Научная статья на тему 'Финансово-инвестиционные стратегии региона'

Финансово-инвестиционные стратегии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ / ИННОВАЦИОННАЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Причина О. С., Фатеева С. В.

В данной статье рассмотрены стратегия, принципы и направления региональной инвестиционной политики. Раскрыта роль региональных органов власти в секторе инвестиционных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-инвестиционные стратегии региона»

ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА

О.С. ПРИЧИНА

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», доктор экономических наук, профессор e-mail: olgapiichina@mail.iu С.В. ФАТЕЕВА

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

доктор философских наук, профессор e-mail: fateevas@inbox.iu

В данной статье рассмотрены стратегия, принципы и направления региональной инвестиционной политики. Раскрыта роль региональных органов власти в секторе инвестиционных ресурсов.

Ключевые слова: региональная; инновационная; инвестиционная политика; бюджеты; потенциал; экономический механизм.

Коды классификатора ^ЕЬ: М1, Н51.

Формирование и использование инвестиционных механизмов и финансовых рычагов регулирования процессов стратегического развития региона осуществляется в рамках его финансовой и инвестиционной политики, определяющей выбор, приоритеты и объемы привлечения и расходования средств. Так, несмотря на то, что Ростовская область относится к регионам — лидерам по эффективности привлечения финансовых средств для реализации региональных программ поддержки предпринимательства, инновационные предприятия Ростовской области не стали объектами венчурного инвестирования, инновационный потенциал региона оценивается как средний, а инновационная деятельность не стала главным объектом и источником инвестиционных ресурсов. С учетом кризисного состояния большинства региональных производителей внутренние источники инвестирования работающих предприятий региона, т. е. самофинансирование из фондов развития, эмиссионные ресурсы и другие, являются маломощными, в результате чего отношения субъектов финансовых процессов и инвестиционной деятельности в регионе представляют собой сложные взаимоотношения экономических интересов региона и Федерального Центра. Рассчитывать на мелкие и средние банковские структуры в регионе, как источник кредитных и инвестиционных ресурсов, в первую очередь, для реального сектора экономики нельзя, так как объемы финансирования и инвестирования очень велики, поэтому важное значение имеет выработка единой финансово-инвестиционной стратегии региона и координация финансовой и инвестиционной деятельности в административно-хозяйственном управлении на территории региона в целом.

Основные цели инвестиционной политики региона, сформулированные в отечественной и зарубежной экономической литературе, сводятся к следующему:

1. Поддержание равновесия внешних финансовых операций с другими регионами и зарубежными странами по поступающим и расходным платежам.

2. Достижение непрерывного и пропорционального экономического роста с целью наиболее полного обеспечения населения территории товарами и услугами.

3. Повышение качества и уровня жизни населения путем улучшения таких социальных показателей, как высокий уровень занятости; стабильный уровень цен, соразмерный с уровнем доходов основной части населения; высокий и гарантированный уровень медицинского обслуживания и др.

4. Обеспечение высокого качества жизни населения путем создания благоприятных условий окружающей природной среды.

Если для инвестора основным критерием экономической эффективности является ожидаемая сумма дохода на вложенный капитал с учетом степени риска его неполучения, то для региона критерием является уровень бюджетной эффективности.

Повышение уровня бюджетной эффективности означает положительный прирост сальдо бюджета территории за счет данных инвестиций. Нормальная система платежей в бюджеты всех уровней должна строиться так, чтобы рост доходов инвестора и повышение эффективности от вложенного им капитала сопровождались ростом бюджетной эффективности вложений.

Взаимоотношения между бюджетами региона и входящими в него муниципальными образованиями, финансовая и банковская инфраструктура является основным инструментом управления инвестиционной и финансовой деятельностью в регионе. Однако опыт российской экономики свидетельствует о том, что в условиях кризиса снижение государственных расходов вызывает рост объемов просроченной задолженности, свертывания производства в реальном секторе экономики, сокращения сбыта продукции, снижения рентабельности, увеличения числа убыточных предприятий в регионе. Вот почему необходимо экономически грамотно подойти к определению направлений финансово-инвестиционной стратегии региона, цель которой повысить КПД ресурсного потенциала региона в условиях системного кризиса. Реализация данного положения возможна при осуществлении предлагаемого нами инвестиционного механизма региональной политики. Это:

© Причина О. С., Фатеева С. В., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

216

О.С. ПРИЧИНА, С.В. ФАТЕЕВА

— всемерное повышение инвестиционной привлекательности региона и создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов, что осуществляется за счет мобилизации и повышения эффективности использования экономических, социальных, политических, правовых, административно-управленческих и природных факторов роста производительности вкладываемого капитала; улучшения условий развития бизнеса на основе здоровой конкуренции и минимизации риска для инвестора потерять капитал и прибыль;

— разработка и осуществление целевой долгосрочной программы социально-экономического развития региона, в которую органически вписаны подпрограммы, проекты и отдельные мероприятия по развитию производственных комплексов и отдельных производств, финансируемых за счет средств предпринимателей, капитала, формируемого на долевой основе; из бюджета региона и федерального бюджета;

