Научная статья на тему 'Процесс преобразования сбережении населения в инвестиционный ресурс'

Процесс преобразования сбережении населения в инвестиционный ресурс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободина М.Ю.

Сберегательное поведение это финансовое поведение, связанное с оперированием денежными средствами, находящимися за рамками текущего потребления. Оно характеризуется комплексом механизмов принятия решений с использованием свободных денежных средств, который лежит в основе этого поведения. На сберегательное поведение населения оказывают влияние экономические, социальные, психологические, демографические и другие факторы. Как одна из форм экономического поведения сберегательное поведение может быть мотивировано различными способами. В нынешних условиях становления рыночных отношений необходим комплексный подход к проблеме сберегательного поведения частного инвестора…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс преобразования сбережении населения в инвестиционный ресурс»

процесс преобразования сбережении населения в инвестиционный ресурс

М.Ю. слоБодинА

Российская экономическая академия им. Г. в. Плеханова

Сберегательное поведение — это финансовое поведение, связанное с оперированием денежными средствами, находящимися за рамками текущего потребления. Оно характеризуется комплексом механизмов принятия решений с использованием свободных денежных средств, который лежит в основе этого поведения.

На сберегательное поведение населения оказывают влияние экономические, социальные, психологические, демографические и другие факторы. Как одна из форм экономического поведения сберегательное поведение может быть мотивировано различными способами. В нынешних условиях становления рыночных отношений необходим комплексный подход к проблеме сберегательного поведения частного инвестора.

Из всех инвестиционных возможностей сбережения населения РФ представляются наиболее важной составляющей. Во-первых, их потенциал достаточно велик, а во-вторых, частные сбережения относятся к той части инвестиционного ресурса, который достаточно быстро можно привлечь в экономику страны.

Несмотря на тот факт, что темпы роста доходов населения опережают темпы роста показателей, характеризующих сберегательную активность населения (объем сбережений, направления их использования), тем не менее можно наблюдать медленное восстановление склонности россиян к сбережению. Особенность поведения человека заключается в том, что он (имея, естественно, определенный уровень благосостояния) стремится часть получаемых средств направлять на цели сбережения, накопления [1].

Анализ результатов социологических опросов населения позволял сделать вывод, что сберегательные намерения у населения РФ в целом ослабевали до 2000 г., и негативное мнение относительно целесообразности делать сбережения было наиболее распространенным. Однако в последние годы доля тех, кто считает, что сегодня хорошее или не плохое время для сбережений, увеличивается.

Наблюдается тенденция увеличения разрыва в положительных ответах о наличии сбережений

в семьях с низким и высоким уровнем доходов: желание делать сбережения в ближайшем будущем снижается у семей с низким и средним уровнем дохода. В то же время значительно повышается сберегательная активность потребителей состоятельных, обеспеченных.

По состоянию на начало 2006 г. доля граждан с высоким среднедушевым доходом, считающих, что сейчас хорошее время для сбережений, в 4 раза превышала долю лиц с низким доходом [2].

Результаты социологических исследований позволяют проследить, как менялись предпочтения потребителей о формах хранения сбережений.

Если в 1993 г. в структуре предпочтений относительно форм хранения сбережений Сбербанк России был на первом месте, то в 1997 г. — доллары, иностранная валюта значительно обогнали по привлекательности Сбербанк. Однако к началу 2004 г. доверие к банкам вообще вновь возросло (по данным Центрального банка РФ, общая сумма вкладов населения на рублевых и валютных счетах увеличилась на 4,4 %).

К весне 2005 г. определились следующие предпочтения относительно основных форм сберегательного поведения населения РФ: 1) доллары, 2) Сбербанк, 3) наличность, 4) драгоценные металлы.

Таким образом, к началу 2006 г. среди вкладчиков наблюдалась тенденция замены первого места по привлекательности — т. е. от долларов к рублям, при этом не наличным рублям, а рублевым вкладам [8].

Основной фактор, сдерживающий сберегательную активность населения, — это низкий уровень доходов. Однако и само государство не способствует стремлению населения делать сбережения. В настоящее время все текущие ставки, например, по банковским вкладам ниже уровня инфляции, что затрудняет накопление денег путем увеличения сбережений.

