РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ КАК ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РЕГИОНЕ
А.А. ЖДАНОВ,
ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы»,
филиал в г. Пятигорске, e-mail: [email protected]
Перспективы социально-экономической стабилизации, преодоления кризисных явлений и роста производственной активности в экономике России напрямую связываются с проблемой активизации инвестиционной деятельности как в целом в российской экономике, так и в отдельных региональных социально-экономических системах. В связи с этим региональная экономика встала перед объективной необходимостью максимально адаптировать к сложившимся экономическим реалиям структуру своего инвестиционного сектора, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие между экономическими агентами, образующими основные подсистемы инвестиционного потенциала региона.
Ключевые слова: регион; институциональные условия; инвестиционная деятельность; банк.
Directions and prospects of increase of efficiency of use of potential of regional economy are defined both presence of investment resources, and ability to their accumulation and rational redistribution in which banks and others institutional investors and participants of the market institutional services in each of sectors of regional economy are engaged. Basic problem questions of activization of investment activity of banks as key investment institutes of region is now a large economic problem.
Keywords: region; institutional conditions, investment activity; вank.
Коды классификатора JEL: G21, R51.
В современной России инвестиции, оказывая воздействие на объем общественного производства и занятости, технический прогресс, развитие отраслей народного хозяйства, по своей сути формируют облик экономики. Основная задача анализа институциональной среды инвестиционного процесса состоит в том, чтобы проследить, как в инвестиционной деятельности в повседневной практике выстраиваются институциональные формы контактов государства, предпринимателей и частных лиц; а именно — как осуществляется доступ к инвестиционным ресурсам, какова контрактинговая практика, как производится мониторинг деятельности участников инвестиционного процесса, как складываются у них отношения с представителями органов власти, как образуются сети неформального
© А.А. Жданов, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
обмена информацией, как формируется этика деловых отношений. Все это значительно расширяет первичное представление об организационно-экономическом механизме инвестиционного процесса, в котором банкам принадлежит самая активная роль, и выявляет эвристические точки прироста нового знания о нем.
Для регионального ландшафта постиндустриального периода важнейшей закономерностью развития экономики является расширение рынка нематериальных услуг, в том числе инвестиционной направленности. Это связано с усложнением процесса производства, насыщением рынка различными товарами индивидуального спроса и услугами, а также быстрым ростом НТП, который приводит к изменениям не только в экономике, но и в социальной жизни общества на макро-, мезо— и микроуровнях.
Инновации в современной жизни невозможны без существования информационных, консалтинговых, дилерских, трастовых, биржевых, банковских, инвестиционных, страховых, маркетинговых и других видов нематериальных услуг. В настоящее время значительно расширились способы и методы финансирования как капитальных вложений, так и в целом инвестиций, а также сфера их приложения. В настоящее время в России в связи с переходом к рыночным отношениям и общеэкономической тенденцией усиления диверсификации набора рыночных инструментов постоянно расширяется ассортимент видов и возрастает объем инвестиционной деятельности, развитие которой в ведущих странах является свидетельством цивилизованности рынка и залогом эффективной реализации всех его потенциалов.
Инвестиционный процесс может быть представлен как согласованная деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию функционирующего капитала, тесно связанная с динамикой социально-экономической системы.
В структуре современной российской инвестиционной ситуации финансовые активы значительно преобладают над материальными. В российской практике основными источниками инвестиционного роста остаются собственные средства предприятий, т.е. прибыль и амортизационные отчисления, но особые надежды возлагаются на финансирование инвестиций банками. Практически все активные операции банка можно рассматривать с инвестиционной точки зрения, т.к. основной целью функционирования банка является извлечение прибыли, при этом используются различные инвестиционные ресурсы, но в нормативных документах Банка России имеют место как широкая, так и узкая трактовка исследуемой дефиниции.
Защищаемый автором методологический подход позволяет определить институциональную среду инвестиционного процесса как совокупность формальных и неформальных норм, традиционных, конституционных и экономических правил, определяющих формат поведения его участников. Все компоненты институциональной среды инвестиционного процесса представляют собой правила игры, или нормы, определяющие порядок и содержание «нижестоящих» норм, которые имеют формальный и неформальный характер.
