития финансового поведения населения в России. Обсуждение законопроекта, призванного регулировать взаимодействие населения и банков, шло преимущественно в плоскости специфики банковских технологий, возможности контроля работы банков. Население, его нужды, проблемы и потребности в ходе обсуждений просто отошли на второй план.
Без учета специфики финансового поведения населения построение эффективной модели функционирования финансовых рынков и обеспечение условий для трансформации сбережений населения в инвестиции практически нереальны. Формирование правовых механизмов, обеспечивающих надежную защиту и гарантии интересов вкладчиков, пока не сложилось в единую систему [3]. Государственными органами всех уровней более пристальное внимание уделяется предоставлению гарантии защиты слабозащищенных слоев населения. Пока слабо формируется модель стимулирования ассоциативного поведения потенциальных вкладчиков. Несмотря на значительное число уже созданных структур, стремящихся регулировать интересы участников этого рынка, следует отметить слабую представленность в переговорном процессе интересов большинства населения.
Отсутствие развитого концептуального обеспечения регулирования взаимодействия финансовых структур и населения проявляется на практике в половинчатых, несбалансированных инвестиционных решениях, приводящих к снижению эффективности государственной инвестиционной политики. Не-
обходим системный подход к регулированию этого взаимодействия, который подразумевает взаимоувязывание основных элементов как функционирования банков, так и адаптации населения к рыночным процессам.
В настоящее время не разработаны методологические подходы к сегментации рынка по типам финансового поведения населения. На практике это проявляется в стремлении возврата к патерналистским моделям защиты всех вкладчиков, имеющих незначительные вклады, отсутствии продуманной системы стимулирования более крупных вложений и легализации средств, заработанных в «сером» секторе экономики. Выявление типов финансового поведения населения и понимание закономерностей взаимосвязей между отдельными типами и направлениями развития рынка позволяют разрабатывать комплексные государственные программы создания инфраструктуры рынка финансовых услуг. В зачаточном состоянии сегодня находится система страховых институтов, не начали функционировать в полной мере структуры негосударственного пенсионного обеспечения, позволяющие мобилизовать финансовые ресурсы для последующего инвестирования в реальный сектор.
Доверие к финансовому институту в значительной мере детерминировано спецификой этапа. В условиях кризиса наиболее ярко проявляются тенденции различных финансовых структур к оптимизации текущей прибыли в ущерб стратегическому развитию. Однако исследование закономерностей формирования доверия населения к финансовой системе показывает, что оно тесно взаимосвязано с функционированием социально-экономической и политической системы страны. В России отсутствуют концепции стимулирования финансового поведения населения посредством повышения его правовой культуры на основе понимания закономерностей продвижения экономической и правовой информации в разных социальных группах. Для развития сферы потребления финансовых услуг нужно разработать программу правового просвещения, в первую очередь молодежи.
Отсутствие в практике управления обществом системного подхода к проблемам взаимодействия населения и финансовых структур прослеживается и на уровне использования ключевых понятий. Много говорится о доверии и надежности как основных качествах, необходимых для построения эффективной финансовой системы, но не определяются их сущность и содержание. В различных научных школах разработано несколько концепций доверия. Однако важно их критическое изучение и совершенствование. Эти понятия следует включать в контекст процессов, происходящих в финансовой сфере. Слабо изучено понятие финансовой активности, которое нуждается в дополнительной проработке, позволяющей выйти на уровень разработки конкретных направлений по ее практическому стимулированию [1].
Основная масса средних банков предпочитает ориентироваться на У1Р-клиентов, обладающих повышенным объемом финансовых ресурсов. В результате создается определенный дефицит сервиса и набора банковских услуг для средних по своему материальному положению слоев населения. У1Р-кли-ентура, особенно в регионах, удаленных от Москвы, весьма немногочисленна, что позволяет банкам выстраивать контакты с клиентами практически всегда на личном уровне с привлечением персональных менеджеров. Такая ситуация
обусловливает низкую активность банков в проведении маркетинговых исследований рынка финансовых услуг для населения.