Перспективы активизации сберегательного поведения населения, по нашему мнению, находятся в следующих областях: 1) банковское гарантирование вкладов; 2) повышение качества обслуживания в банковском секторе экономики; 3) повышение

уровня финансовой грамотности населения; 4) пенсионные накопления граждан.

Банковское гарантирование вкладов. Ориентация банков на работу с населением — ключевое направление политики банка в стратегическом плане. Но как избежать недоверия населения, которое с опаской несет свои деньги в банк?

Страхование банковских депозитов приобретает принципиальное значение. Сегодня система гарантирования банковских вкладов действует в 68 странах-членах МВФ. Компенсируемая страховой системой часть определяется уровнем экономического развития страны. Как показывает западный опыт страхования депозитов, для минимизации морального риска (когда вкладчиков не беспокоит качество выбранного ими банка, поскольку вклады все равно застрахованы) необходимо ограничить сумму вклада, на которую распространяется страхование. В странах ЕС она колеблется от 20 тыс. евро в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах и Испании до 103 тыс. евро в Италии, т. е. пределы ее разброса составляют 0, 5 — 4 величины среднегодового душевого дохода.

В Венгрии создан фонд страхования вкладов, который управляется государством, но финансируется в основном за счет негосударственных источников. Помимо выплаты страховых премий при наступлении страхового случая (за счет взимания страховых взносов) фонд способен принимать меры, направленные на предупреждение банкротства финансовых организаций. Политика фонда в первую очередь нацелена на защиту интересов мелких и средних банков и вкладчиков.

В США также существует подобный институт— Федеральная корпорация страхования депозитов. Как и в Венгрии, она вправе принимать предупредительные меры. Кроме того, предусматривается мониторинг финансового положения кредитных организаций, на основе которого и осуществляются корректирующие действия [3].

23 декабря 2003 г. был принят Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». В России страховое покрытие охватывает вклады: «.. .Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов в банке, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 190 000 рублей.» [6]. В начале 2007 г было принято изменение в банковское законодательство, по которому страховое покрытие увеличено до 400 000 руб.

Цель Закона — повысить доверие к банковской системе страны и привлечь во вклады хотя бы часть сбережений населения, хранящихся дома в виде наличной валюты (по оценкам, в 2006 г. такие сбережения составляли более 90 млрд долл. США); выровнять условия конкуренции между государственными и частными банками; обеспечить механизм для отзыва лицензий у ненадежных банков. В идеале схема страхования банковских вкладов должна вводиться в действие после реструктуризации банковского сектора и при наличии эффективной системы банковского надзора. Однако с учетом имеющихся многочисленных ограничений, а также содержания самого Закона его принятие на данном этапе представляется разумным компромиссом.

Повышение качества обслуживания в банковском секторе экономики. Спектр и качество услуг, предоставляемых банками, уровень тарифов за обслуживание клиентов и психология российского потребителя — не последние доводы для многих россиян при выборе банка. Однако информация об услугах банков зачастую не доходит до потребителя. Между тем основой устойчивого финансового положения страны являются внутренние инвестиции, т. е. вклады граждан. Таким образом, экономика нашей страны заинтересована в усилении роли ритейловых банковских услуг (retail banking).

Методы, которые используют российские банки для увеличения привлекательности своего имиджа среди населения, можно условно разделить на два направления: это либо акцент на узкую группу лиц с высоким уровнем доходов, либо работа с широким кругом лиц, предъявляющих спрос на потребительские товары длительного пользования, не относящиеся к разряду престижных. Подобная тактика оказалась наиболее эффективной и позволила охватить слои населения со средним уровнем дохода.

Работа на ритейловом сегменте рынка сбережений диктует особые требования к внутренним технологиям банка и автоматизированной банковской системе, что напрямую связано с оперативным обслуживанием вкладчиков и влияет на сберегательное поведение населения.

Банкам, как воздух, необходимы системы сверхоперативной оценки результатов операционной деятельности, высококачественные системы учета, которые позволят создавать отчеты по всем разрезам, необходимым как управляющим банков, так и простым вкладчикам.

В связи с этим вводятся единые стандарты технологий, на которых будет строиться стратегия управления финансами, продуктовым рядом бан-

ковских услуг, т. е. ассортиментом предлагаемых услуг и обслуживанием клиентов [5].

