Научная статья на тему 'Роль рынка финансовых услуг в развитии инвестиционной сферы и системы социального обеспечения'

Роль рынка финансовых услуг в развитии инвестиционной сферы и системы социального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободина М. Ю.

Автором в работе рассмотрена проблема стабилизации экономического роста России и создания социально обоснованных механизмов повышения благосостояния населения за счет повышения эффективности инвестиционной системы. Выделены основные функции финансовых институтов, которые играют важнейшую роль в социальной политике страны: стабилизация материального положения семей за счет их сбережений; демпфирование банковской системой перепадов поступлении семейных доходов; распространение позитивных ожиданий, настроений стабильности у населения. Проанализированы зарубежная практика и данные социологических исследований данной проблемы, структура инвестиционных ресурсов, действия Правительства РФ, нацеленные на обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения. Анализ существующих методологий взаимодействия финансовых структур и населения позволил автору сделать вывод: в условиях стабилизации рынка финансовых услуг для населения эффективно управлять этим процессом можно только на основе баланса интересов населения и финансовых структур. Этот баланс представляет собой экономическую модель, которая учитывает совпадение их потребностей и направлений развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рынка финансовых услуг в развитии инвестиционной сферы и системы социального обеспечения»

РОЛЬ РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ И СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

М. Ю. Слободина Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

С начала реформирования социально-экономических отношений в России прошло более 15 лет, но одной из наиболее острых проблем продолжает оставаться проблема выхода на траекторию стабильного экономического роста страны и создания социально обоснованных механизмов повышения благосостояния населения. Организация и создание условий для эффективного взаимодействия финансовых структур и населения являются ключевым фактором, оказывающим непосредственное воздействие на динамику экономического и социального развития России.

Экономические составляющие стабильного развития страны во многом обусловлены эффективностью функционирования ее инвестиционной сферы. Качество и интенсивность взаимодействия финансовых структур и населения определяют эффективность прохождения финансовых потоков в этом секторе. Доходы, получаемые населением, возвращаются в экономику в виде расходов на текущее потребление и различных форм сбережений. Оседание части доходов на руках населения в виде наличных денег или иностранной валюты снижает оборачиваемость денежной массы, уменьшает объем возможных внутренних инвестиций [1].

Помимо традиционных экономических функций финансовые институты начинают играть важнейшую роль в социальной политике страны. Они обладают возможностями стабилизировать материальное положение семей за счет их сбережений, сохраняемых в кредитно-финансовых организациях. В условиях нестабильности рынка труда, смены уровня доходов, происходящих в течение достаточно коротких жизненных периодов семьи, банковская система способна демпфировать перепады поступлении семейных доходов и более эффективно адаптироваться к ним. Отдельное направление представляют собой пенсионные фонды, решающие сегодня задачу перехода к новой системе обеспечения населения по старости [2].

Программа социально-экономических реформ Правительства РФ, нацеленная на обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, предусматривает разработку комплекса мер социальной защиты населения, в том числе и с привлечением финансовых инструментов. Укреплению финансовой системы страны отводится важная роль в процессе повышения благосостояния населения и демпфировании социальных издержек рыночной конъюнктуры.

Как отмечалось в документе «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально не способна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. «Одной из целей преобразования в социальной сфере становится формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе — обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг» [3].

Государственное регулирование взаимодействия населения и финансовых организаций становится важнейшей составляющей социальной политики, позволяющей наиболее эффективно использовать финансовую систему страны для повышения благосостояния различных слоев населения с учетом специфики их финансового поведения. Дифференцированный подход к регулированию рынка финансовых услуг населению позволяет выстроить многоуровневую стратегию. Основными целями данной стратегии должны являться стимулирование инвестиционной активности состоятельных слоев и создание финансовой

системы поддержки малообеспеченных (пенсионные фонды, паевые товарищества) [4].

Инвестиционные ресурсы населения имеют неравновесную структуру. На долю 20 % самых обеспеченных жителей России приходится 47 % всех доходов, в том числе 38 % общего объема заработной платы, 27 % социальных трансфертов, 70 % доходов от собственности и 62 % прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности. Вопросы об уровне доходов населения страны до сих пор остаются дискуссионными. И официальная статистика, и экспертные исследования отмечают наличие серого сектора экономики, который, по разным оценкам, составляет от 10 до 40 % открытой экономики. По результатам различных экспертных исследований, от 10 до 15 млн россиян (15-20 % трудоспособного населения) получают заработную плату преимущественно «в конвертах» наличными. Средний размер этой заработной платы в 3 раза выше средней официальной заработной платы в промышленности. Таким образом, около 60-90 млрд долл. в год (за 2006 г. — 110 млрд долл.) составляют объем неучтенной заработной платы [5].