— непосредственное участие финансовых и других ресурсов, находящихся в распоряжении администрации региона, в реализации наиболее значимых для территории инвестиционных проектов и мероприятий. В частности, органы управления промышленностью территории могут принимать долевое участие в финансировании или взять на себя полное финансовое обеспечение наиболее важных для развития промышленности проектов и мероприятий;

— финансовая поддержка наукоемких и высокотехнологичных производств. В настоящее время частные инвесторы не склонны финансировать рисковые наукоемкие проекты долговременного характера. Между тем некоторые из них могут принести большой экономический, социальный или экологический эффект, связанный с реализацией неординарной научно-технической идеей. Взвешенная, комплексная оценка таких проектов с учетом степени риска является необходимым условием принятия обоснованных решений по включению таких проектов в целевую программу развития территории, и в первую очередь — пакет проектов и мероприятий по развитию ТПК;

— поддержка и стимулирование развития предпринимательства в реальном секторе экономике. В промышленности малый и средний бизнес создают ту конкурентную среду, которая стимулирует развитие производств на высокой научно-технической и организационной основе, а также повышения качества производимых товаров и услуг. Поддержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства осуществляется путем прямого субсидирования из средств регионального и местных бюджетов, льготного кредитования, государственных гарантий выполнения обязательств по коммерческим кредитам; налоговых льгот и других мероприятий.

Опыт развитых стран и наш, российский, опыт показывают, что чисто рыночные механизмы не могут обеспечить требования гармоничного сочетания целей экономического, социального и экологического характера. Необходима система государственного регулирования комплексного развития территорий с применением многоаспектной интегральной оценки программ и проектов развития территории, усовершенствованных механизмов и рычагов управления финансовыми и инвестиционными процессами в регионе. При этом экономическая эффективность инвестиционного проекта для региона должна определяться через стоимость ожидаемого прироста налоговых поступлений и других обязательных сборов и платежей в бюджет региона от реализации проекта. Для денежного выражения социальной значимости проекта должна использоваться система социальных нормативов. Денежное выражение социальной значимости проекта или программы определяется суммой затрат на ожидаемые приросты социальных показателей при реализации проектов и программ.

При построении эффективного механизма управления инвестиционными процессами в регионе основное внимание должно быть уделено совершенствованию и развитию регионального финансового рынка, поскольку узким звеном инвестиционной деятельности является финансирование проектов и программ. Сам инвестиционный рынок подразделяют на три одинаково важных составляющих.

1) Сектор инвестиционных ресурсов. Здесь формируются спрос и предложение финансовых средств и материальных ресурсов для инвестиций, а также цены на эти средства и ресурсы.

2) Сектор обязательств и долей. Сюда включается рынок ценных бумаг и других инструментов, определяющих доли участия косвенных инвесторов в финансировании программ и проектов и в распределении прибыли. Здесь формируются спрос, предложение и цены на соответствующие доли и обязательства.

3) Сектор гарантий призван страховать инвестиционные ценности от полной или частичной их потери. Здесь формируются спрос, предложение и цены на соответствующие гарантии.

Хотя каждый из названных секторов инвестиционного рынка и подчиняется действию рыночных законов, необходимо, по нашему мнению, целенаправленное регулирование всех этих процессов со стороны государственных властных структур. Особо важное значение такое регулирование приобретает на уровнях регионов и муниципалитетов, где непосредственно решаются конкретные социальные и экологические задачи.

Регулирующая роль региональных органов власти в секторе инвестиционных ресурсов заключается, прежде всего, в следующем:

1. Мобилизация и направление инвестиционных ресурсов на решение нет только чисто экономических, но и социальных и экологических задач территории.

2. Участие собственными финансовыми и материальными ресурсами в территориальных проектах и программах, комплексно решающих социально-эколого-экономические проблемы региона, муниципального образования.

3. Консолидация финансовых средств и материальных ресурсов для более эффективного их использования; создание специальной кредитно-инвестиционной системы [4].

В секторе обязательств и долей регулирующая роль регионального управления состоит в организации и управлении целевыми региональными займами путем выпуска облигаций для привлечения средств населения в качестве серьезного источника финансирования социально значимых для территории проектов и программ. Важное значение имеет также планирование и организация долевого участия средствами регионального бюджета и ресурсами региональной и муниципальной собственности в комплексно эффективных проектах и программах.

ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА

217

Поскольку наиболее надежными и масштабными являются государственные гарантии для инвесторов, то сектор гарантий является почти полностью сферой регулирующей деятельности региональных органов государственной власти.