Зачастую филиал банка рассматривается его руководителями в качестве самостоятельного центра предоставления услуг. В основе учетной работы таких филиалов лежат методики, в соответствии с которыми все вводимые операции помечаются (вручную или автоматически) аналитическими кодами, сопровождающими данные на протяжении всего их «жизненного цикла». Для воплощения такого подхода строятся системы управленческой отчетности МК (Management Information System). Пользователи этой системы, к которым относят топ-менеджеров, бюджетных контролеров, сотрудников департамента финансового контроля и других специалистов, получают всю необходимую им в работе информацию, в том числе балансовые отчеты о прибылях и убытках, ответы на регламентированные запросы, результаты аналитических исследований в различных разрезах. Таким образом, по аналогии с западной практикой можно формировать отчетность как по организационным единицам, так и по клиентам (CRM), каналам (банк-клиент, телефонный центр, Интернет и др.), банковским продуктам (пассивные, активные и пр.). Все данные для этого поступают из транзакционных и других внутренних и внешних источников информационных систем и должны быть аккумулированы в едином хранилище.

Целесообразно разрабатывать информационные системы, работающие в реальном времени, т. е. обеспечивающие передачу информации в головной офис день в день в момент поступления ее в базу данных филиала. Таким образом, банк сможет укрепить свои отношения с клиентами-вкладчиками не только при осуществлении простых операций прихода и расхода денежных средств по счету, но и при пользовании услугами перевода денег в города, находящиеся как на территории РФ, так и за ее пределами.

Новой задачей для российских банков является формирование имиджа, репутации, брэнда и других нематериальных активов, поэтому коммуникационная стратегия банка должна быть направлена на повышение эффективности управления путем формирования цивилизованной коммуникационной среды. При этом филиалы банков должны играть одинаково важную, если не ведущую роль в осуществлении коммуникационной стратегии и в реализации маркетинговых программ. Филиалы должны заниматься продвижением банковских продуктов в районах своего размещения [5].

Успех их деятельности будет зависеть от знания особенностей конкурентной среды и конъюнктуры,

а также местных условий. Такая информация может быть получена в результате проведения социологических исследований на основе методов сбора информации, таких как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, контент-анализ документов, средств массовой информации, кейс-стади, фокус-групп и др. Результаты социологических исследований сберегательного поведения потенциальных и реальных вкладчиков помогут банкам определить востребованность тех или иных услуг в данном районе и потенциальную клиентуру банка.

Формированию имиджа банка служит как традиционная реклама (СМИ, наружная), так и нетрадиционная (прямой маркетинг, Интернет и т. д.), связи с общественностью и др. Тем не менее нельзя не отметить, что несмотря на явную активность российских банков в формировании своего имиджа и брэнда, анализ результатов проведенных опросов, в частности, среди москвичей, показал низкий уровень информированности потенциальных вкладчиков о предоставляемых различными банками услугах, своих продуктах (при этом респонденты без затруднения называли точное наименование банков).

Отметим также, что качество обслуживания вкладчиков банка является важным конкурентным преимуществом. Существует несколько способов оценки качества предоставления услуг:

• традиционные рейды и инспекции, однако недостатком такого способа является тот факт, что о проверках зачастую становится заранее известно;

• опрос клиентов, но этот способ достаточно затратный и по средствам, и по времени, к тому же полученная информация не всегда полная [4]. Повышение уровня финансовой грамотности

населения. У российских потребителей сейчас появилось гораздо больше кредитных возможностей, чем когда-либо. Учитывая высокую доступность товаров и услуг, имеющихся в наличии, людям крайне необходимы знания о том, как пользоваться своими финансами. Многие вдруг осознают, что они в долгах и не могут откладывать столько, сколько откладывали раньше. Огромное количество потребителей заявляет о банкротстве: в 2005 г. невозврат кредитов увеличился на 7 — 12 %.

В Москве 29 — 30 ноября 2006 г. состоялась международная конференция «Повышение финансовой грамотности», организованная Министерством финансов РФ совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Конференция проводилась в рамках председательства России в «Группе восьми». Вице-премьер

правительства РФ Александр Жуков заявил, что недостаток финансовой грамотности и ограниченный доступ к финансовым услугам значительной группы населения тормозят экономическое развитие и ограничивают возможности граждан по обеспечению собственного благосостояния [7].