Как показывает анализ зарубежной практики и данных социологических исследований, а также экспертных оценок, одним из наиболее перспективных источников инвестиций являются сбережения частных лиц. Однако современная российская финансовая система в полной мере не удовлетворяет запросов ни одного из имущественных слоев населения [6]. Состоятельные слои не стремятся воспользоваться финансовыми инструментами, позволяющими включить частные сбережения в поток инвестиций, направляемых в развитие российской экономики. Малообеспеченные слои не могут с помощью финансовой системы обеспечить себе минимальный уровень защиты своего материального положения, особенно в случае возникновения проблем с получением зарплаты, пенсий.

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, и в первую очередь населения, заявлено в качестве одной из приоритетных целей развития банковской системы страны в документе «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации», разработанном Правительством РФ и Центральным Банком РФ. Реализация заявленной цели нуждается в комплексной проработке проблем доверия, которые выходят далеко за рамки финансовых технологий обеспечения устойчивости работы банков [3].

В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от !6 апреля 2002 г. отметил, что «важнейшим условием динамичного экономического развития является эффективная банковская система. Она призвана

аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции. В этой связи необходимо наверстать отставание в банковской реформе. Усилить банковский надзор, обеспечить прозрачность в деятельности банков, принять меры по повышению их капитализации» [7]. Одним из направлений повышения эффективности инвестиционной политики государства является переход от регулирования преимущественно макроэкономических параметров финансовой сферы к комплексному многоцелевому подходу, предполагающему воздействие на процессы воспроизводства и инвестирования на макро- и микроэкономических уровнях.

Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия населения и финансовых структур, не являются следствием неэффективной работы конкретных банков. Данные проблемы имеют сложный системный характер и могут быть преодолены только совместными усилиями всех участников рынка финансовых услуг для населения по координации собственных интересов. Процесс поиска баланса интересов участников рынка финансовых услуг населению нуждается в информационно-аналитическом обеспечении. Полемика, развернувшаяся в свое время вокруг принятия закона о страховании частных вкладов, показала, насколько слабо полемизирующие стороны представляют особенности развития финансового поведения населения в России. Обсуждение законопроекта, призванного регулировать взаимодействие населения и банков, развернулось преимущественно в плоскости специфики банковских технологий, возможности контроля работы банков. Население, его нужды, проблемы и потребности в ходе обсуждений просто отошли на второй план.

Без учета специфики финансового поведения населения построение эффективной модели функционирования финансовых рынков и обеспечение условий для трансформации сбережений населении в инвестиции практически не реально. Формирование правовых механизмов, обеспечивающих надежную защиту и гарантии интересов вкладчиков, пока не сложилось в единую систему [8]. Государственными органами всех уровней более пристальное внимание уделяется предоставлению гарантий защиты слабозащищенных слоев населения, и пока слабо формируется модель стимулирования ассоциативного поведения потенциальных вкладчиков. Несмотря на значительное число уже созданных структур, стремящихся регулировать интересы участников этого рынка, следует отметить слабую представленность в переговорном процессе интересов большинства населения.

Отсутствие развитого концептуального обеспечения регулирования взаимодействия финансовых структур и населения проявляется на практике в

половинчатых, несбалансированных инвестиционных решениях, приводящих к снижению эффективности государственной инвестиционной политики. Необходим системный подход к регулированию этого взаимодействия, который подразумевает взаимоувязывание всех основных его элементов, как функционирования банков, так и адаптации населения к рыночным процессам.

Сегодня отсутствует концепция взаимодействия населения и финансовых структур, учитывающая не только специфику банковских технологий и реализацию банковского контроля, но и социальные закономерности адаптации населения к рыночным процессам.

Не разработаны методологические подходы к сегментации рынка по типам финансового поведения населения. На практике это проявляется в стремлении возврата к патерналистским моделям защиты всех вкладчиков, имеющих незначительные вклады, в отсутствии продуманной системы стимулирования более крупных вложений, и легализации средств, заработанных в сером секторе экономики. Выявление типов финансового поведения населения и понимание закономерностей взаимосвязей между отдельными типами и направлениями развития рынка позволяют разрабатывать комплексные государственные программы создания инфраструктуры рынка финансовых услуг. В зачаточном состоянии сегодня находится система страховых институтов, не начали функционировать в полной мере структуры негосударственного пенсионного обеспечения, позволяющие мобилизовать финансовые ресурсы для последующего инвестирования в реальный сектор [8].

Понимание закономерностей процессов развития рынка финансовых услуг для населения с неизбежностью ведет к выводу о необходимости учета специфики протекающего этапа становления взаимодействия финансовых структур и населения. Понимание доверия к финансовому институту в значительной мере детерминировано спецификой этапа. В условиях кризиса наиболее ярко проявляются тенденции различных финансовых структур к оптимизации текущей прибыли в ущерб стратегическому развитию. Однако исследование закономерностей формирования доверия населения к финансовой системе показывает, что это доверие тесно взаимосвязано с функционированием всей социально-экономической и политической системы страны. В России отсутствуют концепции стимулирования финансового поведения населения посредством повышения его правовой культуры на основе понимания закономерностей продвижения экономической и правовой информации в разных социальных группах. Для развития сферы потреб-

ления финансовых услуг необходимо разработать программу правового просвещения, и в первую очередь для молодежи.