Институциональная среда инвестиционного процесса основывается на взаимном соблюдении правил игры всеми участниками этого рынка, для чего обязательства должны быть адекватными реальным возможностям сторон. В этой институциональной среде весьма существенны различные аспекты влияния государства на рыночные сделки и определения оптимальных направлений и интенсивности
государственного влияния. В современных условиях экономического развития к функциям государства как центрального и доминантного участника инвестиционной деятельности относятся функция гарантирования институциональной среды инвестиционного процесса, функция стратегического участия в инвестиционном процессе, а также его своевременная корректировка и несение социальной ответственности за результаты.
По нашему мнению, если стоять на позициях институционального подхода, то анализировать инвестиционную деятельность банков на мезоуровне экономики надо в контексте действия всех институциональных факторов, которые так или иначе определяют ее развитие и влияют на траекторию этого развития. Среди них — природно-географические, конкретно-исторические, экономико-структурные, воспроизводственно-ресурсные, социокультурные, этно-демографические, политико-экономические, производственно-технологические, экологические и организационно-управленческие факторы. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценный научный анализ развития инвестиционного процесса и его институциональной среды можно производить только на основе учета всех этих факторов, каждый из которых имеет свое воздействие на инвестиционную деятельность участников этого рынка. В каждом конкретном регионе присутствует своя собственная конфигурация этих факторов, обусловленная институциональным принципом зависимости результатов экономических трансформаций от предшествующей траектории развития (path dependence).
В качестве исходной теоретической посылки могут быть рассмотрены четыре направления инвестиционной деятельности банков. Три из них (кредитование, финансовые и производственные инвестиции) непосредственно связаны с взаимодействием банков с реальным сектором экономики, а четвертое — с инвестициями банков в собственную деятельность. Инвестиционная деятельность кредитных организаций, являясь одной из сфер банковской деятельности, зависит от широкого спектра факторов, в которых можно выделить две группы: факторы внутренней и внешней среды. Важнейшим внутренним фактором является ресурсная база банка, которую формируют собственные средства (капитал) банков и привлеченные ими средства клиентов.
Величина ресурсной базы банка влияет на формирование приоритетов и лимитов его инвестиционной политики, поскольку банки с небольшим капиталом и малым объемом кредитных ресурсов не смогут обслуживать своими кредитами крупных корпоративных клиентов, нуждающихся в масштабных инвестициях. Среди главных внешних факторов, определяющих инвестиционную деятельность банков, отметим следующие:
1) макроэкономическая ситуация;
2) инвестиционная привлекательность и инвестиционный потенциал субъекта микро— или мезоэкономики;
3) финансовое состояние предприятий реального сектора региональной экономики;
4) уровень жизни населения.
Динамика именно этих показателей служит основным ориентиром при принятии инвестиционных решений банками.
Инвестиционная привлекательность и уровень развития регионального инвестиционного процесса в любой мезоэкономической системе зависят от следующих факторов:
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
• наличие целостного инвестопроводящего механизма и институционально зрелой инфраструктуры инвестиционного процесса (финансового рынка, страхового рынка, инновационных нематериальных активов, притягивающих к себе деньги инвесторов, и др.);
• наличие точек (зон) инвестиционного роста, интересных для инвесторов и адекватных перспективным потребностям рынка;
• наличие достаточного количества опытных менеджеров и высококвалифицированных специалистов строительных, а также банковских, страховых, трастовых, кредитных и иных институтов трансакционного сектора экономики;
• наличие благоприятной институциональной среды инвестиционного процесса и имиджа региона с низким уровнем инвестиционного риска.
В рамках региональной банковской системы в регионах с недостаточно высоким уровнем экономического развития, как, например, в республиках Северного Кавказа, перечисленные мероприятия могут найти адекватную инвестиционную поддержку путем создания так называемого опорного банка. На наш взгляд, наиболее перспективным является создание банка такого типа на базе уже существующего коммерческого банка, в капитале которого примет участие Правительство Республики (например, путем приобретения контрольного пакета акций).