«Значительная часть населения не имеет базового финансового образования, что ограничивает их возможности по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия в будущем и создает для них опасность стать жертвой различных злоупотреблений», — посетовал заместитель председателя кабинета министров. Господин Жуков признал, что значительная группа населения, в первую очередь малоимущие, жители отдаленных районов и маргинализованные слои зачастую имеет весьма ограниченный доступ к финансовым услугам. Он выразил опасение, что неэффективное управление финансовыми обязательствами может сделать граждан уязвимыми перед лицом финансовых кризисов и создать угрозу стабильности финансовой системы как на национальном, так и на международном уровне.

Например, в США, где финансовый рынок имеет значительно длительную историю, чем российский, опросы, проведенные в последнее время, показали, что американцам недостает финансовых знаний, необходимых, чтобы грамотно распоряжаться своими деньгами, откладывать на будущее, справляться с такими проблемами, как финансовые затруднения в случае потери работы, платы за образование и т. д. Последний опрос, проведенный Bankrate. сот, показал, что из 1 000 опрошенных более половины набрали 67 и менее баллов из 100 возможных, что соответствует школьной оценке «2» и «1». Алан Гринспэн, председатель Федерального сберегательного совета, недавно отметил: «Сегодняшний финансовый мир намного сложнее, чем он был для людей прошлого поколения. Сорок лет назад достаточно было просто понимать, как расходовать деньги и вкладывать свои сбережения в местные банки. Сегодня потребители должны видеть и понимать разницу между типами финансовых услуг и людьми, которые эти услуги им предлагают». Финансовая грамотность — это способ для семей с низкими доходами улучшить свое материальное положение. Для решения вопроса о повышении финансовой грамотности законодательство штатов и другие члены правительства проводят законы, обеспечивающие возможность для граждан получить финансовую подготовку, что является не только помощью себе, но и содействует развитию рынка.

Согласно классической теории экономики финансово-грамотные люди обеспечивают контроль и баланс, не позволяющий нечистым на руку гражданам действовать в условиях рынка. Во многих штатах экономика включена в обязательную программу. Там, где курс не является обязательным, кредитные компании активно участвуют в реализации специальных программ, которые представляют собой инвестиционные клубы, банки. В них школьникам выплачивают проценты с их сбережений и выдают официальные отчеты поквартально. Дополнительно идет тесное сотрудничество с Национальным фондом финансового образования в целях распространения программы финансового образования как среди старшеклассников и студентов, так и среди работающего населения. В результате этого сотрудничества 56 % учреждений принимают участие в программе. Создание подобного фонда способствует распространению финансовых образовательных программ, образованию ведомств на уровне штатов для проведения политики финансового образования для семей с низкими доходами через программу временной помощи нуждающимся семьям, привлечению к сотрудничеству преподавателей, а также частных лиц, федерального правительства и правительство штатов, которые могут поддерживать программу, результатом чего является улучшение финансовых знаний и умений и, следовательно, рост благосостояния населения [7].

Что можно говорить о России, где более 40 млн человек вообще не имеют доступа к банковским терминалам. «Недостаточная финансовая грамотность населения может служить препятствием для развития отдельных финансовых инструментов и сегментов финансового рынка», — считает А. Жуков. Речь идет прежде всего об эффективном перераспределении сбережений населения в инвестирование экономики России.

Для решения данной проблемы в июле 2005 г. был создан Национальный фонд содействия финансовой грамотности. Миссия Фонда — создание, поддержка и реализация целевых программ и проектов по развертыванию широкомасштабной деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности российских граждан с учетом особенностей социально-экономических условий страны, накопленного российского и мирового опыта.

На микроуровне предлагается более широко применять опыт зарубежных банков по ведению образовательной работы с клиентами — это организация и проведение семинаров с целью ознакомить их с продуктовой линейкой, более подробно рассказать о воз-

можности использования финансовых инструментов, дать рекомендации, как наилучшим образом решить финансовые задачи вкладчика (будь то долгосрочные сбережения или краткосрочное размещение средств), ответить на вопросы, интересующие клиентов.