Отсутствие в практике управления обществом системного подхода к проблемам взаимодействия населения и финансовых структур прослеживается и на уровне использования ключевых понятий. Много говорится о доверии и надежности как основных качествах, необходимых для построения эффективной финансовой системы, но не определяется сущность и содержание этих понятий. В различных научных школах разработано несколько концепций доверия. Однако необходимо их критическое изучение и совершенствование, эти понятия необходимо включать в контекст процессов, происходящих в финансовой сфере. Слабо изучено понятие финансовой активности, которое нуждается в дополнительной проработке, позволяющей выйти на уровень разработки конкретных направлений по ее практическому стимулированию [6].

Основная масса средних банков предпочитает ориентироваться на ’У1Р-клиентов, обладающих повышенным объемом финансовых ресурсов. В результате создается определенный дефицит сервиса и набора банковских услуг для средних по своему материальному положению слоев населения. ’У1Р-клиентура, особенно в регионах, удаленных от Москвы, весьма немногочисленна, что позволяет банкам выстраивать контакты с клиентами практически всегда на личном уровне с привлечением персональных менеджеров. Такая ситуация обуславливает низкую активность банков в проведении маркетинговых исследований рынка финансовых услуг для населения. Стратегия банков выстраивается методом проб и ошибок, преимущественно на основе анализа статистики продаж услуг и банковских продуктов. Этот метод проб и ошибок был оправдан на первом этапе зарождения банковской сферы, но в период формирования социального партнерства на рынке финансовых услуг для населения он явно недостаточен. Необходима концепция маркетингового анализа рынка финансовых услуг, направленная не только на описание направлений достижения текущих рыночных интересов, но и на понимание возможностей социального партнерства банка и населения [8]. Как показывают экономсо-циологические исследования, важнейшей составляющей рыночных позиций банка становится его социальный капитал, его роль и место в социальноэкономическом пространстве страны.

Важным аспектом, тормозящим развитие банковской сферы, является сформировавшиеся устойчивые негативные стереотипы отношения к ней со стороны населения, приобретшего опыт взаимодействия с банками в период кризисов финансо-

вой системы страны. Характерной чертой переходной экономики любой страны является параллельное сосуществование в массовом экономическом сознании стереотипов и навыков хозяйственной деятельности, сформировавшихся в рамках командной экономики, и новых, только-только зарождающихся [1]. Прежние практики финансового поведения населения и механизмы сбережений были разрушены, а новые, адекватные современным принципам рыночного хозяйства, не сложились. В этих условиях на плечи банков ложится казалась бы несвойственная им функция не только и не столько рекламирования своих услуг, сколько обучения активных и потенциальных клиентов и разрушения негативного настроя населения по отношению к финансовому сектору.

Анализ существующих методологий взаимодействия финансовых структур и населения позволяет выдвинуть гипотезу: в условиях стабилизации рынка финансовых услуг для населения эффективно управлять этим процессом можно только на основе баланса интересов населения и финансовых структур. Этот баланс представляет собой экономическую модель, которая учитывает совпадение их потребностей и направлений развития.

Банки еще только-только начинают обращать внимание на инвестиционные ресурсы, сконцентрированные на руках у населения. С одной стороны, привлечение ресурсов населения достаточно затратно по сравнению с ресурсами корпоративных клиентов. С другой стороны, рынок корпоративных клиентов уже в значительной мере поделен и закреплен за конкретными банками. Межбанковское перемещение корпоративных клиентов невелико, а появление новых достаточно крупных предприятий идет медленными темпами. Население в своей основной массе также еще только-только начинает оживать от очередного кризиса и от требований

надежности вложений, медленно поворачивается в сторону требований не только надежности, но и выгодности, обращая при этом внимание на сервис. Потенциальная клиентура банков среди населения еще только учится формировать запросы к банку и выбирать банк, наиболее соответствующий их запросам. Основой построения баланса интересов банков и населения является признание ключевой роли социального партнерства и дифференцированной рыночной стратегии, учитывающей интересы различных групп населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин А. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики // Деньги и кредит, 2005. № 6.

2. Клепач А. Страхование вкладов населения — стимул привлечь новые ресурсы в банки // Аналитический банковский журнал, 2006. № 1.

3. Клепач А. Н, Акиндинова Н. В., Красков В. В., Лепетиков Д. В. Банковская реформа: стратегия и механизмы. Центр развития. 2002, ноябрь (www, dcener. ru).

4. Матовников М. Ю. Государство остается выгодным партнером банковской системы // Банковское дело в Москве, 2000. — № 10.

5. Российский статистический ежегодник. 2006. Госкомстат России. — М. 2006.

6. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России. — М.: Дело, 2005.

7. Международная жизнь. — 2006. — Май. — Послание Путина В. В. к Федеральному собранию.

8. Ивашиненко Н. Н. Эволюция взаимодействия финансовых структур и населения России (19872002 гг. ) : Монография — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2002. — 335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.