Появление опорного банка способствовало бы решению следующих проблем: кредитование региональных программ экономического и социального развития; осуществление финансовой поддержки реального сектора экономики региона; участие в программах по обслуживанию республиканского бюджета; обслуживание мелких вкладчиков, социально незащищенных слоев населения; консультационное обслуживание местных органов власти и др.
Реализация государственного стимулирования приоритетных сфер экономики и инвестиционных программ также может быть осуществлена через формирование специализированных кредитных институтов, непосредственно занимающихся финансированием инвестиционных проектов. Такие специализированные кредитные организации должны выступать в роли финансовых посредников между предприятиями реального сектора экономики, внедряющими инновационные и инвестиционные проекты, и рынками капитала, включающими фондовый рынок, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.
Ведущая роль в системе подобных учреждений во многих успешно развивающихся странах принадлежит банкам развития, которые занимают структурообразующие позиции в процессе трансформации сбережений в инвестиции. Основная цель их деятельности заключается в содействии структурным изменениям в экономике, реструктурированию и модернизации предприятий, инновационной деятельности, созданию и развитию малых и средних предприятий, что не всегда является доходным и высокоэффективным бизнесом.
Именно региональный опорный банк может стать банком, обслуживающим финансовые потоки в регионе и осуществляющим инвестиционное кредитование предприятий. По нашему мнению, наиболее перспективным является организация регионального опорного банка на базе уже действующего коммерческого банка, в капитале которого примет участие правительство республики. Статус опорного банка региона предоставляет банку несколько преимуществ перед другими участниками финансового рынка: возможность пополнения уставного капитала за счет взноса средств местными органами власти; улучшение имиджа на рынке
банковских услуг, что ведет к повышению доверия клиентов, расширению ресурсной базы и, как следствие, инвестиционной активности банка; увеличению оборота финансовых потоков, проходящих через банк по региональным, социальным и прочим программам, рост комиссионных доходов за обслуживание счетов, консультации.
В целях создания зрелых институциональных условий развития национального и регионального инвестиционных рынков перспективными представляются следующие направления:
1) развитие синдицированного кредитования;
2) создание бюро кредитных историй;
3) выполнение банками косвенных и сопутствующих услуг на фондовом рынке;
4) изменение законодательно-правовой базы в части:
а) введения налоговых ставок, дифференцируемых в зависимости от степени участия банков в инвестировании реального сектора экономики;
б) защиты частных вкладчиков путем организации региональной системы гарантирования банковских вкладов;
в) защиты прав кредиторов, требования которых обеспечены залогом, а также исключения нормы безусловного изъятия вкладов;
5) совершенствование системы регулирования деятельности коммерческих
банков Центральным банком посредством:
а) дифференциации и снижения значений обязательных экономических нормативов банковской деятельности;
б) углубления градации нормативов отчислений в фонд обязательных резервов, отказ от депонирования этих средств в ЦБ РФ.
Обеспечение непрерывности процесса общественного воспроизводства в национальных масштабах и на уровне отдельных регионов страны невозможно без бесперебойного движения финансовых ресурсов. Перераспределение денежных средств, осуществляемое банковским сектором с помощью механизма кредитования, обусловливает то, что он представляет собой важнейшую часть финансовой инфраструктуры, которая обеспечивает нормальное функционирование региональной экономики. Для предприятий доступ к заемным средствам расширяет возможности удовлетворения их текущих потребностей в пополнении оборотных средств и покрытии неизбежно возникающих в процессе хозяйственной деятельности кассовых разрывов. Для населения банковские кредиты дают возможность удовлетворить растущий потребительский спрос, в частности, на приобретение предметов длительного пользования и жилья.
При этом на современном этапе расширение масштабов кредитной деятельности банковского сектора сдерживается рядом факторов, основными из которых являются: высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики и низкой рентабельностью деятельности большинства хозяйствующих субъектов; дефекты в управлении организациями и предприятиями реального сектора экономики и их низкая транспарентность; нерешенность ряда ключевых проблем обеспечения прав кредиторов и, прежде всего, несовершенство залогового законодательства; ограниченность ресурсной базы банков, наличие дефицита среднесрочных и долгосрочных пассивов.