Финансовое образование или грамотность могут стать важным фактором экономического роста экономики России и повышения уровня доходов населения. И наоборот, финансовая мало- или безграмотность могут обернуться для страны тормозом для развития финансового рынка, «невключенностью» широких слоев населения в круг потребителей финансовых услуг, ростом банкротств среди частных лиц (особенно молодежи) и организаций, низкой материальной обеспеченностью в пенсионном возрасте, блокированием социальных программ. Национальный фонд содействия финансовой грамотности призван инициировать и стать лидером целенаправленного и широкомасштабного движения за финансовую грамотность российских граждан [7].

Пенсионные накопления граждан. Пенсионные деньги считаются самым длинным инвестиционным ресурсом в экономике. Пенсионные фонды во всем мире являются стратегическими инвесторами, а пенсионные вложения в экономике развитых стран составляют значительную долю в ВВП.

К началу 2004 г. гражданам России предлагалось сделать выбор — оставить свои пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ (ПФР) или передать их в одну из прошедших серьезный конкурсный отбор управляющих компаний. Низкий уровень информированности населения позволяет предположить, что огромные суммы денежных средств останутся в распоряжении ПФР, доходность вложений которого ниже уровня инфляции.

ПФР выступает в качестве инвестора и размещает средства исключительно в государственные бумаги, в то время как действующие на рынке требования к структуре пенсионных портфелей позволяют фондам вести довольно гибкую инвестиционную политику. Пенсионные фонды вправе размещать пенсионные резервы исходя из следующих требований: не более 20 % в один объект инвестирования; не более 20 % в некотируемые эмиссионные ценные бумаги; не менее 30 % в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками негосударственных пенсионных фондов (НПФ); не более 50 % в федеральные государственные бумаги и в государственные бумаги субъектов РФ; не более 50 % в акции и облигации предприятий; не более 50 % в векселя, банковские вклады и недвижимость.

По словам председателя ПФР, инвестиционный доход по пенсионным накоплениям граждан за 2004 г. составил 20,5 %, в то время как анализ результатов деятельности частных фондов за этот же год показывает, что средний инвестиционный доход среди НПФ составил 18 % годовых при уровне инфляции 15,1 %. Таким образом, «нереальная» заявленная доходность ПФР никак не может быть обусловлена структурой его вложений, так как инвестиционные возможности частной управляющей компании шире. Инвестиционная политика пенсионного рынка, на наш взгляд, вряд ли изменится. Частным управляющим компаниям и НПФ предстоит «перетянуть» многомиллиардные резервы государственной пенсионной системы — индивидуальные пенсионные накопления граждан. Первые несколько лет основным элементом конкурентной борьбы с государством за деньги будущих пенсионеров будет именно доходность вложений [2].

Повышение мотивации сберегательного поведения населения предполагает комплекс мер, направленных на совершенствование рынка частных сбережений. Комплекс мер может лежать на макроуровне (совершенствование законодательной базы в сфере сберегательного поведения, совершенствование кредитно-финансовой политики, организационные решения рынка частных сбережений) и на микроуровне, т. е. в области банковских технологий (совершенствование уровня банковских услуг и работы персонала, рекламной политики формирования имиджа банка, некоммерческая деятельность банка и пр.).

Литература

1. Аванесов О. Г. Трансформация сбережений населения в инвестиционный ресурс для инновационной деятельности. М.: Дело, 2005.

2. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России. - М.: Дело, 2005.

3. Кузьмина Л. А. Как повысить доверие к банковской системе // Плехановский вестник. 2005. № 6.

4. Шпрингель В. К. Функционирование банковской системы России в период финансовой стабилизации // Экономический журнал ВШЭ. 2005. № 1.

5. Развитие розничного банковского бизнеса в регионах России. VI Всероссийская банковская конференция / Ассоциация региональных банков России и Консалтинговая группа «БФИ». М., март 2005.

6. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» №177-ФЗ от 23.12.2003 в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 № 150-ФЗ.

7. Влияние финансовой грамотности на экономическое развитие // Финансовая газета (международный еженедельник) . 06.12.2006. № 49.

8. http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.