Представляется наиболее целесообразным создавать в ведении специального органа при администрации региона общие региональные фонды страхования инвестиций для оптимального распределения страховых средств. От того, как организованы и осуществляются гарантии для инвесторов со стороны региональных органов государственной власти, в решающей степени определяется инвестиционная привлекательность региона. В этой связи необходимо четко обозначить и законодательно закрепить систему страхования и условий смягчения или полного устранения политических, социальных и экономических рисков как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

Экономические механизмы управления инвестиционными рисками предполагают наличие залоговых активов и страховых сумм, предназначенных для возмещения инвесторам потерь капитала или недополучения ожидаемых гарантированных выгод от вложенных средств.

Как считают многие экономисты, и это подтверждает опыт ряда регионов, целесообразно при администрациях регионов создавать специальные органы управления инвестиционными процессами. Но какими бы важными ни были конкретные организационные варианты и технологии управления инвестиционной деятельностью, решающее значение имеет принятая и проводимая регионом общая инвестиционная политика, в рамках которой и осуществляются эти конкретные организационные варианты и технологии.

Современную общую политико-экономическую ситуацию регионов кратко можно охарактеризовать следующим образом. Не считая немногочисленных регионов-доноров (14-15 регионов), для регионов-реципиентов финансовая подпитка из федерального бюджета постоянно ослабевает. Поступающие централизованные средства идут на покрытие издержек текущей деятельности. Поэтому большинство регионов стали вырабатывать и проводить в жизнь свою самостоятельную финансово-экономическую политику. В основу этой политики закладываются, вместо отношений региона с Федеральным центром, отношения региональных администраций со свободными финансовыми институтами для привлечения в регион свободных инвестиционных средств. Обобщая опыт деятельности региональных администраций в этой сфере за последние 5 лет, можно отметить следующие тенденции:

1) Региональные власти стремятся обзавестись собственными финансовыми институтами, в частности — создаются банки регионального и муниципального подчинения.

2) Устанавливаются прямые связи и отношения с иностранными инвесторами.

3) В целях привлечения инвестиционных средств региональные администрации все более широко и системно практикуют эмиссию ценных бумаг (облигации внутренних и внешних займов).

Регионы располагают зачастую огромными реальными ресурсами и активами, но не имеют соответствующих финансовых средств для их реализации. Поэтому главная задача региона — найти эти средства. Частные банки регионального масштаба не имеют пока достаточного собственного капитала, для того чтобы финансировать большие долгосрочные проекты. Они могут выступать только в качестве посредников между отечественными и иностранными инвесторами и региональной властью, претендуя при этом на высокую маржу. В этой ситуации понятной становится политика региональной власти, направленная на создание собственной финансовокредитной банковской системы.

Большой финансовый капитал имеют сейчас столичные банки, которые осуществляют агрессивную финансовую политику по отношению к регионам. Капитал, которым располагают эти банки, достаточен не только для того, чтобы выкупить наиболее крупные и перспективные предприятия региона, но и восстановить, реконструировать и «запустить» эти предприятия, на что требуются средства, на порядок превышающие суммы, необходимые для их выкупа. Казалось бы, здесь смыкаются интересы частного и столичного капитала и регионов. Однако администрация регионов не без основания опасается потерять свою системно-регулирующую роль в экономике региона и большую часть прибыли в региональный бюджет.

Мы считаем очень важным сохранить системную регулирующую роль государства в лице региональных властей. Только в этом случае можно обеспечить целевое комплексное развитие экономики региона для удовлетворения потребностей его населения в сочетании с общественными федеральными интересами. Поэтому необходимо найти новые, компромиссные формы соединения капиталов столичных инвесторов с реальными ресурсами регионов. Известно, что к настоящему времени регионы накопили огромный внешний долг России и большой внутренний долг из-за недостаточно умелого управления эмиссионными процессами. Управление займами в регионе должно быть централизованным и системным, согласованным во времени от подготовки пакета проектов эмиссии и размещения инвестиций до реализации проектов, распределение доходов и возмещение обязательств по займам. Основной проблемой в этом процессе является инерционность подготовки и реализации долгосрочных инвестиционных проектов по сравнению с более гибкими процессами эмиссии и обслуживания долга. Принцип системности может решить эту проблему: если эмиссию осуществлять не под один проект, а под пакет проектов в различной стадии подготовки и реализации. В этом случае можно организовать более рациональное и гибкое распределение инвестиционных средств в процессе реализации региональных проектов и более гибкое управление исполнением обязательств по займам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атабиев Х.С. Формирование и поддержка пакетов инвестиционных проектов и программ в субъекте Российской

Федерации. дис. ... канд. экон. наук. Кисловодск: КИЭП, 2002.

2. Ионов М.Ч., Кардаш В.А. О концепции программно-целевого управления развитием предпринимательства в системе

регионального и муниципального хозяйства // Циклы природы и общества : Материалы 7-й международной

конференции. 25-30 сентября 2000 г. Ставрополь, 2000.

3. Причина О.С., Клюшников Г.М. Моделирование бюджетного регулирования кредитных отношений в регионе //

Сб. науч. тр. Сев.-Кав. гос. технического ун-та. Серия экономика. Т. 1. Ставрополь, 2005. № 1.

4. ЧубБ.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. М.: Буквица, 1999.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.