Кредитование программ социально-экономического развития региона и региональных целевых программ является важнейшим инструментом осуществления финансовой и денежно-кредитной политики в региональном масштабе. Посред-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ством такого кредитования в наиболее зримой форме реализуется прямое воздействие банковского сектора на экономику и социальную сферу. В то же время объемы кредитных вложений в экономику субъекта Федерации со стороны кредитных организаций зависят от многих факторов внешней среды и, прежде всего, от состояния регионального бюджета, финансового положения предприятий и общей экономической конъюнктуры в регионе.
Возникает потребность во внедрении такого инструмента инвестиционного кредитования, который позволил бы снизить или, по крайней мере, диверсифицировать кредитные риски банков. На региональном рынке банковских услуг этого можно достичь путем объединения институтов банковской системы в рамках синдицированного кредитования. В настоящее время сложились условия, объективно способствующие развитию рынка синдицированных кредитов.
Во-первых, уровень капитализации региональных банков крайне низкий, что не позволяет банкам выдавать крупные кредиты даже перспективным заемщикам.
Во-вторых, предприятия региона в условиях подъема экономики нуждаются в значительных объемах финансирования, которые не под силу одному банку. При этом складывается спрос как на краткосрочное (до 1 года) финансирование оборотного капитала, так и на долгосрочное инвестиционное финансирование.
В-третьих, во многих регионах фактически существует реестр инвестиционных проектов, прошедших анализ на экономическую целесообразность и платежеспособность при включении их в региональную целевую программу развития. Речь идет о реализации в территориальных учреждениях Банка России проекта «Центр мониторинга предприятий».
Основные вопросы, освещаемые в ходе мониторинга предприятий, касаются их финансового положения, инвестиционной ситуации, оценки ими перспектив развития экономики в целом и отрасли, в которой работает предприятие, также освещаются вопросы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями и некоторые другие проблемы. Взаимодействие территориальных учреждений Банка России с предприятиями региона посредством мониторинга позволяет качественно улучшить оценку кредитоспособности заемщиков. Развитие инвестиционного процесса сдерживает отсутствие информации о перспективных инвестиционных проектах и об инвесторах. Поэтому целью создания системы инвестиционного мониторинга является проведение наблюдения за положением дел в инвестиционной сфере.
Далее. Одним из первоочередных мероприятий является создание единой системы институтов инвестопроводящей сети, способных влиять на инвестиционный процесс каждый со своей стороны. Необходимо расширить практику привлечения иностранного инвестиционного капитала, поскольку он способствует передаче технологий, организационного и управленческого опыта, результатов научно-технических разработок, воплощенных в технике, патентах, торговых марках и т.д.; повышению уровня занятости и квалификации местной рабочей силы; расширению гаммы производимой продукции; повышению уровня жизни и покупательной способности населения; стимулированию сферы услуг; снижению уровня монополизации национальной экономики и др.
Стимулирование инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса посредством развития системы технопарков, бизнес-инкубаторов, различных венчурных структур. В целях эффективного финансирования инновационных предпринимательских проектов предполагается использование схемы партнерского участия госу-
дарства и частных инвесторов, реализуемой, в частности, посредством создания специального фонда. Такой фонд мог бы быть образован на паритетных началах за счет равных по сумме средств, с одной стороны, бюджетных, а с другой — венчурных фирм, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов. Реализация предполагаемой схемы возможна при совершенствовании правовой основы для венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями.
Все это составляет элемент новой инвестиционной политики, который заключается в коммерциализации научных разработок, доведении фундаментальных и прикладных исследований до уровня производственной технологии, единства научного, образовательного и инновационного процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инвестиционная деятельность России: условия, факторы, тенденции. — М.: Росстат, 2006.
2. Кузнецова, О. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования / О. Кузнецова. — М., 2007.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)