Стратегия банков выстраивается методом проб и ошибок, преимущественно на основе анализа статистики продаж услуг и банковских продуктов. Этот метод был оправдан на первом этапе зарождения банковской сферы, но в период формирования социального партнерства на рынке финансовых услуг для населения он явно недостаточен. Необходима концепция маркетингового анализа рынка финансовых услуг, направленная не только на достижение текущих рыночных интересов, но и на понимание возможностей социального партнерства банка и населения [3]. Как показывают экономсоциологические исследования, важнейшей составляющей рыночных позиций банка становится его социальный капитал (его роль и место в социально-экономическом пространстве страны).
Важным аспектом, тормозящим развитие банковской сферы, являются сформировавшиеся устойчивые негативные стереотипы отношения к ней со стороны населения, приобретшего опыт взаимодействия с банками в период кризисов финансовой системы страны. Характерная черта переходной экономики любой страны - параллельное сосуществование в массовом экономическом сознании стереотипов и навыков хозяйственной деятельности, сформировавшихся в рамках командной экономики, и новых, только-только зарождающихся [2]. Прежние механизмы сбережений были разрушены, а новые, адекватные современным принципам рыночного хозяйства, не сложились. В этих условиях на плечи банков ложится, казалось бы, несвойственная им функция не только и не столько рекламирования своих услуг, сколько обучения активных и потенциальных клиентов и разрушения негативного настроя населения по отношению к финансовому сектору.
Анализ существующих методологий взаимодействия финансовых структур и населения позволяет выдвинуть следующую гипотезу: в условиях стабилизации рынка финансовых услуг для населения эффективно управлять этим процессом можно только на основе баланса интересов населения и финансовых структур. Этот баланс представляет собой экономическую модель, которая учитывает совпадение их потребностей и направлений развития.
Банки еще только начинают обращать внимание на инвестиционные ресурсы, сконцентрированные на руках у населения. С одной стороны, привлечение ресурсов населения достаточно затратно по сравнению с ресурсами корпоративных клиентов. С другой стороны, рынок корпоративных клиентов уже в значительной мере поделен и закреплен за конкретными банками. Межбанковское перемещение корпоративных клиентов невелико, а появление новых, достаточно крупных предприятий идет медленными темпами.
Население в своей основной массе также еще только начинает оживать от очередного кризиса, медленно поворачивается в сторону требований не только надежности вложений, но и выгодности, обращая при этом внимание на сервис. Потенциальная клиентура банков среди населения учится выбирать банк, наиболее соответствующий их запросам.
Основой построения баланса интересов банков и населения является признание ключевой роли социального партнерства и дифференцированной рыночной стратегии, учитывающей интересы различных групп населения.
Список литературы
1. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело,
2005.
2. Бородин А. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики // Деньги и кредит. 2005. № 6.
3. Ивашиненко Н. Н. Эволюция взаимодействия финансовых структур и населения России (1987-2002 гг.). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2002.
4. Клепач А. Страхование вкладов населения - стимул привлечь новые ресурсы в банки // Аналитический банковский журнал. 2006. № 1.
5. Матовников М. Ю. Государство остается выгодным партнером банковской системы // Банковское дело в Москве. 2000. № 10.
6. Российский статистический ежегодник. 2006 / Росстат. М., 2006.
К. А. Пушкарева
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАБОТКОВ В РОССИИ, ИЛИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА
Сводки с фронта борьбы правительства РФ с инфляцией звучат вдохновляюще: январская инфляция 2007 г. ниже ожидаемой и составила всего 1,7%, цены в 2007 г. вырастут максимум на 8%, снижение инфляции приведет к снижению банковских процентных ставок, что в перспективе приведет к расширению объема кредитования и т. п. Все это поддерживает надежду на реальный рост доходов населения, его благосостояния и уровня жизни. Автор настоящей статьи не ставит целью разрушить иллюзию этой надежды.
Согласно экономической теории труда индивид продает на рынке труда часть своего суточного времени для оказания услуг труда по ставке, которая соответствует его накопленному человеческому потенциалу (способности, знанию, умению и т. п.). В результате все время, которым располагает индивид, распределяется на две части: время работы за доход и все остальное время, называемое досугом.
Минимальная заработная плата, при которой индивид принимает решение о работе, в экономической теории труда обозначается как резервная. Только при заработной плате выше резервной оптимальное число часов работы индивида будет иметь положительное значение.